СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ ТРИЗ - теория решения изобретательных задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение изобретательных задач на урока чтени в ходе изучения сказок в наше время активно включается в педагогическую практику. 

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ ТРИЗ - теория решения изобретательных задач»

Правильно обучать – это не значит вбивать в головы обучающихся собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности , точно из живого источника, потекли ручейки (знания).

Я. А Коменский





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по применению ТРИЗов в ходе изучения сказок на уроках чтения и внеурочное время





РАБОЧИЕ ЛИСТЫ

1. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ (по сказке А. С. Пушкина).

= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК - Алчешь чужого, потеряешь всё.

= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ

1. Кого вам больше всего жалко в сказке?

2. Как бы вы помогли старику и рыбке?

= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

1. Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?

2. Архаизмы: ветхая - …, землянка - …, невод - …

3. Этимология слова «землянка»

4. Почему А. Пушкин так назвал свою сказку?

5. Какие старик, старуха, рыбка? (подобрать определения).

6. Какие СМС ты послал бы героям сказки? Кого о чём предупредил?

7. Подходят ли к сказке пословицы: «Дай с ноготок, Запросит с локоток». «Только ума за деньги не купишь», почему?

= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ

Как море передаёт настроение рыбки?

- море слегка разыгралось;

- помутилось сине море;

- неспокойное синее море;

- почернело синее море;

- на море чёрная буря

+ А какая ситуация на море в современном мире?

= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а золотая рыбка ей сказала…

= СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ

- С помощью пантомимы изобрази: деда, бабку, золотую рыбку

- прочти диалог между дедом и бабкой

- злая бабка, добрый дед, рыбка по морю гуляет (составить предложения).

- Сравни: золотая рыбка – баба яга

- Что в сказке реальное, а что фантастическое (фантазия)

- нарисуй несуществующего зверя, который живёт в море, дай ему название (имя)



2. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ

(по сказке А. Пушкина)

(Отрывок от слов «Три девицы под окном». До слов «А другая…»).

= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК

Какая из сестриц вам милее? Почему?

= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

1. Этимология слов: «богатырь, светлица, ткачиха»

2. Почему царь выбрал третью сестрицу?

3. Кому из героев сказки вы хотите написать записку, кому СМС?

4. Как мы сейчас говорим: не девица, а …; не сестрица, а …;

5. Почему царицей быть хорошо? А может царицей быть плохо?

6. Подходит ли к сказке пословица: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

7. Докажи, что царица добрая.

= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА

1. В каких сказках встречается число три?

2. Давайте с числом три составим задачу, пять примеров.

= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте сказку: - Поехали три сестрицы вслед за царём, а навстречу им кот в сапогах и ковёр – самобранка…

= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ

Этимология слова «родить», что вы об этом думаете?

= СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ

Изобразите сестёр, кота в сапогах, царя…



3. ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО - ЮДО

(русская народная сказка)

= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК

Берегите платье снову, а часть смолоду

= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ

- Мне нравится Иван за многое:

- во – первых….

-во – вторых….

- в третьих….

- Докажи , что Иван преданный сын и отважный воин.

= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

1. Придумайте новое название сказки.

2. Как понимать пословицу: «Не подстрелил лесного сокола – рано перья щипать»

3. Как понимать выражение Ивана : «Идёмте со мной, я вам комара и муху покажу»

4. Назовите похожие сказки.

5. Подходит ли к сказке пословица: «Правда глаза колит»

= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА

1. Чем отличается Чудо – Юдо в первый, второй, третий день?

2. Считалка : «Чудо – Юдо»

3. Полночь – это который час?

= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

1. Как по–другому можно назвать Чудо – Юдо?

2. Внесение другого предмета в сказку. У Ивана не булатный меч, а воздушный шар…

3. Иван дарит Чуду – Юду букет цветов….



4. « ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»

(русская народная сказка)

= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК

Несчастья бояться – счастья не видать

= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ

- Какими другими словами можно назвать Василису? (премудрая, превосходная…)

= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

1. Почему Василису назвали Прекрасной? (О ком или о чём можно так сказать?)

2. Как мы сейчас говорим: купец – коммерсант, избушка – домик, горница – зал, состряпай – приготовь, благословение – разрешение.

3. Из сказки убежали существительные. Узнаем мы сказку по отрывку?

4. Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица:

- «В ежовых рукавицах»

- «Слезами горю не поможешь»

= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА

1. Сколько дочерей было у купца и вдовы?

2. В каких сказках встречается число три? А в жизни?

= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ

Прочитайте , как в сказке описывается солнышко, день, ночь

= Развитие мышления и воображения

Чуть –чуть новая сказка: как придумать , чтобы мачеха и её дочери остались живы, ведь жалко их, хотя они и вредные?



5. «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ…»

(по поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» от слов «У лукоморья дуб зелёный…» до слов «Свои мне сказки говорит…»).

= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

1. Как по-другому можно назвать это стихотворение?

2. Этимология слов: «тужил, неведомых…»

3. Пошлём царице СМС и учёному коту

4. На каком месте вы бы хотели остановить стихотворение?

5. Какая царевна? Подобрать определения.

6. Подходят ли к стихотворению пословицы: «Где любовь и совет, там и счастье, и любовь», «Красота спасёт мир»

= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ

Мне жалко царевну, подскажите, как ей помочь?

= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

- Нарисовать следы неведомых зверей

- Придумай однокоренные слова (лес – лесочек – лесовик – лесок)

= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА

Составить задачу про Бабу Ягу, Кащея, кота учёного

= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ

- Может ли быть кот учёным?

- Как ты относишься к животным? Каких животных ты не любишь? Почему?

= СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ

- Изобразить царевну, кота учёного.



ЛИТЕРАТУРА

1. А. Квятковский «Поэтический словарь», М. – 2001

2. Л. Фесюкова «ТРИЗ – теория решения изобретательных задач», М – 1991

3. Д. Эльконин, В. Давыденко «Возрастные возможности усвоения знаний». М – 1966

4. Л. Занков «Наглядность и активизация учащихся в обучении». М. - 1972








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!