Тема. Степь как символ родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Всемирная паутина как информационное хранилище
Тип урока. Интегрированный
Вид урока. Урок – творчество с элементами диспута
Цели и задачи урока:
анализируя картины природы в повести Н.В. Гоголя, помочь учащимся увидеть степь как образ родины-матери; систематизация знаний об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов;
развивать умение работать с текстом, находить в нем художественные средства, использованные автором; формирование умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи, умения строить монологический ответ на поставленный вопрос с использованием средств ИКТ;
воспитывать любовь к окружающему миру природы, умение наблюдать за ее жизнью; создание условий для развития интереса к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Формируемые УУД. Планирование путей и средств их достижения, стремление к завершенности учебных действий, формирование личностных качеств: самостоятельности, ответственности, творческого подхода к решению учебной задачи, применение методов информационного поиска с помощью компьютерных технологий.
Формы и методы обучения: работа фронтально, в группах, парами, индивидуально; литературный поединок, исследовательская и творческая работа; поиск информации в интернете и оформление итогов работы с помощью компьютера.
Образовательные ресурсы. Мультимедийные презентации сопровождения урока, видео- и аудио-материалы, материалы для индивидуальной и групповой работы учащихся, графические заготовки для работы в графическом редакторе, карта рефлексии.
Основные понятия: пейзаж, ассоциации, изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, сравнение; растровый графический редактор, панель инструментов, палитра цветов, карандаш, кисть, параметры кисти.
Ожидаемые результаты: умение работать с текстом, находить и оформлять нужную информацию, делать выводы, создавать творческие работы
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
Н. В. Гоголь
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1. Заставка
Учитель информатики
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас не совсем обычный урок, его проведут два учителя: Ирина Андреевна, учитель литературы, и Виктория Анатольевна, учитель информатики. Любопытно? Надеемся, такой необычный урок пройдет интересно, принесет много новых знаний и поднимет настроение. Начинаем! Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Слайд 2. ДЗ
Запишите в дневники домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе по литературе.
Стр. 23-30, РТ № 21, 22, 23
2.Актуализация опорных знаний. Слайд 3. Логические связи в запросах
Слово учителя информатики.
Ребята, давайте вспомним, какие логические связи используются при составлении запросов во всемирной паутине?
Слово учителя литературы
Подходит к концу наше знакомство с повестью Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», с произведением, поведавшим о свободолюбивых и бесстрашных героях, которые преданно сражались за независимость родной земли, хранили ей верность, верили в святость братства. Повесть раскрыла великие силы народной души,
Назовите основные эпизоды произведения, в которых проявились характеры главных героев.
Слайд 4. Видеофрагмент из к/ф «Тарас Бульба» реж. Влад. Бортко. Возвращение сыновей Тараса Бульбы домой из бурсы.
Учитель литературы.
-Назовите главных героев произведения.
-Что их объединяет?
Семья, стремление показать свою силу и удаль, отвага и решительность, желание посвятить себя бранному делу, защищать свою веру и родную землю.
Но как не бывает на дереве одинаковых листиков, в поле - двух одинаковых колосков, так и сыновья Тараса по – разному относятся к жизни, воинскому долгу. Различия между ними проявились сначала в бурсе, где они учились по настоянию отца, а затем на поле боя. Приглашаю двух учащихся принять участие в литературном поединке и показать свои знания о сыновьях Тараса Бульбы.
Слайд 5. Литературный поединок знатоков повести Гоголя «Тарас Бульба»
1 тур
Вопросы к участникам поединка
1.Кто из братьев «четыре раза закапывал свой букварь в землю», не желая учиться?
Остап
2.Кто из них «чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и умел увертываться от наказания»?
Андрий
Кто считался «всегда одним из лучших товарищей»?
Остап
4.За что уважали бурсаки Остапа?
Он никогда не выдавал товарищей
5.Кому, казалось, «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела»?
Остапу
6. Кто из братьев «не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы»?
Андрий
7.Кто из них говорит польской панночке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна?..Отчизна моя – ты!»
Андрий
8. О ком говорит Тарас: «Чем бы не козак был? И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
об Андрие
9.За что Тарас Бульба убил сына?
За предательство
10.Какая судьба выпала Остапу?
Его казнили поляки
2 тур:
Принимают участие все обучаемые
Учитель литературы.
Запорожская Сечь в изображении Гоголя – это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны.
Слайд 7. Видео - мотивация обучения.
Продолжение видео «Казаки едут по степи» (до 1,36)
Тарас с сыновьями неторопливо едут в Запорожскую Сечь, каждый думает о своем: Бульба-старший вспоминает давнее, погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий думает о разлуке с панночкой, тоска сжимает сердце, но скоро, пишет Гоголь, «все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца встрепенулись, как птицы». Что вызвало перемену в настроении героев?
Они не остались равнодушными к просторам
степи, ее богатому растительному миру
Слайд 8. Сообщение темы, целей и задач урока.
В произведениях Гоголя не бывает ничего случайного, не имеющего значения в жизни героев. И степь, конечно, выполняет свою роль в канве повествования.
Степь как символ родины станет сегодня темой нашего урока. Вы сможете показать свое умение работать с текстом, находить в нем изобразительно-выразительные средства, использовать информационные возможности Интернета, создавать свои творческие работы.
Предлагаю объединиться в группы по интересам и выбрать задание по душе. Можно провести небольшую исследовательскую работу и выяснить:
1. Какую роль играет образ степи в повествовании?
2.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
3. Какие зрительные, звуковые и цветовые образы передают своеобразную прелесть степного пейзажа?
Можно выбрать творческое задание: ассоциативный диктант, сочинение-миниатюру, стихотворение-метафора.
Повторение понятий:
Пейзаж – картины природы
Эпитет –красочное определение
Олицетворение – уподобление живому существу
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
IV. Работа по теме.
Слайд 11. Задания группам:
1.Выразительно прочитать свой эпизод, заполнить карту наблюдений. Подобрать, используя ИКТ, иллюстрации к своему описанию
Первая группа: «А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» 4 человека)
Вторая группа: «Вечером вся степь совершенно переменялась…как серебро, отдавался в воздухе» (4 человека)
Третья группа: «На них прямо глядели ночные звезды…красные платки летели по темному небу» (4 человека)
Четвертая группа: определить, какие художественно-выразительные средства использует писатель при описании степи, какую роль они играют (5 человек)
2.Индивидуальные задания:
Сочинение – миниатюра по материалам второй главы «Степи, как вы хороши!» (3 чел.)
Ассоциативный диктант «Степь» (2 чел.)
Стихотворение – метафора «Степь»(5 чел.)
Инструктаж по ТБ и правилам работы в группах
Учитель информатики.
Прежде чем вы приступите к выполнению заданий, вспомним основные правила поведения в компьютерном классе.
Слайд 12. Выполнение работы в группах и индивидуальных заданий в сопровождении медленной музыки
Пальчиковая гимнастика. Упражнения для снятия усталости.
Защита выполненной работы.
Отношение автора к степи можно назвать любовью, восхищением.
Мы увидели восторженный поэтический гимн природе.
Хочется сказать словами критика Белинского: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками…Видишь и слышишь их».
Гоголь любит степь, она для него является символом матери-родины.
V. Релаксация Слайд 13 Видеозапись песни «Степь да степь кругом»
- О любви писателя к степи говорится в тексте так:
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
«Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь»
- Кто из героев повести любит степь так же как и автор?
Тарас Бульба
4. Выводы.
Гоголь в повести показал себя великолепным живописцем природы. Его пейзаж очень лиричен, отличается богатством красок, картинностью, проникнут сильным чувством. Степь стала выражением авторского лирического чувства, символом родины - матери, вся она исполнена любовного материнского начала, подобно матери, приняла Тараса и его сыновей в свои зеленые объятия.
VI. Рефлексия.
-Сегодня я узнал…
- Было интересно…
-Было трудно…
-Я выполнил задание…
- Я понял(а), что…
-Теперь я могу…
-Я почувствовал, что…
-Я приобрел…
-Я научился…
-Меня удивило…
-Мне захотелось…
Растительный мир степи в красках | Птицы и животные | Звуки, запахи | Краски степи |
1 группа | | | |
Степь днем | | | |
Миллионы разных цветов | Куропатки | Тысячи разных птичьих свистов | Синие волны воздуха |
Голубые, синие, лиловые волошки | Тучи диких гусей | Крик диких гусей | |
Желтый дрок | Чайка поднимается из травы | | |
Белая кашка с с зонтикообразными шапками | Ястребы с распластанными крыльями | | |
2 группа | | | |
Степь вечером | Пестрые овражки (суслики) | оглашали степь свистом | Пестрое пространство |
| кузнечики | трещали | Изголуба-темное небо |
| лебеди | кричали | Полосы из розового золота |
| | Травка испускала амбру | Белели клоками облака |
| | Степь курилась благовонием | |
| | Вечером степь пахнет сильнее, чем днем; много звуков | |
3 группа | | | |
Степь ночью | Бесчисленный мир насекомых | Треск, свист, краканье | Блестящие искры Светящихся червей |
| | | Серебряно-розовый цвет |
| Темная вереница лебедей | | Красные платки летели по темному небу |
Изобразительно- | выразительные | средства | |
эпитеты | метафоры | сравнения | олицетворения |
Девственная пустыня | Степь-пустыня, океан | Растения как лес | Звезды глядели |
Обольстительный ветерок | Красные платки лебедей | Как морские волны, ветерок | Ветерок дотрагивался до щек |
Неизмеримые волны | Волны диких растений | Крик лебедя, как серебро | |
| Звезды - блестящие искры светящихся червей | | |
| | Звуки степи звучат как музыка днем, вечером и ночью | Степь поражает буйством красок, пестротой, яркостью Основной фон- зелено- золотой, по нему брызнули миллионы разных цветов |
Стихотворение – метафора
Степь
Степь – это буйство красок и миллионы разных цветов.
Степь – это вкус дикой травы.
Степь – это запах амбры и благовоний.
Степь – это девственная зелено – золотая пустыня.
Степь – это крик лебедя, похожий на серебро.
Степи, как вы хороши! (Символ родины; Родина героев, богатырей-запорожцев)
11