Тема урока: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава.
Цель урока: Знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, М. Джалиля. Задачи урока: 1. Воспитательная. На примерах песен о Великой Отечественной войне показать роль музыки в истории нашей страны, силой слова и музыки воздействовать на души детей, воспитывать патриотическое чувство, уважение к прошлому своего народа, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ. Ход урока.
I. Организационный момент. II. Объявление темы и цели урока.
Эпиграф к уроку: Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. И. Лебедев–Кумач
III. Вводное слово учителя. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь. Тогда ещё не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны…. (голос Левитана о начале войны)
IV. Проверка домашнего задания. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? Ответы учащихся.
V. Вступительное слово учителя. Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.
Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое время? Ответ на этот вопрос заключается в строчках, принадлежащих Лебедеву-Кумачу, взятых к сегодняшнему уроку эпиграфом: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…» Сообщение темы урока: Стихи и песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Это произведения Михаила Исаковского, Булата Окуджавы, Льва Ошанина, Алексея Фатьянова, Юлии Друниной, Муссы Джалиля и многих других поэтов. (Звучит запись песни «Священная война»)
Эту песню можно назвать гимном сражающегося народа.
Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни
Карточка-информация №1
Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда».
1 июля написана музыка к песне. Александром Васильевичем Александровым.
Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:
«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»
Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:
- Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт? Почему люди, слышавшие эту песню, слушали стоя и плакали? (На эти строки опиралась трагическая мелодия композитора А. Александрова и родился покоряющий всех гимн. И гимн этот люди, в общем, не столько пели, сколько слушали, подпевая ему в душе, и едва ли помнили слова в целом.)
- В чём патриотический пафос стихотворения? Как вы понимаете слова патриотизм и пафос? (Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству. Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм) Размашистые ораторские фразы. Важнейшая особенность этого гимна содержится в его трехдольной ритмической основе. Воплотившись в маршеобразном облике, поступательная энергия трехдольности наполнила музыку мощной сосредоточенной силой.
- Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «благородная ярость». Какое художественное средство выразительности лежит в основе создания этих образов?
- Какая тема призывно-торжественной песни? (Призыв встать на защиту страны.) Вывод: (стенограмма совещания по военной песне, состоявшегося в Союзе писателей 11—14 сентября 1941 года, с записью выступления В. И. Лебедева-Кумача: «Я считаю, — говорил В. И. Лебедев-Кумач, обращаясь к своим собратьям по перу, — что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, — это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, — это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня это, прежде всего, взволнованная речь».
Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года, стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
Песня во время войны не только поднимала солдат в бой, но и помогала пережить тяготы военного времени.
Сообщение ученика о памятнике песне «Священная война»
Б) Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». - О чём стихотворение?
- Каков, на ваш взгляд, жанр данного стихотворного произведения?
Почему именно так определили жанр стихотворения?
-Какое слово является ключевым? В)
Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке»
Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке»
- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»?
Учитель: - Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели его песни, не зная имени автора. Например: • «Дан приказ ему запад…»
• "И кто его знает". • "Снова замерло всё до рассвета"
• "Летят перелётные птицы". • "В лесу прифронтовом "
• «Осенний сон» " • "Ой, туманы мои...",
• "Огонек", • "Лучше нету того цвету" • "Услышь меня, хорошая",
• "Снова замерло все...",
• "Летят перелетные птицы" и другие.
Самой популярной песней М Исаковского стала «Катюша».
Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его с поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе,»- заявил Василий Александрович… И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, настроение не радужное. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова…. И начинаю про себя напевать…(звучит песня «Катюша»)
Премьера песни состоялась в колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромной успех. Первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!
Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых.
Эвристическая беседа.
– Каким настроением проникнута песня? (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство). - Что её сближает с народной песней? (В своих письмах к молодым литераторам Михаил Исаковский призывает их писать «чистым, ясным, народным языком». Он считал, что «только сам народ может определить судьбу той или иной песни, создать народную песню искусственно, … бюрократическим путём нельзя»).
- Почему её полюбил народ? (Песня о любви и верности стала поистине народной. Она создана в 1938-39 годах, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну. Песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех песен страны.)
- Какая тема песни? (Песня о любви простой девушки к пограничнику.)
Вывод: Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
«Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю. Причём важно то, что главное в этой поэтической энциклопедии – показ войны «изнутри», через сокровенные переживания, доверяемые чаще всего письму, адресованному близкому человеку». (Вера Яновна Коровина).
-Почему же песня стала любимой, «шагнула» в народ? (Видимо, потому что в ней соединились музыкальность стиха и ясность сюжета, близкого и понятного многим. Песня близка народным песенным жанрам и даже сказкам. В ней много эпитетов: «крутой берег», «ясное солнце», «простая девушка»; воин-пограничник сравнивается со «степным сизым орлом». Трогает душу выражение: «От Катюши передай привет». Во фронтовых письмах-треугольниках просьба «передать привет» от многочисленной родни и соседей была обязательной.)
Учитель. Но не все песни М. В. Исаковского были связаны с цветущей символикой любви. Некоторые песни приобретали трагическое звучание. Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Исаковский написал в 1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году.
« Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?.. » (Прослушать песню, фрагменты из фильма «Судьба человека»). - Почему стихотворение можно назвать балладой? (В нем рассказывается о судьбе солдата. Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторически-героического характера с трагическим звучанием.)
- Что сближает эту песню с народной? Художественная выразительность, песенность и музыкальность соединяются в поэзии Исаковского с ясностью и простотой языка и стиля. Творчество Исаковского развивает традиции русской классики, особенно Н. А. Некрасова, связано оно и с народной лирической песней. - Каким чувством пронизана эта песня о войне? (Лирика, эпос и драма слились воедино в этом произведении. Автор как бы стоит в стороне, эпически беспристрастно повествует о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уцелел, но потерял самого близкого человека, утратил дом, нашел только пепелище на своей малой родине.)
Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки,»- писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал песню «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи. (Звучит песня «Соловьи»)
Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «Песенка о пехоте» и другие.
Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню к кинофильму «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная фронтовая, и слушают они её и поют со слезами на глазах. (Исполняется песня «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы)
Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.
Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»
Учитель: Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны. К сожалению, и в послевоенное время то здесь, то там вспыхивают горячие точки: Афганистан, Нагорный Карабах, Дагестан, Грузия, Ингушетия, Чечня, Украина… И вновь звучат выстрелы, и вновь льётся кровь, и вновь в трудные минуты и в минуты отдыха на помощь нашим ребятам приходит ПЕСНЯ, которая лечит, вдохновляет, успокаивает, вселяет надежду!
( песня «Дороги»). Учитель: Мы столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.
Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату»
Работа над содержанием стихотворения.
- Почему стихотворение можно назвать повестью?
Д) Индивидуальное сообщение ученика о творческой судьбе Б. Ш. Окуджавы.
Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песенки о пехоте»- Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б. Окуджава?
- Почему стихотворение можно назвать трагедией? Песня по заказу. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Мы за ценой не постоим». Прослушивание песни
- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному?
- Какие краски при этом использовали бы?) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л. Ошанина «Дороги»
Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни. – Почему песню называют исповедью? - О чём она? ) Песня сердца и души.
А. Фатьянов, В. Соловьёв – Седой. Выступление заранее подготовленного ученика о творческой судьбе песни. – О каком периоде войны здесь идёт речь?
– Почему песню «Соловьи» называют народной?
VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. - Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?
VII. Заключительное слово учителя.
Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».
VIII. Итог урока. Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»
И озвучиваются статистические данные:
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.
27 миллионов жизней она унесла.
Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13
За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны.
Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за свободу и независимость нашей страны. Имя татарского поэта Муссы Джалиля стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Мусса Джалиль казнён фашистами в тюрьме в 1944 году. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Звучит стихотворение М. Джалиля «Варварство»
ВАРВАРСТВО. 1943
Учитель: Сегодня мы ещё раз вернулись на несколько лет назад, в огненные сороковые. И помогли нам в этом стихи и песни поэтов Великой Отечественной.
- Ребята, каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня вами? (Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством любви к Родине, родному дому)
Учитель: - Какую тему поднимает каждая из песен? (В каждой из песен звучит тема памяти, раздумья о судьбе Родины, о родных и близких, воспоминания о военных путях-дорогах.)
Учитель: - Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
(Фронтовые песни исполнялись народом и написаны были для народа. Сюжет таких песен близок и понятен народу: это защита родной земли, своего дома, родных, любимой).
Задание на дом: выучить наизусть песню о Великой Отечественной войне.