МАУ ДО ДЮЦ
Юсупов Ю.К.
Занятие картингом – действенное средство социализации обучающихся
(из опыта работы)
Салехард, 2021
Содержание
Введение | 4 |
1. Материально-техническая база – основа развития образовательного процесса. Конструирование карта | 6 |
2. Становление и развитие соревновательного процесса | 13 |
3. Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса | 17 |
Литература | 33 |
Приложение 1 | 34 |
Приложение 2 | 35 |
Приложение 3 | 36 |
Введение
Развитие образования в МАУ ДО ДЮЦ связывается с социализацией. Социализация в обществе играет наиважнейшую функцию – сохранения общества, производство и передача культуры поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Под социализацией обычно понимают процесс полной интеграции личности в социальную систему, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
Поэтому актуальность проблемы социализации личности у нас не вызывает сомнения. Применительно к социуму г. Салехард мы в условиях социализации видим задачу подготовки творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в социально-экономических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа, обществе и ориентированной на развитие благосостояния населения округа.
Картинг пользуется большой популярностью среди подростков г. Салехард, способствует приобретению технических знаний у воспитанников, их физическому развитию, помогает в выборе профессии, способствует приобретению качеств гражданина-патриота Родины. Занятия уча- щейся молодежи картингом мы рассматриваем как составную часть до- призывной подготовки, в том числе гражданско-патриотического воспитания. Немаловажно, что подростки группы риска, увлекаясь картингом, преодолевают влияние «улицы».
Занятия картингом проводятся по образовательным программам:
«Прикладная механика в картинге», «Автомастер», «Включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность» (для индивидуальных занятий), «Экстремальное вождение» (для индивидуальных занятий) и др.
Данный набор программ позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению с учетом склонностей и интересов обучающихся, творческих способностей и потенциальных возможностей.
Программы несут практическую направленность, усилены вопросы техники безопасности, правил дорожного движения, технического обслуживания карта, методики преподавания, овладения спортивно-техническим мастерством вождения карта.
Образовательный процесс строится на основе личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании. Воспитательный потенциал программ основан на идее подготовки гражданина-патриота Родины.
Однако реализация идеи социализации, практической направленно- сти обучения, личностно-деятельностного подхода в обучении и др. напрямую зависит не только от творческо-технической составляющей образовательных программ. Для подавляющего большинства детей карт не просто развлечение. Для их важно окунуться в соревновательный процесс. Рост мастерства вождения картингом происходит благодаря участию в соревнованиях, что соответствует спортивно-технической направленности образовательных программ.
Участие в соревнованиях является мотивом к овладению скоростным вождением карта, техническим обслуживанием карта, техникой безопасности при ремонте и спортивном вождении и пр.
Развитие соревновательного процесса зависит от материально технической базы: снаряжение картингиста, наличие картов, картодрома и др. К сожалению, нехватка картов и снаряжения, ограниченные размеры картодрома сказывается на качестве образовательного и тренировочно-соревновательного процесса.
Поэтому действенная социализация личности обуславливает последовательную цепочку взаимосвязанных стержневых, стратегических задач. Причем решение одной задачи становится условием решения последующих задач:
Укрепление материально-технической базы для занятий картингом.
Включение учащихся в соревновательный процесс, овладение ими спортивно-технического мастерства.
Усиление образовательно-воспитательного потенциала занятий.
Развитие конструкторской и изобретательской деятельности учащихся.
Данные задачи реализуются не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны.
Целью данной работы является раскрытие опыта становления образовательно-воспитательного потенциала занятий картингом по образовательным программам, направленного на творческое развитие личности, ее самоопределение и самореализацию в обществе.
Материально-техническая база – основа развития образовательного процесса. Конструирование карта
Картинг всегда был визитной карточкой и гордостью СЮТ. Однако существующая материально-техническая база в не позволяла вести тренировочные заезды и соревнования больше походившие на показательные выступления. Причем в наличии было всего шесть картов.
«АКУ-89». Данная модель картов морально устарела и на данный момент была физически изношена. Поэтому карты скорее подходили для изучения устройства, технического обслуживания и ремонта, нежели для тренировочного и соревновательного процесса.
Картодром был построен в 2009 году. Поэтому мы были с детьми ограничены во времени для практического вождения (ограничивались тем минимальным временем, которое нам предоставлял МАУ ДО ДЮЦ на автодроме).
Ситуация кардинально изменилась в 2020 г. с постройкой картодрома и приобретением шести более современных картов «Хонда- 160», а также в связи с передачей всего материально-технического оборудования в МАУ ДО ДЮЦ. Это позволило нам интенсивно проводить тренировочные заезды и принимать участие в соревнованиях.
В последующий период материальная база значительно укрепилась, что отражено на рисунке 1
Рис. 1 Динамика обеспеченности картами за период 202018-2020 г.
Первые региональные соревнования были проведены в апреле 2011 года и посвящены дню космонавтики. В дальнейшем они стали традиционными. Участие в традиционных зимних соревнованиях по картингу.
«Кубок Арктики» обнажило необходимость зимних картах. У нас не было возможности принимать участие в соревнованиях из-за отсутствия зимних картов класса «Raket», «Raket-120», «Raket-120 Юниор», «Свободный», «Союзный».
В 2012 году соревновательный процесс активизировался благодаря приобретению картов данных классов.
Один зимний карт класса «Союзный Юниор» был спроектирован и построен на базе мастерской СЮТ самими ребятами.
Зимний карт был изготовлен в рамках проекта «Конструкция зимнего карта с двигателем «Восход 3М-01» для проведения учебно-образовательного процесса и участия в зимних соревнованиях в классах «Союз- ный» и «Союзный – юниор».
Проект зимний карт (в сокращении)
В реализации проекта участвуют дети, научный и технический руководитель проекта педагог дополнительного образования Юсупов Ю.К.
Выбор и обоснование проекта. Формулирование проблемы
Ныне картинг занимает прочное место в спортивной жизни молодежи. Однако слабая материально-техническая оснащенность объединения СЮТ картами крайне осложняет проведение тренировок и соревнований, и как следствие сказывается на росте спортивно-технического мастерства. С другой стороны, обучающиеся, склонные к научно-техническому творчеству, рационализаторству и изобретательству, научно-исследовательской деятельности, не в полной мере реализуют свой потенциал в процессе усвоения дополнительной образовательной программы «Прикладная механика в картинге».
Объединение «Прикладная механика в картинге» СЮТ на протяжении многих лет занимается разработкой и изготовлением конструкций и устройств, отличающихся своей оригинальностью. При разработке технического задания была поставлена проблема конструирования зимнего карта, который, бы имел небольшие размеры, массу, и, в то же время, отвечал техническим требованиям, правилам безопасной эксплуатации, художественно-эстетическим требованиям.
Особое внимание при конструировании уделялось универсальности
карта:
Во-первых, возможности эксплуатировать его как зимой, так и летом. То есть отличительными особенностями конструкции карта являетсято, что в зимнее время его можно эксплуатировать на асфальте, плотном снеге и на голом льду.
Во-вторых, эксплуатировать его как взрослыми, так и детьми различного возраста, роста и веса.
При разработке данной конструкции был проведен анализ существующих прототипов, проработаны теоретические сведения о работе этих устройств в реальных условиях эксплуатации, подобраны материалы и комплектующие изделия.
Таким образом, конечным продуктом мероприятия является конструирование зимнего карта с двигателем «Восход 3М-01» для проведе- ния учебно-образовательного процесса и участия в зимних соревнованиях в классах «Союзный» и «Союзный Юниор». Это является большим под- спорьем в развитии материально-технической базы. Данное мероприятие приобретает социально-педагогическую значимость.
Цель и задачи проектного мероприятия
Воспитание у учащихся ценностного отношения к занятиям техническим творчеством.
Развитие у них познавательного интереса, исследовательских и конструкторских умений, творческих способностей, рационализаторства.
Расширение кругозора знаний, практических умений в области конструирования и эксплуатации карта.
Стратегическая цель обращена к технической подготовке обучающихся к службе в Российской армии, в перспективе к развитию научно- технического и социально-экономического потенциала страны.
Инновационность проектного мероприятия заключается во включении учащихся в решение возникающих проблем:
Включение обучающихся в разработку и реализацию социально значимых проектов. Проживание обучающимися конкретных ситуаций, проникновение вглубь явлений, процессов, конструирование новых объектов и освоение новых видов деятельности.
Передача социального опыта, знаний, умений, ценностных ориентаций от взрослого подросткам.
Выбор формы и материалов конструкции.
Основой любой конструкции является ее каркас или рама, силовая установка (двигатель), передаточные механизмы, система управления.
Рама зимнего карта собственной конструкции изготовлена из деталей старого списанного карта «АКУ-89», других механизмов, адаптированных или изготовленных самостоятельно.
Выбор силовой установки определяется из условия обеспечения равенства эффективной мощности двигателя и мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления двигателя.
По эксплуатационным характеристикам наиболее подходящей силовой установкой на зимний карт оказался двигатель от мотоцикла «Восход 3 М», т.к. он соответствует требованиям, предъявляемым классификацией и техническим требованиям, обладает необходимой мощностью, оборотами, малым расходом топлива, имеет механическую коробку перемены передач, хорошо запускается.
Колеса зимние WKT 4.5х11-5 "лёд", 140 шипов. Рулевое управление разработано и изготовлено самостоятельно, имеет возможность регулировки руля по высоте, изменять угол атаки поворотных кулаков. Тормозная система – дискового типа, приводится в действие тросом через ры- чаг на задний суппорт.
Привод управления дроссельной заслонкой разработан и изготовлен самостоятельно, приводится в действие тросом. Привод на ведущее заднее колесо осуществляется через роликовую цепь.
Таблица 1
Технологическая карта
№ п./п. | Последовательность выполнения опера- ций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбор заготовки из бруска кедра или липы обработать по размерам | | Наждачная бумага, ветошь, измери- тельный инстру- мент, бумага, ка- рандаш. |
2 | Изготовление чер- тежа по раме АКУ - 89 | | Кульман, шаблон, карандаш, линейка. |
3 | Изготовление чер- тежа зимнего карта. | | Кульман, шаблон, карандаш, линейка. |
4 | Изготовление рамы зимнего карта по чертежам. | | Слесарный верстак, разметочная плита, сварочный аппа- рат, углошлифо- вальная машина, монтажный и сле- сарный инстру- мент. |
5 | Установка рулевой системы, сидения и двигателя. | | Слесарный верстак, сварочный аппа- рат, углошлифо- вальная машина, монтажный и сле- сарный инструмент |
6 | Установка задней оси, тормозной си- стемы. | | Верстак, сварочный аппарат, углошли- фовальная машина, монтажный и сле- сарный инстру- мент. |
7 | Полная сборка, по- краска, настройка карта | | Компрессор, пуль- веризатор, наждач- ная бумага, мон- тажный и слесар- ный инструмент. |
Таблица 2
Этапы подготовки и реализации проектного задания
№ | Мероприятия этапов | Сроки исполнения |
1 | Создаются конструкторские группы, по разработке различных схем зимнего карта. | Сентябрь 2021 года |
2 | Разработка проекта. Сбор и уточнение информации, обсужде- ние альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение пла- нов деятельности, выполнение проекта. | Октябрь-но- ябрь 2021 года |
3 | Ресурсное обеспечение проекта. Подготавливаются конструк- ционные и технологические материалы для конструирования зимнего карта. Составляется смета расходов на приобретение материалов и оборудования для изготовления зимнего карта. | Декабрь 2021 – май 2022 года |
4 | Конструирование зимнего карта. Постройка и настройка си- стем, узлов зимнего карта, подготовка и испытание к исполь- зованию карта на тренировках и соревнованиях. | Сентябрь - декабрь 2021 года |
5. | Использование его в тренировочном процессе и зимних сорев- нованиях. | Начиная с ян- варя 2022 г. |
Таблица 3
Экономический расчет
№ | Наименование материалов | Стоимость |
1. | Металлопрокат различного профиля | 900 руб. |
2. | Крепежные изделия | 300 руб. |
3. | Двигатель | Подарили родители |
4. | Колеса | 3600 руб. |
5. | Краска | 200 руб. |
6. | Затраты электроэнергии | 100 руб. |
7. | Сопутствующие материалы | 600 руб. |
| итого | 5700 руб. |
Экономический эффект очень высок!!! Новый карт данного класса стоит около 100000 руб.
Техническая характеристика карта
Длина – 1600 м.
Высота – 0,9 м.
Ширина – 1000 м.
Двигатель – двухтактный «Восход 3М-01» 6500 об./мин.
Потребляемый бензин АИ 92 в смеси с моторным маслом 1:50
Размер колес – 4.5х11-5
Максимальная скорость – 70 км/ч
После деятельности проектирования идет процесс реализации проекта, т.е. конструирование карта
А как было на практике при конструировании карта?
Лучше увидеть, чем услышать!
Лиха беда начало…идет закладка «фундамента». Форма и размеры рамы имеют решающее значение
Готовим на раме места для крепления Вот и сидение на месте, руль…
Установка двигателя Налаживаем рулевое…колеса поворачиваются
Близко завершение… Мы готовы к тренировкам и соревнованиям
Становление и развитие соревновательного процесса
Организация соревнований помимо укрепления материально-технической базы потребовало проведения целого комплекса организационно- педагогических мероприятий:
Подготовка трассы к соревнованиям.
Разработки положения о соревнованиях.
Организации судейства соревнований.
Организации тренировочного процесса для подготовки к соревнова- ниям.
Какую роль и место занимают соревнования у учащихся, посещаю- щих творческие объединения спортивно-технической направленности по картингу?
К нам приходят дети добровольно. Цель: удовлетворение познава- тельных потребностей, склонностей и интересов. Скажем интересно и за- мечательно покататься на карте. И если в процессе 2-х часового занятия им не предоставить эту возможность, то видно как угасают искры в глазах мальчишек.
Укрепление материально-технической базы позволило перевести со- ревновательный процесс на новый качественный уровень. И вот маль- чишки уже интересуются соревнованиями. Стремятся доказать свою со- стоятельность и готовность соревноваться в скоростных заездах. Они уже испытали нечто новое, захватывающее... Они осознали, что у них есть потенциальные возможности в овладении спортивно-техническим мастер- ством.
С другой стороны благодаря участию в соревнованиях обучающиеся стали ответственнее относится к техническому обслуживанию карта и со-
блюдению техники безопасности. Они осознали, что от этих факторов за- висит успешность выступления на соревнованиях. Для юного спортсмена становится ценностью, что гонщик должен овладеть техническим обслу- живанием карта на высоком уровне, что на одном спортивном мастерстве далеко не уедешь.
Налицо прямая связь между стремлением к овладению спортивно- техническим мастерством и тягой к рационализаторству и изобретатель- ности. Кто участвовал в проекте зимний карт? Это Шарапов Вадим, Набо- кин Александр, Кусков Дмитрий, Шамсутдинов Сергей. Они обучаются по программе «Экстремальное вождение». Они неоднократные по- бедители и призеры многоэтапных соревнований «Кубок Арктики».
Соревнования несут не только развивающую, но и воспитательную составляющую.
Все соревнования имеют патриотическую направленность. Обра- тимся к графику соревнований за период учебного года.
Таблица 4
План-график
соревнований по картингу в 2021-2022 учебном году
№ п./п. | Наименование соревнований | Уровень | Дата прове- дения |
1. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню города Салехард» | Муниципальный | сентябрь |
2. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Учителя» | Муниципальный | октябрь |
3. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Водителя» | Муниципальный | октябрь |
4. | Соревнования по картингу на приз Деда Мороза. | Муниципальный | Декабрь |
5. | Соревнования по картингу 2 этап «КУБОК АРКТИКИ» | Региональный | Январь |
6. | Соревнования по картингу 3 этап «КУБОК АРКТИКИ» | Региональный | Январь |
7. | Соревнования по картингу 4 этап «КУБОК АРКТИКИ» | Региональный | Февраль |
8. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Защитника Отечества» | Муниципальный | Февраль |
9. | Соревнования по картингу 5 этап «КУБОК АРКТИКИ» | Региональный | Февраль |
10. | Соревнования по картингу 6 этап «КУБОК АРКТИКИ»» | Региональный | Март |
12. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Космонавтики» | Муниципальный | Апрель |
13. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Победы» | Муниципальный | Май |
14. | Соревнования по картингу посвя- щенные «Дню Защиты Детей» | Муниципальный | Июнь |
Видно, что соревнования, приуроченные к знаменательным и памят- ным датам, способствующие воспитанию у подростков и молодежи ка- честв, гражданина и патриота Родины. Мы, педагоги стремимся при под- готовке к соревнованиям проводить беседы по тематике соревнования.
Охват обучающихся соревнованиями за последние четыре года вы- рос в 5,5 раза. Динамика роста участия в соревнованиях различного уров- ня отражена в диаграмме на рис. 2
Рис.2 Рост количества воспитанников, участвующих в соревнованиях
Выросла качественная сторона соревнований, выражающаяся в количестве победителей и призеров. Так за 2020-2021 учебный год на межрегиональных соревнованиях участвовало 120 детей. Из них 48 стали по бедителями и призерами (см. диаграмму на рис.3)
Рис 3. Рост количества победителей и призеров соревнований различного уровня
Здесь уместно подчеркнуть. Что прогресса мы добились не только за счет проделанной работы, но и благодаря взаимодействию с нашими коллегами из МОУ ДОД «Центр технического творчества» г. Лабыт- нанги.
Сейчас у нас сложилась система работы по подготовке воспитанни- ков к участию в соревнованиях и по проведению соревнований.
Будни соревнований
| |
Картодром летом | Зимняя трасса |
| |
Подготовка к старту | Наперегонки |
| |
Впечатляющий результат | Вперед к новым победам и достижениям! |
Образовательные технологии как основа развития
образовательного процесса
Отправной точкой в своей работе мы считаем привитие детям любви к технике, к картингу: техническое обслуживании его, управление картом, овладение спортивно-техническим мастерством. Конечная цель: помочь детям в профессиональном самоопределении в отраслях связанных с транспортом, с военной промышленностью и др. Мы считаем, что занятие картингом не самоцель, а средство подготовки к службе в рядах вооруженных сил России, получении профессионального образования, адаптации в обществе. Это соответствует идее социализации.
В центре технического образования лежат ценности технического творчества детей, умение применять полученные знания и умения в дальнейшей жизнедеятельности. За несколько лет своей профессиональной деятельности мы на практике убедились, что качество и эффективность образовательного процесса зависит от применения современных образовательных технологий. При построении образовательного процесса мы используем следующие технологии:
Технология индивидуализации. Только в рамках индивидуальной работы можно добиться качественного освоения практическими и трудовыми умениями и навыками. Поэтому систематически организуем самостоятельную работу.
Однако эффективность индивидуальной работы будет выше, если ее сочетать с группой работой. При применении групповой технологии мы обучающихся делим на группы численностью 3-5 человек для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное знание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его. Затем идет обсуждение групповых заданий и подведение итогов. Систематически используется разновидность групповой работы – парная работа.
Эффективность групповой работы будет выше, если групповые задания выполнять в рамках игровой деятельности (деловой игры). Игровые технологии выступают эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся.
Нами практикуется опережающее обучение. Плакаты и модели технических узлов карта мы предлагаем учащимся в качестве источника информации, средства познания. После эвристической беседы при работе с иллюстративным материалом мы проводим теоретическое обобщение.
По-прежнему нами также используется технология традиционного обучения. Но так как цели традиционного обучения (ТО) ориентиро- ваны преимущественно на ЗУН, а не на развитие личности, то в рамках, ТО мы применяем дидактические приемы вышеназванных образователь- ных технологий.
Однако ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности, на формирование универсальных учебных действий (УУД). По- этому мы переосмыслили некоторые основы своей педагогической деятельности.
За основу подготовки, проведения и анализа учебных занятий нами положен системно-деятельностный подход.
Деятельностный компонент нами практически реализуется: на наших занятиях обучающиеся постоянно в деятельности: ставится цель, отбираются средства ее достижения, планируется процесс достижения цели. Но системный компонент требует освоения. Резервы видим в конструировании учебного занятия как системы, понимания деятельности как системы и др.
Цель на каждом конкретном учебном занятии должна быть направлена на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого содержания учебного материала.
Мы приходим к осознанию того, что нельзя ограничиваться только целью, поставленной нами, необходимо добиваться принятия цели обучающимися.
Цели воспитания и развития мы связываем с формированием и развитием УУД:
Личностные действия. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Поэтому на занятиях изучаем не только устройство карта, его техническое обслуживание, вождение карта и др. Но и рассматриваем вопросы безопасности жизнедеятельности, экологии окружающей среды и др.
Для понимания смысла учения необходимо осуществление мотивации учения, понимания учащимися того, ради чего познавательная деятельность осуществляется. Поэтому резервы мы видим в усилении проблемности в обучении.
Познавательные действия. Умения учиться. Это и познавательные умения, и способы умственных действий (мыслительные операции). Для формирования названных действий (умений) ставим задачу формирования у обучающихся знаний о способах деятельности.
Коммуникативные действия. Коммуникативные действия обеспечивают учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем и др. Резервы мы видим в более широком применении групповых технологий. В рамках групповых технологий обучающиеся включаются в коллективный поиск, учатся понимать друг друга, аргументированно высказываться, принимать коллективные решения.
Регулятивные действия. Это организационные умения: ставить цель, задачу, планировать деятельность по ее достижению, прогнозировать ожидаемый результат, вносить необходимые коррективы. Резервом является усиление сотрудничества в обучении.
В качестве иллюстрации сказанного мы приведем научно-методическую разработку учебного занятия.
Тема «Развитие у учащихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы
«Прикладная механика в картинге»
Описание учебного занятия.
Описание учебного занятия представлено в опорной карте занятия. В карте раскрыта структура каждого этапа занятия: цель и задачи этапа, сущность учебного содержания, применяемые методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.
Опорная карта занятия
Этап занятия | Задачи этапа | Учебное содержание | Методы обучения | Орг. фор- мы позн. деятель. |
1. Организаци- онный момент | Организация обучающихся по достижению цели занятия. | Группообразование, название групп в соот- ветствии с содержанием деятельности | Словес- ный, практиче- ский | Фрон- тальная, групповая, индивиду- альная. |
2. Постановка цели, создание проблемной си- туации. | Выявление проблемы, при- нятие обучаю- щимися темы и цели занятия. | Создание проблемной ситуации в процессе ез- ды карта, включение обучающихся в процесс постановки цели, темы занятия | Нагляд- ный, про- блемно- поиско- вый, моз- говой штурм | Группо- вая, инди- ви- дуальная |
3. Установочный доклад педагога (лекция с эле- ментами эври- стической бе- седы). | Сообщение необходимой информации, ее актуализация для работы в группах и про- работки темы | Выделим две проблемы, связанные с формирова- нием экологического со- знания в процессе заня- тий картингом в СЮТ: Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы за- нять активную жизнен- ную позицию по работе с населением по про- блеме экологии. Во-вторых, это умение устранять при- чины технического ха- рактера при обслужива- нии и эксплуатации кар- та с тем, чтобы умень- шить массу токсичных выхлопных газов. | Лекцион- ный, эв- ристиче- ская бе- седа | Фрон- тальная в сочетании с индиви- дуальной |
4. Работа в груп- пах, теоретиче- ский этап | Формирование знаний, специ- альных учеб- ных умений, универсальных учебных дей- ствий: интел- лектуальных и коммуникатив- ных умений | Обучающиеся выпол- няют групповые задания с использованием памя- ток о внутригрупповой дискуссии, о выделении главного | Самостоя- тельная работа, дискусси- онный, мозговой штурм | Групповая в сочета- нии с ин- дивиду- альной |
5. Обсуждение групповых зада- ний | Формирование знаний, специ- альных учеб- ных умений, универсальных учебных дей- ствий: интел- лектуальных и коммуникатив- ных умений | Заслушиваются и об- суждаются сообщения групп, задаются во- просы, педагог проводит обобщение, выставля- ется оценка в баллах каждой группе. При об- суждении | Заслуши- вание до- кладов, эвристи- ческий, дискусси- онный | Фрон- тальная, групповая, индивиду- альная |
6. Подведение итогов. Рефлек- сия деятельности | Формирование рефлексивных умений | Обсуждение вопросов: - что было нового, инте- ресного на занятии? - какие встретили за- труднения? | Эвристи- ческий, дискусси- онный | Группо- вая, инди- вид., фронталь- ная |
7. Эмоциональ- ная разрядка | Переключение обучающихся с интеллектуаль- ной на эмоцио- нальную сферу | Свободный заезд на кар- тах без специальных установочных заданий с пожеланием насла- ждаться ездой | | |
4. Конспект учебного занятия
Название темы занятия. Развитие у обучающихся ценностно- го отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»
Цель занятия: Продолжить воспитание самостоятельности, товарищества, коллективизма, развитие экологического сознания, мышления, коммуникативных и познавательных компетенций в процессе формирования знаний по подбору топливного жиклера карбюратора карта.
Подробный конспект занятия (с описанием содержания и активных методов обучения).
Начало занятий происходит на картодроме.
Организационный момент, группообразование.
Педагог: Ребята сегодня наше занятие начинается на картодроме. Для работы предлагаю разбиться на две группы: экологи и механики. Назначаю в каждую группу по два человека (в группу назначается односильный и один слабый обучающийся), которые доберут в свою группу остальных и необходимо выбрать командира группы (быстро завершается образование групп и ребята выбирают командиров).
Постановка цели, создание проблемной ситуации.
Демонстрируется езда двух картов: один идет ровно, легко набирает скорость, другой идет рывками, «захлебывается», у него заметен более сильный выхлоп газов и более темного цвета.
Задание каждой группе: «исходя, из рода вашей деятельности обозначить проблему и сформулировать тему занятия». С использованием дискуссионного метода и метода мозгового штурма в группах были подняты проблемы технического (почему второй карта не может набрать нормальный ход) и экологического характера (выхлопные газы у второго карта сильнее засоряют окружающий воздух).
(продолжение занятия в учебном кабинете)
Педагог: И так мы выделили две проблемы (эти проблемы проговариваются вместе с учащимися). Давайте объединим эти проблемы. После дискуссии сформулировали: «Устранить неисправности в карбюраторе второго карта, чтобы снизить засорение окружающего воздуха выхлопными газами».
Педагог. Скажите ребята эта проблема только у нас или имеет глобальный мировой характер?
Ответ. Проблема имеет глобальный мировой характер.
Педагог. Можете предложить меры по улучшению экологии окружающей среды, которые, мы можем воплощать прямо сейчас, и какова будет тема нашего занятия?
В процессе фронтальной эвристической беседы была определена тема занятия и сформулирована цель: «Принятие активной позиции учащихся по проблеме формирования экологического сознания у населения». Установочный доклад педагога (лекция с элементами эвристической беседы).
Выделим две проблемы, связанные с формированием экологического сознания в процессе занятий картингом в СЮТ:
Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы занять активную жизненную позицию по работе с населением по проблеме экологии.
Во-вторых, это умение устранять причины технического характера при обслуживании и эксплуатации карта с тем, чтобы уменьшить массу токсичных выхлопных газов.
Содержание доклада. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития, земные проблемы стали глобальными.
По данным прогнозам в начале века будут усугубляться и расширяться кризисные явления – прежде всего:
Энергетический кризис. Это потребует от ученых активного поиска новых источников энергии.
Обострение проблемы засорения атмосферы и водных ресурсов.
Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов.
Перенасыщенность населения земли, большая нехватка продовольствия и пр.
В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.
Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья.
Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.
В современных условиях в атмосферу попадает более 400 млн. т частиц золы, сажи, пыли и разного рода отходов и строительных материалов. Кроме приведенных выше веществ в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества: пары минеральных кислот (серной, хромовой и др.), органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу [10].
Актуальность принимает вопрос, о профилактике засорения атмосферы, об уменьшении вредных выбросов газов и других отработанный веществ. Как вы убедились, немаловажную роль играет подбор топливного жиклера карбюратора в зависимости от температуры окружающего воздуха. Главный жиклер изготовлен по первому классу точности, пропускное отверстие кажущееся небольшим, но даже незначительное увеличение диаметра часто приводит к непоправимому обогащению смеси, падению мощности, перерасходу бензина и повышению содержания СО. При подготовке форсированного двигателя, при установке карбюратора
лавный топливный жиклер Рис. 1 Главный жиклер | другого типа или воздухоочистителя, необходима иная производительность главного жиклера. В этих случаях надо подобрать его опытным путем. Регулировка карбюратора — это одна из труднейших проблем, стоящих перед спортсменом. Регулировку двигателя нельзя подчинить каким-то правилам. Этому надо попросту научиться. Основное правило для верной настройки – избегать значительных изменений от базовых установок, однако важно работать |
над каждым компонентом настройки поочередно, чтобы правильно оценить его влияние на работу двигателя, прежде чем приступать к настройке следующего компонента. Принципиально устройство всех карбюраторов, установленных на двухтактных двигателях, а так же взаимосвязь различных систем карбюратора, отличается незначительно, но перед тем, как делать любые работы с карбюратором необходимо проверить следующее:
Воздушный фильтр - должен быть свежий, чистый и смазанный; бот);\
Выхлопная система - должна быть стандартной (для начала патрубки и хомуты впуска и выпуска - должны быть плотно затянуты;
Карбюратор - должен быть чистым как снаружи, так и внутри;
Набор жиклеры, игла, заслонка - должен быть стандартным (для начала работ);
Двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры;
Все необходимые жиклеры должны быть в наличии [8].
Проработка содержания темы (групповая работа учащихся).
Задание группе механиков. Подготовить на основе данного текста групповой доклад о регулировке карбюратора и подбору топливного жи- клера как условие уменьшения массы выхлопных газов.
В связи со специфическим устройством карбюраторов двухтактных двигателей все системы карбюратора работают параллельно и постоянно от холостого хода и до максимальных оборотов, в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Поэтому ошибка при регулировке, например, холостого хода, приведет к ошибке при подборе главного топ- ливного жиклера. Поэтому главный принцип - тщательность и аккурат- ность.
Прежде всего, надо отрегулировать уровень топлива в поплавковой
4-6 мм Рис 2 Регулировка уровня топлива | камере, для чего необходимо согласно инструкции проверить, какой должна быть высота поплавка и отрегулировать, подгибая язычок. Высота между верхним краем поплавка и уровнем разъема поплавковой камеры должна быть около 4-6 мм. Точность этой регулировки имеет принципиальное значение, для того чтобы уровень топлива не влиял на работу карбюратора. |
Произвести регулировку холостого хода, так как система холостого хода работает во всем диапазоне открытия дроссельной заслонки и не правильная регулировка вносит хаос и сумбур в процесс регулировки кар
Закручивая винт смесь богаче Откручивая винт смесь беднее Рис.3 Регулировка холостого хода. | бюратора. Как регулируется холостой ход: Заведите и прогрейте двигатель, вращением винта качества смеси холо- стого хода установите стабильные обо- роты двигателя, вращая винт от базового положения (как правила это винт, вывер- нутый 1.5 оборота). При этом закручивая винт, вы делаете смесь богаче, откручи- вая - беднее. Винтом количества смеси установите необходимые вам обороты холостого хода. |
Произвести регулировку переходного режима, то есть открытие
Вырез больше, смесь богаче. Вырез меньше, смесь беднее. Рис.4 Регулировка переходного режима | дроссельной заслонки (от 0% до 25% от- крытия дроссельной заслонки) Работа двигателя на переходном режиме зависит, прежде всего, от правильного подбора жиклера холостого хода, пра- вильной регулировки холостого хода и величины выреза в дроссельной за- слонке. Чем больше вырез в дросселе, тем беднее смесь и наоборот. |
Произвести регулировку частичного открытия дросселя (от 25% до 75% открытия дроссельной заслонки).
Перемещая стопорное кольцо по игле: вниз смесь богаче, вверх беднее. Игла Рис. 5 Регулировка частичного откры- тия дросселя. | В начале этого режима (от 25% до 50% открытия дросселя) играет роль только зазор между иглой и стенками тоннеля карбюратора, в котором игла перемеща- ется. Меняя диаметр иглы можно делать смесь богаче или беднее. Толще игла - смесь беднее, тоньше игла - смесь бо- гаче. Как правило, иглы различаются по диаметру цилиндрической части с ша- гом 0,01 мм. В конце этого режима (от 50% до 75% открытия дросселя) играет роль конфигурация конической части иглы и ее положение в дроссельной за- слонке. Переставляя иглу вверх или |
вниз можно делать смесь богаче или беднее (вверх – богаче, вниз - бед- нее). Можно так же заменить иглу на другую, с более острым или более полным профилем конической части, острее профиль - смесь богаче, плавнее профиль - смесь беднее. Компонентом, оказывающим наиболь- шее воздействие на работу двигателя при полностью открытой дроссель- ной заслонке, является главный топливный жиклер. В действительности, только он определяет количество топлива, подаваемое в диффузор карбю- ратора, при открытии дроссельной заслонки с ¾ до полного открытия, диаметр которого необходимо подобрать при проведении данного экспе- римента [7].
Для подготовки карта к работе необходимо произвести все, ранее, описанные регулировки карбюратора.
Перед запуском двигателя, необходимо, убедиться, что поплавковая камера и линия возврата топлива заполнены бензином, и в случае холод- ного двигателя, открыть пусковой обогатитель, после чего включить за- жигание. Для более холодных условий запуска двигателя значение этого жиклера должно быть больше. Этот компонент влияет только на фазу за- пуска. После запуска необходимо закрыть пусковой обогатитель заслонки. Хорошо прогреть двигатель и начать работу по подбору главного жи- клера заранее большего размера на 5-10 единиц, а затем последовательно уменьшать сечение главного жиклера, во избежание прогара или «при- хвата» поршня.
Установка жиклера большего размера делает смесь богаче, меньшего размера - беднее. Правильность регулировки карбюратора в этом режиме проверяется либо “ на слух ”, что требует немалого опыта, либо по цвету изолятора свечи (см. рисунки 6, 7, 8 на с. 27).
Основным показателем правильности выбора является максимальная скорость карта. Кроме того, двигатель не должен давать перебоев и «за-
хлебываться» при резком и полном открытии дроссельного золотника. Наилучший жиклер тот, при котором достигнута наибольшая скорость. Иногда для обеспечения лучшей смазки двухтактного двигателя останав- ливаются на жиклере, который дает даже немного большее (на 5—10 про- центов) обогащение. Одновременно с проверкой скорости оценивают ка- чество смеси по состоянию свечи зажигания непосредственно после работы.
Рис.6 Смесь нормальная | После пробной поездки “ в полный газ ” в течение 30 - 45 секунд заглушите двигатель прямо на ходу на нейтральной передаче. Выверните свечу и проверьте цвет изолятора - он должен быть темно - коричне- вого цвета (рис.6). |
Если изолятор черный и влажный - смесь богатая (рис.7), если светло-
Рис.7Смесь богатая Рис.8 Смесь бедная. | коричневый - смесь бедная (рис.8), ес- ли красно - бурого - срочно вылейте ваш бензин, так как в качестве антиде- тонатора он содержит металлосодер- жащие соединения, что очень опасно для сохранности вашего двигателя. |
Задание группе экологов. Подготовить групповой доклад о выра- ботке миропонимания и экологического мышления на основе изученного текста.
Самым страшным кризисом современного мирового сообщества яв- ляется положение человека в сегодняшней цивилизации (в обществе, се- мье, быту). Большинство из нас думает, что наши главные опасности – экологические, экономические, социальные. Но эти опасности лишь отго- лосок более глубоких потрясений. Вся современная жизнь строится на глубоком разладе человека с природой.
Атмосферный воздух — один из важнейших компонентов среды обитания. Главными источниками загрязнения атмосферы являются теп- ловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое топ- ливо; автотранспорт; черная и цветная металлургия; машиностроение; хи- мическое производство; добыча и переработка минерального сырья; от- крытые источники (добычи сельскохозяйственного производства, строи- тельства). Необходимым условием успешного развития одной из важней- ших составляющих материально-технической базы любого общества яв- ляется автодорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. Однако, наряду с очевидными преимуществами, процесс развития автодо-
рожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздей- ствием на окружающую среду. Так, с точки зрения наносимого экологиче- ского ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздей- ствия: загрязнение воздуха – 95%, шум – 49,5%, воздействие на климат – 68% [10].
Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебие- ние. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах. Оксид азота в соединении с во- дяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздра- жает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые измене- ния в сердечнососудистой системе. Соединения свинца вызывают в орга- низме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах.
Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отрабо- тавших газов приводит к большим экономическим потерям. Это связано, прежде всего, с тем, что токсичные вещества вызывают нарушения в росте растений, приводят к снижению урожаев и потерям в животноводстве.
Непосредственную опасность для растений представляют диоксид серы, оксид азота, продукты фотохимических реакций и этилен. Накапли- ваясь в растениях, они создают опасность для животных и людей. Осо- бенно опасны полосы земель вдоль дорог, при большой интенсивности движения на них разрешается сеять только технические культуры.
Грунтовые и поверхностные воды в большей степени подвержены опасности загрязнения топливом, маслами и смазочными материалами. Пленка из углеводородов на поверхности воды затрудняет процессы окис- ления, отрицательно влияет на живые организмы и изменяет качество во- ды.
Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебие- ние. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах.
Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кис- лоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Со- единения свинца вызывают в организме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах [10].
Угроза экологического кризиса обозначила проблему формирова- ния у населения современного экологического мышления. Экологизацию необходимо начинать с самого раннего возраста при обучении детей в школе и учреждениях дополнительного образования детей. Природу необходимо любить и бережно относиться к ней.
Одним из эффективных путей формирования – экологического со- знания, экологического самосознания и нравственных, экологических это осознание здравых аргументов о вреде, наносимом человеком окру- жающей среде, и в частности о засорении атмосферного воздуха. Ре- зультаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кри- зису.
Для этого необходима выработка собственного сознания: приня- тие ребенком и взрослым ценностей охраны природы, духовного разви- тия, понимания своей жизненной позиции в бережном отношении и со- хранении окружающей среды.
Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности, а эффективным способом реализации представляется объединение людей.
Главным является формирование нового экологического мышле-
ния.
Новое экологическое мышление, его суть заключается в том, что
знания о безопасности жизнедеятельности, экологические знания – это важнейшая составляющая миропонимания человека, однако они высту- пают всего лишь средством развития личности, ее нацеленности на преоб- разовательную деятельность в области профилактики и предупреждения кризисных явлений и катастроф.
Обсуждение групповых докладов, выводы, по результатам дис- куссии.
Подведение итогов (рефлексия, оценка учебного занятия). Вопросы для рефлексии:
Что было нового на занятии?
Что для вас значимо на этом учебном занятии?
Испытывали ли затруднения в процессе самостоятельной работы, подготовке выводов и обобщений?
Внесите предложения по устранению затруднений.
Эмоциональная разрядка (переключение деятельности). Продол- жение занятия на картодроме. Тренировочная езда.
Применяемые технологии
Этап занятия | Задачи этапа | Применяемые техноло- гии | Время |
1. Организационный момент | Организация уча- щихся по достиже- нию цели занятия. | Традиционное обучение, групповая технология | 5 мин. |
2. Постановка цели, создание проблем- ной ситуации. | Выявление про- блемы, принятие учащимися темы и целей занятия. | Проблемное обучение, технология индивидуали- зации обучения | 10 мин |
3. Установочный доклад педагога (лекция с элемен- тами эвристической беседы). | Сообщение необ- ходимой информа- ции, ее актуализация для работы в груп- пах и проработки темы. | Традиционное обучение, технология активизации познавательной деятель- ности, основанная на эв- ристической беседе, тех- нология индивидуализа- ции обучения | 15 мин |
4. Работа в группах | Формирование зна- ний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных умений | Групповые технологии, коммуникативные техно- логии, технология инди- видуализации обучения | 20 мин |
5. Обсуждение групповых заданий | Формирование зна- ний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных умений | Групповые технологии, коммуникативные техно- логии | 20 мин |
6. Подведение ито- гов, Рефлексия дея- тельности | Формирование ре- флексивных умений | Групповые технологии, коммуникативные техно- логии, технология инди- видуализации обучения | 10 мин |
7. Эмоциональная разрядка | Переключение уча- щихся с интеллекту- альной на эмоцио- нальную сферу | Традиционное обучение | 10 мин |
Всего: 90 мин Таким образом, нами использовалось несколько современных педа- гогических технологий, которые сочетались с традиционным обучением: групповые, коммуникативные, индивидуализации обучения, ак- тивизации познавательной деятельности, проблемное обучение. Данные
технологии использовались на уровне отдельных дидактических приемов. Однако в целом они дополняли друг друга в рамках занятия как целостной дидактической системы. В этом мы видим реализацию системного под- хода в педагогической деятельности.
Самоанализ занятия
Нами проанализированы учебные возможности обучающихся, их творческий потенциал. Мониторинг уровня обученности показывает, что 60% обучающихся успешно усваивают теоретический материал. На более высоком уровне овладевают практическими умениями и навыками по об- служиванию, ремонту и вождению карта; примерно 85% обучающихся. Несколько хуже идет освоение обучающихся мастерством вождения для участия на соревнованиях – 40%. Примерно 30% детей выходит на творче- ский уровень, характеризующийся способностью выполнять исследова- тельские задания, применять знания в новой ситуации, участвовать в подготовке, проведении соревнований, включая судейство соревнований.
Данная тема является одной из важнейших в формировании эко- логического сознания обучающихся в понимании процессов регулировки карбюратора в части подбора топливного жиклера.
На основе учебных возможностей обучающихся и содержания учебного материала была сформулирована триединая дидактическая цель занятия:
Образовательная: формирования знаний и практических умений по подбору топливного жиклера карбюратора карта.
Воспитательная: воспитание, чувства товарищества, взаимопо- мощи на основе сотрудничества в обучении.
Развивающая: развитие экологического сознания, мышления, ком- муникативных и познавательных компетенций, рефлексивных и творче- ских способностей.
Благодаря проведенному организационному моменту с делением на группы и созданию проблемной ситуации обучающиеся включились в постановку цели и задач занятия. Таким образом, на занятии были успеш- но проведены действия по принятию цели развития экологического созна- ния обучающихся.
Учебное содержание занятия соответствовало программе и вклю- чало не только знания и умения предметного характера, но и надпредмет- ные умения: коммуникативные, рефлексивные. Главное что программное учебное содержание способствовало развитию у обучающихся ценност- ного отношения к экологии окружающей среды и воспитанию качеств совместной коллективной деятельности.
Активность обучающихся была обусловлена применением актив- ных методов обучения: проблемно-поисковый, мозговой штурм, дискус-
сионный с одновременным включением в групповую и индивидуальную работу.
На занятии установилось сотрудничество с учащимися. Они были субъектами постановки цели и осмысливали деятельность по ее достиже- нию.
Подведение итогов каждого этапа, общего итога путем обсужде- ния способствовали установлению обратной связи с учащимися.
Методы обучения подбирались оптимально каждой из задач. Так, практические умения отрабатывались практическим методом, коммуника- тивные умения формировались с применением дискуссионного метода, а развитию познавательного интереса способствовало применение игрового метода.
На занятии установилось сотрудничество между обучающимися. Этому способствовала групповая работа, в ходе которой они находили совместные решения.
Обучающиеся на протяжении всего занятия были активно вклю- чены в деятельность по достижению цели.
На занятии оптимально сочетались фронтальная, групповая и ин- дивидуальная формы учебной работы. Так формированию знаний способ- ствовала фронтальная работа, в процессе групповой работы проявлялась индивидуальность каждого обучающегося.
На занятии были успешно реализованы задачи воспитания. Мы стремимся на занятии создавать атмосферу сотрудничества, товарищества и взаимопомощи. Этому способствовало включение обучающихся в груп- повую работу.
Каждой из задач обучения и развития были подобраны опти- мальные учебное содержание, методы обучения и формы учебной ра- боты. Это наглядно показано в опорной карте учебного занятия.
Эффективное достижение каждой из задач способствовало тому, что занятие цели достигло.
Используемая литература
С. Афонин «Мотоциклы. Минск. Ремонт в дороге и гараже. Прак- тическое руководство».2003г.
Орлов Ю.Б. «Автомобильный и мотоциклетный кружки. Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений 3-е изд.» – М: Просвещение,1988г.
Тодоров М. Карт и его метаморфоза.— Медалист-конструк- тор, 1978, № 9
Тодоров Е. Все о карте.— Моделист-конструктор, 1973, № 10—
12.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным про-
цессом в адаптивной школе/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 –
384 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Используемые интернет ресурсы:
www.dellorto.it. Рекомендации по настройкам карбюраторов (рисунки и текст)
ru-moto.ru Тюнинг Настройки мотоцикла
[email protected] О токсичности автомобиля
http://www.allbest.ru/ Влияние автотранспорта на окружающую среду
www.gokarting.ru – Картинг в России
Приложение 1 Памятка по организации внутригрупповой работы
ния.
Выслушайте (прочитайте) внимательно вопрос для изучения, обсужде-
Уточните, правильно ли Вы поняли данный вопрос (спросите у това-
рищей, в случае затруднения обратитесь к ведущему, преподавателю).
Внимательно слушайте говорящего (выступающего).
Выскажите (не перебивая других) свое мнение по данному вопросу, обоснуйте его.
Излагайте свои мысли четко, лаконично, по теме.
Внимательно выслушайте мнение товарищей, уточните, дополните, ис- пользуя фразы:
Я не понял, объясни, что хотел сказать…
Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать…
Уточните, пожалуйста, что Вы имели ввиду…
Я не согласен, считаю…
Сформулируйте общегрупповое мнение по вопросу.
Выберите выступающего.
Памятка обсуждения результатов групповой работы
От группы выступает докладчик, который передает групповое содер- жание.
Группа при необходимости дополняет выступающего.
Остальные участники дискуссии (члены других групп, для которых предназначено сообщение) внимательно слушают, отмечают непонятные вы- сказывания или высказывания требующие уточнения, или высказывания с ко- торыми не согласны.
По окончании выступления остальные участники дискуссии (члены других групп) задают вопросы на понимание, уточнение,
Я не понял, объясните, что хотели сказать…
Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать…
Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду…
Моя точка зрения по данному вопросу иная…
Если выступающий затрудняется в ответе, то предоставляется помощь от группы.
7. Нельзя относиться к выступающему личностно. Относиться нужно только к содержанию сказанного.
Приложение 2
КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ
Главное – это мысль, которая выражает содержание текста.
Внимательно прочитай или прослушай текст, вникая в его содержание.
Установи, что тебе известно о прочитанном или услышанном.
Ответь на вопросы учителя по содержанию текста или задай их себе сам.
Прочти или прослушай текст еще раз.
Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль, кратко запиши ее.
Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста.
Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой части текста.
Проговори вслух главную мысль текста.
Наши будни и праздники Приложение 3
Тема занятия «Правила соревнований по картингу» | Тема занятия «Устройство карта» |
| |
I этап межрегиональных зимних со- ревнований по картингу «Кубок Арктики» г. Салехард 2013 г. | Юный конструктор и изобретатель |
| |
… к большим победам! | Суровый труд в условиях Арктики – вознагражден! |