Тема выступления:
«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Хамедова Елена Евгеньевна
воспитатель ГПД
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района, г. Санкт-Петербург
Работа воспитателя ГПД требует особенной организации деятельности учащихся, так как 50 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.
Поэтому для поддержания здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно, с соблюдением правил санитарно- гигиенических норм образовательного и воспитательного процесса.
При планировании и составлении плана работы в ГПД воспитатель должен уметь использовать здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесбережения является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, а так же создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни.
Основные задачи здоровьесбережения:
- профилактика вредных привычек;
- создать условия для полноценного физического развития;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- формирование у детей гигиенических навыков;
- пропаганда здорового образа жизни;
Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций.
Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей:
-интенсификацию учебного процесса;
-несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактика вредных привычек, полового воспитания, недостаточнее использование средств физического воспитания, спорта и т. п
В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Нетрудно понять, что причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как, придя после 5-6 урока в группу, дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности, обязательно должен делать перерыв между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий.
По данным Российских ученых
51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы;
73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков;
И около 40% детей имеют избыточный вес;
Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение правил личной гигиены;
- санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
- питание – завтрак, комплексный обед,
- различные формы физического воспитания:( спортивные часы, подвижные игры, подвижные перемены, физминутки.)
- изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
- обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с двигательной активностью.
Из классификации здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) я выбрала для работы:
- физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого;
- учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей.
Наиболее приемлемыми по характеру действия считаю:
- защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.
К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;
-информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье;
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим.
Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки или со спортивного часа.
Дети очень любят прогулки. Существует много видов прогулок, что даёт возможность разнообразить их в течение всего года: спортивная прогулка, прогулка-наблюдение, прогулка-практикум, прогулка-задание, прогулка-экскурсия, прогулка-поход
Виды прогулок:
-природоведческие экскурсии или прогулка-наблюдение («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых»);
Основное содержание – это целенаправленные наблюдения младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира.
Место проведения – школьный двор, сквер, парк, лес. Можно провести конкурс «Кто самый наблюдательный»
-обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);
-прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
Такие прогулки использую для закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, пользование бытовыми приборами и т.д.).
Во время прогулки создаю специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организовываю контроль и оцениваю действия детей.
-творческие прогулки («Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»;
-следопытские прогулки:.
Создание ситуации неожиданных открытий, испытаний, навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины. Проводить можно и в школьном дворе.
Для такой прогулки можно использовать игру-поиск «Клад». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться с помощью воспитательного творчества, реальных условий.
-спортивная прогулка или спортивный час направлены на оздоровление и повышение физической активности учащихся. Но здесь нужен щадящий режим, т.к. в прогулке участвуют в равной мере все щкольники группы, даже освобожденные от физкультуры.
Игры на воздухе благотворно сказываются на самочувствии школьников, на их общем состоянии. Каждая детская игра имитирует в миниатюре какую-нибудь жизненную ситуацию.
С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Тише едешь, дальше будешь», «Третий лишний», «Салки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Классики», «Резиночки» и т.п.
Но больше всего дети любят играть на свежем воздухе в свои любимые игры: «Футбол», «Баскетбол», русскую народную игру «Лапта».
Дети любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Молодецкие забавы», «Веселые туристические старты».
Игры проводяться в любое время года, на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи.
Считаю, что игровая деятельность в жизни младших школьников в группе продлённого дня должна иметь первостепенное значение. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников.
II. После прогулки, в течение часа дети готовят уроки.
На этом этапе можно использовать следующие здоровьесберегающие формы работы:
− физкультминутки, сюда включаю:
- упражнения для глаз;
-упражнения для мышц пальцев рук, ног;
-дыхательную гимнастику;
-обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность.
Выполняются упражнения как сидя, так и стоя.
Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.
релаксационные паузы, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС, для снятия агрессии, (звуки музыки в сочетании со звуками природы: пение птиц, шум воды);
- Арт – терапия (рисование, литература, музыка).
III Следующий режимный момент – это воспитательный час.
По формированию культуры здоровья учащихся проводятся беседы «Как вырасти здоровым», на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни. Например: «В гостях у Мойдодыра». (Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за руками и ногами. Забота о коже);
«Добрый доктор Айболит» (Почему мы болеем? Кто и как предохраняет нас от болезней? Кто нас лечит? Провожу викторины: «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Друзья здоровья», «Лакомств тысяча, а здоровье одно», «Хорошие зубы – залог здоровья», «Если хочешь быть здоров, постарайся».),«Урок Знайки» (Чего надо бояться? Как вести себя за столом? Нехорошие слова. Недобрые шутки Правила безопасного поведения в доме, на улице, на транспорте. Правила обращения с огнем. Вредные привычки)
Дети должны знать, что необходимо делать человеку, чтобы долгие годы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным.
Методы и приемы обучения с позиции здоровьесбережения, используемые мной в работе:
-комфортное начало и окончание ежедневной работы ГПД, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся;
- умение настроить на положительную волну: «Улыбнись самому себе и окружающим»;
- использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;
- учет индивидуальных особенностей детей: не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения.
- организация саморефлексии. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на занятиях, что им помогало и что они могут использовать впоследствии в жизни.
Итак, комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Результатом использования здоровьесберегающих технологий считаю:
- благоприятный психологический и эмоциональный климат в ГПД;
- знание правил личной гигиены;
- знание детьми основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- усвоение принципов правильного питания;
- осознание необходимости физкультурной подготовки, активного образа жизни;
-развитие личностных качеств: выносливости, ловкости, быстроты, находчивости, смелости, дисциплинированности.
Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Эти технологии прививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивацию к обучению.
Литература:
1.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004 г
3.Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис- пресс, 2004 г.