Визуальная среда учащегося и успеваемость
Фельде Э.А., Бычкова Н.А.
МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5»
с. Южно-Александровка Иланского района, Красноярского края
Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в нашу жизнь. Постоянная видимая среда, которую по степени эмоционального воздействия можно поставить на первое место, резко изменилась.[3] Специалисты утверждают: сегодня окружающая видимая среда превращается в экологически опасный фактор. [1,2,4,5]
Недостаточная теоретическая разработанность, а так же актуальность данной проблемы обусловили выбор темы работы и предопределили круг поставленных на исследование задач.
Целью данной работы являлось выявление влияния визуальной среды на психологическое и физическое состояние учащегося, его успеваемость.
В задачи исследований входило:
- изучить визуальную среду, влияние её на человека;
- изучить комфортность школьных кабинетов;
- дать рекомендации по изменению визуальной среды;
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: монографический, статистико – экономический, расчетно – конструктивный. Базой исследования являлась школа, школьные кабинеты биологии, математики и русского языка.
В исследовании решили проверить взаимосвязь между степенью визуального восприятия учебного кабинета и показателем уровня успеваемости по данному предмету. В течение двух лет нами было опрошено 40 учеников старших классов. Анкетирование проводилось по опросному листу на тему «Визуальное восприятие школьных кабинетов» по пятибалльной шкале.
Таблица 1
Данные анкетирования учащихся
Критерии | Кабинет биологии | Кабинет математики | Кабинет русского языка |
1.Привлекательность | 4,3 | 2,5 | 2,0 |
2.Освещение. | 4,4 | 4,4 | 4,0 |
3.Удобство. | 4,0 | 4,4 | 3,7 |
4.Интерьер | 4,6 | 3,5 | 2,6 |
5.Успеваемость. | 4,4 | 4,2 | 3,9 |
Проанализировав результаты сводной таблицы и диаграммы, пришли к выводам: по привлекательности, по освещению, по интерьеру выигрывает кабинет биологии. По освещению все три кабинета стоят практически на одном уровне, что соответствует требованиям СанПина. Кабинет математики выигрывает в удобстве. В целом, все анализируемые показатели кабинета биологии выше, отсюда и успеваемость по предмету выше.
Пришли к выводам: - показатель успеваемости зависит от параметров благоприятности визуальной среды;
- состояние школьных кабинетов по некоторым показателям не соответствует требованиям;
- неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфортности психического состояния учащихся;
- внутренняя отделка некоторых школьных кабинетов не соответствует требованиям;
- необходимо оформлять помещения школы с учётом влияния цветов интерьера на здоровье человека;
Комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная среда должна приближаться к естественной.
Библиографический список
1. Беляева Е.Л. Архитектурно - пространственная среда поселка как объект зрительного восприятия. -М.: Строй-изд.,2011. - 125с.
2.Гибсон Г.Н. Экологические процессы зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 2010. - 380с.
3.Миллер Т.А. Жизнь в окружающей среде. Т. 1. - М.: Прогресс, 2003.
4.Филин В.А. Видиоэкология. -М.: ТАСС - Реклама, 2007. - 317с.
5.Филин В.А Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. -М.: Наука, 2005.
3