Правильно обучать – это не значит вбивать в головы обучающихся собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности , точно из живого источника, потекли ручейки (знания). Я. А Коменский |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению ТРИЗов в ходе изучения сказок на уроках чтения и внеурочное время |
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ
1. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ (по сказке А. С. Пушкина).
= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК - Алчешь чужого, потеряешь всё.
= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ
1. Кого вам больше всего жалко в сказке?
2. Как бы вы помогли старику и рыбке?
= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
1. Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?
2. Архаизмы: ветхая - …, землянка - …, невод - …
3. Этимология слова «землянка»
4. Почему А. Пушкин так назвал свою сказку?
5. Какие старик, старуха, рыбка? (подобрать определения).
6. Какие СМС ты послал бы героям сказки? Кого о чём предупредил?
7. Подходят ли к сказке пословицы: «Дай с ноготок, Запросит с локоток». «Только ума за деньги не купишь», почему?
= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ
Как море передаёт настроение рыбки?
- море слегка разыгралось;
- помутилось сине море;
- неспокойное синее море;
- почернело синее море;
- на море чёрная буря
+ А какая ситуация на море в современном мире?
= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а золотая рыбка ей сказала…
= СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ
- С помощью пантомимы изобрази: деда, бабку, золотую рыбку
- прочти диалог между дедом и бабкой
- злая бабка, добрый дед, рыбка по морю гуляет (составить предложения).
- Сравни: золотая рыбка – баба яга
- Что в сказке реальное, а что фантастическое (фантазия)
- нарисуй несуществующего зверя, который живёт в море, дай ему название (имя)
2. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
(по сказке А. Пушкина)
(Отрывок от слов «Три девицы под окном». До слов «А другая…»).
= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК
Какая из сестриц вам милее? Почему?
= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
1. Этимология слов: «богатырь, светлица, ткачиха»
2. Почему царь выбрал третью сестрицу?
3. Кому из героев сказки вы хотите написать записку, кому СМС?
4. Как мы сейчас говорим: не девица, а …; не сестрица, а …;
5. Почему царицей быть хорошо? А может царицей быть плохо?
6. Подходит ли к сказке пословица: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
7. Докажи, что царица добрая.
= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА
1. В каких сказках встречается число три?
2. Давайте с числом три составим задачу, пять примеров.
= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Придумайте сказку: - Поехали три сестрицы вслед за царём, а навстречу им кот в сапогах и ковёр – самобранка…
= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ
Этимология слова «родить», что вы об этом думаете?
= СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ
Изобразите сестёр, кота в сапогах, царя…
3. ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО - ЮДО
(русская народная сказка)
= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК
Берегите платье снову, а часть смолоду
= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ
- Мне нравится Иван за многое:
- во – первых….
-во – вторых….
- в третьих….
- Докажи , что Иван преданный сын и отважный воин.
= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
1. Придумайте новое название сказки.
2. Как понимать пословицу: «Не подстрелил лесного сокола – рано перья щипать»
3. Как понимать выражение Ивана : «Идёмте со мной, я вам комара и муху покажу»
4. Назовите похожие сказки.
5. Подходит ли к сказке пословица: «Правда глаза колит»
= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА
1. Чем отличается Чудо – Юдо в первый, второй, третий день?
2. Считалка : «Чудо – Юдо»
3. Полночь – это который час?
= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
1. Как по–другому можно назвать Чудо – Юдо?
2. Внесение другого предмета в сказку. У Ивана не булатный меч, а воздушный шар…
3. Иван дарит Чуду – Юду букет цветов….
4. « ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»
(русская народная сказка)
= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК
Несчастья бояться – счастья не видать
= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ
- Какими другими словами можно назвать Василису? (премудрая, превосходная…)
= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
1. Почему Василису назвали Прекрасной? (О ком или о чём можно так сказать?)
2. Как мы сейчас говорим: купец – коммерсант, избушка – домик, горница – зал, состряпай – приготовь, благословение – разрешение.
3. Из сказки убежали существительные. Узнаем мы сказку по отрывку?
4. Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица:
- «В ежовых рукавицах»
- «Слезами горю не поможешь»
= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА
1. Сколько дочерей было у купца и вдовы?
2. В каких сказках встречается число три? А в жизни?
= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ
Прочитайте , как в сказке описывается солнышко, день, ночь
= Развитие мышления и воображения
Чуть –чуть новая сказка: как придумать , чтобы мачеха и её дочери остались живы, ведь жалко их, хотя они и вредные?
5. «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ…»
(по поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» от слов «У лукоморья дуб зелёный…» до слов «Свои мне сказки говорит…»).
= НРАВСТВЕННЫЙ УРОК
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
= РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
1. Как по-другому можно назвать это стихотворение?
2. Этимология слов: «тужил, неведомых…»
3. Пошлём царице СМС и учёному коту
4. На каком месте вы бы хотели остановить стихотворение?
5. Какая царевна? Подобрать определения.
6. Подходят ли к стихотворению пословицы: «Где любовь и совет, там и счастье, и любовь», «Красота спасёт мир»
= ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ
Мне жалко царевну, подскажите, как ей помочь?
= РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
- Нарисовать следы неведомых зверей
- Придумай однокоренные слова (лес – лесочек – лесовик – лесок)
= СКАЗКА И МАТЕМАТИКА
Составить задачу про Бабу Ягу, Кащея, кота учёного
= СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ
- Может ли быть кот учёным?
- Как ты относишься к животным? Каких животных ты не любишь? Почему?
= СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ
- Изобразить царевну, кота учёного.
ЛИТЕРАТУРА
1. А. Квятковский «Поэтический словарь», М. – 2001
2. Л. Фесюкова «ТРИЗ – теория решения изобретательных задач», М – 1991
3. Д. Эльконин, В. Давыденко «Возрастные возможности усвоения знаний». М – 1966
4. Л. Занков «Наглядность и активизация учащихся в обучении». М. - 1972