Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Изобильненского Муниципального округа Ставропольского края
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
по теме: «Степи и лесостепи»
Учитель географии:
Пугачева Евгения Георгиевна
13 марта 2024 г.
Тема урока: «Степи и лесостепи» Цели и задачи
Цели:
углубить знания о закономерностях размещения природных зон.
изучить особенности компонентов в степной зоне;
сформировать образ степей;
оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей;
продолжить формирование умения сопоставлять тематические карты, используя их как источник географической информации для выявления закономерностей между природными компонентами, составлять комплексную характеристику природной зоны;
Задачи урока:
Образовательные: Разнообразие природных зон. Географическое положение природных зон. Климат. Почвы. Растительный и животный мир. Сформировать представление о
приспособлениях растений и животных в каждой природной зоне.
Развивающие: Уметь называть, показывать природные зоны России и Ставропольском крае.
Уметь определять географическое положение природных зон. Проводить воображаемые путешествия по природным зонам. Давать характеристику природных зон по плану. Уметь делать презентации по данной теме.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Требования ФГОС (предполагаемые результаты обучения)
Личностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.
Метапредметные: Формировать общественное (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
Развивать интеллектуальные способности.
Отстаивать свою точку зрения.
Создать условия для осознания школьниками процесса обучения;
Способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;
Развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
Формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;
Создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.
Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира. Знать особенности распространения животных и растений в умеренном поясе и их приспособления к различным климатическим условиям.
Задачи: Формировать УУД:
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру
(умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и групповой работе.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно, выполненное задание от неверного и др.
Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Технологии: Поисково-групповая, критического мышления, проблемное обучение,
использованы ИТК, присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).
Оборудование: Карты: физическая, природных зон. Гербарий. Настенные картины со степными пейзажами. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы.
На доске вывешивается плакат с эпиграфом урока Н.В.Гоголя: «…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Организация деятельности на уроке
1.Организационный момент.
Сообщение темы и целей
Проверка домашнего задания Докажите, что Россия — «лесная держава».
Назовите особенности зоны тайги.
Назовите особенности зоны смешанных и широколиственных лесов.
Установите соответствие между природной зоной и древесными породами, характерными для нее.
1. Тайга. | А. Осина, береза, ель. |
2. Смешанные леса. | Б. Ель, сосна, лиственница. |
3. Широколиственные леса. | В. Дуб, липа, вяз. |
Географический диктант
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
Признаки:
Эта природная зона занимает самую большую площадь.
природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
Средняя температура января достигает до -40 С.
Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
Почвы подзолистые.
В природной зоне деревья образуют один ярус.
Мало певчих птиц.
Деревья более холодоустойчивы
Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
Древесина- главное богатство этой зоны.
Изучение нового материала
(Класс делится на пять групп)
Для создания настроя звучит куплет из песни «Ой ты, степь широкая» музыка, слова народные.
Объявляется тема урока и его задачи.
Ученики записывают тему в тетрадях. Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распашки, то речь на уроке в основном пойдет о степи.
6. С целью углубления знаний проводится беседа по вопросам:
А) В какой природной зоне на территории нашей страны так же как в степях не растут деревья? (тундра)
Б) Почему степи имеют некоторые особенности? От чего они зависят? (климат)
В) Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.
Задание: Используя атласы определить географическое положение степей.
Какие область и края нашей страны находятся в пределах этой природной зоны? Сделать вывод.
Ученики называют черты географического положения степей и делают вывод, что от него зависит климат, а от климата все компоненты природной зоны
Работа в группах.
Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи.
Группы: климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи.
Каждая группа получает карточку-задание и выполняет его 7- 10 минут, используя различные источники географической информации.
Карточка-задание климатологам
Определить в каком климатическом поясе находятся степи, и в какой его части.
Назвать тип климата. Определить среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется. Узнать годовое количество осадков, их распределение по территории степей. Сделать вывод о характере увлажнения этой природной зоны. Назвать типичные погоды.
Карточка-задание зоологам
Назвать типичных представителей зоны степей и рассказать, как они приспособились к условиям обитания (климат, растительность). Ответить на вопрос. Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу?
Карточка-задание ботаникам
Выявить какая растительность преобладает в степях. Как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость). Ответить на вопрос. Чем отличается растительность северных и южных степей, чем это обусловлено? Каким образом хозяйственная деятельность человека повлияла на растительный мир, какие типичные растения исчезают?
Карточка-задание почвоведам
Почва-это зеркало ландшафта. Какие почвы в степях, дать их характеристику. Определить различия почв северных и южных степей, от чего они зависят. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?
Карточка-задание экологам-краеведам
Степи и лесостепи – главный сельскохозяйственный район страны, ее житница. Выявить, какие черты степей наложили отпечаток на быт, традиции, характеры проживающих там людей. Почему станицы многолюдны и вытянулись на десятки километров? Чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе. Что необходимо помнить, что бы сохранить природу степей? Какие в степях созданы заповедники?
Показ слайдов презентации по теме степи и лесостепи.
Викторина.
От каких климатических условий зависит растительность, животные и почвы степей?
Почему в степях не растут деревья?
Какие природные условия способствуют высокому плодородию почв степей- черноземов?
Почему в степях меньше растительный опад, а черноземы плодороднее, чем почвы лесов?
Как животные степей приспосабливаются к условиям обитания?
Почему многие животные степей живут стадами, а не по одному как в лесу?
Как обитатели степей отличаются по размерам от жителей лесов и почему?
Какие сельскохозяйственные культуры выращивают жители степи?
Перечислить названия заповедников степной зоны.
IV. Подведение итогов
Что получилось, что нет. Понравилось ли ребятам и насколько они довольны своими результатами.
Приложение 1.
Географический диктант
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.
Верный ответ обозначьте +
Признаки: | Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
Эта природная зона занимает самую большую площадь. | | |
Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. | | |
Средняя температура января достигает до -40 С. | | |
Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. | | |
Почвы подзолистые. | | |
В природной зоне деревья образуют один ярус. | | |
Мало певчих птиц. | | |
Деревья более холодоустойчивы | | |
Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк. | | |
Древесина- главное богатство этой зоны | | |