СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ЖИВУТ ГЕРОИ СКВОЗЬ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА ЖИВУТ

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о героях ВОВ. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Статья ЖИВУТ ГЕРОИ СКВОЗЬ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА ЖИВУТ»


Е.Н.Тетерина,

МОУ «Бессоновская СОШ»

Белгородского района Белгородской области

учитель православной культуры и литературы


ЖИВУТ ГЕРОИ СКВОЗЬ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА ЖИВУТ

«Чтобы любить свою Родину - писал Д.С.Лихачёв - надо знать её историю, надо знать героев и их великие подвиги. Эти знания - необходимое условие преемственности, духовной связи поколений, воспитания патриота и гражданина».

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию учащихся любознательности учащихся, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой [1,с.50].


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена [6,с.48].

Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [5,с.30].


Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма [3,с.69].


Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи [2,с.152].


Программа деятельности военно - патриотического объединения «Юный кадет» и краеведческого клуба «Поиск», ориентирована на изучение исторического и культурного наследия своего поселка, района, семьи, воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, воспитание гражданина-патриота своего Отечества, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своего родного края и страны, способного встать на защиту интересов России, социализация личности учащихся, формирование морально-волевых качеств, осознание активной роли личности в развитии родного края, развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами, сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей.

Занятия служат предметом для дискуссии, поисково-исследовательской, творческой деятельности учащихся. Каждая тема снабжена примерными направлениями самостоятельной деятельности детей: практическая работа, творческие задания, внеклассные мероприятия., проекты, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и переписка с ветеранами ВОВ и их родственниками , практические занятия.

Формы работы: составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников, формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев, участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению и исторических памятников, выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных захоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними, издание методической, учебной литературы, сборников - опыта работы, публикаций, исследований участников программы, пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических мероприятий.

С 2006 года мы работаем над проектом «Живут герои сквозь века, через детей живут», ведем переписку с родственниками погибших в годы ВОВ, сотрудничаем с Борисовским парашютно-десантным клубом «Обелиск» и Днепропетровским парашютно-десантным клубом «Батя», возглавляемым священником Георгием Хановым, подарившим духовно-просветительскому центру свои книги «Бесценный подарок», «Слово о солдате» (о солдате Е. Радионове). В краеведческой комнате находятся две военные реликвии: это письмо о гибели солдата в годы ВОВ, который освобождал наше село от немецко-фашистских захватчиков, и фляжка героя -освободителя нашего села Крестьянинова К.И., которую передал в дар его сын Крестьянинов Н.К.


В нашем колхозе проживали участники сражений на Курской Дуге. Это жители села Орловка – Федотов Василий Фёдорович, Федотов Иван Григорьевич, Шульгин Николай Стефанович. Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие.

Тяжесть военного времени легла и на тружеников тыла. Когда началась война, многим из них было не более 17 лет. Одним из наиболее ярких примеров жизни в тылу является стремительное строительство легендарной железной дороги «Старый Оскол – Ржава», сыгравшей ключевое значение в исходе Курской битвы. Отважной участницей строительства этой дороги является наша уважаемая землячка Горина Елена Павловна.

О том, насколько ожесточёнными были бои на Курской дуге и о том, какими нечеловеческими усилиями была достигнута эта Победа, лучше всего скажут воспоминания ветеранов (Газета «За Изобилие №24 от 18 июля 2008 г).

Федотов Василий Фёдорович: «В мае 1942 года наши войска в Воронежской области, где я в то время примкнул к воинской части и работал в хлебопекарне, отступали. Летом попал в окружение вместе с частью. В суматохе все перемешалось. Попал в плен на станции Таловской Воронежской области. Всего пленных было 24 тысячи. В колонну пленных немцы ставили по 6 человек в ряд. За день проходили до 100 км. Очень хотелось есть и мучила жажда, так как было очень жарко. Помню переправлялись через какую-ту речушку, а там шли лошади, люди взбаламутили воду, грязь, испражнения, но несмотря на это мы с жадностью пили эту воду. В сторону от колонны выйти было нельзя, сразу стреляли конвойные. Пока пройдёт вся колонна, от убитого ничего не оставалось. Изможденные от голода, жары, даже одежда казалась тяжелой, снимали рубашки, обувь. Шли босиком. Я тоже шёл босиком в нательной рубашке. Ночевали в поле. Нас разбивали на группы и располагали в шахматном порядке, ложились, подниматься было нельзя. Стреляли без предупреждения. Кругом была охрана. Среди пленных шёл разговор, что, когда приедем в Белгород, нас отправят в Германию. Но колонну погнали не в Белгород, а в Корочу. Расположили пленных на площади, которая называлась Ветеринарной. Площадь была огорожена колючей проволокой. На ней были спилены деревья, листья которых с жадностью ели измученные люди. Я все больше и больше думал о побеге, осматривал местность за проволокой, наблюдал за немцами. Ещё днём нашёл место, где можно было пролезть. Ночь была малооблачной. Я приподнял проволоку и пролез. За проволокой была высокая трава. Перекатился через дорогу. Докатился до лопухов. Прислушался – тихо. Неужели на свободе, что делать дальше? Дополз до какого-то огорода и пролежал там до самого рассвета. Утром пришла женщина с собачкой. Я притаился, но собачка лаяла и выдала меня. Я боялся, что хозяйка сообщит немцам, но этого не случилось. Она принесла мне одежду, молока и хлеба, рассказала куда идти. Из лагеря донеслась стрельба. Замерло сердце. Вдруг слышу, что кто-то зовёт. Я оглянулся. Мужчина, тоже пленный. Оказалось, что он видел, как я убегал, и последовал за мной. Он был из Большетроицы. Дошли мы с ним до села Стариково, там и расстались. Шёл домой в Орловку. По дороге питался тем, что попадалось. Ел ячмень и лук, разные ягоды. С горем пополам добрался всё-таки до родных мест».

Горина Елена Павловна: «В те дни мы жили в городе Короча. Когда фашисты пригнали колонну наших пленных солдат, весь город облетела эта печальная новость. Жители бросились к площади, чтобы хотя бы чем-нибудь помочь несчастным. Каждый нёс что-нибудь, в основном еду. Моя мама собрала узелок, в котором была нехитрая еда – картошка, вареные яички, хлеб, и приказала мне отнести несчастным людям и перебросить через проволоку пленным. Эту передачу конвойные не давали пленным. Один из конвойных, а это был бендеровец, пытался отнять мой узелок, но я успела все-таки перебросить его через проволоку. За это конвойный штыком пытался заколоть меня. Спасла телогрейка, предусмотрительно натянутая на себя. Остался шрам». Отважной участницей строительства дороги «Старый Оскол – Ржава» является наша уважаемая землячка Горина Елена Павловна, человек большой прекрасной души, отзывчивого сердца, большого человеколюбия. Непросто всё складывалось в судьбе этого необыкновенного человека: в суровые годы военного лихолетья – тяжёлый труд девочки-подростка в строительстве новой ветки железной дороги Старый Оскол – Ржава. В связи с приближением решительных боёв, поток военных грузов нарастал, по просьбе военного совета Воронежского фронта ГКО 8 июня1943 года принял решение о строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава. Предлагалось завершить её к 15 августа1943 года. Исполком областного совета приняли решение мобилизовать на стройку 1280 подвод и 210 тысяч человек, для чего в каждом районе создавались строительные колоны. В одной из этой колоны была мобилизована 14-летняя девочка Елена Павловна. Учитывая исключительное значение этой железной магистрали для наших войск, сроки ввода в эксплуатацию были сокращены до 20 июля 1943 года. Условия работы были тяжёлые, кроме лопат и кирок члены бригады не имели никаких инструментов. Благодаря самоотверженному труду мобилизованного населения, железная дорога была построена за 32 дня. Участники строительства получили благодарность от Военного совета Воронежского фронта.

Шульгин Николай Стефанович: «До марта 1943 года проживал на оккупированной немцами земле. По призыву военкомата мы пополнили ряды Красной армии. Нас тогда из деревни на фронт ушло человек сорок. Из военкомата направили в село Оскольное Новооскольского района, где мы проходили боевую подготовку. Готовились три месяца. Затем направились в Шебекинский район село Купино, где стояла тринадцатая истребительная противотанковая бригада седьмой гвардейской армии. Из Купино нас направили под Батрацкую дачу, Шебекинского района. Пятого июля вступили в бой, начались военные действия. Дальше наш путь лежал на Харьков, двадцатого августа подошли к Харькову, а двадцать второго освободили. Затем шли на Мерефу, за Мерефой в село Утковка получил ранение. До декабря 1943 года находился в госпитале. Затем направили в Харьков в военное училище, но рана снова открылась, и меня направили в Запорожье в выздоравливающий батальон. Затем в Волынскую область, опять начались боевые действия. Прошёл всю Польшу. Форсировал р. Бух, взяли город Люблин, получили подкрепление и нас перебросили на реку Висла город Хэлм. В этом городе находился штаб армии, прошли Варшаву, добрались до Германии, город Франквурд на Одере, потом на Берлин. Проходили Фюрстенвальд на реке Шпрее, подошли к Магдебургу. Здесь мы и встретили Победу. Затем находились в Вальтенграбове, откуда попал в город Брест, где продолжил свою службу. Проехал всю Беларусь. Всю войну прошёл с I Белорусским фронтом, был телефонистом. Имею благодарности, награждён медалью за взятие Берлина, орден красной звезды I первой степени. Домой вернулся в марте 1947 года, сразу пошёл работать учетчиком в Толоконовском МТС до 1950 года. В этом же году избрали секретарем Орловского сельского совета, работал до 1945 года. Затем стал уполномоченным по заготовке продукции. Мои участки были Орловка, Николаевка, Бессонновка, хут. Широкий, Красный Октябрь, Церковное. После работал заведующим фермой, а с 1960 года работаю кладовщиком».

Выдающаяся победа наших войск в Курской битве продемонстрировала возросшее могущество Советского государства и его Вооруженных Сил, еще выше подняла авторитет Советского Союза как ведущей силы антигитлеровской коалиции, создала выгодные условия для высадки англо- американских войск в Италии.

Об этих героических событиях и подвигах наших земляков нельзя забывать. Мы должны передавать память об этом из поколения в поколение.

Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Патриотическое воспитание в школьном научном обществе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.


Литратура:

1. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. – Режим доступа: http://www.verav.ru.

2. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. / Под ред. действительного члена АПН СССР И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1979,-250 с.

3. Аронов А.А. Воспитать патриота. М.: Просвещение, 1989, - 175 с.

4. Власова Е.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание сельских школьников в современных условиях. Режим доступа: http:// www.verav.ru.

5. Вырщиков А. Военно-патриотическое воспитание. Теория и практика. М.: Педагогика, 1990, - 152 с.

6. Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность. Волгоград: Учитель, 2007, - 231 с.

7. Газета «За Изобилие №24 от 18 июля 2008 г.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!