СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Занятие картингом – действенное средство социализации обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие образования в МАУ ДО ДЮЦ связывается с социализацией. Социализация в обществе играет наиважнейшую функцию сохранения общества, производство и передача культуры поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Под социализацией обычно понимают процесс полной интеграции личности в социальную систему, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Занятие картингом – действенное средство социализации обучающихся"»

МАУ ДО ДЮЦ




Юсупов Ю.К.






Занятие картингом – действенное средство социализации обучающихся




(из опыта работы)










Салехард, 2021

Содержание




Введение

4

1. Материально-техническая база – основа развития образовательного

процесса. Конструирование карта


6

2. Становление и развитие соревновательного процесса

13

3. Образовательные технологии как основа развития

образовательного процесса


17

Литература

33

Приложение 1

34

Приложение 2

35

Приложение 3

36

Введение


Развитие образования в МАУ ДО ДЮЦ связывается с социализацией. Социализация в обществе играет наиважнейшую функцию сохранения общества, производство и передача культуры поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Под социализацией обычно понимают процесс полной интеграции личности в социальную систему, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Поэтому актуальность проблемы социализации личности у нас не вызывает сомнения. Применительно к социуму г. Салехард мы в условиях социализации видим задачу подготовки творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в социально-экономических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа, обществе и ориентированной на развитие благосостояния населения округа.

Картинг пользуется большой популярностью среди подростков г. Салехард, способствует приобретению технических знаний у воспитанников, их физическому развитию, помогает в выборе профессии, способствует приобретению качеств гражданина-патриота Родины. Занятия уча- щейся молодежи картингом мы рассматриваем как составную часть до- призывной подготовки, в том числе гражданско-патриотического воспитания. Немаловажно, что подростки группы риска, увлекаясь картингом, преодолевают влияние «улицы».

Занятия картингом проводятся по образовательным программам:

«Прикладная механика в картинге», «Автомастер», «Включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность» (для индивидуальных занятий), «Экстремальное вождение» (для индивидуальных занятий) и др.

Данный набор программ позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению с учетом склонностей и интересов обучающихся, творческих способностей и потенциальных возможностей.

Программы несут практическую направленность, усилены вопросы техники безопасности, правил дорожного движения, технического обслуживания карта, методики преподавания, овладения спортивно-техническим мастерством вождения карта.

Образовательный процесс строится на основе личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании. Воспитательный потенциал программ основан на идее подготовки гражданина-патриота Родины.

Однако реализация идеи социализации, практической направленно- сти обучения, личностно-деятельностного подхода в обучении и др. напрямую зависит не только от творческо-технической составляющей образовательных программ. Для подавляющего большинства детей карт не просто развлечение. Для их важно окунуться в соревновательный процесс. Рост мастерства вождения картингом происходит благодаря участию в соревнованиях, что соответствует спортивно-технической направленности образовательных программ.

Участие в соревнованиях является мотивом к овладению скоростным вождением карта, техническим обслуживанием карта, техникой безопасности при ремонте и спортивном вождении и пр.

Развитие соревновательного процесса зависит от материально технической базы: снаряжение картингиста, наличие картов, картодрома и др. К сожалению, нехватка картов и снаряжения, ограниченные размеры картодрома сказывается на качестве образовательного и тренировочно-соревновательного процесса.

Поэтому действенная социализация личности обуславливает последовательную цепочку взаимосвязанных стержневых, стратегических задач. Причем решение одной задачи становится условием решения последующих задач:

  1. Укрепление материально-технической базы для занятий картингом.

  2. Включение учащихся в соревновательный процесс, овладение ими спортивно-технического мастерства.

  3. Усиление образовательно-воспитательного потенциала занятий.

  4. Развитие конструкторской и изобретательской деятельности учащихся.

Данные задачи реализуются не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны.

Целью данной работы является раскрытие опыта становления образовательно-воспитательного потенциала занятий картингом по образовательным программам, направленного на творческое развитие личности, ее самоопределение и самореализацию в обществе.

  1. Материально-техническая база – основа развития образовательного процесса. Конструирование карта


Картинг всегда был визитной карточкой и гордостью СЮТ. Однако существующая материально-техническая база в не позволяла вести тренировочные заезды и соревнования больше походившие на показательные выступления. Причем в наличии было всего шесть картов.

«АКУ-89». Данная модель картов морально устарела и на данный момент была физически изношена. Поэтому карты скорее подходили для изучения устройства, технического обслуживания и ремонта, нежели для тренировочного и соревновательного процесса.

Картодром был построен в 2009 году. Поэтому мы были с детьми ограничены во времени для практического вождения (ограничивались тем минимальным временем, которое нам предоставлял МАУ ДО ДЮЦ на автодроме).

Ситуация кардинально изменилась в 2020 г. с постройкой картодрома и приобретением шести более современных картов «Хонда- 160», а также в связи с передачей всего материально-технического оборудования в МАУ ДО ДЮЦ. Это позволило нам интенсивно проводить тренировочные заезды и принимать участие в соревнованиях.

В последующий период материальная база значительно укрепилась, что отражено на рисунке 1



Рис. 1 Динамика обеспеченности картами за период 202018-2020 г.


Первые региональные соревнования были проведены в апреле 2011 года и посвящены дню космонавтики. В дальнейшем они стали традиционными. Участие в традиционных зимних соревнованиях по картингу.

«Кубок Арктики» обнажило необходимость зимних картах. У нас не было возможности принимать участие в соревнованиях из-за отсутствия зимних картов класса «Raket», «Raket-120», «Raket-120 Юниор», «Свободный», «Союзный».

В 2012 году соревновательный процесс активизировался благодаря приобретению картов данных классов.

Один зимний карт класса «Союзный Юниор» был спроектирован и построен на базе мастерской СЮТ самими ребятами.

Зимний карт был изготовлен в рамках проекта «Конструкция зимнего карта с двигателем «Восход 3М-01» для проведения учебно-образовательного процесса и участия в зимних соревнованиях в классах «Союз- ный» и «Союзный – юниор».


Проект зимний карт (в сокращении)

В реализации проекта участвуют дети, научный и технический руководитель проекта педагог дополнительного образования Юсупов Ю.К.


    1. Выбор и обоснование проекта. Формулирование проблемы

Ныне картинг занимает прочное место в спортивной жизни молодежи. Однако слабая материально-техническая оснащенность объединения СЮТ картами крайне осложняет проведение тренировок и соревнований, и как следствие сказывается на росте спортивно-технического мастерства. С другой стороны, обучающиеся, склонные к научно-техническому творчеству, рационализаторству и изобретательству, научно-исследовательской деятельности, не в полной мере реализуют свой потенциал в процессе усвоения дополнительной образовательной программы «Прикладная механика в картинге».

Объединение «Прикладная механика в картинге» СЮТ на протяжении многих лет занимается разработкой и изготовлением конструкций и устройств, отличающихся своей оригинальностью. При разработке технического задания была поставлена проблема конструирования зимнего карта, который, бы имел небольшие размеры, массу, и, в то же время, отвечал техническим требованиям, правилам безопасной эксплуатации, художественно-эстетическим требованиям.

Особое внимание при конструировании уделялось универсальности

карта:

Во-первых, возможности эксплуатировать его как зимой, так и летом. То есть отличительными особенностями конструкции карта являетсято, что в зимнее время его можно эксплуатировать на асфальте, плотном снеге и на голом льду.

Во-вторых, эксплуатировать его как взрослыми, так и детьми различного возраста, роста и веса.

При разработке данной конструкции был проведен анализ существующих прототипов, проработаны теоретические сведения о работе этих устройств в реальных условиях эксплуатации, подобраны материалы и комплектующие изделия.

Таким образом, конечным продуктом мероприятия является конструирование зимнего карта с двигателем «Восход 3М-01» для проведе- ния учебно-образовательного процесса и участия в зимних соревнованиях в классах «Союзный» и «Союзный Юниор». Это является большим под- спорьем в развитии материально-технической базы. Данное мероприятие приобретает социально-педагогическую значимость.


    1. Цель и задачи проектного мероприятия
  1. Воспитание у учащихся ценностного отношения к занятиям техническим творчеством.

  2. Развитие у них познавательного интереса, исследовательских и конструкторских умений, творческих способностей, рационализаторства.

  3. Расширение кругозора знаний, практических умений в области конструирования и эксплуатации карта.

Стратегическая цель обращена к технической подготовке обучающихся к службе в Российской армии, в перспективе к развитию научно- технического и социально-экономического потенциала страны.

Инновационность проектного мероприятия заключается во включении учащихся в решение возникающих проблем:
  1. Включение обучающихся в разработку и реализацию социально значимых проектов. Проживание обучающимися конкретных ситуаций, проникновение вглубь явлений, процессов, конструирование новых объектов и освоение новых видов деятельности.

  2. Передача социального опыта, знаний, умений, ценностных ориентаций от взрослого подросткам.


  1. Выбор формы и материалов конструкции.

Основой любой конструкции является ее каркас или рама, силовая установка (двигатель), передаточные механизмы, система управления.

Рама зимнего карта собственной конструкции изготовлена из деталей старого списанного карта «АКУ-89», других механизмов, адаптированных или изготовленных самостоятельно.

Выбор силовой установки определяется из условия обеспечения равенства эффективной мощности двигателя и мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления двигателя.

По эксплуатационным характеристикам наиболее подходящей силовой установкой на зимний карт оказался двигатель от мотоцикла «Восход 3 М», т.к. он соответствует требованиям, предъявляемым классификацией и техническим требованиям, обладает необходимой мощностью, оборотами, малым расходом топлива, имеет механическую коробку перемены передач, хорошо запускается.

Колеса зимние WKT 4.5х11-5 "лёд", 140 шипов. Рулевое управление разработано и изготовлено самостоятельно, имеет возможность регулировки руля по высоте, изменять угол атаки поворотных кулаков. Тормозная система – дискового типа, приводится в действие тросом через ры- чаг на задний суппорт.

Привод управления дроссельной заслонкой разработан и изготовлен самостоятельно, приводится в действие тросом. Привод на ведущее заднее колесо осуществляется через роликовую цепь.

Таблица 1

  1. Технологическая карта

№ п./п.

Последовательность выполнения опера-

ций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбор заготовки из бруска кедра или липы обработать по размерам


Наждачная бумага, ветошь, измери- тельный инстру- мент, бумага, ка- рандаш.

2

Изготовление чер- тежа по раме АКУ - 89


Кульман, шаблон, карандаш, линейка.

3

Изготовление чер- тежа зимнего карта.

Кульман, шаблон, карандаш, линейка.

4

Изготовление рамы зимнего карта по чертежам.


Слесарный верстак, разметочная плита, сварочный аппа- рат, углошлифо- вальная машина, монтажный и сле- сарный инстру- мент.

5

Установка рулевой системы, сидения и двигателя.


Слесарный верстак, сварочный аппа- рат, углошлифо- вальная машина, монтажный и сле- сарный инструмент

6

Установка задней оси, тормозной си- стемы.


Верстак, сварочный аппарат, углошли- фовальная машина, монтажный и сле- сарный инстру- мент.

7

Полная сборка, по- краска, настройка карта


Компрессор, пуль- веризатор, наждач- ная бумага, мон- тажный и слесар- ный инструмент.

Таблица 2

  1. Этапы подготовки и реализации проектного задания



Мероприятия этапов

Сроки исполнения

1

Создаются конструкторские группы, по разработке различных

схем зимнего карта.

Сентябрь

2021 года

2

Разработка проекта. Сбор и уточнение информации, обсужде-

ние альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение пла- нов деятельности, выполнение проекта.

Октябрь-но- ябрь

2021 года

3

Ресурсное обеспечение проекта. Подготавливаются конструк- ционные и технологические материалы для конструирования зимнего карта. Составляется смета расходов на приобретение

материалов и оборудования для изготовления зимнего карта.

Декабрь 2021

– май

2022 года

4

Конструирование зимнего карта. Постройка и настройка си-

стем, узлов зимнего карта, подготовка и испытание к исполь- зованию карта на тренировках и соревнованиях.

Сентябрь -

декабрь 2021

года

5.

Использование его в тренировочном процессе и зимних сорев-

нованиях.

Начиная с ян-

варя 2022 г.

Таблица 3

  1. Экономический расчет

Наименование материалов

Стоимость

1.

Металлопрокат различного профиля

900 руб.

2.

Крепежные изделия

300 руб.

3.

Двигатель

Подарили родители

4.

Колеса

3600 руб.

5.

Краска

200 руб.

6.

Затраты электроэнергии

100 руб.

7.

Сопутствующие материалы

600 руб.


итого

5700 руб.

Экономический эффект очень высок!!! Новый карт данного класса стоит около 100000 руб.

Техническая характеристика карта

  1. Длина – 1600 м.

  2. Высота – 0,9 м.

  3. Ширина – 1000 м.

  4. Двигатель – двухтактный «Восход 3М-01» 6500 об./мин.

  5. Потребляемый бензин АИ 92 в смеси с моторным маслом 1:50

  6. Размер колес – 4.5х11-5

  7. Максимальная скорость – 70 км/ч


После деятельности проектирования идет процесс реализации проекта, т.е. конструирование карта

А как было на практике при конструировании карта?

Лучше увидеть, чем услышать!



Лиха беда начало…идет закладка «фундамента». Форма и размеры рамы имеют решающее значение



Готовим на раме места для крепления Вот и сидение на месте, руль…



Установка двигателя Налаживаем рулевое…колеса поворачиваются

Близко завершение… Мы готовы к тренировкам и соревнованиям




    1. Становление и развитие соревновательного процесса


Организация соревнований помимо укрепления материально-технической базы потребовало проведения целого комплекса организационно- педагогических мероприятий:

  • Подготовка трассы к соревнованиям.

  • Разработки положения о соревнованиях.

  • Организации судейства соревнований.

  • Организации тренировочного процесса для подготовки к соревнова- ниям.

Какую роль и место занимают соревнования у учащихся, посещаю- щих творческие объединения спортивно-технической направленности по картингу?

К нам приходят дети добровольно. Цель: удовлетворение познава- тельных потребностей, склонностей и интересов. Скажем интересно и за- мечательно покататься на карте. И если в процессе 2-х часового занятия им не предоставить эту возможность, то видно как угасают искры в глазах мальчишек.

Укрепление материально-технической базы позволило перевести со- ревновательный процесс на новый качественный уровень. И вот маль- чишки уже интересуются соревнованиями. Стремятся доказать свою со- стоятельность и готовность соревноваться в скоростных заездах. Они уже испытали нечто новое, захватывающее... Они осознали, что у них есть потенциальные возможности в овладении спортивно-техническим мастер- ством.

С другой стороны благодаря участию в соревнованиях обучающиеся стали ответственнее относится к техническому обслуживанию карта и со-

блюдению техники безопасности. Они осознали, что от этих факторов за- висит успешность выступления на соревнованиях. Для юного спортсмена становится ценностью, что гонщик должен овладеть техническим обслу- живанием карта на высоком уровне, что на одном спортивном мастерстве далеко не уедешь.

Налицо прямая связь между стремлением к овладению спортивно- техническим мастерством и тягой к рационализаторству и изобретатель- ности. Кто участвовал в проекте зимний карт? Это Шарапов Вадим, Набо- кин Александр, Кусков Дмитрий, Шамсутдинов Сергей. Они обучаются по программе «Экстремальное вождение». Они неоднократные по- бедители и призеры многоэтапных соревнований «Кубок Арктики».

Соревнования несут не только развивающую, но и воспитательную составляющую.

Все соревнования имеют патриотическую направленность. Обра- тимся к графику соревнований за период учебного года.

Таблица 4

План-график

соревнований по картингу в 2021-2022 учебном году

п./п.

Наименование соревнований

Уровень

Дата прове- дения

1.

Соревнования по картингу посвя-

щенные «Дню города Салехард»

Муниципальный

сентябрь

2.

Соревнования по картингу посвя-

щенные «Дню Учителя»

Муниципальный

октябрь

3.

Соревнования по картингу посвя-

щенные «Дню Водителя»

Муниципальный

октябрь

4.

Соревнования по картингу на приз Деда Мороза.

Муниципальный

Декабрь

5.

Соревнования по картингу 2 этап

«КУБОК АРКТИКИ»

Региональный

Январь

6.

Соревнования по картингу 3 этап

«КУБОК АРКТИКИ»

Региональный

Январь

7.

Соревнования по картингу 4 этап

«КУБОК АРКТИКИ»

Региональный

Февраль

8.

Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Защитника Отечества»

Муниципальный

Февраль

9.

Соревнования по картингу 5 этап

«КУБОК АРКТИКИ»

Региональный

Февраль

10.

Соревнования по картингу 6 этап

«КУБОК АРКТИКИ»»

Региональный

Март

12.

Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Космонавтики»

Муниципальный

Апрель

13.

Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Победы»

Муниципальный

Май

14.

Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Защиты Детей»

Муниципальный

Июнь

Видно, что соревнования, приуроченные к знаменательным и памят- ным датам, способствующие воспитанию у подростков и молодежи ка- честв, гражданина и патриота Родины. Мы, педагоги стремимся при под- готовке к соревнованиям проводить беседы по тематике соревнования.

Охват обучающихся соревнованиями за последние четыре года вы- рос в 5,5 раза. Динамика роста участия в соревнованиях различного уров- ня отражена в диаграмме на рис. 2



Рис.2 Рост количества воспитанников, участвующих в соревнованиях

Выросла качественная сторона соревнований, выражающаяся в количестве победителей и призеров. Так за 2020-2021 учебный год на межрегиональных соревнованиях участвовало 120 детей. Из них 48 стали по бедителями и призерами (см. диаграмму на рис.3)



Рис 3. Рост количества победителей и призеров соревнований различного уровня

Здесь уместно подчеркнуть. Что прогресса мы добились не только за счет проделанной работы, но и благодаря взаимодействию с нашими коллегами из МОУ ДОД «Центр технического творчества» г. Лабыт- нанги.

Сейчас у нас сложилась система работы по подготовке воспитанни- ков к участию в соревнованиях и по проведению соревнований.

Будни соревнований

Картодром летом

Зимняя трасса

Подготовка к старту

Наперегонки

Впечатляющий результат

Вперед к новым победам и достижениям!



    1. Образовательные технологии как основа развития

образовательного процесса


Отправной точкой в своей работе мы считаем привитие детям любви к технике, к картингу: техническое обслуживании его, управление картом, овладение спортивно-техническим мастерством. Конечная цель: помочь детям в профессиональном самоопределении в отраслях связанных с транспортом, с военной промышленностью и др. Мы считаем, что занятие картингом не самоцель, а средство подготовки к службе в рядах вооруженных сил России, получении профессионального образования, адаптации в обществе. Это соответствует идее социализации.

В центре технического образования лежат ценности технического творчества детей, умение применять полученные знания и умения в дальнейшей жизнедеятельности. За несколько лет своей профессиональной деятельности мы на практике убедились, что качество и эффективность образовательного процесса зависит от применения современных образовательных технологий. При построении образовательного процесса мы используем следующие технологии:

  1. Технология индивидуализации. Только в рамках индивидуальной работы можно добиться качественного освоения практическими и трудовыми умениями и навыками. Поэтому систематически организуем самостоятельную работу.

  2. Однако эффективность индивидуальной работы будет выше, если ее сочетать с группой работой. При применении групповой технологии мы обучающихся делим на группы численностью 3-5 человек для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное знание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его. Затем идет обсуждение групповых заданий и подведение итогов. Систематически используется разновидность групповой работы – парная работа.

  3. Эффективность групповой работы будет выше, если групповые задания выполнять в рамках игровой деятельности (деловой игры). Игровые технологии выступают эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся.

  4. Нами практикуется опережающее обучение. Плакаты и модели технических узлов карта мы предлагаем учащимся в качестве источника информации, средства познания. После эвристической беседы при работе с иллюстративным материалом мы проводим теоретическое обобщение.

  5. По-прежнему нами также используется технология традиционного обучения. Но так как цели традиционного обучения (ТО) ориентиро- ваны преимущественно на ЗУН, а не на развитие личности, то в рамках, ТО мы применяем дидактические приемы вышеназванных образователь- ных технологий.

Однако ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности, на формирование универсальных учебных действий (УУД). По- этому мы переосмыслили некоторые основы своей педагогической деятельности.

За основу подготовки, проведения и анализа учебных занятий нами положен системно-деятельностный подход.

Деятельностный компонент нами практически реализуется: на наших занятиях обучающиеся постоянно в деятельности: ставится цель, отбираются средства ее достижения, планируется процесс достижения цели. Но системный компонент требует освоения. Резервы видим в конструировании учебного занятия как системы, понимания деятельности как системы и др.

Цель на каждом конкретном учебном занятии должна быть направлена на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого содержания учебного материала.

Мы приходим к осознанию того, что нельзя ограничиваться только целью, поставленной нами, необходимо добиваться принятия цели обучающимися.

Цели воспитания и развития мы связываем с формированием и развитием УУД:

  1. Личностные действия. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Поэтому на занятиях изучаем не только устройство карта, его техническое обслуживание, вождение карта и др. Но и рассматриваем вопросы безопасности жизнедеятельности, экологии окружающей среды и др.

Для понимания смысла учения необходимо осуществление мотивации учения, понимания учащимися того, ради чего познавательная деятельность осуществляется. Поэтому резервы мы видим в усилении проблемности в обучении.

  1. Познавательные действия. Умения учиться. Это и познавательные умения, и способы умственных действий (мыслительные операции). Для формирования названных действий (умений) ставим задачу формирования у обучающихся знаний о способах деятельности.

  2. Коммуникативные действия. Коммуникативные действия обеспечивают учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем и др. Резервы мы видим в более широком применении групповых технологий. В рамках групповых технологий обучающиеся включаются в коллективный поиск, учатся понимать друг друга, аргументированно высказываться, принимать коллективные решения.

  3. Регулятивные действия. Это организационные умения: ставить цель, задачу, планировать деятельность по ее достижению, прогнозировать ожидаемый результат, вносить необходимые коррективы. Резервом является усиление сотрудничества в обучении.

В качестве иллюстрации сказанного мы приведем научно-методическую разработку учебного занятия.

Тема «Развитие у учащихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы

«Прикладная механика в картинге»

Описание учебного занятия.

Описание учебного занятия представлено в опорной карте занятия. В карте раскрыта структура каждого этапа занятия: цель и задачи этапа, сущность учебного содержания, применяемые методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.

Опорная карта занятия



Этап занятия

Задачи этапа

Учебное содержание

Методы обучения

Орг. фор-

мы позн. деятель.

1. Организаци- онный момент

Организация обучающихся по достижению цели занятия.

Группообразование, название групп в соот- ветствии с содержанием деятельности

Словес- ный, практиче- ский

Фрон- тальная, групповая, индивиду-

альная.

2. Постановка цели, создание проблемной си- туации.

Выявление проблемы, при- нятие обучаю- щимися темы и цели занятия.

Создание проблемной ситуации в процессе ез- ды карта, включение обучающихся в процесс постановки цели, темы занятия

Нагляд- ный, про- блемно- поиско- вый, моз- говой штурм

Группо- вая, инди- ви- дуальная

3. Установочный доклад педагога (лекция с эле- ментами эври-

стической бе- седы).

Сообщение необходимой информации, ее актуализация для работы в группах и про- работки темы

Выделим две проблемы, связанные с формирова- нием экологического со- знания в процессе заня- тий картингом в СЮТ:

Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы за- нять активную жизнен- ную позицию по работе с населением по про- блеме экологии.

Во-вторых, это умение устранять при- чины технического ха- рактера при обслужива- нии и эксплуатации кар- та с тем, чтобы умень- шить массу токсичных выхлопных газов.

Лекцион- ный, эв- ристиче- ская бе- седа

Фрон- тальная в сочетании с индиви- дуальной

4. Работа в груп- пах, теоретиче- ский этап

Формирование знаний, специ- альных учеб- ных умений, универсальных учебных дей- ствий: интел- лектуальных и коммуникатив-

ных умений

Обучающиеся выпол- няют групповые задания с использованием памя- ток о внутригрупповой дискуссии, о выделении главного

Самостоя- тельная работа, дискусси- онный, мозговой штурм

Групповая в сочета- нии с ин- дивиду- альной

5. Обсуждение групповых зада- ний

Формирование знаний, специ- альных учеб- ных умений, универсальных учебных дей- ствий: интел- лектуальных и коммуникатив-

ных умений

Заслушиваются и об- суждаются сообщения групп, задаются во- просы, педагог проводит обобщение, выставля- ется оценка в баллах каждой группе. При об- суждении

Заслуши- вание до- кладов, эвристи- ческий, дискусси- онный

Фрон- тальная, групповая, индивиду- альная

6. Подведение итогов. Рефлек- сия деятельности

Формирование рефлексивных умений

Обсуждение вопросов:

- что было нового, инте- ресного на занятии?

- какие встретили за- труднения?

Эвристи- ческий, дискусси- онный

Группо- вая, инди- вид., фронталь-

ная

7. Эмоциональ- ная разрядка

Переключение обучающихся с интеллектуаль- ной на эмоцио-

нальную сферу

Свободный заезд на кар- тах без специальных установочных заданий с пожеланием насла-

ждаться ездой




4. Конспект учебного занятия

Название темы занятия. Развитие у обучающихся ценностно- го отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»

Цель занятия: Продолжить воспитание самостоятельности, товарищества, коллективизма, развитие экологического сознания, мышления, коммуникативных и познавательных компетенций в процессе формирования знаний по подбору топливного жиклера карбюратора карта.

Подробный конспект занятия (с описанием содержания и активных методов обучения).

Начало занятий происходит на картодроме.

Организационный момент, группообразование.

Педагог: Ребята сегодня наше занятие начинается на картодроме. Для работы предлагаю разбиться на две группы: экологи и механики. Назначаю в каждую группу по два человека (в группу назначается односильный и один слабый обучающийся), которые доберут в свою группу остальных и необходимо выбрать командира группы (быстро завершается образование групп и ребята выбирают командиров).

Постановка цели, создание проблемной ситуации.

Демонстрируется езда двух картов: один идет ровно, легко набирает скорость, другой идет рывками, «захлебывается», у него заметен более сильный выхлоп газов и более темного цвета.

Задание каждой группе: «исходя, из рода вашей деятельности обозначить проблему и сформулировать тему занятия». С использованием дискуссионного метода и метода мозгового штурма в группах были подняты проблемы технического (почему второй карта не может набрать нормальный ход) и экологического характера (выхлопные газы у второго карта сильнее засоряют окружающий воздух).

(продолжение занятия в учебном кабинете)

Педагог: И так мы выделили две проблемы (эти проблемы проговариваются вместе с учащимися). Давайте объединим эти проблемы. После дискуссии сформулировали: «Устранить неисправности в карбюраторе второго карта, чтобы снизить засорение окружающего воздуха выхлопными газами».

Педагог. Скажите ребята эта проблема только у нас или имеет глобальный мировой характер?

Ответ. Проблема имеет глобальный мировой характер.

Педагог. Можете предложить меры по улучшению экологии окружающей среды, которые, мы можем воплощать прямо сейчас, и какова будет тема нашего занятия?

В процессе фронтальной эвристической беседы была определена тема занятия и сформулирована цель: «Принятие активной позиции учащихся по проблеме формирования экологического сознания у населения». Установочный доклад педагога (лекция с элементами эвристической беседы).

Выделим две проблемы, связанные с формированием экологического сознания в процессе занятий картингом в СЮТ:

Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы занять активную жизненную позицию по работе с населением по проблеме экологии.

Во-вторых, это умение устранять причины технического характера при обслуживании и эксплуатации карта с тем, чтобы уменьшить массу токсичных выхлопных газов.

Содержание доклада. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития, земные проблемы стали глобальными.

По данным прогнозам в начале века будут усугубляться и расширяться кризисные явления – прежде всего:

  1. Энергетический кризис. Это потребует от ученых активного поиска новых источников энергии.

  2. Обострение проблемы засорения атмосферы и водных ресурсов.

  3. Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов.

  4. Перенасыщенность населения земли, большая нехватка продовольствия и пр.

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

В современных условиях в атмосферу попадает более 400 млн. т частиц золы, сажи, пыли и разного рода отходов и строительных материалов. Кроме приведенных выше веществ в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества: пары минеральных кислот (серной, хромовой и др.), органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу [10].

Актуальность принимает вопрос, о профилактике засорения атмосферы, об уменьшении вредных выбросов газов и других отработанный веществ. Как вы убедились, немаловажную роль играет подбор топливного жиклера карбюратора в зависимости от температуры окружающего воздуха. Главный жиклер изготовлен по первому классу точности, пропускное отверстие кажущееся небольшим, но даже незначительное увеличение диаметра часто приводит к непоправимому обогащению смеси, падению мощности, перерасходу бензина и повышению содержания СО. При подготовке форсированного двигателя, при установке карбюратора

лавный топливный жиклер

Рис. 1 Главный жиклер

другого типа или воздухоочистителя, необходима иная производительность главного жиклера. В этих случаях надо подобрать его опытным путем. Регулировка карбюратора — это одна из труднейших проблем, стоящих перед спортсменом. Регулировку двигателя нельзя подчинить каким-то правилам. Этому надо попросту научиться. Основное правило для верной настройки – избегать значительных изменений от

базовых установок, однако важно работать

над каждым компонентом настройки поочередно, чтобы правильно оценить его влияние на работу двигателя, прежде чем приступать к настройке следующего компонента. Принципиально устройство всех карбюраторов, установленных на двухтактных двигателях, а так же взаимосвязь различных систем карбюратора, отличается незначительно, но перед тем, как делать любые работы с карбюратором необходимо проверить следующее:

Воздушный фильтр - должен быть свежий, чистый и смазанный; бот);\

Выхлопная система - должна быть стандартной (для начала патрубки и хомуты впуска и выпуска - должны быть плотно затянуты;

Карбюратор - должен быть чистым как снаружи, так и внутри;

Набор жиклеры, игла, заслонка - должен быть стандартным (для начала работ);

Двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры;

Все необходимые жиклеры должны быть в наличии [8].

Проработка содержания темы (групповая работа учащихся).

Задание группе механиков. Подготовить на основе данного текста групповой доклад о регулировке карбюратора и подбору топливного жи- клера как условие уменьшения массы выхлопных газов.

В связи со специфическим устройством карбюраторов двухтактных двигателей все системы карбюратора работают параллельно и постоянно от холостого хода и до максимальных оборотов, в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Поэтому ошибка при регулировке, например, холостого хода, приведет к ошибке при подборе главного топ- ливного жиклера. Поэтому главный принцип - тщательность и аккурат- ность.

  1. Прежде всего, надо отрегулировать уровень топлива в поплавковой







    4-6 мм




    Рис 2 Регулировка уровня топлива

    камере, для чего необходимо согласно инструкции проверить, какой должна быть высота поплавка и отрегулировать, подгибая язычок. Высота между верхним краем поплавка и уровнем разъема поплавковой камеры должна быть около 4-6 мм. Точность этой регулировки имеет принципиальное значение, для того чтобы уровень топлива не влиял на работу карбюратора.

  2. Произвести регулировку холостого хода, так как система холостого хода работает во всем диапазоне открытия дроссельной заслонки и не правильная регулировка вносит хаос и сумбур в процесс регулировки кар

    Закручивая винт смесь богаче Откручивая винт смесь беднее









    Рис.3 Регулировка холостого хода.

    бюратора. Как регулируется холостой ход: Заведите и прогрейте двигатель, вращением винта качества смеси холо- стого хода установите стабильные обо- роты двигателя, вращая винт от базового положения (как правила это винт, вывер- нутый 1.5 оборота). При этом закручивая винт, вы делаете смесь богаче, откручи- вая - беднее. Винтом количества смеси установите необходимые вам обороты

    холостого хода.

  3. Произвести регулировку переходного режима, то есть открытие





Вырез больше, смесь богаче. Вырез меньше, смесь беднее.





Рис.4 Регулировка переходного режима

дроссельной заслонки (от 0% до 25% от- крытия дроссельной заслонки)

Работа двигателя на переходном режиме зависит, прежде всего, от правильного подбора жиклера холостого хода, пра- вильной регулировки холостого хода и величины выреза в дроссельной за- слонке. Чем больше вырез в дросселе, тем беднее смесь и наоборот.


  1. Произвести регулировку частичного открытия дросселя (от 25% до 75% открытия дроссельной заслонки).

Перемещая стопорное кольцо по игле: вниз смесь богаче, вверх беднее.




Игла







Рис. 5 Регулировка частичного откры- тия дросселя.

В начале этого режима (от 25% до 50%

открытия дросселя) играет роль только зазор между иглой и стенками тоннеля карбюратора, в котором игла перемеща- ется. Меняя диаметр иглы можно делать смесь богаче или беднее. Толще игла - смесь беднее, тоньше игла - смесь бо- гаче. Как правило, иглы различаются по диаметру цилиндрической части с ша- гом 0,01 мм. В конце этого режима (от 50% до 75% открытия дросселя) играет роль конфигурация конической части

иглы и ее положение в дроссельной за- слонке. Переставляя иглу вверх или

вниз можно делать смесь богаче или беднее (вверх – богаче, вниз - бед- нее). Можно так же заменить иглу на другую, с более острым или более полным профилем конической части, острее профиль - смесь богаче, плавнее профиль - смесь беднее. Компонентом, оказывающим наиболь- шее воздействие на работу двигателя при полностью открытой дроссель- ной заслонке, является главный топливный жиклер. В действительности, только он определяет количество топлива, подаваемое в диффузор карбю- ратора, при открытии дроссельной заслонки с ¾ до полного открытия, диаметр которого необходимо подобрать при проведении данного экспе- римента [7].

Для подготовки карта к работе необходимо произвести все, ранее, описанные регулировки карбюратора.

Перед запуском двигателя, необходимо, убедиться, что поплавковая камера и линия возврата топлива заполнены бензином, и в случае холод- ного двигателя, открыть пусковой обогатитель, после чего включить за- жигание. Для более холодных условий запуска двигателя значение этого жиклера должно быть больше. Этот компонент влияет только на фазу за- пуска. После запуска необходимо закрыть пусковой обогатитель заслонки. Хорошо прогреть двигатель и начать работу по подбору главного жи- клера заранее большего размера на 5-10 единиц, а затем последовательно уменьшать сечение главного жиклера, во избежание прогара или «при- хвата» поршня.

Установка жиклера большего размера делает смесь богаче, меньшего размера - беднее. Правильность регулировки карбюратора в этом режиме проверяется либо “ на слух ”, что требует немалого опыта, либо по цвету изолятора свечи (см. рисунки 6, 7, 8 на с. 27).

Основным показателем правильности выбора является максимальная скорость карта. Кроме того, двигатель не должен давать перебоев и «за-

хлебываться» при резком и полном открытии дроссельного золотника. Наилучший жиклер тот, при котором достигнута наибольшая скорость. Иногда для обеспечения лучшей смазки двухтактного двигателя останав- ливаются на жиклере, который дает даже немного большее (на 5—10 про- центов) обогащение. Одновременно с проверкой скорости оценивают ка- чество смеси по состоянию свечи зажигания непосредственно после работы.


Рис.6 Смесь нормальная

После пробной поездки “ в полный газ ” в течение 30 - 45 секунд заглушите двигатель прямо на ходу на нейтральной передаче. Выверните свечу и проверьте цвет изолятора - он должен быть темно - коричне- вого цвета (рис.6).

Если изолятор черный и влажный - смесь богатая (рис.7), если светло-


Рис.7Смесь богатая Рис.8 Смесь бедная.

коричневый - смесь бедная (рис.8), ес- ли красно - бурого - срочно вылейте ваш бензин, так как в качестве антиде- тонатора он содержит металлосодер- жащие соединения, что очень опасно для сохранности вашего двигателя.


Задание группе экологов. Подготовить групповой доклад о выра- ботке миропонимания и экологического мышления на основе изученного текста.

Самым страшным кризисом современного мирового сообщества яв- ляется положение человека в сегодняшней цивилизации (в обществе, се- мье, быту). Большинство из нас думает, что наши главные опасности – экологические, экономические, социальные. Но эти опасности лишь отго- лосок более глубоких потрясений. Вся современная жизнь строится на глубоком разладе человека с природой.

Атмосферный воздух — один из важнейших компонентов среды обитания. Главными источниками загрязнения атмосферы являются теп- ловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое топ- ливо; автотранспорт; черная и цветная металлургия; машиностроение; хи- мическое производство; добыча и переработка минерального сырья; от- крытые источники (добычи сельскохозяйственного производства, строи- тельства). Необходимым условием успешного развития одной из важней- ших составляющих материально-технической базы любого общества яв- ляется автодорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. Однако, наряду с очевидными преимуществами, процесс развития автодо-

рожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздей- ствием на окружающую среду. Так, с точки зрения наносимого экологиче- ского ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздей- ствия: загрязнение воздуха – 95%, шум – 49,5%, воздействие на климат – 68% [10].

Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебие- ние. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах. Оксид азота в соединении с во- дяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздра- жает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые измене- ния в сердечнососудистой системе. Соединения свинца вызывают в орга- низме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах.

Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отрабо- тавших газов приводит к большим экономическим потерям. Это связано, прежде всего, с тем, что токсичные вещества вызывают нарушения в росте растений, приводят к снижению урожаев и потерям в животноводстве.

Непосредственную опасность для растений представляют диоксид серы, оксид азота, продукты фотохимических реакций и этилен. Накапли- ваясь в растениях, они создают опасность для животных и людей. Осо- бенно опасны полосы земель вдоль дорог, при большой интенсивности движения на них разрешается сеять только технические культуры.

Грунтовые и поверхностные воды в большей степени подвержены опасности загрязнения топливом, маслами и смазочными материалами. Пленка из углеводородов на поверхности воды затрудняет процессы окис- ления, отрицательно влияет на живые организмы и изменяет качество во- ды.

Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебие- ние. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах.

Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кис- лоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Со- единения свинца вызывают в организме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах [10].

Угроза экологического кризиса обозначила проблему формирова- ния у населения современного экологического мышления. Экологизацию необходимо начинать с самого раннего возраста при обучении детей в школе и учреждениях дополнительного образования детей. Природу необходимо любить и бережно относиться к ней.

Одним из эффективных путей формирования – экологического со- знания, экологического самосознания и нравственных, экологических это осознание здравых аргументов о вреде, наносимом человеком окру- жающей среде, и в частности о засорении атмосферного воздуха. Ре- зультаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кри- зису.

Для этого необходима выработка собственного сознания: приня- тие ребенком и взрослым ценностей охраны природы, духовного разви- тия, понимания своей жизненной позиции в бережном отношении и со- хранении окружающей среды.

Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности, а эффективным способом реализации представляется объединение людей.

Главным является формирование нового экологического мышле-

ния.

Новое экологическое мышление, его суть заключается в том, что

знания о безопасности жизнедеятельности, экологические знания – это важнейшая составляющая миропонимания человека, однако они высту- пают всего лишь средством развития личности, ее нацеленности на преоб- разовательную деятельность в области профилактики и предупреждения кризисных явлений и катастроф.

Обсуждение групповых докладов, выводы, по результатам дис- куссии.

Подведение итогов (рефлексия, оценка учебного занятия). Вопросы для рефлексии:

    1. Что было нового на занятии?

    2. Что для вас значимо на этом учебном занятии?

    3. Испытывали ли затруднения в процессе самостоятельной работы, подготовке выводов и обобщений?

    4. Внесите предложения по устранению затруднений.

Эмоциональная разрядка (переключение деятельности). Продол- жение занятия на картодроме. Тренировочная езда.

Применяемые технологии

Этап занятия

Задачи этапа

Применяемые техноло- гии

Время

1. Организационный момент

Организация уча- щихся по достиже- нию цели занятия.

Традиционное обучение, групповая технология

5 мин.

2. Постановка цели, создание проблем- ной ситуации.

Выявление про- блемы, принятие учащимися темы и

целей занятия.

Проблемное обучение, технология индивидуали- зации обучения

10 мин

3. Установочный доклад педагога (лекция с элемен- тами эвристической беседы).

Сообщение необ- ходимой информа- ции, ее актуализация для работы в груп- пах и проработки темы.

Традиционное обучение, технология активизации познавательной деятель- ности, основанная на эв- ристической беседе, тех- нология индивидуализа-

ции обучения

15 мин

4. Работа в группах

Формирование зна- ний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных

умений

Групповые технологии, коммуникативные техно- логии, технология инди- видуализации обучения

20 мин

5. Обсуждение групповых заданий

Формирование зна- ний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных

умений

Групповые технологии, коммуникативные техно- логии

20 мин

6. Подведение ито- гов, Рефлексия дея-

тельности

Формирование ре- флексивных умений

Групповые технологии, коммуникативные техно- логии, технология инди-

видуализации обучения

10 мин

7. Эмоциональная разрядка

Переключение уча- щихся с интеллекту- альной на эмоцио-

нальную сферу

Традиционное обучение

10 мин

Всего: 90 мин Таким образом, нами использовалось несколько современных педа- гогических технологий, которые сочетались с традиционным обучением: групповые, коммуникативные, индивидуализации обучения, ак- тивизации познавательной деятельности, проблемное обучение. Данные

технологии использовались на уровне отдельных дидактических приемов. Однако в целом они дополняли друг друга в рамках занятия как целостной дидактической системы. В этом мы видим реализацию системного под- хода в педагогической деятельности.


Самоанализ занятия
  1. Нами проанализированы учебные возможности обучающихся, их творческий потенциал. Мониторинг уровня обученности показывает, что 60% обучающихся успешно усваивают теоретический материал. На более высоком уровне овладевают практическими умениями и навыками по об- служиванию, ремонту и вождению карта; примерно 85% обучающихся. Несколько хуже идет освоение обучающихся мастерством вождения для участия на соревнованиях – 40%. Примерно 30% детей выходит на творче- ский уровень, характеризующийся способностью выполнять исследова- тельские задания, применять знания в новой ситуации, участвовать в подготовке, проведении соревнований, включая судейство соревнований.

  2. Данная тема является одной из важнейших в формировании эко- логического сознания обучающихся в понимании процессов регулировки карбюратора в части подбора топливного жиклера.

  3. На основе учебных возможностей обучающихся и содержания учебного материала была сформулирована триединая дидактическая цель занятия:

Образовательная: формирования знаний и практических умений по подбору топливного жиклера карбюратора карта.

Воспитательная: воспитание, чувства товарищества, взаимопо- мощи на основе сотрудничества в обучении.

Развивающая: развитие экологического сознания, мышления, ком- муникативных и познавательных компетенций, рефлексивных и творче- ских способностей.

  1. Благодаря проведенному организационному моменту с делением на группы и созданию проблемной ситуации обучающиеся включились в постановку цели и задач занятия. Таким образом, на занятии были успеш- но проведены действия по принятию цели развития экологического созна- ния обучающихся.

  2. Учебное содержание занятия соответствовало программе и вклю- чало не только знания и умения предметного характера, но и надпредмет- ные умения: коммуникативные, рефлексивные. Главное что программное учебное содержание способствовало развитию у обучающихся ценност- ного отношения к экологии окружающей среды и воспитанию качеств совместной коллективной деятельности.

  3. Активность обучающихся была обусловлена применением актив- ных методов обучения: проблемно-поисковый, мозговой штурм, дискус-

сионный с одновременным включением в групповую и индивидуальную работу.

  1. На занятии установилось сотрудничество с учащимися. Они были субъектами постановки цели и осмысливали деятельность по ее достиже- нию.

  2. Подведение итогов каждого этапа, общего итога путем обсужде- ния способствовали установлению обратной связи с учащимися.

  3. Методы обучения подбирались оптимально каждой из задач. Так, практические умения отрабатывались практическим методом, коммуника- тивные умения формировались с применением дискуссионного метода, а развитию познавательного интереса способствовало применение игрового метода.

  4. На занятии установилось сотрудничество между обучающимися. Этому способствовала групповая работа, в ходе которой они находили совместные решения.

  5. Обучающиеся на протяжении всего занятия были активно вклю- чены в деятельность по достижению цели.

  6. На занятии оптимально сочетались фронтальная, групповая и ин- дивидуальная формы учебной работы. Так формированию знаний способ- ствовала фронтальная работа, в процессе групповой работы проявлялась индивидуальность каждого обучающегося.

  7. На занятии были успешно реализованы задачи воспитания. Мы стремимся на занятии создавать атмосферу сотрудничества, товарищества и взаимопомощи. Этому способствовало включение обучающихся в груп- повую работу.

  8. Каждой из задач обучения и развития были подобраны опти- мальные учебное содержание, методы обучения и формы учебной ра- боты. Это наглядно показано в опорной карте учебного занятия.

  9. Эффективное достижение каждой из задач способствовало тому, что занятие цели достигло.

Используемая литература
  1. С. Афонин «Мотоциклы. Минск. Ремонт в дороге и гараже. Прак- тическое руководство».2003г.

  2. Орлов Ю.Б. «Автомобильный и мотоциклетный кружки. Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений 3-е изд.» – М: Просвещение,1988г.

  3. Тодоров М. Карт и его метаморфоза.— Медалист-конструк- тор, 1978, № 9

  4. Тодоров Е. Все о карте.— Моделист-конструктор, 1973, № 10—

12.

  1. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным про-

цессом в адаптивной школе/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 –

384 с.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.


Используемые интернет ресурсы:
  1. www.dellorto.it. Рекомендации по настройкам карбюраторов (рисунки и текст)

  2. ru-moto.ru Тюнинг Настройки мотоцикла

  3. [email protected] О токсичности автомобиля

  4. http://www.allbest.ru/ Влияние автотранспорта на окружающую среду

www.gokarting.ru – Картинг в России

Приложение 1 Памятка по организации внутригрупповой работы



ния.

  1. Выслушайте (прочитайте) внимательно вопрос для изучения, обсужде-


  1. Уточните, правильно ли Вы поняли данный вопрос (спросите у това-

рищей, в случае затруднения обратитесь к ведущему, преподавателю).

  1. Внимательно слушайте говорящего (выступающего).

  2. Выскажите (не перебивая других) свое мнение по данному вопросу, обоснуйте его.

  3. Излагайте свои мысли четко, лаконично, по теме.

  4. Внимательно выслушайте мнение товарищей, уточните, дополните, ис- пользуя фразы:

  • Я не понял, объясни, что хотел сказать…

  • Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать…

  • Уточните, пожалуйста, что Вы имели ввиду…

  • Я не согласен, считаю…

  1. Сформулируйте общегрупповое мнение по вопросу.

  2. Выберите выступающего.


Памятка обсуждения результатов групповой работы


  1. От группы выступает докладчик, который передает групповое содер- жание.

  2. Группа при необходимости дополняет выступающего.

  3. Остальные участники дискуссии (члены других групп, для которых предназначено сообщение) внимательно слушают, отмечают непонятные вы- сказывания или высказывания требующие уточнения, или высказывания с ко- торыми не согласны.

  4. По окончании выступления остальные участники дискуссии (члены других групп) задают вопросы на понимание, уточнение,

    • Я не понял, объясните, что хотели сказать…

    • Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать…

    • Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду…

    • Моя точка зрения по данному вопросу иная…

  5. Если выступающий затрудняется в ответе, то предоставляется помощь от группы.

7. Нельзя относиться к выступающему личностно. Относиться нужно только к содержанию сказанного.

Приложение 2


КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ


Главное это мысль, которая выражает содержание текста.


  1. Внимательно прочитай или прослушай текст, вникая в его содержание.

  2. Установи, что тебе известно о прочитанном или услышанном.

  3. Ответь на вопросы учителя по содержанию текста или задай их себе сам.

  4. Прочти или прослушай текст еще раз.

  5. Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль, кратко запиши ее.

  6. Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста.

  7. Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой части текста.

  8. Проговори вслух главную мысль текста.


Наши будни и праздники

Приложение 3




















Тема занятия «Правила соревнований

по картингу»

Тема занятия «Устройство карта»


I этап межрегиональных зимних со- ревнований по картингу «Кубок

Арктики» г. Салехард 2013 г.


Юный конструктор и изобретатель

к большим победам!

Суровый труд в условиях Арктики

вознагражден!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!