СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статистико-аналитический отчёт о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2024 году в Оренбургской области.
Приложение 3
ШАБЛОН САО-9 ГЛАВА 1
Статистико-аналитический отчет
о результатах государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования
в 2024 году
в Оренбургской области
(наименование субъекта Российской Федерации)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ниже приведен шаблон статистико-аналитического отчета о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) в субъекте Российской Федерации (далее – Шаблон отчета).
Целью отчета является
представление статистических данных о результатах ГИА-9 в субъекте Российской Федерации;
проведение методического анализа результатов ГИА-9 в контексте реализации ключевых направлений развития системы общего образования, выявления динамики качества освоения ФГОС, описания типичных затруднений участников ГИА-9 по учебным предметам и разработка рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов;
формирование предложений в «дорожную карту» по развитию региональной системы образования (в части выявления и распространения лучших педагогических практик, оказания поддержки образовательным организациям, демонстрирующим устойчиво низкие результаты обучения и др.).
Структура отчета
Отчет состоит из двух частей:
Глава 1 включает в себя общую информацию о результатах проведения ГИА-9 в субъекте Российской Федерации в 2024 году.
Глава 2 включает в себя Методический анализ результатов ОГЭ по учебному предмету и информацию о мероприятиях, запланированных для включения в «дорожную карту» по развитию региональной системы образования. Глава 2 заполняется по каждому отдельному учебному предмету: русский язык, математика, физика, химия, информатика, биология, история, география, обществознание, литература, английский язык, немецкий язык, французский язык, испанский язык. Для анализа используется массив результатов участников основных дней основного периода проведения ОГЭ по учебному предмету. Анализ проводится при условии, что в основные дни основного периода проведения экзамена по учебному предмету экзамен сдавало более 10 человек.
При проведении анализа используются данные региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (РИС ГИА-9), а также сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ) и/или их подведомственных организаций.
Информация о публикации (размещении) на открытых для общего доступа на страницах информационно-коммуникационных интернет-ресурсах ОИВ (подведомственных учреждений) в неизменном, расширенном или преобразованном в презентационные материалы виде приведенных в статистико-аналитическом отчете рекомендаций по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.
Адрес страницы размещения:
_____________________________________________________________________________
Дата размещения (не позднее 12.09.2024)
_____________________________________________________________________________
Отчет может быть использован:
специалистами ОИВ для принятия управленческих решений по совершенствованию работы образовательных организаций;
специалистами организаций дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации учителей / институты развития образования) при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей и руководителей образовательных организаций;
методическими объединениями учителей-предметников при планировании обмена опытом работы и распространении эффективных методик обучения учебному предмету и подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации;
руководителями образовательных организаций и учителями-предметниками при планировании учебного процесса и выборе технологий обучения.
АТЕ | Административно-территориальная единица |
ГВЭ-9 | Государственный выпускной экзамен по образовательным программам основного общего образования |
ГИА-9 | Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
КИМ | Контрольные измерительные материалы |
ОГЭ | Основной государственный экзамен |
ОИВ | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования |
ОО | Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе |
РИС | Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор, РОН | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Участники ГИА-9 с ОВЗ, участники с ОВЗ | Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья |
Участник ОГЭ / участник экзамена / участник | Обучающиеся, допущенные в установленном порядке к ГИА в форме ОГЭ |
ГЛАВА 1. Основные результаты ГИА-9 в регионе
1. Количество участников экзаменационной кампании ГИА-9 в 2024 году в субъекте Российской Федерации
Таблица 0‑1
№ п/п | Наименование учебного предмета | Количество участников ГИА-9 | Количество участников ГИА-9 |
| Русский язык |
|
|
| Математика |
|
|
| Физика |
|
|
| Химия |
|
|
| Информатика |
|
|
| Биология |
|
|
| История |
|
|
| География | 87 | 0 |
| Обществознание |
|
|
| Литература |
|
|
| Английский язык |
|
|
| Немецкий язык |
|
|
| Французский язык |
|
|
| Испанский язык |
|
|
2. Соответствие шкалы пересчета первичного балла за экзаменационные работы ОГЭ в пятибалльную систему оценивания, установленной в субъекте Российской Федерации, рекомендуемой Рособрнадзором шкале в 2024 году (далее – шкала РОН)
Таблица 0-2
№ п/п | Учебный предмет | Суммарные первичные баллы | |||||||
Отметка «2» | Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» | ||||||
Шкала РОН1 | Шкала ОИВ2 | Шкала РОН | Шкала ОИВ | Шкала РОН | Шкала ОИВ | Шкала РОН | Шкала ОИВ | ||
| Русский язык | 0 – 14 |
| 15 – 22 |
| 23 – 28, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется «3» |
| 29 – 33, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется «4» |
|
| Математика | 0 – 7 |
| 8 – 14, из них |
| 15 – 21, из них не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии |
| 22 – 31, не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии |
|
| Физика | 0 – 10 |
| 11 – 22 |
| 23 – 34 |
| 35 – 45 |
|
| Химия | 0 – 9 |
| 10 – 20 |
| 21 – 30 |
| 31 – 40 |
|
| Информатика | 0 – 4 |
| 5 – 10 |
| 11 – 15 |
| 16 – 19 |
|
| Биология | 0 – 12 |
| 13 – 25 |
| 26 – 37 |
| 38 – 48 |
|
| История | 0 – 10 |
| 11 – 20 |
| 21 – 29 |
| 30 – 37 |
|
| География | 0 – 11 | 0-11 | 12 – 18 | 12-18 | 19 – 25 | 19-25 | 26 – 31 | 26-31 |
| Обществознание | 0 – 13 |
| 14 – 23 |
| 24 – 31 |
| 32 – 37 |
|
| Литература | 0 – 15 |
| 16 – 23 |
| 24 – 31 |
| 32 – 37 |
|
| Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) | 0 – 28 |
| 29 – 45 |
| 46 – 57 |
| 58 – 68 |
|
Обоснование изменения шкалы региона по отношению к шкале, рекомендуемой РОН
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
3. Результаты ОГЭ в 2024 году в субъекте Российской Федерации
Таблица 0‑3
№ п/п | Учебный предмет | Всего участников | Участников | Отметка «2» | Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» | ||||
чел. | %3 | чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||||
| Русский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Физика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Информатика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Биология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| История |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| География | 87 | 0 | 0 | 0 | 20 | 23 | 48 | 55 | 19 | 22 |
| Обществознание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Английский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Французский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Немецкий язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Испанский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Результаты ГВЭ-94 в 2024 году в субъекте Российской Федерации
ГИА в данной форме не проводилась
Таблица 0‑4
№ п/п | Учебный предмет | Всего участников | Участников с ОВЗ | Отметка «2» | Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||||
| Русский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Физика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Информатика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Биология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| История |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| География | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Обществознание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Английский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Французский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Немецкий язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Испанский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА 2.
Методический анализ результатов ОГЭ
по учебному предмету
ГЕОГРАФИЯ
(наименование учебного предмета)
Таблица 2‑2
Экзамен | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
ОГЭ | 96 | 100 | 87 | 100 | 87 | 100 |
ГВЭ-9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 2‑3
Пол | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |||
чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | чел. | % от общего числа участников | |
Женский | 39 | 41 | 32 | 37 | 36 | 41 |
Мужской | 57 | 59 | 55 | 63 | 51 | 59 |
Таблица 2‑3
№ п/п | Участники ОГЭ | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
| Обучающиеся СОШ | 84 | 87,5 | 76 | 87 | 72 | 83 |
| Обучающиеся лицеев | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Обучающиеся гимназий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Обучающиеся коррекционных школ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Обучающиеся ООШ | 12 | 12,5 | 11 | 13 | 15 | 17 |
… | … |
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД о характере изменения количества участников ОГЭ по предмету (отмечается динамика количества участников ОГЭ по предмету в целом, по отдельным категориям, видам образовательных организаций)
Отмечается некоторое снижение количества участников по предмету, но оно не значительное в СОШ за 2022-2024 г и в ООШ за 2022-2023. В 2024 г количество участников снизилось на 4% по сравнению с 2023 г, а в ООШ наоборот количество участников увеличилось на 4% по сравнению с 2023 г. Согласно статистическим данным учащиеся 9 кл в качестве дополнительных предметов чаще всего выбирают географию.
Таблица 2‑4
Получили отметку | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
«2» | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
«3» | 24 | 25 | 2 | 2 | 20 | 23 |
«4» | 55 | 57 | 58 | 67 | 48 | 55 |
«5» | 17 | 18 | 27 | 31 | 19 | 22 |
Таблица 2‑5
№ п/п | АТЕ | Всего участников | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
1. | Пономаревский район | 87 | 0 | 0 | 20 | 23 | 48 | 55 | 19 | 22 |
… | … |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2‑6
№ п/п | Участники ОГЭ | Доля участников, получивших отметку8 | |||||
«2» | «3» | «4» | «5» | «4» и «5» | «3», «4» и «5» | ||
| Обучающиеся СОШ | 0 | 19 | 41 | 16 | 75% | 100% |
| Обучающиеся лицеев |
|
|
|
|
|
|
| Обучающиеся гимназий |
|
|
|
|
|
|
| Обучающиеся коррекционных школ |
|
|
|
|
|
|
5… | Обучающиеся ООШ | 0 | 1 | 7 | 3 | 91% | 100% |
Выбирается от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:
доля участников ОГЭ, получивших отметки «4» и «5», имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);
доля участников ОГЭ, получивших неудовлетворительную отметку, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации).
Таблица 2‑7
№ п/п | Название ОО | Доля участников, получивших отметку «2» | Доля участников, получивших отметки «4» и «5» (качество обучения) | Доля участников, получивших отметки «3», «4» и «5» (уровень обученности) |
1. | Дёминская СОШ | 0 | 55% | 100% |
1. | Дёминская СОШ | 0 | 55% | 100% |
2. | Дюсметьевская СОШ | 0 | 0% | 100% |
3. | Наурузовская СОШ | 0 | 80% | 100% |
4. | Пономаревская СОШ | 0 | 78% | 100% |
5. | Софиевская СОШ | 0 | 100% | 100% |
6. | Равнинная СОШ | 0 | 100% | 100% |
7. | Воздвиженская ООШ | 0 | 100% | 100% |
8. | Ключевская ООШ | 0 | 67% | 100% |
9. | Семёновская ООШ | 0 | 100% | 100% |
10. | Фадеевская ООШ | 0 | 100% | 100% |
Выбирается от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте Российской Федерации, в которых:
доля участников ОГЭ, получивших отметку «2», имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации);
доля участников ОГЭ, получивших отметки «4» и «5», имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта Российской Федерации).
Таблица 2‑8
№ п/п | Название ОО | Доля участников, получивших отметку «2» | Доля участников, получивших отметки «4» и «5» (качество обучения) | Доля участников, получивших отметки «3», «4» и «5» (уровень обученности) |
1. |
|
|
|
|
… | ... |
|
|
|
Сравнивая общие результаты выполнения экзаменационной работы десяти образовательных организаций, можно сделать вывод, что в 2024 году: качество знаний школ МАОУ «Воздвиженская ООШ», МАОУ «Равнинная СОШ», МАОУ «Семёновская ООШ», МАОУ «Фадеевская ООШ», МАОУ «Софиевская СОШ» составляет 100%. МАОУ «Наурузовская СОШ» составляет 80 %, МАОУ «Пономаревская СОШ» составляет 78%, МАОУ «Ключевская ООШ» составляет 67%, МАОУ «Деминская СОШ» составляет 55%. Низкое качество знаний МАОУ «Дюсметьевская СОШ», что составляет 0%.
Раздел 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ КИМ11
Описываются содержательные особенности, которые можно выделить на основе использованных в регионе вариантов КИМ ОГЭ по учебному предмету в 2024 году (с учетом всех заданий, всех типов заданий) в сравнении с КИМ ОГЭ прошлых лет по этому учебному предмету.
В каждый вариант КИМ 2023г. включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников. В КИМ ОГЭ по географии проверяется овладение выпускниками знаниями и умениями, сформированность способности самостоятельного творческого их применения в практической деятельности и в повседневной жизни. Важное место в КИМ отводится проверке сформированности умений использовать различные источники информации: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты. В экзаменационной модели КИМ ОГЭ контролируется сформированность многих важных умений: выбрать источник, необходимый для решения конкретной задачи; найти и извлечь информацию из источника; представлять в различных формах (графики, таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов школьного курса географии, определяется с учётом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников. Наибольшее количество заданий проверяет достижение требований к уровню подготовки выпускников по разделу «География России».
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 8 заданий с ответом в виде одной цифры, 5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания, 14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр. Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в двух из которых, в заданиях 12 и 28, требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Экзаменационная работа включает 15 заданий базового, 13 – повышенного и 2 задания высокого уровня сложности. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 31.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Учебный материал всех разделов курса географии в экзаменационной работе распределен по пяти разделам:
1. Источники географической информации.
2. Природа Земли и человек
3. Материки, океаны, народы и страны.
4. Природопользование и геоэкология.
5. География России.
Первый раздел «Источники географической информации» содержит материал о географических моделях: глобусе, географической карте, плане местности, их основных параметрах и элементах (масштабе, условных знаках, способах картографического изображения, градусной сети).
Второй раздел «Природа Земли и человек» включает задания по геосферам: литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере и географической оболочке Земли.
Третий раздел «Материки, океаны, народы и страны» контролирует знания по основным чертам природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии, по населению материков, природным ресурсам и их использованию, изменению природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, по многообразию стран и их основным типам.
В четвертом разделе «Природопользование и экология» проверяются знания по основным типам природопользования, стихийным явлениям в литосфере, гидросфере, атмосфере, по влиянию хозяйственной деятельности людей на природу.
Пятый раздел «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний об особенностях географического положения, природы, населения, хозяйства России, о её природно- хозяйственном районировании и положении России в современном мире.
Анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ в 2024 году
Анализ выполнения КИМ в разделе 3.2. проводится на основе результатов всего массива участников основного периода ОГЭ по учебному предмету в субъекте Российской Федерации вне зависимости от выполненного участником экзамена конкретного варианта КИМ.
Анализ проводится в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по предмету (например, по группам заданий одинаковой формы; по умениям, навыкам, видам познавательной деятельности; по тематическим разделам).
Рекомендуется рассматривать задания, проверяющие один и тот же элемент содержания / умение, навык, вид познавательной деятельности, в совокупности с учетом их уровня сложности. Анализ проводится не только на основе среднего процента выполнения, но и на основе процентов выполнения заданий группами участников ОГЭ с разным уровнем подготовки (группа обучающихся, получивших неудовлетворительную отметку, получивших отметки «3», «4», «5»).
При статистическом анализе выполнения заданий, система оценивания которых предполагает оценивание по нескольким критериям, следует считать единицами анализа отдельные критерии.
Основные статистические характеристики выполнения заданий КИМ в 2024 году
Таблица 2‑9
Номер задания | Проверяемые элементы содержания / умения | Уровень сложности задания | Средний процент выполнения12 | Процент выполнения6 по региону в группах, | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||||
1 | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира / формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об основных этапах географического освоения Земли | Б | 91 | 0 |
80
|
94
| 95 |
2 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах | Б | 75 | 0 | 45 | 81 | 95
|
3 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы на разных материках и в отдельных странах | П | 39 | 0 | 25 | 38 | 53 |
4 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах / овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Б | 90 | 0 | 75
| 92 | 100 |
5 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов | Б | 92 | 0 | 75 | 98 | 95 |
6 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени | Б | 87 | 0 | 75 | 88 | 100 |
7 | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения | П | 57 | 0 | 15 | 40 | 95 |
8 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов | Б | 98 | 0 | 90 | 100 | 100 |
9 | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения | Б | 76 | 0 | 70 | 71 | 95 |
10 | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения | Б | 93 | 0 | 80 | 95 | 100 |
11 | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения | В | 60 | 0 | 40 | 44 | 89 |
12 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания | П | 84 | 0 |
60 | 90 | 95 |
13 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения / формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов | Б | 64 | 0 | 45 | 60 | 95 |
14 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф | Б | 91 | 0 |
85 | 94 | 89 |
15 | Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде | П
| 72 | 0 | 65 | 69 | 89 |
16 | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | П | 68 | 0 | 50 | 69 | 89 |
17 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов | П | 83 | 0 | 60 | 88 | 100 |
18 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени | П | 67 | 0 | 40 | 67 | 95 |
19 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов / формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём | П | 94 | 0 | 90 | 96 | 95 |
20 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах | Б | 78 | 0 | 60 | 85 | 79 |
21 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени | П | 69 | 0 | 40
|
71
| 95 |
22 | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Б | 80 | 0 | 55 | 85 | 95 |
23 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени | П | 61 | 0 | 25 | 67 | 79 |
24 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах | Б | 85 | 0 | 70 | 88 | 95 |
25 | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения | П | 80 | 0 | 55 | 85 | 95 |
26 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах | П | 59 | 0 | 35 | 60 | 84 |
27 | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения | Б | 36 | 0 | 20 | 21 | 89 |
28 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | Б | 23 | 0 | 0
| 10 | 79 |
29 | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф | В | 25 | 0 |
11 | 20 | 17 |
30 | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени | П | 57 | 0 | 95 | 38 | 89 |
Для анализа основных статистических характеристик заданий используется обобщенный план варианта КИМ по предмету (см. Спецификацию КИМ для проведения ОГЭ по учебному предмету в 2024 году) с указанием средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе.
В рамках выполнения анализа, по меньшей мере, необходимо указать:
линии заданий с наименьшими процентами выполнения, среди них отдельно выделить:
Задания базового уровня (с процентом выполнения ниже 50);
Задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15);
Анализируя результаты выполнения экзаменационной работы по географии по группам обучающихся с различным уровнем подготовки, представленные в таблице 2-9, можно сделать следующие выводы:
группа обучающихся с «отличным» уровнем подготовки (балл от 26-31) составляет (22% от общего количества участников). Данная группа показывает высокий процент выполнения всех заданий КИМ за исключением заданий № 28 и 29;
группа обучающихся с «хорошим» уровнем подготовки (балл от 19-25) составляет 55% от общего количества участников, определенные затруднения вызвали задания (№ 3, 7, 9,10, 12, 28,29,30);
группа обучающихся с «удовлетворительной» подготовкой (балл от 12-18) составляет 23% от общего количества участников. Большинство учащихся данной группы не справились с заданиями № 2,3,7, 9,12,14,17,18,22-30.
Задания повышенного и высокого уровней с низким процентом выполнения (ниже 15%) у обучающихся сдавшие на «3».
Содержательный анализ выполнения заданий КИМ проводится с учетом полученных результатов статистического анализа всего массива результатов основных дней основного периода проведения экзамена по учебному предмету вне зависимости от выполненного участником экзамена варианта КИМ.
Для заданий с кратким ответом типичные ошибки анализируются на основе вееров ответов на соответствующие задания.
На основе данных, приведенных в п. 3.2.1. по каждому выявленному сложному заданию:
приводятся характеристики задания;
разбираются типичные при выполнении этих заданий ошибки,
проводится анализ возможных причин получения выявленных типичных ошибочных ответов и путей их устранения в ходе обучения школьников предмету в регионе. Разбор типичных заданий не должен сводиться только к указанию неосвоенных умений и элементов содержания.
Анализ выполнения первой части экзаменационной работы по географии заданий базового уровня: данная группа заданий предполагает запись краткого ответа в виде одной цифры, числа или слова.
В целом девятиклассники с этим блоком заданий справились более успешно. Результаты по 12-ти вопросам (№1,2,4,5,6,8, 9,13,14,20,22,24) из 15 базового уровня укладываются в диапазон планируемого процента выполнения 56-80%: участники экзаменационной работы продемонстрировали овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии, знаниями о свойствах, признаках, размещении основных географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, а также умения:
- использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве;
- сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков, выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимые для решения учебных, практико - ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
По двум вопросам базового уровня процент выполнения заданий ниже планируемого и составляет от 23% до 36%.
Анализ выполнения экзаменационной работы по географии заданий повышенного и высокого уровня.
Данная группа заданий предполагает запись краткого ответа в виде одной цифры, числа, последовательности цифр или слова.
По некоторым вопросам повышенного уровня сложности обучающиеся экзаменационной работы не только укладываются в диапазон планируемого процента выполнения 40-60, но и превышают его (67- 80). Обучающиеся умеют использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве, решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств, понимают географические следствия движений Земли, могут выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимости для решения учебных, практико- ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни.
По результатам выполнения вопросов высокого уровня сложности можно сделать следующие выводы: выпускники успешно справились с заданием 11, где 60% обучающихся продемонстрировали умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.
Результат выполнения первой части экзаменационной работы по географии позволяет сделать вывод о том, что участники экзаменационной работы работы в 2024 году показали хороший уровень сформированности базовых знаний и умений при выполнении заданий базового и повышенного уровней сложности.
Анализ выполнения экзаменационной работы по географии заданий с развернутым ответом:
В экзаменационной работе было представлено 3 задания с развернутым ответом:
Задание 12 повышенного уровня сложности проверяет сформированность умений использовать географические знания для решения практических задач с использованием топографических карт. Выполняли данное задание 87 обучающихся, из которых 2 балла получили 51 человек (59%) по 1баллу – 22 участника экзаменационной работы (25%). Процент выполнения данного задания составил 84%. 14 участников экзаменационной работы не научились читать условные знаки топографической карты, определять по карте уклон земной поверхности, экспозицию склонов, характер поверхности.
Задание № 28 на проверку сформированности умения использовать информацию из текста с привлечением ранее полученных географических знаний для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. В ответах на эти задания оценивается правильность объяснения географических особенностей названных в тексте территорий, природных и социальных объектов и явлений, которая определяется пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений. С данным заданием справились 20 девятиклассников, что составляет 23% выпускников. Группа «троечников» не приступала к выполнению данного задания. «четвёрки» (средний процент составляет 10%) и «пятёрки» (средний процент составляет 75%.)
У 67 участников диагностической работы не сформированы представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли, об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. Обучающиеся не овладели основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Задание 29 высокого уровня сложности проверяет у школьников сформированность умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. С данным заданием справились всего лишь 22 из 87 участников экзаменационной работы, что оставляет 25%.
Данный результат позволяет сделать вывод о том, что выпускники 9-х классов по предмету география в 2024 году показали низкий уровень сформированности базовых знаний и умений при выполнении заданий с развернутым ответом.
Все 15 заданий базового уровня проверяли умения называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений, описывать положение на карте географических объектов и ареалы распространения географических явлений, умения определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) географическую информацию, представленную в явном виде.
В следующей таблице даны сведения о выполнении заданий базового уровня сложности:
Показатели выполнения заданий базового уровня по географии
Номер задания | №1 | №2 | №4 | №5 | №6 | №8 | №9 | №10 |
2024г. | 91% | 75% | 90% | 92% | 87% | 98% | 76% | 93% |
Номер задания | №13 | №14 | №20 | №22 | №24 | №27 | №28 |
2024г. | 64 % | 91% | 78% | 80% | 85% | 36% | 23% |
ВЫВОД:
В целом девятиклассники с этим блоком заданий справились более успешно. Результаты по 13-ти вопросам (№1,2,4,5,6,8, 9,10,13,14,20,22,24,) из 15 базового уровня укладываются в диапазон планируемого процента выполнения 64-93%: участники экзаменационной работы продемонстрировали овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии, знаниями о свойствах, признаках, размещении основных географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, а также умения:
- использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве;
- сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков, выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимые для решения учебных, практико- ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
По двум вопросам базового уровня №27 -28 процент выполнения заданий ниже планируемого и составляет от 23% до 36%.
Показатели выполнения заданий повышенного уровня по географии
Номер задания | №3 | №7 | №12 | №15 | №16 | №17 | №18 | №19 |
2024г. | 39% | 57% | 84% | 72% | 68% | 83% | 67% | 94% |
Номер задания | №21 | №23 | №25 | №26 | №30 |
2024г. | 69% | 61% | 80% | 59% | 43% |
ВЫВОД
По некоторым вопросам повышенного уровня сложности обучающиеся экзаменационной работы не только укладываются в диапазон планируемого процента выполнения 40-60, но и превышают его (61- 84) и более. Обучающиеся умеют использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве, решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств, понимают географические следствия движений Земли, могут выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимые для решения учебных, практико- ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни.
Показатели выполнения заданий высокого уровня по географии
Номер задания | №11 | №29 | ||
Баллы | 0 | 1 | 0 | 1 |
2024г. | 35 | 52 | 65 | 22 |
ВЫВОД.
По результатам выполнения вопросов высокого уровня сложности можно сделать следующие выводы: выпускники успешно справились с заданием 11, где 60% обучающихся продемонстрировали умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания. С зданием 29 успешно справились лишь 22 из 87 участников экзаменационной работы, что составляет 25%, что говорит о несформированности у обучающихся умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды.
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом
№ задания | Указать кол-во учащихся, набравших соответствующее кол-во баллов | ||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
12 | 14 | 22 | 51 |
ВЫВОД.
Задание 12 повышенного уровня сложности проверяет сформированность умений использовать географические знания для решения практических задач с использованием топографических карт. Выполняли данное задание 87 обучающиеся, из которых 2 балла получили 51человек (59%), по 1баллу – 22 участника экзаменационной работы (25%). Процент выполнения данного задания составил 84%. 14 участников экзаменационной работы (16%) не научились читать условные знаки топографической карты, определять по карте уклон земной поверхности, экспозицию склонов, характер поверхности.
В данном пункте рассматриваются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы (далее – метапредметные умения), которые могли повлиять на выполнение заданий КИМ.
Согласно ФГОС ООО, должны быть достигнуты не только предметные, но и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, в том числе познавательные, коммуникативные, регулятивные (самоорганизация и самоконтроль). Для проведения анализа следует использовать перечень метапредметных результатов ФГОС, приведенный в таблице 1 Кодификатора ОГЭ по каждому учебному предмету, а также указание связей метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы из таблицы 2 Кодификатора ОГЭ.
Анализ может проводиться по группам/подгруппам УУД, или наиболее значимым для выполнения большинства заданий УУД или группам/подгруппам УУД. При анализе может проводиться сопоставление с результатами проведенных в регионе диагностических работ, направленных на оценку достижения метапредметных результатов ФГОС (если такие работы в регионе проводились).
В анализе по данному пункту приводятся задания / группы заданий, на успешность выполнения которых могла повлиять слабая сформированность метапредметных умений, и указываются соответствующие метапредметные умения; указываются типичные ошибки при выполнении заданий КИМ, обусловленные слабой сформированностью метапредметных умений.
Задание № 3
Наибольшее количество ошибок выпускники допустили при выполнении задания № 3 в котором нужно было определить количество осадков для данных пунктов. Много ошибок выпускники совершили из-за невнимательности. Поэтому нужно обращать внимание обучающихся на формулировки задания.
В задании № 23 девятиклассники допустили ошибки в математических вычислениях. Особое внимание нужно обратить на то, что величина естественного и миграционного прироста может получиться отрицательной. Часто в ответах дети «теряют» минус. Необходимо запомнить, что всегда из «прибыли» нужно вычитать «убыль»: из показателя рождаемости показатель смертности, из числа въехавших число выехавших.
Задание № 30
При выполнении 30 задания были допущены ошибки, связанные с невнимательностью. Чтобы справиться с этим заданием выпускники должны обращать внимание на то, что ключевым является каждое предложение. В каждом есть подсказки.
Перечень элементов содержания / умений, навыков, видов познавательной деятельности, освоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным
Таким образом, анализ выполнения экзаменационной работы по географии в 2024 году позволяет сделать следующие выводы:
Можно в целом считать достаточным усвоение выпускниками 9-х классов Пономаревского района следующих элементов содержания/умения и видов деятельности:
Обучающиеся знают и понимают:
- географические особенности природы материков и океанов, народов Земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- специфику географического положения и особенностей природы России;
- географические явления и процессы в геосферах;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- географические следствия движений Земли;
Обучающиеся умеют:
- использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве;
- сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков, выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимые для решения учебных, практико - ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств;
Усвоение следующих элементов содержания/умения и видов деятельности всеми выпускниками 9-х классов региона, выполнявшими контрольную работу по географии, в целом и выпускниками 9-х классов с разным уровнем подготовки нельзя считать достаточно сформированными следующие умения:
- решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности;
- устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
- использовать источники географической информации (картографические, статистические), необходимые для решения учебных задач;
- использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
Обучающиеся не знают и не понимают:
- особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран.
Перечень элементов содержания / умений, навыков, видов познавательной деятельности, освоение которых всеми школьниками региона в целом, а также школьниками с разным уровнем подготовки нельзя считать достаточным
В образовательных организациях Пономаревского района отсутствует категория обучающихся, которые вовсе не усвоили материал экзаменационной работы
Выводы о вероятных причинах затруднений и типичных ошибок обучающихся субъекта Российской Федерации
Наибольшие затруднения при выполнении экзаменационной работы у обучающихся вызвали следующие темы:
Климат. Определение количества осадков по климатической карте для разных пунктов (Задание 3).
Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами (задание 23).
Природные особенности Земли (задание 27, 28, 29, 30).
Наибольшее количество ошибок допускаемых в задания экзаменационных работах это темы из курса физическая география 5-6 классы. В данном курсе рассматривается большое количество сложных тем, таких как: Масштаб. Разные виды масштаба. Как с помощью масштаба по карте и на плане местности определять расстояния, длины (в том числе криволинейных объектов) и площади.), Азимут. Определение направлений по плану; Ориентирование на местности. Чертеж плана местности; Чтение плана местности. К сожалению, количество часов отведенных на изучение географии в 5-6 классах всего два.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом 28–29 по этой теме нужно уметь объяснить причины возникновения экологических проблем или перспективы использования ресурсосберегающих технологий на конкретных территориях как с применением информации из текста, так и с привлечением ранее полученных знаний. Низкий процент выполнения данных заданий связан с нежелание учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика.
В этом случае всеми доступными средствами хочется стимулировать учащегося, объяснить нужность своего предмета, развивать интерес к нему. Чтобы предмет заинтересовал учеников, он должен быть связан с чем - либо интересующим их, с чем – либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Прежде, чем призвать ученика, к какой – либо деятельности, надо заинтересовать его ею.
Поэтому целесообразно иногда использовать нетрадиционные способы организации обучения на уроках. Они больше заинтересовывают учащихся, чем обычный урок. Такие приемы повышают мотивацию у учеников, т.е. будят эмоции, интерес.
Раздел 4. Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета
Рекомендации для системы образования субъекта Российской Федерации (далее – рекомендации) составляются на основе проведенного анализа выполнения заданий КИМ и выявленных типичных затруднений и ошибок (см. Раздел 3).
Рекомендации должны носить практический характер и давать возможность их использования в работе образовательных организаций, учителей в целях совершенствования образовательного процесса. Следует избегать формальных и нереализуемых рекомендаций.
При составлении рекомендаций целесообразно использовать таблицу 3 Кодификатора ОГЭ по учебному предмету, содержащую указание классов, в которых изучается проверяемый учебный материал. Это позволит сформулировать адресные рекомендации для учителей по реализации образовательной программы учебного предмета в конкретных классах основной школы.
Основные требования:
рекомендации должны содержать описание конкретных методик / технологий / приемов обучения, организации различных этапов образовательного процесса для каждой группы участников ОГЭ с разным уровнем подготовки;
рекомендации должны быть направлены на ликвидацию / предотвращение выявленных дефицитов в подготовке обучающихся;
рекомендации должны касаться как предметных, так и метапредметных аспектов подготовки обучающихся.
Учителям
ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Для улучшения результатов ОГЭ по географии необходимо совершенствовать организацию и методику обучения школьников, а для этого вернуться к классическим методическим приёмам:
1. Постоянно отрабатывать понятийный аппарат по предмету. Если школьники не знают значения понятий, то они не понимают смысл прочитанного и не могут правильно ответить на вопросы.
2. Необходима выстроенная система работы с географической номенклатурой. Концентрический способ изучения поможет постоянно повторять названия уже изученных объектов и постепенно вводить новые. Для работы с номенклатурой нужны настенные, интерактивные и контурные карты. Повторение номенклатуры и работа с ней должны быть на каждом уроке.
3. Необходимо хорошо знать физико- и экономико-географическое районирование территории РФ. Районирование служит основой для логической группировки материала. Необходимо повторять номенклатуру экономического районирования нашей страны в связке с субъектами Российской Федерации. Знание регионов и географической номенклатуры даст возможность найти ответы на многие экзаменационные вопросы по тематическим картам.
4.Разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся по формированию предметных и метапредметных результатов, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Внести корректировки в ИОМ с последующей отработкой «западающих» тем.
5. Включить в состав учебных занятий для проведения текущей, тематической, промежуточной оценки обучающихся задания для оценки несформированных предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах ОГЭ по учебному предмету.
6.Обратить особое внимание на изучение «Географии России». Особенно таких тем, как «Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России», «География отраслей промышленности России».
7. При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание формирование географической компетентности:
умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
8. Систематически использовать Интернет - ресурсы, которые по могут при подготовке к ОГЭ по географии:
- geo.ege.sdamgia.ru;
- 4ege.ru;
- examen.ru;
- geo-oge.sdamgia.ru
- fipi.ru
- gdzotvet.ru
9. Чтобы ученикам было проще подготовиться к ОГЭ по географии, можно воспользоваться памяткой, которая включает в себя следующие пункты:
Разобрать с учеником критерии оценивания
Посмотреть новые задания
Использовать атласы. Обучающиеся должны использовать свои атласы. Они должны знать, в каком атласе искать карты, которые нужны чтобы ответить на вопросы экзамена.
Работать с открытым банком заданий (сайт ФИПИ).
Строить логические цепочки. Большинство заданий ОГЭ по географии можно решить с помощью логики. Нужно стараться логически отсечь неверные ответы.
Внимательно читать задания. Читать текст вопросов внимательно, выделять ключевые слова, чтобы понять, какой ответ нужно дать. Обращать внимание на слова «моложе - старше», «больше-меньше», «увеличилось- уменьшилось».
Измерять от центра до центра.
В заданиях, где нужно измерять расстояния линейкой, ее нужно приложить строго к центру условного знака. Если неверно приложить линейку, то получится неправильный ответ.
Не забывать минус. Ответ в задании может получится отрицательным. Не забудьте записать в бланк ответов знак минус.
Вычитать из «прибыли» «убыль» из того что прибыло, всегда нужно вычитать то, что убыло: из числа въехавших число выехавших, из показателя рождаемости показатель смертности.
Учителя
Администрациям образовательных организаций
ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
В группах обучающихся, получивших отметку «3» необходимо обратить внимание на следующие направления работы на уроке и во внеурочное время:
- Выявление дефицитов и создание индивидуальной образовательной траектории (программы) для их ликвидации у слабоуспевающих учеников;
- Создание условий для успешного продвижения учащихся по данной траектории в урочной и внеурочной деятельности и постоянное отслеживание результатов;
- Использование педагогических технологий и методов обучения: личностно-ориентированный подход, игровые приемы и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока;
- Отбор учебных материалов для индивидуальных маршрутов и для систематического повторения ранее изученного материала с последующим мониторингом промежуточных и итоговых результатов достижений;
- Активно развивать навыки устной и письменной географической речи;
- Больше времени уделять чтению карты (знанию и пониманию картографического содержания)
- Значительную часть учебного времени уделять работе с таблицами, схемами, работе со статистическим материалом;
- Поводить учащихся к пониманию основных географических следствий, определению основных и второстепенных причин, факторов. Ключевые вопросы на уроке: Почему? Какие? Как? От чего зависит? В чем причина? Каковы последствия? Как происходит? Что будет, если? Что сделать, чтобы. Как получить…. Какие расчёты произвести.
В группах обучающихся, получивших отметку «4» и «5», необходимо обратить внимание на следующие направления работы:
- Активно вовлекать учащихся в проектную и учебно-поисковую деятельность;
- Обучать подходам и умениям моделирования ситуации в соответствии с заданными условиями;
- Обучать умению составлять и решать географические задачи, формулировать и выполнять учебные задания на основе географического содержания, в том числе и на основе собственного жизненного опыта;
- Учить анализировать географические проблемы и ситуации, процессы и явления;
Для всех групп обучающихся необходимо обратить внимание на следующие направления работы:
- Формировать и развивать у обучающихся навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
- Формировать умение проверять свой ответ или ответ товарища на правдоподобие, соответствие реальности в предлагаемой ситуации.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету ГЕОГРАФИЯ:
Наименование организации, проводящей анализ результатов ГИА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Пономаревская средняя общеобразовательная школа»
Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ОГЭ по учебному предмету
Фамилия, имя, отчество | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к региональным организациям развития образования, к региональным организациям повышения квалификации работников образования, к региональной ПК по учебному предмету, пр.) |
Меркулова Татьяна | МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревский район, Оренбургская область |
Ивановна | Учитель географии. |
Приложение 4
ШАБЛОН Отчета о работе ПК-9
Отчет о работе предметной комиссии, осуществляющей проверку экзаменационных работ участников ОГЭ по географии
(учебный предмет)
в субъекте Российской Федерации
в Оренбургской области в 2024 году
(наименование субъекта Российской Федерации)
Порядок формирования предметной комиссии в 2024 году
Таблица 4
№ п/п | Показатель | 2024 год |
1. | Принцип отбора кандидатов для обучения и включения в предметную комиссию (по представлению образовательных организаций, по представлению председателя ПК, только эксперты прошлых лет, пр.) | В предметную комиссию по географии включены эксперты прошлых лет. |
2. | Организация обучения экспертов на курсах ДПО (обучающая организация, продолжительность, продолжительность практической части, сроки прохождения обучения, периодичность) | Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, осуществляется на базе ГБУ РЦРО. Продолжительность обучения 36 часов. Сроки прохождения с 26.02.24 -01.03.24.С периодичностью не реже 1 раза в год |
3. | Формы проведения квалификационных испытаний |
|
3.1. | краткое описание процедуры; используемое программное обеспечение (при использовании) |
Квалификационное испытание для экспертов предметных комиссий Оренбургской области проводится с применением Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов. Квалификационное испытание для экспертов предметных комиссий включает в себя, входную диагностику, итоговый зачёт по предмету. Для проведения квалификационного испытания используются работы обучающихся из унифицированных учебных материалов для подготовки экспертов предметных комиссий ОГЭ 2024 года. А также онлайн лекции, вебинары, слайдовые презентации и.т.д На основании результатов квалификационных испытаний приказом министерства образования Оренбургской области утверждается состав членов ПК . |
3.2. | источник изображений работ участников ОГЭ для проведения испытаний; | Федеральный банк экзаменационных работ, предложенных в методических материалах для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2024 года |
3.3. | сроки проведения квалификационных испытаний | Февраль-март 2024года |
4. | Перечень критериев13 для присвоения соответствующего статуса эксперту (ВСЕ14 критерии присвоения каждого статуса эксперта): |
|
4.1. | критерии присвоения статуса ВЕДУЩИЙ ЭКСПЕРТ | Высшее образование; соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах; наличие опыта работы в образовательных организациях; наличие документа, подтверждающего получение профессионального образования; наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Департаментом образования и науки Чукотского автономного округа. |
4.2. | критерии присвоения статуса СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ | Высшее образование; соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах; наличие опыта работы в образовательных организациях; наличие документа, подтверждающего получение профессионального образования. |
4.3. | критерии присвоения статуса ОСНОВНОЙ ЭКСПЕРТ | Высшее образование; соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. |
4.4. | описание планируемых изменений в критериях присвоения статуса экспертам (при наличии) | Без изменений |
5. | Количество экспертов, которым по итогам квалификационного испытания: | |
5.1. | присвоен статус ВЕДУЩИЙ ЭКСПЕРТ | 1 |
5.2. | присвоен статус СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ | 1 |
5.3. | присвоен статус ОСНОВНОЙ ЭКСПЕРТ | 1 |
5.4. | не присвоен статус в связи с неудовлетворительными результатами квалификационных испытаний | 0 |
Состав и квалификация предметной комиссии в 2024 году
Таблица 5
№ п/п | Показатель | 2024 год |
| Реквизиты документа(-ов) ОИВ об утверждении состава ПК в 2024 году | Приказ министерства Образования Оренбургской области от 05.04.2024 года № « Об утверждении составов предметных комиссий Оренбургской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в основной период 2024 года» |
1. | Председатель предметной комиссии (указать ФИО) | Меркулова Татьяна Ивановна |
1.1. | Стаж на позиции председателя ПК (указать годы) | 2023-2024 |
2. | Состав ПК, всего экспертов, | 4 |
2.1. | экспертов, имеющих статус ведущего эксперта | 1 |
2.2. | экспертов, имеющих статус старшего эксперта | 1 |
2.3. | экспертов, имеющих статус основного эксперта | 1 |
2.4. | помощников председателя ПК (при наличии) | 1 |
2.5. | Количество экспертов, участвующих в проверке работ ГВЭ-9 | 0 |
3. | Ознакомление экспертов ПК перед экзаменом с видеозаписью вебинара ФГБНУ «ФИПИ» по согласованию подходов к оцениванию для полных составов ПК: | 4 |
3.1. | способ ознакомления (централизованный просмотр и обсуждение в ПК / индивидуальное ознакомление и обсуждение по итогам ознакомления всех экспертов) | Индивидуальное ознакомление и обсуждение по итогам ознакомления всех экспертов |
3.2. | дата(ы) ознакомления и проведения обсуждения по итогам ознакомления (дата при централизованном ознакомлении, дата обсуждения – при индивидуальном) | Дата обсуждения – 02.06.2024 г. |
4. | Состав предметной комиссии по основному месту работы: | Кол-во членов ПК |
4.1. | учителя общеобразовательных организаций | 4 |
4.2. | преподаватели вузов | - |
4.3. | преподаватели организаций СПО | - |
4.4. | специалисты институтов повышения квалификации / институтов развития образования | - |
4.5. | другое (указать, что именно) | - |
Условия работы предметной комиссии
Таблица 6
№ п/п | Условия | Реализация |
1. | Нахождение ПК в/во вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, |
|
1.1. | количество используемых аудиторий при работе ПК | 1аудитория |
1.2. | наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ОГЭ фактов; | Наличие рабочего места с выходом в сеть «Интернет» в кабинете 310, видеонаблюдение в режиме онлайн |
место его расположения; | Предметная комиссия работала вне здании РЦОИ. В здании МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района. Оренбургской области.
| |
порядок использования (кто и как к нему допускается); | Допускаются все эксперты, председатель ПК | |
востребованность этого рабочего места | Востребованность рабочего места с выходом в сеть «Интернет» была незначительной | |
1.3. | график функционирования системы видеонаблюдения в помещениях ПК (включая все помещения, где находились документы ограниченного доступа при работе ПК, включая места проведения семинаров по согласованию подходов к оценивания) | Круглосуточно в режиме онлайн |
2. | Проведение оперативного семинара-согласования подходов к оцениванию развернутых ответов после получения критериев оценивания перед началом проверки (проводился ли, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки) | Перед началом проверки был организован семинар по вопросам согласованности подходов к оцениванию экзаменационных работ; дополнительного согласования в процессе проверки не требовалось.
|
2.1. | Дата(ы), место проведения, продолжительность проведения | 05.06.2024, аудитория 310, продолжительность обсуждения - 40 мин.;
|
2.2. | Количество экспертов-участников семинара | 4 |
2.3. | Использовались ли наборы экзаменационных работ текущего экзамена (с или без назначения конкретному эксперту) для проведения семинара-согласования? Если использовались: наличие организационных или технических проблем при реализации (при наличии, описать суть проблемы). | Не использовались |
3. | Использование Указаний к оцениванию развернутых ответов экспертами при проверке развернутых ответов (использовались ли в принципе; если использовались, то как; если не использовались, то по каким причинам) | Использовались Указания к оцениванию, а также методические материалы ФГБНУ «ФИПИ» для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2024 года по географии. |
4. | Работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК, при работе ПК |
|
4.1. | количество экспертов-консультантов | 0 |
4.2. | принцип распределения экспертов-консультантов по помещениям ПК | - |
4.3. | сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении /аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.) | - |
4.4. | примерное количество обращений экспертов ПК к консультантам | - |
5. | Наличие документов регионального уровня о допуске к использованию экспертами ПК во время проведения проверки справочной литературы, калькуляторов, иных дополнительных материалов, средств обучения и воспитания (указать, какие именно материалы и средства допускались) | Эксперты ПК во время проведения проверки не пользовались справочной литературой, калькуляторами или иными дополнительными материалами, средствами обучения и воспитания |
6. | Информация о выявленных процедурных нарушениях, отстранениях экспертов от работы (причины) и т.п. Описание, обстоятельства, принятые меры | Процедурных нарушений не выявлено и отстранения экспертов от работы не было. |
7. | Прочие условия (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК) | - |
8. | Период проведения проверки экзаменационных работ основного дня | основной период 05.06.2024 с 10.00 до 14.00
|
9. | Наличие фактов привлечения экспертов к другим работам (например, работа организатором в ППЭ) в период функционирования ПК, в т.ч. при проведении квалификационных испытаний экспертов, | Эксперты были привлечены к согласованию подходов к оцениванию ФГБНУ «ФИПИ» (вебинар), а также к участию в семинаре по согласованию подходов к оцениванию работ перед проверкой по географии. |
10. | Наличие организационных сложностей при формировании ПК и проведении мероприятий ПК (обучение, непосредственно проверка) (отношение руководства по основному месту работы экспертов, отсутствие мотивации и пр.), направление в периоды проведения обучающих мероприятий на другие работы | Не выявлено |
Результаты работы ПК в 2024 году
Таблица 7
№ п/п | Вид деятельности | Реализация ОГЭ | Реализация ГВЭ-9 | Пояснение (при необходимости) |
1. | Работа ПК при проверке развернутых ответов | | | |
1.1. | общее количество работ | 320 | 0 | |
1.2. | общее количество непустых работ, подлежащих проверке в ПК | 320 | 0 | |
1.3. | общее количество проведенных проверок первым и вторым экспертами | 1 | 0 | |
1.4. | процент работ, направленных на третью проверку (без учета незаполненных экзаменационных работ в части развернутых ответов) | 0 | 0 | |
1.5. | количество экспертов, осуществлявших третьи проверки, их статусы | 0 | 0 | |
1.6. | количество проверок апелляционных работ | 0 | 0 | |
1.7. | количество перепроверок по решению ОИВ | 0 | 0 | |
2. | Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ОГЭ | 4 | | |
3. | Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ | 0 | | |
4. | Работа ПК при рассмотрении апелляций | | | |
4.1. | общее количество поданных апелляций | 0 | 0 | |
4.2. | количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы (указать основные причины изменений), из них: | 0 | 0 | |
4.2.1. | количество работ с понижением баллов по результатам апелляции (указать основные причины изменений) | 0 | 0 | |
4.2.2. | количество работ с повышением баллов по результатам апелляции (указать основные причины изменений) | 0 | 0 | |
4.2.3. | количество работ одновременно и с понижением, и с повышением баллов по результатам рассмотрения апелляции (указать основные причины изменений) | 0 | 0 | |
4.3. | минимальное и максимальное изменение количества баллов по итогам рассмотрения апелляций (указать причины изменений в столбце «Пояснение») | 0 | 0 | |
5. | Перепроверки регионального уровня (осуществляемые региональной предметной комиссией) | | |
|
5.1. | количество работ, направленных на перепроверку в региональную предметную комиссию | 0 | 0 |
|
5.2. | количество работ, по которым были изменены баллы по результатам перепроверки регионального уровня (указать причины изменений) | 0 | 0 |
|
5.3. | минимальное / максимальное количество баллов, на которое изменены результаты участников ОГЭ по итогам перепроверки регионального уровня | 0 | 0 |
|
6. | Анализ всего спектра кратких ответов участников ОГЭ по учебному предмету (анализ вееров кратких ответов) | | |
|
6.1. | Сроки проведения анализа всего спектра кратких ответов по каждому периоду проведения ОГЭ | Не позднее 10 календарных дней | 0 |
|
6.2. | Продолжительность работы по анализу всего спектра кратких ответов | 2 ч.30 мин | 0 |
|
6.3. | Наличие необходимости дополнения (перечень номеров заданий (линий) в варианте КИМ) | 0 | 0 |
|
6.4. | Наличие фактов автоматизированного оценивания неверного ответа как верного | 0 | 0 |
|
6.5. | Наличие фактов неверного автоматизированного оценивания ответов на задания с политомической оценкой | 0 | 0 |
|
Описание проблемных и нештатных ситуаций при проведении оценивания развернутых ответов участников ОГЭ по различным учебным предметам, в том числе проблем, возникающих на этапах взаимодействия с другими структурами, участвующими в процедуре проведения и обработки результатов ОГЭ (суть проблемы, следствия, принятые решения).
Проблемных и нештатных ситуаций при проведении оценивания развернутых ответов участников ОГЭ по географии в 2024 году не возникло
Основные выводы
уровень подготовки экспертов, а также высокая профессиональная компетентность позволили достичь результатов, при которых отсутствовала большая разница между суммой баллов и баллов, выставленных за каждую позицию оценивания;
эксперты, задействованные при проверке 2024 года, будут задействованы в 2025 году.
Мероприятия, запланированные для проведения в субъекте Российской Федерации в рамках подготовки и формирования ПК для проведения ГИА-9 в 2025 году
Таблица 5
№ п/п | Мероприятие | Срок |
| Разработка аналитического отчета по результатам ОГЭ по географии | 24.06.2024-20.07.2024 |
| Семинар по результатам работы экспертов ПК по географии в 2024 году | Октябрь - 2024г |
| Обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) на предметных курсах повышения квалификации регионального и федерального уровней | В течение 2024-2025 |
| Участие в работе региональной учебно-методического объединения предметной секции «Учителя иностранных языков» | В течение 2024-2025 |
5. | Обучающие семинары для экспертов предметной комиссии ГЭК по географии с квалификационными испытаниями для определения статуса экспертов | Февраль-март 2025 |
Составители отчета: | Фамилия, имя, отчество | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к ОИВ, к региональным организациям развития образования, к региональным организациям повышения квалификации работников образования, и т.д.) |
Председатель предметной комиссии | Меркулова Татьяна Ивановна | МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района, Оренбургской области |
Ответственный специалист в субъекте Российской Федерации по вопросам организации работы предметных комиссий, осуществляющих оценивание экзаменационных работ участников ГИА-9 | Маслова Т.А | ГБУ РЦРО Оренбургской области |
Руководитель регионального центра обработки информации | Тамбовцева М.А | ГБУ РЦРО Оренбургской области |
1 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 21.02.2024 г. № 04-48
2 Заполняется в случае изменения значений по сравнению со шкалой РОН.
3 % - процент участников, получивших соответствующую отметку, от общего числа участников по предмету
4 При отсутствии участников ГВЭ-9 в субъекте Российской Федерации указывается, что ГИА в данной форме не проводилась.
5 Количество участников основного периода проведения ЕГЭ
6 Перечень категорий ОО может быть уточнен / дополнен с учетом специфики региональной системы образования
7 Перечень категорий ОО может быть уточнен / дополнен с учетом специфики региональной системы образования
8 Указывается доля обучающихся от общего числа участников по предмету
9 Рекомендуется проводить анализ в случае, если количество участников в этом ОО достаточное для получения статистически достоверных результатов для сравнения
10 Рекомендуется проводить анализ в случае, если количество участников в этом ОО достаточное для получения статистически достоверных результатов для сравнения
11 При формировании отчетов по иностранным языкам рекомендуется выделять отдельные подразделы по устной и по письменной частям экзамена.
12 Вычисляется по формуле , где N – сумма первичных баллов, полученных всеми участниками группы за выполнение задания, n – количество участников в группе, m – максимальный первичный балл за задание.
13 Требования Порядка проведения ГИА-9 к лицам, из числа которых формируется предметная комиссия, не являются критериями присвоения статуса экспертам.
14 В случае использования в субъекте Российской Федерации иного принципа деления экспертов, указать используемую классификацию и критерии отнесения экспертов к этим группам