Статья: «Учебно-тренировочная работа детского хореографического коллектива»
Хореографический коллектив является одним из самых популярных и любимых среди детей. Работа детского хореографического коллектива является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе и имеет огромное значение в воспитании гармоничной личности ребенка. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему внешкольного воспитания детей, которые тратят свое свободное время, занимаясь любимым делом. Приобретая хореографические знания, умения и навыки дети формируют свое мировоззрение, воспитывают взгляды и черты характера в соответствии с развитием общества. Обучаясь на лучших танцевальных произведениях хореографического искусства, ребенок имеет возможность расширять свой кругозор, укрепляются лучшие черты характера. Знания, умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий, реализуются на сценических площадках в фестивалях, концертах, смотрах. Когда результаты деятельности участников детского хореографического коллектива имеют успех у зрителя, тогда происходит самоутверждение и дети с большим рвением продолжают заниматься танцами. Опыт эстетического переживания при исполнении танца помнится долго и ребенку всегда хочется вновь и вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Детский хореографический коллектив осуществляет свою деятельность в разных направлениях: воспитательном, учебно-тренировочном, постановочном, концертном.
Учебно-тренировочная работа в детском хореографическом коллективе является основным видом деятельности в приобретении хореографических знаний и навыков, в совершенствовании хореографического мастерства. Весь учебно-тренировочный процесс должен быть построен так, чтобы последовательно, планомерно и систематично готовить исполнителей к выполнению поставленных перед ними художественных задач. Каждый педагог, основывался на базовые понятия, ищет свой путь свою технику исполнения и лексику. Учебно-тренировочная работа включает в себя:
поурочное обучение,
репетиционную деятельность,
постановочную и концертную деятельность.
Правильная организация учебного процесса позволит руководителю добиться хорошего качества исполнения движений танца. Весь учебно-тренировочный процесс в коллективе должен быть построен так, чтобы последовательно, планомерно и систематично готовить исполнителей к выполнению поставленных перед ними художественных задач. Каждый педагог, основывался на базовые понятия, ищет свой путь свою технику исполнения и лексику.
В учебно-тренировочном процессе руководитель должен применять общие методы преподавания современного танца. Понятие «метод» (от греческого Metodos – буквально путь к чему-либо) означает упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать содержание. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Так методы преподавания танца должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим можно выделить несколько групп методов:
всестороннего развития,
обучения техники и совершенствование в ней,
нравственное воспитание,
психологическая подготовка и воспитание волевых качеств,
теоретическая подготовка по общим вопросам.
Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы организации целенаправленного педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать методы преподавания.
Метод вербального воздействия. Процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения.
Метод наглядности – заключается в том, что педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее – в том виде, как его выполняют на уроке; после выявление и исправление ошибок.
Метод научности – означает обоснованность элементов, движений и всего построения урока в целом.
Метод всесторонности – повышения уровня всестороннего развития-главного условия. При этом методе у учащихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие опорно-двигательного аппарата, для выполнения движений той или иной сложности. Здесь рассматривается не только гармоничное физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых качеств.
Метод сознательности и активности – понимание целей и задач уроков, сознательное и активное использование средств учебного процесса. Если учащийся занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.
Метод повторности и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерывы в уроках отрицательно сказываются на организме, падает работоспособность, забываются элементы техники, поэтому необходимо систематическое проведение уроков (обычно 2-3 раза в неделю).
Метод постепенности – отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться сложными совершенно невыполнимы, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач – все эти положения основаны на принципе постепенности.
Метод доступности – показывает зависимость системы планирования занятий в зависимости от подготовки учащихся. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.
Метод коллективности в сочетании с индивидуализацией – дает наилучшие результаты в учебном процессе всей группы. Но группа состоит из разных людей и у каждого свои физические особенности и подготовка, поэтому учет индивидуальных черт необходим в коллективе. При построении уроков современного танца следует учитывать индивидуальные особенности детей путем определенной дозировки нагрузок.
Метод прочности – определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической подготовки, владение техникой исполнения. Психологи различают 4-ре уровня усвоения материала.
Знакомство - характеризуется умением узнавать изученный материал среди остальных.
Репродуктивный - характеризуется умением воспроизводить изученный материал.
Умение - характеризуется умением решать практические задачи по изученному материалу, применять методы в конкретных условиях.
Творчество - характеризуется умением создавать новые подходы и методы решения проблем в сфере деятельности.
Для лучшего усвоения материала, необходимо учитывать принципы распределения нагрузки на уроке современного танца.
Равномерный – характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется в основной части урока. Используется на протяжении всего учебного процесса для втягивание организма в работу и развитие выносливости в подготовительном периоде.
Переменный – характеризуется изменением уровня интенсивности при выполнении непрерывной работы. Этот метод считается универсальным, так как предполагает широкие возможности для педагога и учащегося, особенно при самостоятельных работах. Изменение нагрузки производят постепенно в соответствии с самочувствием учеников.
Контрольный - связан с применением нагрузки в учебном процессе для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейшего планирования занятий. В зависимости от общефизической подготовки учащихся.
Интервальный заключается в многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности с небольшим расслаблением после серии движений.
Повторный заключается в повторе, обычно максимальных по интенсивности нагрузках с расслаблением между ними. При этом объем нагрузок может быть разным.
Круговой заключается в выполнении специально подобранных комплексов движений. В их чередовании с целью развития различных групп мышц. При правильно подобранном чередовании достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает увеличить объем занятий.
Мышечная релаксация. Занимает значительное место в учебно-танцевальном процессе, так движение любой части тела является результатом сочетания возбуждения и расслабления мышц, которое необходимо для успешного выполнения любого танцевального элемента. Отсутствие такого расслабления часто приводит к напряженности и скованности, а так же к снижению эффективности движения. Необходимо включать в урок упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц, такие как: свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставах, встряхивание руками и ногами, туловищем, расслабление лежа, большое значение имеет дыхание, поэтому необходимо давать ряд упражнений в сочетании с выдохом и вдохом. Систематическое применение таких упражнений способствует более быстрому овладению двигательных качеств, также являются средством восстановления организма после занятий.
Таким образом, учебно-тренировочный процесс в детском хореографическом коллективе должен вестись систематически и планомерно, сочетая в себе разнообразные виды деятельности: обучение на занятиях, совершенствование техники танца на репетиции, развитие личного творчества при выступлениях на сценических площадках. В преподавании танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Методы преподавания танца должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса: метод вербального воздействия, наглядности, научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, прочности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко, А.С. Методика хореографической работы в школе и школьных заведениях./А.С. Бондаренко. - М.
Далькроз, Ж. – Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства. /Ж. Далькроз. - СПб.
Ивинг, В.П. Хореографическая работа со школьниками./В.П. Ивинг. - Л.
Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие/Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина
Ткаченко, Т. Работа с танцевальным коллективами./Т. Ткаченко. - М.: 2019. – 90 с.
Постановочная работа как средство расширения кругозора воспитанников хореографического ансамбля. URL: http://book-science.ru / applied / education /postanovochnaja-rabota-kak-sredstvo-rasshirenija-krugozora-vospitannikov-horeograficheskogo-ansamblja.html.
Творческие методы. URL: http://www.remox. ru/articles/ creative_thinking_rhp 2.html.
9