СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Успешность учения во многом зависит от мотивации"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья об организации учебного процесса на уроках

Просмотр содержимого документа
«Статья "Успешность учения во многом зависит от мотивации"»

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Н.С. Ищенко, преподаватель Брянского филиала МЭСИ

Успешность учения во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, который учение имеет для учащегося. Мотивация учения является проблемой, которая остро стоит и перед учащимися, и перед преподавателями, и перед родителями, так как отсутствие необходимой мотивации учения часто ведет к стойкой неуспеваемости, которая способствует появлению отклонений в поведении учащегося.

Мотивация учения должна иметь место на каждом занятии и включать показ необходимости изучения материала, значимость его в разных сферах окружающей жизни. Рассматривая мотивационную сферу учащегося, которая включает в себя потребность в учении, смысл учения, мотивы и цели учения, интересы, эмоции и отношения, связанные с ним, хочу обратить особое внимание на такую категорию, как смысл учения, то есть тот личностный смысл, который вкладывает в учебную деятельность сам обучающийся и который способствует его целенаправленной познавательной деятельности. Смысл учения, как правило, опирается на систему идеалов и ценностей, которую учащиеся усваивают в своем ближайшем окружении, прежде всего в семье. Подчас транслируемое родителями негативное отношение к учебному заведению передается детям и начинает определять их отношение к учебе. Так же может сказываться на детях и приятие или неприятие родителями отдельных предметов как дисциплин. Интерес к предмету зачастую передается детям.

Говоря о мотивации познавательной деятельности, необходимо рассматривать ее как систему разнообразных мотивов, которые определяют движение учащегося по направлению к поставленной цели обучения и влияют на активность (пассивность) его поведения на занятиях. Одни мотивы являются смысло-образующими, придают деятельности учения личностный смысл, другие же, действуя параллельно, служат дополнительными побуждениям и, мотивами-стимулами.

При этом каждый из мотивов имеет собственные содержательные и динамические характеристики. Среди содержательных характеристик стоит отметить такие, как осознанность, действенность (реальность влияния данного мотива на ход учебной деятельности), доминантность или подчиненность (место мотива в общей структуре мотивации) мотива, самостоятельность возникновения и проявления мотива, степень распространения мотива на разные типы учебной деятельности (предметы, формы учебной деятельности). Среди динамических характеристик – устойчивость, силу и эмоциональную окраску мотива.

Все мотивы учения можно подразделить на две категории. Одни из них непосредственно связаны с учебной деятельности и процессом познания (познавательные); другие – с более широкими взаимоотношениями учащегося с окружающей средой (социальные). Кроме того, можно выделить собственные, внутренние мотивы учебной деятельности и внешние мотивы, мотивы – стимулы. Первые связаны с процессами познания и социального взаимодействия, а также некоторыми личностными образованиями, такими, как самоуважение и самооценка. Вторые - с внешним стимулированием, использованием системы поощрений, наказаний и т.д.



Познавательные мотивы

Социальные мотивы

внешние

Общественное поощрение творческой активности

Признание авторства изобретений

Учиться, чтобы получить вознаграждение (подарки, деньги, поездки и т.д.)

Учиться, чтобы не наказали

Мотивация престижа - быть первым, лучшим

Мотивация благополучия - стремление получить одобрение родителей, товарищей

Позиционная мотивация – стремление занять определенное место в отношениях с окружающими

внутренние

Ориентация на овладение новыми знаниями разного уровня

Творческий познавательный интерес

Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний

Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей

Учиться, чтобы удовлетворить любопытство

Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции

Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности

Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии

Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью ученика в общении, стремление получить удовлетворение от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций

Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным



Занимаясь научно-исследовательской работой, проводила исследование особенностей социализации современных подростков, которое показало, что с возрастом происходит снижение общего уровня эмоционального принятия подростком школы. Так в 5-6 классах 92,5% учащихся положительно ответили на вопрос: Нравится ли тебе получать в школе знания по предметам?, а в 10-11 классах только – 52,6%. Это говорит о снижении субъективной значимости школы для подростков, которые испытывают потребность в знаниях и опыте решения социальных и личностных проблем.

При проведении опроса среди учителей, родителей и подростков, в котором просили оценить важность различных целей образования, количество внимания, уделяемого достижению этих целей в процессе учебной деятельности, и степень достижения этих целей в результате обучения. Среди целей, которые оказались наиболее важными для всех, были названы:

  • научить применять полученные знания и навыки в решении новых проблем;

  • дать представление о разных профессиях, чтобы можно было решить, чем заниматься в дальнейшем;

  • обеспечить умение учиться самостоятельно;

  • стимулировать способность иметь свое мнение;

  • сделать учебу полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжить учиться и после окончания школы.

Но при этом оказалось, что внимание учителей к перечисленным целям непосредственно в процессе обучения и результативность их достижения гораздо ниже, чем заявляемая важность.

Главный мотив учебной деятельности - мотив достижения, то есть стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Всех учащихся можно условно разделить на две группы: тех, кому свойственна мотивация достижений, и тех, кому свойственна мотивация избегания неудач.



РАЗЛИЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ МОТИВАЦИЯМИ

Область сравнения

Модели поведения учащихся

С мотивацией на достижение успеха

С мотивацией избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход

Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них “плывут по течению”

Самооценка

Адекватно оценивают себя, устойчивы в этой оценке

Занижают или наоборот завышают свою оценку, неустойчивы в ней

Требования к себе

Предъявляют к себе высокие требования

Предъявляют к себе пониженные требования

Предпочитаемые задачи

Выбирают задачи средней или выше средней сложности

Отдают предпочтение легким или чрезвычайно сложным задачам, чтобы успех или неуспех не влияли на самооценку

Изменение интереса к деятельности

После неудачи интерес сохраняется, хотя уровень сложности задачи может несколько снизиться

После неудачи интерес пропадает, часто происходит отказ от решения задачи

Ориентация на цель

Ставят перед собой различные цели, вплоть до отдаленных

Ориентируются только на “близкие” цели

Объяснение успехов и неудач

Успех рассматривается как результат своих усилий, а неудачи – как случайное стечение обстоятельств

Неудачи объясняют своими плохими способностями, а удачи - случайностью

Действия

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно, стремятся к получению обратной связи с окружающими

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности, не стремятся к получению обратной связи и игнорируют её



Для формирования мотивации достижения преподаватель должен опираться на четыре основных момента.

Во-первых, необходимо помогать учащимся, поддерживать реалистичный (соответствующий возможностям) уровень притязаний.

На занятии это обеспечивается через подбор посильных заданий, создание условий для выбора задач разного уровня сложности и возможности скорректировать этот выбор в случае неудачи или успеха.

Возможность выбора и обсуждение с учащимися возможных путей достижения поставленной цели способствует становлению реалистичного уровня притязаний.

Во-вторых, мотивация учения задается внутренними процессами определения психологической причинности. Среди наиболее типичных причин неуспеваемости учащихся можно выделить:- недостаток способностей («у нас в роду все гуманитарии», «у меня нет способностей к точным наукам»)

  • трудность задания («не повезло с вариантом, в другом была такая простая задача», « это был самый сложный вопрос»)

  • отсутствия везения, неудачно сложившиеся обстоятельства («единственный билет не выучил, он и достался», «не смог конспект переписать», «не смог учебник вовремя найти»).

  • недостаток усилий (« надо было повторить», «надо было начинать готовиться раньше»).

Среди этих причин есть только одна которую можно контролировать и на которую можно целенаправленно влиять. Это прилагаемые для достижения результата усилия. Поэтому для становления мотивации достижения в учебной деятельности нужно постоянно показывать учащимся жесткую связь между результатом деятельности и затраченными усилиями; обсуждать причины успехов и неудач, анализировать их опыт преодоления трудностей, возникающих при выполнении задания.

При этом ключевым моментом становится специальная, отдельная оценка преподавателем усилий, затраченных учащимся.

Ведь далеко не всегда, особенно в запущенных случаях неуспеваемости, большие усилия учащегося (длительное время подготовки к занятию, многократные попытки что-то выучить) сразу же отражаются на результатах его учебы.

Успех, объясняемый внешними факторами (легкостью задания, везением) вызывает, как правило, гораздо меньшее чувство удовлетворения и гордости, чем успех приписываемый действию внутренних факторов (собственным усилиям и способностям). Поиск причин в себе способствует развитию чувства ответственности у учащихся.

В-третьих, для формирования мотивации достижения в учебной деятельности преподавателю необходимо ориентироваться на индивидуальные нормы и оценивания. В этом случае нужно сравнивать достижения учащегося с его собственными предшествующими достижениями, а не с достижениями других. Такой подход, с одной стороны, помогает учащемуся увидеть его индивидуальный прогресс в учебе, а с другой стороны, нацеливает на применение причинной схемы, ориентированной на собственные усилия, в объяснении результатов. Индивидуальное оценивание способствует преодолению синдрома «выученной беспомощности», которая наблюдается у учащихся, имеющих большой опыт школьных неудач и помогает им увидеть даже незначительный прогресс в собственной деятельности, поверить в свои силы. Именно для этой категории необходимо создание ситуации успеха на занятии, когда они сами от начала до конца правильно выполняют задание, правильно отвечают на вопросы.

Становлению учебной мотивации способствует и ориентация учащегося на самооценивание учебной деятельности. Приведу несколько примеров, которые можно использовать.

1. Завершив работу, учащийся сам ставит и себе отметку. За эту же работу отметку ставит и преподаватель. В индивидуальной беседе можно задать следующие вопросы: «Сможете ли вы обосновать свою оценку? Какие аргументы вы приведете? Была бы другая оценка, если …?»

2. Для развития самооценки и самостоятельности в учебной деятельности предлагать учащимся самим оценивать свой результат после проверочной самостоятельной работы или диктанта по схеме:

  • преподаватель диктует правильные ответы;

  • учащиеся отмечают знаками «+», « - » свои результаты;

  • преподаватель отвечает на вопросы учащихся;

  • обсуждаются нормы оценок и выставляются отметки;

  • отметки выставляются в журнал по усмотрению преподавателя или по желанию учащихся.

3. Желательно спрашивать учащегося после ответа у доски или какой-то другой формы контроля: « Ты доволен результатом?». Проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересоваться отношением учащегося к процессу и результату своей деятельности.

И наконец, в-четвертых, для формирования мотивации достижений в учебной деятельности необходимо наличие активно-положительной установки преподавателя по отношению к каждому обучающемуся. При её наличии преподаватель доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношению ко всем, показывают огорчения при неудачах и возникновении проблем, открыто говорит об этом учащимся.

Особое место среди мотивов учебной деятельности занимает познавательный интерес.

Появление познавательного интереса связано, во-первых, с наличием положительных эмоций, связанных с умственным трудом, когда учеба воспринимается не только как долг, но и как радостный приятный процесс. Во-вторых, для развития познавательного интереса необходима среда, которая бы стимулировала любознательность учащегося, давала бы ему пищу для ума.

А практика показывает, что появление познавательного интереса, как устойчивой черты личности встречается лишь у отдельных учащихся. При этом развитие интереса не имеет четко выраженных закономерностей. У большинства по мере обучения интересы не становятся более устойчивыми. Исключением является избирательное отношение к предметам, связанным с профессиональной направленностью.

Кроме того, одним из ключевых факторов появления и развития познавательного интереса является качество и уровень преподавания, подчас личная увлеченность предметом преподавателя.

Для качественного преподавания свойственна постоянная, систематическая (из занятия в занятие, а не от случая к случаю) работа, направленная на развитие интереса

В основном, работающие так преподаватели не применяют на занятиях яркие, привлекающие внимание формы, а если и применяют, то пытаясь привлечь основное внимание учащегося к содержанию изучаемого, ходу рассуждений, аргументации, а не к форме работы.

В противном случае калейдоскоп новых форм работы вызывает у учащихся ситуационный поверхностный интерес, как и все новое, которое быстро угасает, как только форма становится привычной.

Можно выделить насколько факторов поддержания интереса учащегося к учебному процессу:

  • высокая собственная активность учащегося при изучении предмета;

  • разнообразие видов деятельности на занятии;

  • повышение нужности и целесообразности изучаемого;

  • связь с ранее изученным материалом;

  • посильность обучения;

  • яркость, эмоциональность изложения, неравнодушие преподавателя к материалу;

  • систематическая проверка и оценка учащегося преподавателем.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!