Цифровые тенденции в СПО: ключевые тренды и технологии смешанного обучения
Ершова Марина Геннадьевна,
ГБПОУ КК АКСУ, методист,
преподаватель экономических дисциплин
Современное среднее профессиональное образование (СПО), обеспечивающее развитие кадрового потенциала экономики и рост уровня образования населения в целом, — это основа конкурентного преимущества государства. В современных условиях экономика требует от кадров более высокую квалификацию, а перед государством стоит задача — войти в десятку ведущих стран мира по уровню качества образования. Исходя из этого цели, содержание, процесс и условия организации профессионального образования активно трансформируются.
Современный колледж стал инновационной площадкой, сосредоточившей прорывные технологии в области производства и обучения. В учреждениях СПО реализуются образовательные программы для широкого круга потребителей: граждан предпенсионного и пенсионного возраста, лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, школьников и т. д. Обучение осуществляется в разных форматах: очном, дистанционном, смешанном. Колледжи и техникумы активно используют электронное обучение и онлайн-курсы.
Среди знаковых проектов развития СПО на сегодняшний день:
проект по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей в подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста;
Федеральные проекты национального проекта «Образование»: «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание», «Социальная активность» «Социальные лифты для каждого»;
проект Министерства экономического развития Российской Федерации «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды (ЦОС), обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Его цель — создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности саморазвития и самообразования у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
В данном федеральном проекте заложено восемь показателей, раскрывающих такие направления работы, как оснащение организаций современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности, повышение эффективности использования контента, формирование цифрового образовательного профиля и индивидуального плана обучающихся по программам СПО.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» определяет следующие цели:
обеспечение развития ЦОС в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых;
регулирование отношений участников ЦОС, связанных с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ДОТ), с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).
Сегодня во всем мире остро стоит вопрос об обеспечении цифровой грамотности населения. Для его решения необходимо определиться с набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
Разработка перечня цифровых компетенций сегодня входит в кадровую политику всех крупных компаний. Модели, разрабатываемые на данном уровне, во многом дополняют друг друга, задавая общие направления для развития цифровой/информационной грамотности сотрудников. Данные направления связаны с развитием способности к коммуникации и сотрудничеству, работе с большим потоком информации и решению проблем, с которыми не смогут справиться машины.
На основании проведенного анализа можно констатировать, что цифровая экономика существенно меняет характеристики профессиональной деятельности всех субъектов труда.
Важными изменениями новой действительности выступают:
изменение роли и расширение возможностей личности в различных видах деятельности, в том числе за счет овладения новыми технологиями;
появление новых предметов деятельности;
рост роли мотивационно-ценностных установок и морально-этических качеств личности для самореализации в новых условиях.
Основным документом, регламентирующим работу ПОО в области определения и формирования цифровых компетенций, является приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"». В документе представлен перечень ключевых компетенций цифровой экономики, включающий:
- осуществление коммуникации и кооперации в цифровой среде;
- саморазвитие в условиях неопределенности;
- креативное мышление;
- управление информацией и данными;
- критическое мышление в цифровой среде.
Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации
Смешанное обучение (blendedlearning) рассматривается сегодня в качестве ведущей педагогической технологии, сочетающей сетевое (дистанционное, онлайн) обучение с очным обучением в разных пропорциях.
По рекомендациям Федерального института развития образования («Пакет методических рекомендаций для образовательных организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования») доля дистанционных образовательных технологий и самообразования (организуемого с использованием электронного обучения) должна составлять не менее 40 % общего количества часов программы (рекомендации выделять до 40 % временина дистанционные формы обучения, около 40 % — на очные, а оставшиеся 20 % — на самообразование). Использование смешанного формата обучения позволяет обеспечить новые возможности всем субъектам образовательной практики, повысить удовлетворенность обучающихся благодаря учету их индивидуальных образовательных потребностей, а также оптимизации темпа и ритма освоения учебного материала при использовании вариативного контента.
Практика ПОО сегодня богата разнообразными модификациями как типовых моделей смешанного обучения («Перевернутый класс» и пр.), так и инновационными разработками преподавателей («Виртуальный брейн-ринг» и др.). Модели смешанного обучения могут быть типологизированы по разным основаниям. На сегодня успешно функционирует более 20 моделей смешанного обучения, в той или иной степени отличающихся друг от друга.
Для руководителя важно иметь типологию моделей смешанного обучения. Администрация и методисты ПОО должны уметь различать в образовательной практике характерные черты той или иной модели и внедрять в образовательный процесс такую, которая отвечает дидактическим задачам.
Перечислим наиболее распространенные модели смешанного обучения.
Смешанный учебный план. Изучение той или иной части элементов образовательной программы по решению руководства ПОО выводится в онлайн-формат. Решение принимается с учетом действующего нормативно-правового поля и специфики конкретных программ подготовки специалистов.
Автономный индивидуальный учебный план. Модель обеспечивает реализацию индивидуального подхода для студентов с особыми образовательными потребностями (обучающиеся-инвалиды, лица с ОВЗ и часто болеющие, одаренные и высокомотивированные, студенты, совмещающие работу и учебу, часто отсутствующие спортсмены и др.).
Смешанный индивидуальный учебный план. Эта модель предполагает выбор студентом предметов, которые он будет изучать в дистанционной форме. Если доля дистанционных предметов в ПОО невелика (факультативы, предметы по выбору), то это «Дополняющее учебное меню», если образовательный процесс подавляет возможность изучения большинства предметов в онлайн-формате — «Полное учебное меню».
Смешанный учебный предмет. В данном случае часть разделов и/или тем определенного курса выводятся в онлайн для всей учебной группы (класса, курса, потока) полностью.
Онлайн-поддержка. Преподавание учебного курса построено в основном на очном взаимодействии, а элементы онлайн-обучения используются в качестве дополнительных средств.
Онлайн-лаборатория. Освоение учебного курса организовано в формате самостоятельной работы обучающихся с электронными образовательными ресурсами, которая осуществляется в аудитории, оборудованной персональными компьютерами (или с использованием личных мобильных устройств).
Очное консультирование/очная сессия. В ходе дистанционного учебного процесса проводится определенное количество очных мероприятий (консультаций, сессий, тьюториалов).
Автономная группа. Эта модель соединяет специфику смешанного и гибридного обучения. При изучении предмета в составе группы выделяются подгруппы обучающихся с различными образовательными потребностями (например, имеющие значительные пробелы в знаниях или мотивированные студенты). В каждой из групп используется своя форма обучения.
Объяснительный класс. Преподаватель осуществляет «запуск» раздела или темы: объясняет новый материал, отвечает на вопросы, дает необходимые пояснения к выполнению заданий (демонстрирует решение типовой учебной задачи в рамках темы), а затем обучающиеся самостоятельно в дистанционном режиме проходят этапы закрепления и контроля знаний с использованием цифровых ресурсов, ЭУМК.
Перевернутый класс. Данный формат предполагает самостоятельное изучение нового материала студентами с использованием цифровых образовательных ресурсов и проведение очных занятий в формате закрепления, применения знаний и умений.
Общими правилами обеспечения эффективности внедрения «нового» в образовательную практику является:
- технологизация «нового» — технологическое оформление нововведения способствует облегчению понимания сути новшества непосредственными исполнителями;
- подготовка потребителей (педагогов) к использованию электронного обучения;
- технологизация процесса передачи «нового» — оказание поддержки педагогам, осуществляющим переход на новые модели обучения (процесс поддержки должен быть адекватен целям и содержанию поддержки, соответствовать особенностям образовательной организации).
Рассмотрим процесс внедрения смешанного обучения с позиций технологизации объекта внедрения. Процесс внедрения предполагает осуществление следующих действий:
- разработка нормативной базы внедрения смешанного обучения;
- анализ особенностей контингента обучающихся;
- выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента;
- планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана, определение доли (объема) компонентов смешанного обучения (очного, дистанционного и самообразования), времени и форм итогового контроля;
- создание условий для реализации смешанного обучения (разработка образовательного контента (ЭУМК), подготовка педагогов);
- обеспечение реализации очного (кадровое, материально-техническое, методическое) и дистанционного (интернет-ресурсы, онлайн-платформы, методическое обеспечение) компонентов, а также компонента самообразования (система консультирования и контроля);
- мониторинг внедрения;
- оценивание и контроль результатов обучения.
В данном случае педагоги сами разрабатывают и адаптируют под особенности своей практики те или иные технологические решения использования смешанного обучения. В такой ситуации в педагогическом коллективе отсутствует сопротивление инновационным преобразованиям, так как педагоги участвуют в анализе положения, понимают проблемы ПОО и осознанно приступают к изменениям своей профессиональной деятельности.
Особое значение индивидуализация обучения, осуществляемая через внедрение различных форматов смешанного обучения, приобретает для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Аналогичные процессы запускаются в ПОО и в случае использования коллективной проектной деятельности для внедрения электронного обучения, формирования цифровой образовательной среды. Таким образом, трансформация ПОО в цифровой колледж связана не с переходом в Интернет и оцифровкой средств обучения, а с глубинными изменениями базового и вспомогательного процессов.