УДК 304
С.Н. Бояркина
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский
многопрофильный колледж»
г. Муравленко
S.N. Boyarkina
GBPOUYaNAO «Muravlenkovsky
versatilecollege»Muravlenko
Если ты мечтаешь в одиночку –
мечта остается мечтой,
если ты мечтаешь с другими
- ты создаешь реальность.
Субкоманда́нтеМа́ркос
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
NETWORKING: IMPLEMENTATION MECHANISMS
Аннотация:В данной статье раскрываются особенности сетевого взаимодействия, историческая цепочка становления социального взаимодействия в педагогической практике. ВыделенынаправлениявзаимодействияМуравленковскогоколледжаспредприятиямиврамкахсоглашений.
Summary:This article describes the features of network communication, the historical chain of formation of social interaction in the pedagogical practice. Obtained direction Muravlenkovskoye college cooperation with enterprises in the framework of agreements.
Ключевыеслова: сеть, взаимодействие, сетевое взаимодействие.
Keywords:networkinteraction, networking.
Сеть - приспособление для ловли, состоящее из перекрещивающихся нитей, закрепленных на равных промежутках узлами. /6/
В практической педагогике начало использования понятия «сеть» относится к 70–80–м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования бал заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. В конце 1990-х годов его описал Ю.А. Конаржевский, по его мнению, метод сетевого планирования позволяет: выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса. /1/
В педагогической практике понятие «сеть», как горизонтальное взаимодействие по использованию и распространению функционала и ресурсов используется уже с конца ХХ века. Сама идея сетевого взаимодействия возникла в системе общего образования в конце 90-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. /3/
Термин «взаимодействие» используется для обозначения взаимодействий между сетями, между оконечными системами или между их частями с целью обеспечения функциональной единицы, способной поддерживать связь от окончания до окончания. /4/
Взаимодействие- категория,отражающаяпроцессывоздействияразличныхобъектовдругнадруга,ихвзаимнуюобусловленность,изменениесостояния,взаимный переход,атакжепорождениеоднимобъектомдругого.Взаимодействие представляетсобойвиднепосредственногоилиопосредованного,внешнегоиливнутреннегоотношения.Связи,свойстваобъектамогутпроявитьсяибытьпознаннымитолькововзаимодействии сдругимиобъектами. «Взаимодействие-вотпервое,чтовыступаетпереднами,когдамырассматриваемдвижущуюсяматерию...»(ЭнгельсФ.,см.МарксК.иЭнгельсФ.,Соч.,т.20,с.546).
Социологи долго искали те простейшие социальные элементы, при помощи которых они смогли бы описать и изучать общественную жизнь как совокупность бесконечно разнообразных событий, поступков, фактов, явлений и отношений. Необходимо было найти явления общественной жизни в простейшем виде, указать элементарный случай их проявления, сконструировать и воссоздать их упрошенную модель, изучая которую, социолог получил бы возможность рассматривать все более сложные факты как комбинацию этих простейших случаев или как усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог должен найти, говоря словами П.А. Сорокина, «социальную клетку», изучая которую, он получил бы знание основных свойств общественных явлений. Такой простейшей «социальной клеткой» выступает понятие «взаимодействие», или «интеракция», которое относится к основным понятиям социологии как науки о развитии общества. Взаимодействие, которое проявляется в конечном итоге как социальное поведение индивидов в обществе, стало предметом анализа в трудах таких выдающихся социологов XX в., как П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Д. Хоманс и др. Важная теория социального взаимодействия была предложена Джорджем Гербертом Мидом (1934). /3/
Ситуация сложившаяся в настоящее время, очевидно, должна рассматриваться в ракурсе системы непрерывного образования, понимая под этим не только концепцию «обучения через всю жизнь», но и взаимосвязи между различными уровнями обучения.
Рассмотрение проблем социального взаимодействия – это поиски ответов на различные вопросы: способы устанавливания связей, условия сохранения или прерывания этих связей, влияние связей на целостность социальной системы... Одним словом, вопросам, которые возникают при рассмотрении проблемы социального взаимодействия, нет конца.
Социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:
- индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
- изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
- влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;
- обратная реакция этих индивидов. Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные.
Строго говоря, сетевое взаимодействие возможно по разным поводам, для различных целей и с самым разнообразным содержанием./2/
Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. /1/
ВМуравленковском многопрофильном колледже взаимодействие с предприятиями организовано в рамках соглашений и направлено на комплексное совершенствование системы профессионального образования и обеспечение кадровых потребностей отрасли, повышение качества подготовки выпускников.
На основании заключенных соглашений осуществляется:
1. Согласование программ спецпредметов и производственных практик, индивидуальных заданий на технологическую и преддипломную практику, тем курсовых и дипломных работ (проектов).
2. Рецензирование методических материалов по вопросам организации и проведения производственной практики.
3. Организация всех видов практик.
4. Включение представителей предприятий в состав участников
мероприятий, касающихся вопросов подготовки кадров, технологии производства и других вопросов корпоративной культуры и общественной жизни.
5. Создание единой сети преподавательского состава, выделение представителей предприятия для проведения преподавательской деятельности. 6. Предоставление имеющейся информации и прочей документации производственного характера для ведения образовательной деятельности.
7. Выделение ведущих специалистов предприятия для включения в состав Государственных аттестационных и квалификационных комиссий.
8. Выделение инженерных и руководящих работников предприятия для работы со студентами в качестве руководителей курсовых и дипломных проектов.
9. Участие в организации и проведении аттестационных квалификационных практических работ на производстве по получению студентами квалификации по рабочим профессиям в установленном порядке.
10. Трудоустройство выпускников колледжа на вакантные места предприятия.
Представители предприятий участвуют в расширенных заседаниях предметных (цикловых) комиссий, на которых обсуждаются вопросы актуализации содержания программ учебных дисциплин, профессиональных модулей и возможности формирования профессиональных компетенций студентов в период прохождения производственной практики. /5/
Список литературы
1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как раз-вивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. – с.123-129.
2. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.
4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль. Порд ред. В.С. Степина. 2001.
5. Публичный доклад о состоянии и итогах работы ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» за 2013-2014 учебный год/
6. http://tolkslovar.ru/s4669.html