Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для усвоения понятий «степени сравнения имен прилагательных», «сравнительная степень», «превосходная степень».
Задачи:
Образовательные: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных; формировать умения отличать формы степеней сравнения имён прилагательных; развивать умения находить в тексте и образовывать степени сравнения имени прилагательного.
Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
Воспитательные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся определять прилагательные в разных формах степеней сравнения; разграничивать разные формы степеней сравнения прилагательных.
Метапредметные: умение находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки.
Личностные: развитие интереса к получению знаний в процессе обучения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Методы и формы обучения: поисковый метод, диалоговый метод, индивидуальная, дифференцированная, групповая, фронтальная формы
Межпредметные связи: литература, физическая культура
Базовый уровень: самостоятельная работа с учебником, работа в группах, беседа-диалог
Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация
Дидактические материалы: карточки с заданиями для групп и индивидуальный на каждого человека
Автор учебника: УМК «Русский язык. 5 класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2015 г.)
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гость. Учитель русского языка и литературы__________________________________ ___________________________________ Поприветствуйте ее, пожалуйста. Садитесь ( по парам) Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием послушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно! Запишите число, классная работа. Цель: организовать и психологически настроить детей на урок, создать позитивное настроение | Ученики приветствуют учителя, слушают стихотворения, объясняют ее смысл. Записывают число и классную работу. | Коммуникативные УУД обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, высказывать свои мысли Личностные УУД формирование мотивации к учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний | Устный разбор предложения с заданием: найти прилагательные, объяснить постановку знаков препинания. - Обратите внимание на экран (на экране СЛАЙД 2 с предложением). Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы, он холоден и студен. -- Найдите в этом предложении прилагательные. Назовите все. –– Какие формы имен прилагательных встретились в этом предложении? Что вы о них знаете? (Прим.ответ: коренной – полное прилаг., холоден и студен – крат.прил.) (На СЛАЙДЕ 3) Полные прилагательные склоняемые формы (изменяются по родам, числам, падежам) Краткие прилагательные –несклоняемые формы (изменяются только по родам и числам, не склоняются по падежам) Технология «Диалог». - А сейчас вспомним, что еще мы знаем об имени прилагательном. Для этого мы объединимся в пары. Работа будет строиться в виде диалога. Каждый из вас дома должен был придумать по одному вопросу своему соседу на знание темы «Имя прилагательное». Вы задаете друг другу вопросы, а потом отвечаете на вопрос, заданный соседом. Примерные вопросы: Что такое имя прилагательное? (Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Чей?) Как изменяется имя прилагательное? (Прилагательные изменяются по родам (только в единственном числе), числам и падежам (новый стол, новая шапка, новые вещи, о новых вещах причём род, число и падеж прилагательного зависят от рода, числа и падежа того существительного, к которому данное прилагательное относится.) Каким членом предложения может быть выражено имя прилагательное? (Определением и сказуемым) Какие формы может иметь имя прилагательное? (полная и краткая) Цель: повторить и закрепить полученные ранее знания по теме «Имя прилагательное» | Объясняют постановку знаков препинания на основе имеющихся знаний. Отвечают на вопросы учителя, вспоминают особенности полной и краткой формы имен прилагательных Задают друг другу вопросы, стараются полно ответить на поставленный вопрос | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний. Анализировать, группировать, строить высказывания. |
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения | Создание лингвистической ситуации. Работа с предложениями. - А сейчас обратите внимание на экран. Прочитайте предложения. (Слайд 4) «Да где же это я?» - повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. (Приложение 1) - Из какого произведения взято это предложение? (Слайд 5) Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его. (Слайд 6) (Приложение 1) - Из какого произведения взято это предложение? (Слайд 7), - Найдите в этих предложениях прилагательные. (Слайд 8) - Объясните лексическое значение прилагательных. (Слайд 9 -новое слово дерн) - Обратите внимание на слова: умнейшая, мрачнее. (Слайд 10) Что вы можете сказать о них? –– Определите, к какой части речи относятся эти слова. ––У кого возникли трудности, какие? (попробуйте поставить вопрос:какой?каков? конечно же это прилагательные. ) ––Что необычного в значении прилагательных вы заметили? (есть мрачный, а тут мрачнее, есть умный, а тут умнейшая) Какой признак обозначается этими словами? (признак усиления качества, сравнения). ––Как называются такие прилагательные? Какие вопросы возникают в связи с этим? ––Это форма прилагательного, с которой мы сегодня и познакомимся на уроке. ––Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему «Степени сравнения имен прилагательных». (СЛАЙД 11) Цели и задачи урока (СЛАЙД 12) - Познакомиться со степенями сравнения имен прилагательных; - Научиться различать сравнительную и превосходную степень сравнения имен прилагательных; -Использовать новый материал в практической деятельности. | Читают предложение, определяют, что они взяты из рассказа Тургенева «Бежин луг», из повести Пушкина «Дубровский» Работают с прилагательными, высказывают свои мысли. Определяют принадлежность слов к части речи. Высказываются о затруднениях, с которыми столкнулись при выполнении задания. Отмечают, что не хватает знаний для ответа на поставленный вопрос, формулируют вопросы, на которые хотят найти ответы. Формулируют цель и задачи учебной деятельности. | Коммуникативные УУД Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать цели урока. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Цель: Организовать работу так, чтобы дети самостоятельно изучили и поняли новый материал –– Предлагаю в парах поработать с материалом § 57. Самостоятельная работа. - После прочтения параграфа, каждая пара составляет схему «Степени сравнения имен прилагательных», используя материал учебника и вспомогательный шаблон. Дополните схему примерами простой и составной форм степеней сравнения. (схемы на А4) Степени сравнения имен прилагательных Сравнительная Превосходная Простая Умнее, мрачнее Умнейшая, мрачнейшие Составная Более умная, более мрачные Самая умная, самые мрачные ––Ребята, выйдите к доске и расскажите, какие существуют степени сравнения имен прилагательных, опираясь на составленные схемы. (учитель дополняет ответы детей и делает общие выводы ) СЛАЙД 13 -Этой таблицей вы можете пользоваться на уроке сегодня. Запомните: не все прилагательные имеют степени сравнения! | Знакомятся с теоретическим материалом учебника, в парах составляют схему, представляют результаты работы | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Планировать свою деятельность. Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. Извлекать информацию из текста, преобразовывать её и передавать в других формах (схема). Коммуникативные УУД Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Письменная работа. Задание 1. Образуйте от прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Укажите прилагательное, которое не имеет степени сравнения. (распечатанные листы со словами на столах у детей) Важный, ужасный, дорогой, золотой. (СЛАЙД 14) (Приложение 3) (Лиза пишет простую форму сравнит степени, Олеся составную, сравнительную, Аня простую превосходную, Антон-составную превосходную) Обратимся еще раз к слайду, чтобы вспомнить как образуется каждая форма – слайд оставить на экране) Задание 2.*** Придумайте по одному предложению с прилагательным в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени.( Солнце — ярчайшая звезда Галактики. Оно ярче всех других звезд.) запишите на доске. Подчеркните в них прилагательные как члены предложения. Цель: - Закрепить новую тему, вызвать интерес к изучаемому материалу. | Выполняют задание, проговаривают названия степеней сравнения, делают вывод, что не все прилагательные имеют степени сравнения. Конструируют предложения, подчёркивают прилагательные как член предложения | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму |
Физкультминутка | Гимнастика для глаз. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Упражнения на движения. Нужно глубоко вдохнуть и поднять руки вверх, а опуская руки вниз произнести скороговорку на одном дыхании. На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Цель: - Дать возможность отдохнуть | Выполняют движения | |
VI. Включение в систему знаний и повторения. | Дифференцированное задание, ориентированное на разный уровень знаний. Карточки желтые (слабые дети) и голубые ( сильные дети) -- Подпиши карточку и выполни в ней задание 1. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. ( желтая карточка) Счастливый - Прекрасный - Громкий - Крутой – Чистый - Густой – 2. Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных. (голубая карточка) Ужасный - Плохой - Ранний - Простой – Прилежный - Удобный – - А теперь отдаем свою карточку соседу для проверки по образцу на экране. (Слайд 15-16), Устное задание(Слайд 17), - Исправить ошибки в предложениях. Объяснить правильную запись. Эта ложка железнее, чем та. ( не имеет формы сравн и прев степ) Моя мама молодее твоей. (моложе) Осенью в лесу очень красивее, чем зимой. (без очень) Самый огромнейший салют, который я видел.( самый огромный) Он более менее короткий. (менее не нужно) Работа у доски. (на карточках) Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных. Счастливый - Прекрасный - Сладкий - Добрый – Крупный - Интересный – Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных. Отважный - Вкусный - Мудрый - Злой – Умный - Интересный – Резервное задание – упр. 330. | Выполняют самостоятельную работу на карточках, проверяют друг друга по эталону. Делают обобщение по заданию. Исправляют ошибки, используют полученные знания в конкретном задании. Работают у доски, закрепляют полученные знания. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию, оценку деятельности по алгоритму |
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Вспомните, какие поставили цели в начале урока. Удалось ли достичь этих целей? - Как вы усвоили сегодняшний материал? Оцените его по 5 бальной шкале ( покажите на пальцах) - Оценки и их аргументирование. Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать. Оценить работу учащихся на уроке. | Определяют уровень достижения целей и задач урока. Производят самооценку | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. |
VIII. Домашнее задание | 1. Упр. 332 пар.57 | Записывают домашнее задание | |
Приложение 1
1). «Да где же это я?» - повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей.
2). Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его.
Приложение 2
Таблица «Степени сравнения имен прилагательных»
_______________________________
________________________________
с помощью суффиксов
-ЕЕ,-ЕЙ, -Е, -ШЕ
с помощью слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ
формы формы
Приложение 3
Важный-
Ужасный-
Дорогой-
Золотой –
Приложение 4
1. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. ( желтая карточка)
Счастливый -
Прекрасный -
Громкий -
Крутой –
Чистый -
Густой –
2. Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных. (голубая карточка)
Ужасный -
Плохой -
Ранний -
Простой –
Прилежный -
Удобный –
Приложение 5
Карточка №1
Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.
Счастливый -
Прекрасный -
Сладкий -
Добрый –
Крупный -
Интересный –
Карточка №2
Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.
Отважный -
Вкусный -
Мудрый -
Злой –
Умный -
Интересный –
Самоанализ урока
Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Имя прилагательное» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков)
При планировании урока были учтены особенности развития учащихся (индивидуальные особенности детей), их знания, умения( умение обосновывать тему, осознание цели, умение работать в парах)
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
Цель урока: создать условия для усвоения понятий «степени сравнения имен прилагательных», «сравнительная степень», «превосходная степень».
Задачи:
Образовательные: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных; формировать умения отличать формы степеней сравнения имён прилагательных; развивать умения находить в тексте и образовывать степени сравнения имени прилагательного.
Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
Воспитательные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
На уроке применены современные педагогические технологии:
- диалоговая технология включена в повторение пройденного материала и проверку выполнения домашнего задания. При помощи этой технологии дети привыкают к самостоятельной формулировке вопросов и ответов, коллективной работе;
- технология дифференцированного обучения на этапе закрепления изученного материала, рассчитанная на сильных и слабых учащихся;
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения, без которых невозможен современный урок;
- здоровьесберегающие технологии, необходимые на каждом уроке.
Весь урок построен на технологии деятельностного метода обучения.
Их сочетание помогло учащимся научиться отличать формы степеней сравнения имён прилагательных; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2.Повторение теоретического материала.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
142954, Московская область, г.о. Серебряные-Пруды,
с. Мочилы, ул. Школьная, д.9
Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
«Степени сравнения имен прилагательных»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы
Полухина Екатерина Олеговна
16 января 2018 г.