МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В 3 КЛАССЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Шестакова Виктория Владимировна, студентка 3 курса
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Научный руководитель: Баранова Марина Юрьевна
Аннотация статьи: в данной статье рассмотрена важность развития логического мышления у младших школьников. Рассмотрено понятие моделирования, как средство развития логического мышления. Автором приведен перечень текстовых задач, решаемых методом моделирования, а именно методом графа.
Ключевые слова: логическое мышление, логика, моделирование, текстовая задача.
Одна из главных задач обучения - развитие логического мышления у обучающихся младшего школьного возраста. Об этом говорится в пояснительной записке к авторской программе М. И. Моро. В программе автор определяет ряд основных задач, которые необходимы для достижения основных целей начального математического образования. Одной из таких задач является «развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления». [3]
Данный возраст является благоприятным для развития логики, так как происходит интенсивное развитие логического мышления, что служит базой для дальнейшего расширения этого мышления в среднем и старшем звене. При этом очень важно, чтобы развитие осуществлялось комплексно и систематически. Формировать способность логически мыслить позволяют логические задачи, которые встречаются на уроках математики. «Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений». [3]
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Математика, как абстрактная наука, оперирует моделями. Процесс создания, исследования и использования моделей является методом моделирования. [1]
Моделирование сопровождает процессы учения. Математическая модель – это приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Модели могут быть в виде схематического чертежа, условного рисунка, таблицы и т.д. Умение моделировать является ключевым моментом, так как это способ решения разного рода заданий, которые встречаются обучающимся в начальной школе. В большинстве случаев построение вспомогательных моделей необходимо тогда, когда по той или иной причине невозможно использовать объекты-оригиналы.
Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система математических компетенций, является решение логических задач. Вечтомов Е. М. в широком смысле под логической задачей понимает «любую задачу, для решения которой не нужны особые (специальные) знания, а достаточно только логических рассуждений». В узком смысле понятие «логическая задача» предполагает наличие некой «изюминки» в тексте, определенную нестандартность – будь то необычное условие задачи, оригинальная идея, неожиданное решение. [2] Для их решения важно умение «увидеть» суть задачи, которая сама вырабатывается и формируется в процессе размышления над логическими задачами.
Такого рода задачи являются для большинства учащихся наиболее сложными, так как они требуют достаточно много времени для решения, использование смекалки, проявления находчивости и нестандартного мышления. Обучающиеся, которые выполняют логические задачи чаще остальных, обладают более развитой логикой. Следовательно, таким учащимся поддаются задачи повышенной сложности.
Задание 12 в ВПР по математике 4 класс направлено на овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решение задач в 3–4 действия.
Изучив статистику, я могу сделать вывод, что меньше половины, а точнее 17% обучающихся по Красноярскому краю справились с этим заданием в 2021 году.
Проанализировав учебник по математике 3 класс М. И. Моро видно, что в 2-х частях учебника содержится разнообразные типы логических текстовых задач. Но в небольшом объеме, всего мне удалось найти 19 задач на развитие логического мышления.
Делая вывод, мы понимаем, что для развития логики, учителям необходимо самим разрабатывать задания для развития логики.
Далее я бы хотела представить задания, которые я разработала для развития логического мышления у учащихся на уроках математики.
1. Желтые, красные, синие и фиолетовые цветы растут в клумбах. Цвет цветов отличается от цвета клумбы. Известно, что фиолетовые цветы растут в синей клумбе, а красные цветы не растут в желтой. В какой клумбе растут цветы, если еще осталась красная и фиолетовая клумба.
Ж Ж
К К
С С
Ф Ф
2. Сколько вариантов расписания для 1 класса можно составить, если в этот день должны быть такие предметы: русский язык, математика, литературное чтение?
Р – русский язык
М – математика
Л - Литературное чтение
Л М Л Р М Р
М Л Р Л Р М
Р М Л
Ответ: 6 вариантов расписания для 1 класса можно составить из 3 предметов.
3. 4 девочки играли в шахматы. Каждая сыграла с каждой по одному разу. Сколько партий было сыграно?
1 2
3 4
Ответ: 12 партий было всего сыграно.
Вывод: необходимо работать над развитием логического мышления учащихся.
Уроки математики действительно способствуют развитию логического мышления в начальной школе. Важно, чтобы развитие логического мышления происходило последовательно и системно. Задачи, которые мне удалось придумать, позволяют использовать смекалку, проявлять находчивость и нестандартное мышление, являются хорошим дополнением для основной программы. Также, данные задания можно апробировать на учениках не только 3 класса, но и на учениках 2-х, 4-х классов.
Список литературы
-
Богомолова, О. Б. Логические задачи / О. Б. Богомолова. -4-е изд., испр. и доп. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 277 с.
-
Вечтомов, Е. М. Решение логических задач как основа развития мышления [Электронный ресурс] / Е. М. Вечтомов, Я. В. Петухова // Концепт – 2012. - №8 – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/317345085_Resenie_logiceskih_zadac_kak_osnova_razvitia_myslenia.
-
Моро, М. И. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. И. Моро — 5-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2021. 144 с.