СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стенд "Тема Великой Отечественной войны в художественной литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал стенда позволит учащимся вспомнить  произведения о ВОВ, а также понятия: проблема текста и авторская позиция его автора.  Стенд может быть использован и при подготовке учащихся к написанию экзаменационного сочинения. 

Просмотр содержимого документа
«Стенд "Тема Великой Отечественной войны в художественной литературе"»

Тема  Великой Отечественной войны  в художественной литературе

Тема Великой Отечественной войны в художественной литературе

М.А.Шолохов Рассказ «Судьба человека»

В рассказе поставлена  проблема национального характера , трагического жизненного пути русского человека.  Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, — трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова — не убили в нем «человека».

Андрей Соколов больше заботится о других , нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что «мол, все в порядке, помаленьку воюем», но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно. Он прекрасно понимает, что «этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось». Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает не о своей безопасности, а о том, что «там товарищи его, может, погибают» — вот она, «скрытая теплота патриотизма». То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что «худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный» не сможет справиться с этим «мордатым, толстым мерином», он решает «сам его кончать».

М.А.Шолохов Рассказ «Судьба человека»

Остался Андрей Соколов совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце.

Встреча с одиноким, несчастным мальчиком перевернула всю его жизнь. Когда Соколов узнает, что у мальчика никого нет и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у него на душе стало легко и как-то светло.

Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. 

Жизнь «исказнила» человека, но не смогла его сломить, убить в нем живую душу.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

К.М.Симонов  Рассказ «Свеча»  К. Симонов рассказывает об одной старой жительнице Белграда, которая решила похоронить убитого русского солдата. Она, рискуя жизнью, предаёт его земле и на могиле бойца зажигает свою венчальную свечу.    Тащить нужно было всего десять шагов, но она была стара и три раза за это время садилась и отдыхала. Наконец она дотащила его до воронки и стянула вниз. Сделав это, она почувствовала себя совсем усталой и долго сидела и отдыхала.   А немцы все стреляли, и по-прежнему их мины рвались далеко от нее.     В финале рассказа автор с гордостью говорит:  «А на могильном холме, среди черной от пороха земли, изуродованного железа и мертвого дерева, горело последнее вдовье достояние - венчальная свеча, поставленная югославской матерью на могиле русского сына.   И огонь ее не гас и казался вечным, как вечны материнские слезы и сыновнее мужество». 

К.М.Симонов Рассказ «Свеча»

К. Симонов рассказывает об одной старой жительнице Белграда, которая решила похоронить убитого русского солдата. Она, рискуя жизнью, предаёт его земле и на могиле бойца зажигает свою венчальную свечу.

Тащить нужно было всего десять шагов, но она была стара и три раза за это время садилась и отдыхала. Наконец она дотащила его до воронки и стянула вниз. Сделав это, она почувствовала себя совсем усталой и долго сидела и отдыхала.  А немцы все стреляли, и по-прежнему их мины рвались далеко от нее. 

В финале рассказа автор с гордостью говорит:

«А на могильном холме, среди черной от пороха земли, изуродованного железа и мертвого дерева, горело последнее вдовье достояние - венчальная свеча, поставленная югославской матерью на могиле русского сына. 

И огонь ее не гас и казался вечным, как вечны материнские слезы и сыновнее мужество». 

В.А.Лившиц  Баллада о чёрством куске  … И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.  И вошёл. И сынишка прижался к коленям.  Воробьиные рёбрышки... Бледные губки...  Старичок семилетний в потрёпанной шубке...   — Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. —  И достал лейтенант свой паёк из кармана.  Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: — Пожуй-ка, —  И шагнул он туда, где дымила «буржуйка»….  Но не знал лейтенант семилетнего сына.  Был мальчишка в отца — настоящий мужчина!  И, когда замигал догоревший огарок,  Маме в руку вложил он отцовский подарок...    Грузовик отмахал уже многие версты.  Освещали ракеты неба черного купол.  Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый-  Лейтенант в том же самом кармане нащупал.  Потому что жена не могла быть иною  И кусок этот снова ему подложила.  Потому что была настоящей женою.  Потому что ждала. Потому что любила.

В.А.Лившиц Баллада о чёрством куске

… И взбежал лейтенант по знакомым ступеням. И вошёл. И сынишка прижался к коленям. Воробьиные рёбрышки... Бледные губки... Старичок семилетний в потрёпанной шубке... — Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!.. — И достал лейтенант свой паёк из кармана. Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: — Пожуй-ка, — И шагнул он туда, где дымила «буржуйка»….

Но не знал лейтенант семилетнего сына. Был мальчишка в отца — настоящий мужчина! И, когда замигал догоревший огарок, Маме в руку вложил он отцовский подарок... Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый-

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Н.С.Тихонов  Рассказ «РУКИ»    Мороз был такой, что руки чувствовали его даже в теплых рукавицах. … То начнется пурга, в двух шагах ничего не видно. Покрышки тоже не железные, сдают. Товарищей, залезших в кюветы, надо выручать, раз едешь замыкающим; и главное - груз надо доставить вовремя. Горючее в Ленинград, фронту. … Большаков остановил машину, вылез из кабины и, тяжело приминая снег, пошел к цистерне… Холодок прошел по его спине. Цистерна текла…  Горючее вытекало. Инструменты показались ему орудиями пыток. Металл был как раскаленный. Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, похожего на камень, и влез на борт. Бензин лился ему на руки. Он жег ледяным огнем.  Они проехали километров десять. Шов разошелся снова. Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. Надо было все начинать сначала. И снова гремело зубило, и снова бензин обжигал руки.  А где-то внутри его, замерзшего, жила одна непонятная радость: он твердо знал, что он выдержит . И он выдержал. Груз был доставлен.

Н.С.Тихонов Рассказ «РУКИ»

Мороз был такой, что руки чувствовали его даже в теплых рукавицах.

… То начнется пурга, в двух шагах ничего не видно. Покрышки тоже не железные, сдают. Товарищей, залезших в кюветы, надо выручать, раз едешь замыкающим; и главное - груз надо доставить вовремя. Горючее в Ленинград, фронту.

… Большаков остановил машину, вылез из кабины и, тяжело приминая снег, пошел к цистерне… Холодок прошел по его спине. Цистерна текла…

Горючее вытекало. Инструменты показались ему орудиями пыток. Металл был как раскаленный. Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, похожего на камень, и влез на борт. Бензин лился ему на руки. Он жег ледяным огнем.

Они проехали километров десять. Шов разошелся снова. Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. Надо было все начинать сначала. И снова гремело зубило, и снова бензин обжигал руки.

А где-то внутри его, замерзшего, жила одна непонятная радость: он твердо знал, что он выдержит . И он выдержал. Груз был доставлен.

Н.С.Тихонов  Рассказ «РУКИ»     ...В землянке врач с удивлением посмотрел на его руки с облезшей кожей, изуродованные, сожженные руки, и сказал недоумевающе:  - Что это такое?  - Шов чеканил, товарищ доктор, - сказал он, сжимая зубы от боли.  - А разве нельзя было остановиться в дороге? - сказал доктор. - Не маленький, сами понимаете, в такой мороз так залиться бензином...  - Остановиться было нельзя, - сказал он.  - Почему? Куда такая спешка? Куда вы везли бензин?  - В Ленинград вез, фронту , - отвечал он громко.  Доктор взглянул на него пристальным взглядом.  - Та-ак, - протянул он, - в Ленинград! Понимаю! Больше вопросов нет. Давайте бинтоваться. Полечиться надо.  - Отчего не полечиться! До утра полечусь, а утром - в дорогу... В бинтах еще теплее вести машину, а боль уж мы как-нибудь в зубах зажмем...

Н.С.Тихонов Рассказ «РУКИ»

...В землянке врач с удивлением посмотрел на его руки с облезшей кожей, изуродованные, сожженные руки, и сказал недоумевающе:

- Что это такое?

- Шов чеканил, товарищ доктор, - сказал он, сжимая зубы от боли.

- А разве нельзя было остановиться в дороге? - сказал доктор. - Не маленький, сами понимаете, в такой мороз так залиться бензином...

- Остановиться было нельзя, - сказал он.

- Почему? Куда такая спешка? Куда вы везли бензин?

- В Ленинград вез, фронту , - отвечал он громко.

Доктор взглянул на него пристальным взглядом.

- Та-ак, - протянул он, - в Ленинград! Понимаю! Больше вопросов нет. Давайте бинтоваться. Полечиться надо.

- Отчего не полечиться! До утра полечусь, а утром - в дорогу... В бинтах еще теплее вести машину, а боль уж мы как-нибудь в зубах зажмем...

  Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышленья. Бесчеловечность войны. Что помогает выжить на войне? Авторская позиция - это вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой.  Последствия войны катастрофичны: она уносит жизни, разрушает материальные и духовные ценности. Гуманизм на войне. На войне людям помогает выстоять сила духа.  Война не может погубить человека в человеке. Память о войне. Нравственные уроки войны не должны быть забыты. Сила духа человека на войне. Человек на войне силен сознанием собственной правоты, уверенностью в победе. Проблема сохранения человечности отношений в любых жизненных обстоятельствах….. Люди должны быть людьми в любых, даже самых тяжёлых условиях.

Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышленья.

Бесчеловечность войны.

Что помогает выжить на войне?

Авторская позиция - это вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой. 

Последствия войны катастрофичны: она уносит жизни, разрушает материальные и духовные ценности.

Гуманизм на войне.

На войне людям помогает выстоять сила духа.

Война не может погубить человека в человеке.

Память о войне.

Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

Сила духа человека на войне.

Человек на войне силен сознанием собственной правоты, уверенностью в победе.

Проблема сохранения человечности отношений в любых жизненных обстоятельствах…..

Люди должны быть людьми в любых, даже самых тяжёлых условиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!