СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степи и лесостепи

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение открытого урока по данной теме позволяет лучше узнать свой региональный компонент. А также познакомить детей с особенностями природной зоны своей местности.

Просмотр содержимого документа
«Степи и лесостепи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Изобильненского Муниципального округа Ставропольского края









КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ


по теме: «Степи и лесостепи»







Учитель географии:

Пугачева Евгения Георгиевна





13 марта 2024 г.

Тема урока: «Степи и лесостепи» Цели и задачи

Цели:


  • углубить знания о закономерностях размещения природных зон.

  • изучить особенности компонентов в степной зоне;

  • сформировать образ степей;

  • оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей;

  • продолжить формирование умения сопоставлять тематические карты, используя их как источник географической информации для выявления закономерностей между природными компонентами, составлять комплексную характеристику природной зоны;


Задачи урока:

    • Образовательные: Разнообразие природных зон. Географическое положение природных зон. Климат. Почвы. Растительный и животный мир. Сформировать представление о

    • приспособлениях растений и животных в каждой природной зоне.

    • Развивающие: Уметь называть, показывать природные зоны России и Ставропольском крае.

    • Уметь определять географическое положение природных зон. Проводить воображаемые путешествия по природным зонам. Давать характеристику природных зон по плану. Уметь делать презентации по данной теме.

    • Воспитательные:
    • Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.


Требования ФГОС (предполагаемые результаты обучения)
    • Личностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.

    • Метапредметные:
    • Формировать общественное (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.

    • Развивать интеллектуальные способности.

    • Отстаивать свою точку зрения.

    • Создать условия для осознания школьниками процесса обучения;

    • Способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;

    • Развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

    • Формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;

    • Создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

    • Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира. Знать особенности распространения животных и растений в умеренном поясе и их приспособления к различным климатическим условиям.

    • Задачи: Формировать УУД:

    • Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру

(умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и групповой работе.

    • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно, выполненное задание от неверного и др.

    • Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.

    • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации.


Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.


Технологии: Поисково-групповая, критического мышления, проблемное обучение,


использованы ИТК, присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).


Оборудование: Карты: физическая, природных зон. Гербарий. Настенные картины со степными пейзажами. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы.


На доске вывешивается плакат с эпиграфом урока Н.В.Гоголя: «…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»


Организация деятельности на уроке


1.Организационный момент.

Сообщение темы и целей

  1. Проверка домашнего задания
    1. Докажите, что Россия — «лесная держава».

    2. Назовите особенности зоны тайги.

    3. Назовите особенности зоны смешанных и широколиственных лесов.

    4. Установите соответствие между природной зоной и древесными породами, характерными для нее.


1. Тайга.

А. Осина, береза, ель.

2. Смешанные леса.

Б. Ель, сосна, лиственница.

3. Широколиственные леса.

В. Дуб, липа, вяз.


    1. Географический диктант


Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.

Признаки:

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

  2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

  3. Средняя температура января достигает до -40 С.

  4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

  5. Почвы подзолистые.

  6. В природной зоне деревья образуют один ярус.

  7. Мало певчих птиц.

  8. Деревья более холодоустойчивы

  9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.

  10. Древесина- главное богатство этой зоны.

  1. Изучение нового материала

(Класс делится на пять групп)


Для создания настроя звучит куплет из песни «Ой ты, степь широкая» музыка, слова народные.


Объявляется тема урока и его задачи.

Ученики записывают тему в тетрадях. Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распашки, то речь на уроке в основном пойдет о степи.


6. С целью углубления знаний проводится беседа по вопросам:


А) В какой природной зоне на территории нашей страны так же как в степях не растут деревья? (тундра)


Б) Почему степи имеют некоторые особенности? От чего они зависят? (климат)


В) Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.


Задание: Используя атласы определить географическое положение степей.


Какие область и края нашей страны находятся в пределах этой природной зоны? Сделать вывод.


Ученики называют черты географического положения степей и делают вывод, что от него зависит климат, а от климата все компоненты природной зоны


  1. Работа в группах.

Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи.


Группы: климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи.


Каждая группа получает карточку-задание и выполняет его 7- 10 минут, используя различные источники географической информации.

Карточка-задание климатологам

Определить в каком климатическом поясе находятся степи, и в какой его части.


Назвать тип климата. Определить среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется. Узнать годовое количество осадков, их распределение по территории степей. Сделать вывод о характере увлажнения этой природной зоны. Назвать типичные погоды.


Карточка-задание зоологам

Назвать типичных представителей зоны степей и рассказать, как они приспособились к условиям обитания (климат, растительность). Ответить на вопрос. Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу?


Карточка-задание ботаникам


Выявить какая растительность преобладает в степях. Как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость). Ответить на вопрос. Чем отличается растительность северных и южных степей, чем это обусловлено? Каким образом хозяйственная деятельность человека повлияла на растительный мир, какие типичные растения исчезают?


Карточка-задание почвоведам


Почва-это зеркало ландшафта. Какие почвы в степях, дать их характеристику. Определить различия почв северных и южных степей, от чего они зависят. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?



Карточка-задание экологам-краеведам


Степи и лесостепи – главный сельскохозяйственный район страны, ее житница. Выявить, какие черты степей наложили отпечаток на быт, традиции, характеры проживающих там людей. Почему станицы многолюдны и вытянулись на десятки километров? Чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе. Что необходимо помнить, что бы сохранить природу степей? Какие в степях созданы заповедники?



  1. Показ слайдов презентации по теме степи и лесостепи.


  1. Викторина.
  1. От каких климатических условий зависит растительность, животные и почвы степей?


  1. Почему в степях не растут деревья?


  1. Какие природные условия способствуют высокому плодородию почв степей- черноземов?


  1. Почему в степях меньше растительный опад, а черноземы плодороднее, чем почвы лесов?


  1. Как животные степей приспосабливаются к условиям обитания?


  1. Почему многие животные степей живут стадами, а не по одному как в лесу?


  1. Как обитатели степей отличаются по размерам от жителей лесов и почему?


  1. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают жители степи?


  1. Перечислить названия заповедников степной зоны.



IV. Подведение итогов

Что получилось, что нет. Понравилось ли ребятам и насколько они довольны своими результатами.


Приложение 1.


Географический диктант


Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.

Верный ответ обозначьте +



Признаки:

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Эта природная зона занимает самую большую площадь.



Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.



Средняя температура января

достигает до -40 С.



Почвы дерново-подзолистые,

серые лесные и бурые лесные.



Почвы подзолистые.



В природной зоне деревья

образуют один ярус.



Мало певчих птиц.



Деревья более

холодоустойчивы



Обитают бурый медведь, лось,

белка, бурундук, заяц беляк.



Древесина- главное богатство

этой зоны





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!