СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степени сравнения имен прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Степени сравнения имен прилагательных" 

Просмотр содержимого документа
«Степени сравнения имен прилагательных»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для усвоения понятий «степени сравнения имен прилагательных», «сравнительная степень», «превосходная степень».

Задачи:

Образовательные: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных; формировать умения отличать формы степеней сравнения имён прилагательных; развивать умения находить в тексте и образовывать степени сравнения имени прилагательного.

Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся определять прилагательные в разных формах степеней сравнения; разграничивать разные формы степеней сравнения прилагательных.

Метапредметные: умение находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки.

Личностные: развитие интереса к получению знаний в процессе обучения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Методы и формы обучения: поисковый метод, диалоговый метод, индивидуальная, дифференцированная, групповая, фронтальная формы

Межпредметные связи: литература, физическая культура

Базовый уровень: самостоятельная работа с учебником, работа в группах, беседа-диалог

Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация

Дидактические материалы: карточки с заданиями для групп и индивидуальный на каждого человека

Автор учебника: УМК «Русский язык. 5 класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2015 г.)







Ход урока:


Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД


I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гость. Учитель русского языка и литературы__________________________________ ___________________________________

Поприветствуйте ее, пожалуйста. Садитесь ( по парам)


Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!


Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!

Запишите число, классная работа.

Цель: организовать и психологически настроить детей на урок, создать позитивное настроение

Ученики приветствуют учителя, слушают стихотворения, объясняют ее смысл.

Записывают число и классную работу.


Коммуникативные УУД обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, высказывать свои мысли
Личностные УУД

формирование мотивации к учебной деятельности.


II. Актуализация знаний

Устный разбор предложения с заданием: найти прилагательные, объяснить постановку знаков препинания.

- Обратите внимание на экран (на экране СЛАЙД 2 с предложением).

Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы, он холоден и студен.

-- Найдите в этом предложении прилагательные. Назовите все.

–– Какие формы имен прилагательных встретились в этом предложении? Что вы о них знаете? (Прим.ответ: коренной – полное прилаг., холоден и студен – крат.прил.) (На СЛАЙДЕ 3)

Полные прилагательные склоняемые формы (изменяются по родам, числам, падежам)

Краткие прилагательные –несклоняемые формы (изменяются только по родам и числам, не склоняются по падежам)

Технология «Диалог».

- А сейчас вспомним, что еще мы знаем об имени прилагательном. Для этого мы объединимся в пары. Работа будет строиться в виде диалога. Каждый из вас дома должен был придумать по одному вопросу своему соседу на знание темы «Имя прилагательное». Вы задаете друг другу вопросы, а потом отвечаете на вопрос, заданный соседом.

Примерные вопросы:

Что такое имя прилагательное? (Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Чей?)

Как изменяется имя прилагательное? (Прилагательные изменяются по родам (только в единственном числе), числам и падежам (новый стол, новая шапка, новые вещи, о новых вещах причём род, число и падеж прилагательного зависят от рода, числа и падежа того существительного, к которому данное прилагательное относится.)

Каким членом предложения может быть выражено имя прилагательное? (Определением и сказуемым)

Какие формы может иметь имя прилагательное? (полная и краткая)

Цель: повторить и закрепить полученные ранее знания по теме «Имя прилагательное»

Объясняют постановку знаков препинания на основе имеющихся знаний.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают особенности полной и краткой формы имен прилагательных








Задают друг другу вопросы, стараются полно ответить на поставленный вопрос

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний.

Анализировать, группировать, строить высказывания.


III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения


Создание лингвистической ситуации. Работа с предложениями.

- А сейчас обратите внимание на экран. Прочитайте предложения. (Слайд 4)

«Да где же это я?» - повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. (Приложение 1)

- Из какого произведения взято это предложение? (Слайд 5)

Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его. (Слайд 6) (Приложение 1)

- Из какого произведения взято это предложение? (Слайд 7),

- Найдите в этих предложениях прилагательные. (Слайд 8)

- Объясните лексическое значение прилагательных. (Слайд 9 -новое слово дерн)

- Обратите внимание на слова: умнейшая, мрачнее. (Слайд 10) Что вы можете сказать о них?

–– Определите, к какой части речи относятся эти слова.

––У кого возникли трудности, какие? (попробуйте поставить вопрос:какой?каков? конечно же это прилагательные. )

––Что необычного в значении прилагательных вы заметили? (есть мрачный, а тут мрачнее, есть умный, а тут умнейшая) Какой признак обозначается этими словами? (признак усиления качества, сравнения).

––Как называются такие прилагательные? Какие вопросы возникают в связи с этим?

––Это форма прилагательного, с которой мы сегодня и познакомимся на уроке.

––Попробуйте сформулировать тему урока.

Запишите тему «Степени сравнения имен прилагательных». (СЛАЙД 11)

Цели и задачи урока (СЛАЙД 12)

- Познакомиться со степенями сравнения имен прилагательных;

- Научиться различать сравнительную и превосходную степень сравнения имен прилагательных;

-Использовать новый материал в практической деятельности.

Читают предложение, определяют, что они взяты из рассказа Тургенева «Бежин луг», из повести Пушкина «Дубровский»

Работают с прилагательными, высказывают свои мысли.





Определяют принадлежность слов к части речи. Высказываются о затруднениях, с которыми столкнулись при выполнении задания.

Отмечают, что не хватает знаний для ответа на поставленный вопрос, формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы.

Формулируют цель и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать цели урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения


Цель: Организовать работу так, чтобы дети самостоятельно изучили и поняли новый материал

–– Предлагаю в парах поработать с материалом § 57.

Самостоятельная работа.

- После прочтения параграфа, каждая пара составляет схему «Степени сравнения имен прилагательных», используя материал учебника и вспомогательный шаблон. Дополните схему примерами простой и составной форм степеней сравнения. (схемы на А4) Степени сравнения имен прилагательных

Сравнительная Превосходная

Простая

Умнее, мрачнее Умнейшая, мрачнейшие

Составная

Более умная, более мрачные Самая умная, самые мрачные

––Ребята, выйдите к доске и расскажите, какие существуют степени сравнения имен прилагательных, опираясь на составленные схемы.

(учитель дополняет ответы детей и делает общие выводы ) СЛАЙД 13

-Этой таблицей вы можете пользоваться на уроке сегодня. Запомните: не все прилагательные имеют степени сравнения!

Знакомятся с теоретическим материалом учебника, в парах составляют схему, представляют результаты работы

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Планировать свою деятельность.

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Извлекать информацию из текста, преобразовывать её и передавать в других формах (схема).

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Письменная работа. Задание 1. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Укажите прилагательное, которое не имеет степени сравнения. (распечатанные листы со словами на столах у детей)

Важный, ужасный, дорогой, золотой. (СЛАЙД 14) (Приложение 3)

(Лиза пишет простую форму сравнит степени, Олеся составную, сравнительную, Аня простую превосходную, Антон-составную превосходную) Обратимся еще раз к слайду, чтобы вспомнить как образуется каждая форма – слайд оставить на экране)

Задание 2.*** Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.( Солнце — ярчайшая звезда Галактики. Оно ярче всех других звезд.) запишите на доске.

Подчеркните в них прилагательные как члены предложения.

Цель: - Закрепить новую тему, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Выполняют задание, проговаривают названия степеней сравнения, делают вывод, что не все прилагательные имеют степени сравнения. Конструируют предложения, подчёркивают прилагательные как член предложения


Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму


Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.

Упражнения на движения.

Нужно глубоко вдохнуть и поднять руки вверх, а опуская руки вниз произнести скороговорку на одном дыхании.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Цель: - Дать возможность отдохнуть

Выполняют движения


VI. Включение в систему знаний и повторения.

Дифференцированное задание, ориентированное на разный уровень знаний.

Карточки желтые (слабые дети) и голубые ( сильные дети)

-- Подпиши карточку и выполни в ней задание

1. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. ( желтая карточка)

Счастливый -

Прекрасный -

Громкий -

Крутой –

Чистый -

Густой –

2. Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных. (голубая карточка)

Ужасный -

Плохой -

Ранний -

Простой –

Прилежный -

Удобный –

- А теперь отдаем свою карточку соседу для проверки по образцу на экране. (Слайд 15-16),


Устное задание(Слайд 17),

- Исправить ошибки в предложениях. Объяснить правильную запись.

Эта ложка железнее, чем та. ( не имеет формы сравн и прев степ)

Моя мама молодее твоей. (моложе)

Осенью в лесу очень красивее, чем зимой. (без очень)

Самый огромнейший салют, который я видел.( самый огромный) Он более менее короткий. (менее не нужно)

Работа у доски. (на карточках)

Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.

Счастливый -

Прекрасный -

Сладкий -

Добрый –

Крупный -

Интересный –

Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.

Отважный -

Вкусный -

Мудрый -

Злой –

Умный -

Интересный –

Резервное задание – упр. 330.


Выполняют самостоятельную работу на карточках, проверяют друг друга по эталону. Делают обобщение по заданию.




























Исправляют ошибки, используют полученные знания в конкретном задании.










Работают у доски, закрепляют полученные знания.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму


VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности


– Вспомните, какие поставили цели в начале урока. Удалось ли достичь этих целей?

- Как вы усвоили сегодняшний материал? Оцените его по 5 бальной шкале ( покажите на пальцах)

- Оценки и их аргументирование.


Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока

Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать. Оценить работу учащихся на уроке.

Определяют уровень достижения целей и задач урока.

Производят самооценку

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Определять степень успешности работы.


VIII. Домашнее задание

1. Упр. 332 пар.57

Записывают домашнее задание


















Приложение 1


1). «Да где же это я?» - повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей.


2). Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его.


Приложение 2


Таблица «Степени сравнения имен прилагательных»


_______________________________

________________________________



с помощью суффиксов

-ЕЕ,-ЕЙ, -Е, -ШЕ









с помощью слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ



формы формы















Приложение 3


Важный-

Ужасный-

Дорогой-

Золотой









Приложение 4


1. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. ( желтая карточка)

Счастливый -

Прекрасный -

Громкий -

Крутой –

Чистый -

Густой –

2. Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных. (голубая карточка)

Ужасный -

Плохой -

Ранний -

Простой –

Прилежный -

Удобный –

Приложение 5


Карточка №1

Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.

Счастливый -

Прекрасный -

Сладкий -

Добрый –

Крупный -

Интересный –

Карточка №2

Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.

Отважный -

Вкусный -

Мудрый -

Злой –

Умный -

Интересный –

Самоанализ урока


Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Имя прилагательное» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков)

При планировании урока были учтены особенности развития учащихся (индивидуальные особенности детей), их знания, умения( умение обосновывать тему, осознание цели, умение работать в парах)

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

Цель урока: создать условия для усвоения понятий «степени сравнения имен прилагательных», «сравнительная степень», «превосходная степень».

Задачи:

Образовательные: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных; формировать умения отличать формы степеней сравнения имён прилагательных; развивать умения находить в тексте и образовывать степени сравнения имени прилагательного.

Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

На уроке применены современные педагогические технологии:

- диалоговая технология включена в повторение пройденного материала и проверку выполнения домашнего задания. При помощи этой технологии дети привыкают к самостоятельной формулировке вопросов и ответов, коллективной работе;

- технология дифференцированного обучения на этапе закрепления изученного материала, рассчитанная на сильных и слабых учащихся;

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения, без которых невозможен современный урок;

- здоровьесберегающие технологии, необходимые на каждом уроке.

Весь урок построен на технологии деятельностного метода обучения.

Их сочетание помогло учащимся научиться отличать формы степеней сравнения имён прилагательных; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2.Повторение теоретического материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мочильская средняя общеобразовательная школа»

142954, Московская область, г.о. Серебряные-Пруды,

с. Мочилы, ул. Школьная, д.9

Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41








Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

«Степени сравнения имен прилагательных»







Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

Полухина Екатерина Олеговна



















16 января 2018 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!