СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Учимся общаться в обществе: процесс разрешения ронфликтов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Общение - необходимое условие нормального развития  человека....

Просмотр содержимого документа
«Статья "Учимся общаться в обществе: процесс разрешения ронфликтов"»

КГКУ «Центр содействия семейному устройству

пгт. Преображение»

Попова Татьяна Николаевна

Тема: «Учимся общаться в обществе:

процесс разрешения конфликтов.»

Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Большинство людей предпочитает избегать конфликтных отношений, не говорить о них, скрывать их, пока возможно. Боязнь конфликтов и неграмотное только негативное, отношение к ним привели к тому, что люди не знают, как работать с конфликтом. А переживаемый конфликт - это важнейший источник развития человека, общества, государства.

Конфликты разнообразны, но суть их одна.

1. Конфликты и роль конфликта в общении

КОНФЛИКТ (столкновение) - в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон.

Философская традиция рассматривает конфликт как частный случай противоречия, его предельное обострение.

Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.

Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации.

Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта в общении не однозначна, так как она зависит от его последствий.

Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

1. Функциональные, конструктивные, когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

2. Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:

а) победитель - для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;

б) побеждённый - для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида, отчего может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

2. Виды конфликтов

Основные виды конфликтов:

· внутриличностный;

· межличностный;

· конфликт между личностью и группой;

· межгрупповой.

Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: открытое столкновение мнений и потребностями, интересами, позиций сторон, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.

Межличностный конфликт - это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга: по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем.

Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.

Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт.

По глубине конфликты бывают:

а) глубокий (измена);

б) неглубокие/поверхностные (претензии).

Длительность конфликта, в свою очередь, зависит от предмета конфликта и характера партнеров. Пример: подозрительные, «паранойяльные» во всем склонны видеть подвох, злой умысел, вследствие чего конфликт приобретает затяжной характер.

По длительности конфликты бывают:

а) затяжные;

б) кратковременные.

Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается недовольство друг другом, конфликт приобретает глубокий и длительный характер.

По частоте конфликты бывают:

а) частые;

б) редкие.

В зависимости от того, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты:

а) скрытые («мысленные»);

б) явные (скандал «прямо в лоб»).

Скрытые конфликты - это несогласие по разным поводам, не высказывание вслух, при этом отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, все равно проявляется в поведении (дистантность, мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может «прорываться» при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации.

3. Основные причины конфликта

Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить на две группы:

1) объективные;

2) субъективные.

Объективные - то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, вступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:

· нарушение принципа дистрибутивной справедливости;

· нарушение процесса делегирования - отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми;

· взаимосвязанность между людьми - то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека;

· ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний), например: отпуск в летнее время невозможен для всех работников;

· несоответствие ролевым ожиданиям, например: в семье при разделении обязанностей на мужские и женские (при этом ссоры неизбежны);

· нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).

Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей:

· различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям (психологическая несовместимость), например: холерик раздражает флегматика и наоборот;

· различия в системе ценностей, манере поведения;

· неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения;

· конфликтность личности - главная причина:

ситуативно-конфликтная личность - это человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов. Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида;

постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависимо от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию.

Типы постоянно-конфликтной личности (в силу характерологических особенностей):

· Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.

Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.

· Ригидная личность (негибкий, инертный человек) - неспособность человека принять чужую точку зрения и отказаться от своего мнения.

Повышенная прямолинейность, упрямство, отсутствие гибкости, и в результате конфликт.

Такая личность будет стоять на своем, честолюбива. В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, подозрительность, повышенную чувствительность к реальной или мнимой несправедливости.

· Импульсивная личность (неуправляемая) - не анализирует конфликтную ситуацию, не пытается найти выход из ситуации, не просчитывает действий, поступает, как «в голову взбредет». Импульсивность характеризуется низким самоконтролем, эмоциональной несдержанностью, поведение, оскорбляющее другого человека. Высокое честолюбие. Это самая агрессивная личность.

· Педантичная, пунктуальная, сверхточная личность - добросовестный, ответственный человек сам по себе. Такие же требования он предъявляет другим, его считают придирчивым, поэтому возникает конфликт. Старательность, педантичность, повышенная тревожность, от конфликта страдает он сам, а не другие. Очень часто обиду скрывает в себе и переживает внутри.

· Бесконфликтная личность - стремится угодить всем и каждому. Конформная личность уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы вызывает недовольство у других, в результате - конфликт.

Также конфликт можно рассмотреть с позитивной точки зрения, т. к. его можно назвать своего рода «двигателем» прогресса в общении людей. Он даёт возможность понять, что во взаимоотношения стоит внести изменения.

4. Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения

Выбирая ту или иную модель поведения, собеседники не всегда извлекают пользу из конфликтной ситуации. Во избежание отрицательных эмоций и нежелательных результатов следует помнить о простых способах и путях разрешения возникающих конфликтов.

Основные способы управления конфликтом:

· устранение, или предотвращение конфликтной ситуации;

· разрешение конфликта.

Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон.

Основные способы устранения конфликта:

· устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;

· изоляция одной из конфликтующих сторон, например: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.

Основные способы разрешения конфликта:

· Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуацию, отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.

· Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения, или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.

· Сглаживание - демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией, но «сглаживатель» не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности («не стоит сердиться, мы же так любим друг друга», «все мы одна команда»), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.

Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему.

· Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон.

Компромисс - один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит: в легализации претензий; в устранении возникшего противоречия (решение проблемы); в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

· Принуждение - используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения.

Например, «Я сказал!» - использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти способы разрешения конфликта - у инициатора, у ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить, поэтому напряжение все равно остается.

Принуждение - самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. Принуждение может быть оправдано: при дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации. Пример: родители - дети; авторитарный начальник - подчиненный.

· Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому, когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить.

Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. Или, когда это принципиальный вопрос.

· Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

Заключение

Отсутствие согласия между сторонами определяют, как конфликт. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.

Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности.

При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.

Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.