Приложение 1(Power Point)
Творческая презентация конкурса
«Я – УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ»
Анализ деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся (2018, 2019, 2020)
Уважаемые члены жюри, коллеги,
рада представиться Вам,
Пиманенко Анна Викторовна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18
г. Екатеринбург
«Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми Вы должны быть всегда!»
Конфуций
Вы когда-нибудь видели, как впервые в школу заходит первоклассник?
Это - замирание сердца, это - распахнутые глаза в восторге от нового, неизведанного и таинственно манящего. И вот этот первоклассник робко, чуть дыша, протягивает тебе свою крохотную ручонку. Он доверился тебе!
Здоровье, как и талант, человек получает от «природы», кто–то больше, кто – меньше. И я, как учитель, должна так организовать свою работу, чтобы не навредить, а сохранить и укрепить здоровье ребёнка, доверчиво, протянувшего мне руку.
В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего возраста.
Здоровье современных школьников - серьезная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения определяю формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Проблема обеспечения здоровья рассматривается не только медициной, но и педагогикой. Приоритетом в образовании считаю внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.
В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля» А. Шопенгауэр.
Для меня, учителя начальных классов, одним из приоритетов является формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Поэтому в своей работе ставлю задачи в сбережении, укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании ценности здоровья, пропаганде здорового образа жизни.
Здоровье детей - главное, на что я всегда обращаю особое внимание. Для этого использую различные методы, средства и приёмы работы.
Цели и методики педагогической деятельности
/принцип здоровьесбережения/
Актуальность: необходимость использования эффективных способов педагогического воздействия в условиях физического и умственного воспитания обучающихся при создании здоровьесберегающей среды.
Поэтому моей целью является создание здоровьесберегающей среды посредством сохранения и укрепления здоровья обучающихся и приобщения к здоровому образу жизни.
Деятельность по формированию здорового образа жизни выстраиваю через:1) диагностику; 2) консультирование; 3) профилактику; 4) поддержку
5) развитие.
Диагностика
Состояние ребенка при поступлении в школу - стартовая позиция, которая во многом определяет успешность обучения.
Первичное диагностирование проводится на этапе поступления ребенка в школу через изучение медицинских карт, анкетирование родителей (законных представителей) первоклассников с целью определения дальнейших действия по формированию благоприятной комфортной здоровьесберегающей среды (в том числе, с позиции адаптационного периода «Первые дни ребенка в школе»).
Из опыта своей педагогической деятельности последних трех лет, в 2018 году определены следующие уровни, позволяющие осуществлять образовательный процесс с позиции «предупреждения рисков»:
– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за учебный период,
– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),
– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),
– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней).
Анализ заболеваемости за последние три года обучения фиксирует устойчивое снижение у обучающихся моих классов. Результаты отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
По итогам трех лет обучения мною проведён мониторинг предметных знаний обучающихся.
Направление: здоровый образом жизнедеятельности (далее – ЗОЖ).
Методы: анкетирование, тестирование.
Средства: анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» и тест.
Участники: обучающиеся начальных классов в количестве 54 человек.
Результат: 52% детей сформирован высокий уровень 39 % достаточная осведомленность 6% - недостаточное представление о здоровье и здоровом образе жизни 3% - низкий уровень
Сводные результаты осведомленности о требованиях ЗОЖ приведены в диаграмме 2. 6% 3% Диаграмма 2.
высокий уровень
достаточная осведомлённость

недостаточная осведомлённость

низкий уровень
Вывод: использование эффективных способов педагогического воздействия в условиях физического и умственного воспитания подтверждены качественными результатами сформированности предметных знаний по ЗОЖ.
Консультирование
С целью создания единого здоровьесберегающего образовательного пространства регулярными стали встречи для родителей (законных представителей) и обучающихся:
- родительские собрания (тематические с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, по запросу и актуальности).
Тематика для обсуждения:
гигиена,
формирование правильной осанки,
охрана зрения,
правильное питание,
организация физкультурно-оздоровительной работы,
пропаганда здорового образа жизни и др.
С целью пропаганды семейных ценностей на каждой встрече использую выдержки из литературных источников, цитаты, памятки по теме встречи. В Приложении 2,3+(Power Point)
представлены заповеди М. Монтессори родителям, мудрые мысли о здоровье, которые применяются в памятках для родителей.
В условиях построения коммуникаций использую разные формы взаимодействия с родителями (законными представителями):
индивидуальные: консультирование, телефонная линия, электронная переписка через Интернет – ресурсы личный почтовый ящик annbelohonova@mail.ru, электронный дневник, а также в социальной сети в Контакте, где создана группа нашего класса https://vk.com/club170793244 (администратором группы является председатель класса); необходимую информацию о школе родители (законные представители) могут получить на сайте http://школа18.екатеринбург.рф; а так же собственный интернет –сайт: https://pimanenko02.wixsite.com/website
групповые (родительский лекторий, круглый стол, тематические консультации);
коллективные (классные родительские собрания, творческие концерты «Большая перемена»).
Наиболее актуальной для родителей (законных представителей) оказалась работа в группах.
Пример:
а) Родители, разбившись на три группы, разрабатывают правила для родителей, которыми они должны пользоваться при выполнении ребенком режима дня.
б) Беседа по результатам работы групп родителей: утверждение общих правил (табу).
- внеклассные мероприятия
Наиболее популярными стали совместные праздники, которые объединены в символичное название СЕМьЯ:
С - «Спортивная семья - мама, папа, я»;
Е – «Единство в здоровье» («День здоровья»);
М – «Масленица»;
ь – встречи ВЫХОДНОГО ДНЯ /прогулки в парк, однодневные походы в лес, путешествия по окрестностям Екатеринбурга, выезды в туристические базы отдыха;
Я – «МоЯ ЛыжнЯ» («Лыжня России»). В Приложении 4(Power Point)
представлены фотографии вышесказанных мероприятий.
- безопасные встречи (встречи, направленные на формирование навыков безопасного образа жизни):
с медицинскими работниками,
педагогом - психологом,
сотрудниками ГИБДД и пожарной безопасности
тематические встречи по профориентации (организаторы – родители, которые рассказывают о своей профессии и ее значимости в жизни человека).
В классе оформлен уголок здоровья, где представлена различная информация о здоровом образе жизни. Фотографии представлены в Приложении 5(Power Point).
Вовлечение родительской общественности в образовательный процесс способствует формированию коммуникаций «ребенок – взрослый», обеспечивает устойчивую мотивацию и обучающихся и родителей (законных представителей), а, главное, способствует созданию единого здоровьесберегающего образовательного пространства и в школе, и дома.
Родители (законные представители) регулярно посещают родительские собрания. Показатель посещаемости родительских собраний с 75% возрос до 98%, что подтверждает заинтересованность родительской общественности и включенность в жизнедеятельность ребенка.
Мониторинг сформированности личностных ценностей проведен с целью выявления приоритетных ценностей в семье.
Направление: приоритеты семейных ценностей.
Метод: анкетирование.
Средства: анкета «Ценности в семье».
Участники: родительская общественность (уровень начального общего образования).
Результаты:
Быть здоровым - 95%
Жить в счастливой семье - 63%
Много знать и уметь - 51 %
Иметь хорошую работу - 46%
Быть красивым и привлекательным - 32%
Иметь много денег - 27%
Иметь хороших друзей - 22%
Быть самостоятельным (самому принимать решения) - 12%
Сводные результаты отражены в диаграмме 3. Диаграмма 3.
Вывод: приоритет физических и духовно-нравственных ценностей очевидна при поддержке финансовых активов.
Профилактика
В своей педагогической деятельности определяю приоритетность здоровьесберегающих технологий в равенстве с другой образовательной технологией, направленной на достижение образовательного результата. Истинность в том, что только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиваться поставленных целей.
Убежденность в вышесказанном, позволяет мне, как учителю начальных классов, использовать принцип здоровьесбережения в качестве главенствующего на всех предметах учебного плана и через систему воспитательной работы.
Одним из эффективных методов активизации обучающихся в урочной деятельности является периодическая смена поз, в частности перевод обучающихся из позы «сидя» в позу «стоя», физкультурные паузы, а также для расширения зрительно-двигательной активности провожу разминки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.
Физкультминутки применяю через 10 – 15 минут напряженного зрительного труда. В урочной деятельности на уровне начального общего образования обязательно предусматриваю две зарядки в рамках одного урока: для глаз и различных групп мышц.
Пример:
Физкультминутки с проговариванием стишков, музыкальные паузы, пальчиковая гимнастика.
Игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» для рук /инструмент всех инструментов / своего рода «внешний мозг». Использую энергетическую гимнастику для пальцев и ладони по методу Йосиро Цуцуми (Приложение 6) (Power Point).
В урочной деятельности активно использую упражнения на расслабление, комплекс упражнений на дыхание, упражнения на шейный и поясничный отдел, позвоночник, используя методику «Умный позвоночник» нейрохирурга, кандидата медицинских наук И.А. Борщенко. Методика содержит упражнения на постановку и поддержание осанки, разгрузку позвоночника. Физкультминутки позволяют обучающимся переключить внимание с одного вида деятельности на другой, приносят удовольствие и возможность отдохнуть.
«Пространство – высшая проба моторики» В.Ф. Базарный
В.Ф. Базарный называет еще одну из биологических предпосылок нормального развития - это пространство. Пространство, говорит он, - это высшая свобода моторики. Мозг человека, и в первую очередь ребенка, настроен на многоцветье. Сильное впечатление производит идея Базарного об экологическом букваре. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.
Учитывая особенность младшего школьного возраста, а также необходимость развития пространственного мышления в своей практике определяю акценты образовательного пространства.
Пример:
На одном из полотен у меня, например, изображена сказочная избушка, медвежья берлога, сосна с большим дуплом. Продумывая урок, я тщательно планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
Использование зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока достигается за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного дидактического материала. В Приложении 7(Power Point)
представлены электронные упражнения для глаз.
Педагогический инструментарий классного руководителя включает изучение межличностных и межгрупповых отношений в классе. Приоритетные технологии представлены в Таблице 1. Таблица 1.
Название технологии | Цель использования технологии |
1.«Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы». (1 – 4 классы) под ред. О.Н. Курамшина. | Принцип развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся, формирования представления о себе, как умелом, успешном и нравственном человеке, творческого самовыражения, творческого отношения к собственной жизни. |
2.«Образовательные здоровьесберегающие технологии» под ред. В.Ф.Феоктистова. | Принцип доступности и индивидуализации, всестороннего и гармонического развития личности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания оздоровительных воздействий, возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса. |
3.«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» под ред. Н.К. Смирнов, М.В. Аносова. | «Не навреди!»- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью; Непрерывность и преемственность; Соответствие возрастным особенностям; Комплексный подход. |
4.«Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» 1 – 4 класс под ред. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. | Технологии возможности сохранения здоровья обучающихся и педагогов в современной школе: Физкультминутки, минутки психологической разгрузки; Строгое соблюдение режима; Наглядная агитация и работа с родителями; Цикл бесед для детей. |
5.«Практическая психология в начальной школе» под ред. Р.В. Овчарова. | Поиск современной школой моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. |
6.«Классные часы в начальной школе» под ред. В.А. Сапегина | «Классные часы в начальной школе» содержит сценарии классных часов по изучению правил дорожного движения и по охране жизни и здоровья детей. |
В целях создания благоприятного образовательного пространства и предупреждения утомляемости обучающихся важным считаю смену видов деятельности на уроке - минутки «Хорошего настроения». Не менее важным является эмоциональный климат урока.
Внеурочная деятельность включает в себя интеграцию учебного материала «за рамками учебника», минутки «хорошего настроения» и максимум двигательной активности. Актуальной новостью текущего учебного года для обучающихся и родителей (законных представителей) стала возможность подготовки к участию во Всероссийском физкультурно – спортивного комплексе «Готов к труду и обороне». Групповые тренировки организуются вместе с родителями (законными представителями) и запланированы на следующий год с целью подготовки к сдаче норм ГТО в 2021 году.
Поддержка
«Воспитательный процесс в образовательных организациях осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями» ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Классное руководство является неотъемлемой частью педагогического труда на уровне начального общего образования. В 2020 году президент определил классное руководство как «федеральную функцию», однако в моем понимании это огромная социальная ответственность за будущее детей. В данном случае, действительно, не обучающихся, а детей. Ведь классного руководителя не зря называют «второй мамой», доверяя самое дорогое и сокровенное в жизни всех родителей.
Социально значимыми приоритетами в качестве классного руководителя определяю воспитание духовно-нравственной личности, единство семьи ребенка и школы, соблюдение прав и гарантий ребенка.
В текущем учебном году являюсь классным руководителем двух классов на уровне начального общего образования. Неотъемлемой частью считаю реализацию мероприятий по направлению «Здоровье» в рамках воспитательной работы. Необходимо отметить активную позицию обучающихся в различных спортивных объединениях, конкурсах, что подтверждается высокими личностными и образовательными результатами. Обучающиеся моих классов посещают секции дзюдо, тхэквандо, греко-римской борьбы, футбола, спортивной гимнастики. Обучающиеся становятся победителями и лауреатами различных конкурсов.
В Приложении 8 (Power Point)
представлены фото достижений детей моих классов.
В Дне науки в текущем учебном году обучающимися представлены проекты:
«О чём может рассказать вода», 2020 г.
«Я выбираю спорт»,
«Выбираю здоровое питание».
Также приняли участие в конкурсе «Здоров будешь – все добудешь», в празднике «День чая», в конкурсе «Смотр строя и песни» (2 место), спортивная эстафета «Wild West» (3 место), «Старость в радость» (2 место), в акции «Лыжня России». В Приложении 9(Power Point)
представлены фото со школьных мероприятий, где дети заняли почетные места. Незабываемые впечатления остаются у ребят от посещения лагеря с дневным пребыванием http://школа18.екатеринбург.рф/info/2084 и участия в различных мероприятиях. Сочетание смены видов деятельности, увлекательных путешествий и одновременно решения учебных задач в новом внешкольном формате позволяет создавать ситуацию успеха личностного развития в привычной педагогической деятельности.
Развитие
Нравственный пример педагогического работника определен одним из важнейших принципов организации социально-значимых задач и содержания воспитания и социализации обучающихся1.
Я – учитель Здоровья, поэтому очень важно для меня быть образцом для своих детей, для своих обучающихся. Своим личным примером пропагандирую здоровый образ жизни. Активную жизненную позицию занимаю как учитель, классный руководитель, мама и просто женщина.
Вместе с обучающимися, их родителями (законными представителями) разрабатываем сценарии спортивных праздников, режиссируем спектакли на тему экологии и ЗОЖ. Наша «Классная «классная» копилка включает игры, спектакли собственного сочинения. В Приложении 10 представлены фото спектаклей, в Приложении 11 представлена отдельная разработка игры «Сундучок – здоровичок», в Приложении 12 – сказка про ЗОЖ.
Результат деятельности в качестве педагога дополнительного образования – руководителя кружка «Театральная мастерская» подтвержден дипломом лауреата 1 степени городского фестиваля детских творческих коллективов. Я - учитель здоровья, - воспитывать и обучать детей, приобщая к творчеству, эстетике, спорту, здоровому образу жизни, создавая
гармонию ума, воли и чувств - вот основной принцип моей творческой работы.
Развитие детской одаренности осуществляю в урочной и внеурочной деятельности. Создание условий для «ситуации успеха» каждого ребенка является неотъемлемой составляющей моей педагогической деятельности. Педагогическими инструментами в данном направлении являются технологии продуктивного обучения (проектные, исследовательские, творческие, метод проблемной ситуации и др.).
Во внеурочной деятельности ведущую роль передаю обучающимся, осуществляя, лишь помощь, наставничество при выполнении коллективно-творческих дел и в совместных мероприятиях. Погружение в творческий поиск позволяет определить каждому «дело по душе», проявляя индивидуальные способности, интерес обучающегося, что способствует повышению мотивационной составляющей и развитию устойчивых познавательных универсальных учебных действий.
«Именно здоровье людей должно служит главной «визитной карточкой» преуспевающего общества» И.И. Брехман.
Здоровье – самый важный ресурс в нашей жизни. И, главное, сделать все возможное для его сохранения. Педагогу важно гармонизировать и сбалансировать весь образовательный процесс, так, чтобы в большей степени внимание всегда уделялось здоровьесбережению. Мне, учителю начальных классов, важно вдвойне, ведь именно в начальной школе закладывается СТАРТ В БОЛЬШОЙ МИР. Единство в осознании важности сохранения и незаменимости здоровья становится ценностью семьи и школы.
Я – учитель Здоровья, поэтому очень важно для меня быть образцом для своих детей, для своих учеников. Как говорил И.И. Брехман: «Именно здоровье людей должно служит главной «визитной карточкой» преуспевающего общества». В приложении 13 представлены дипломы и грамоты классов. В приложении 14,15,16 (Power Point)
представлены достижения педагога.
Приоритет здоровьесберегающих образовательных технологий определяет:
снижение показателей заболеваемости;
улучшение психологического климата в коллективе;
успешную адаптацию обучающихся в образовательном и социальном пространстве;
предотвращение усталости и утомляемости;
повышение мотивации учебной деятельности;
качество учебных достижений;
уровень активности родителей в едином здоровьесберегающем пространстве.
| «Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но ЗДОРОВЫМИ Вы должны БЫТЬ ВСЕГДА!» Конфуций | |
1 Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»)
11