Авторская статья
Михайлов В.А.
Учитель технологии (труда)
МАОУ «Образовательный центр «Успех»
Воспитание творческой личности через уроки технологии
В настоящее время перед школой ставятся новые организационные, экономические и педагогические задачи. Они продиктованы социальным заказом на личность, успешно реализующую себя в избранной области интеллектуально-творческой деятельности и способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований.
Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Сегодня в школах в основном преобладают традиционные формы и методы обучения, которые в свою очередь не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Учащиеся воспринимают новый материал, не находя ему применение в практической жизни. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.
Личная мотивация учащихся играет решающую роль в процессе обучения и развития. Обучающиеся должны быть заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.
Как активизировать учащихся, стимулировать природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Как организовать обучение через желание?
Положительный результат обучения зависит от желания ребенка обучаться, от его активности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.
Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности к достижению цели.
Познавательная мотивация – это внутреннее побуждение, которое раскрывает во имя чего, человек реализовывает познавательную активность.
Познавательные потребности – внутренний источник познавательной и творческой активности. Это желание узнать что-то новое, это поисковая и творческая активность человека.
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Основные развивающие педагогические задачи по формированию положительной мотивации у учащихся :
- способствовать формированию умения самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности;
- способствовать формированию умения выполнять отдельные учебные действия последовательно (сначала по инструкции, затем самостоятельно);
- обучать учащихся приемам самоконтроля и самооценки.
Оценка учителя повышает мотивацию, если она:
- относится к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания, а не к способностям ученика в целом;
- сравнивает успехи с его прежними результатами, а не с успехами других учеников.
Формирование положительной мотивации коллективной учебной работы.
При подборе группы необходимо:
- учитывать желание детей сотрудничать;
- учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом (где сильный учащийся хочет помочь слабому, а слабый учащийся обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным);
- учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы, интересы.
Положительная мотивация создаёт потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении. Залог успеха и развитие творческой самостоятельности – это создание благоприятной и мотивирующей на учебу психологической атмосферы на уроке.
Творческие способности –это умение учащегося нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.
Система творческого воспитания обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Проектный метод в учебной деятельности, наиболее эффективен в создании положительной мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Проектируя значимый для себя продукт, обучающиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут.
Преимущества проектного метода обучения.
Развитие ключевых компетенций. Проектное обучение способствует формированию навыков, востребованных в современной профессиональной среде: критического мышления, командной работы, коммуникативных навыков.
Повышение мотивации обучающихся. Работа над реальными проектами усиливает вовлечённость учащихся , поскольку они видят практическую значимость своей деятельности.
Адаптация к требованиям рынка труда. Проектное обучение моделирует условия, приближённые к профессиональной деятельности, что облегчает последующую адаптацию выпускников.
Индивидуализация обучения. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и способности каждого учащегося. Обучающиеся могут выбирать темы в рамках своих профессиональных предпочтений, что повышает эффективность усвоения материала.
Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу и такие черты характера как целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные навыки, чувства и эмоции.
Изменение функции учителя:
координация процесса;
помощь ученикам в поиске нужной информации;
сам учитель - источник информации;
отслеживание результатов работы.
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха. Поэтому, наша работа построена таким образом, чтобы снизить количество учащихся, настроенных на «боязнь неудачи».
С помощью вышеперечисленных диагностик, уже в самом начале изучения нового материала, возможно, спрогнозировать учащихся, кому понадобится помощь в преодолении трудностей. Соответственно создать условия для успешной самореализации каждого ребёнка.
Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
1. Разнообразие материала и способов овладения им.
2. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Опора на полученные ранее знания учащихся.
4. Обучение должно быть трудным, но посильным, ориентация на разноуровневое освоение учебного материала.
5. Отношение учителя к предмету, его заинтересованность, эмоциональность учебного материала.
6. Неформальная атмосфера учебных занятий.
Для проявления интереса к творчеству на практике необходимо придерживаться следующих принципов в своей работе:
Принцип гуманизации воспитания.
Ученик должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности.
Принцип толерантности.
Работы учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, необходимо поощрять ребенка, чтобы он продолжал творить.
Принцип осознанности.
Знакомство с различными материалами. Учащийся, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру.
Принцип самостоятельности.
Использование элементов творческой игры на уроках технологии. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел.
Принцип личностного подхода.
Для стимулирования творческой деятельности очень важно организовывать выставки работ учащихся. Тогда у учащихся появляется заинтересованность, гордость, уверенность.