МБОУ «Криушинская СОШ»
Открытый урок литературного чтения
Тема: «Стихи русских поэтов о зиме»
Выполнила
Золотова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
с. Криуша -2021г.
Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства с произведениями русских поэтов о зиме.
Задачи: учиться видеть красоту слова, уметь находить изобразительные средства языка; формировать умение замечать сходства и различия в стихотворных произведениях; воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус, чувство прекрасного.
УУД:
Предметные: умеют объяснять мир: называть основные особенности зимы, как времени года; умеют определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.
Личностные: понимать ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствования, имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: высказывают своё предположение на основе иллюстративного и литературного материала.
Познавательные: находят ответы на вопросы, используя иллюстративный материал, свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии.
Коммуникативные: совместно решают поставленные задачи, обдумывают,
договариваются о плане действий в группе, паре.
Оборудование:
ПК, проектор; презентация, "Загадки о зиме"; портреты поэтов; раздаточный материал (стихотворения на отдельных листах – для работы в группах; снежинки – для оценивания); музыкальная запись пьеса П.И.Чайковского «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года»
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Психологический настрой
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.
Показ кадров из мультфильмов. (слайд 2)
- Посмотрите на экран.
- Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)
- Что объединяет эти кадры?
- В какое время года происходят действия в мультфильмах?
Сформулируйте тему урока.
- Как вы думаете, что поможет нам раскрыть тему нашего урока? (Стихи, музыка, картины, наблюдения)
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово зима.
Составьте Кластер сосульки, мороз, снег, иней, метель, вьюга, снежинки –ЗИМА (слайд3)
3.Совместное открытие новых знаний.
Отгадывание загадок.
– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.
а) Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)
б) Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)
в) А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)
2) Сообщения детей о каждом месяце
3)Вывод о зиме.
Наша русская природа богата и красива в любое время года. Но зима – это особое время года. Всё становится вокруг белым, чистым, искрящимся, всё изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идёт волшебница - зима». Ходит зима по нашей земле в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, надела на них белоснежные шапки и варежки. А рябинки, осинки и березки заботливо укрыла белыми пуховыми платочками.
Чудесная получилась картина!
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует по утру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
Именно ею, русской зимою, восхищались художники, музыканты, писатели, поэты.
Именно ей, русской зиме, посвящали свои замечательные произведения.
Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.
- Ребята, как вы думаете, что делают писатели для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)
- А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих
стихотворениях.
4)Чтение стихов о зиме
Дети рассказывают стихотворения.
А.С. Пушкин Вот север тучи нагоняя»
«Вечор, ты помнишь»
Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою»
И.А.Бунин «Первый снег»
С.Есенин «Береза».
С.Есенин «Поет зима-аукает
5)Наблюдения.
- Ребята, назовите признаки зимы. (похолодание, снегопад, короткие дни)
- Да, считается, что зима приходит с первым снегом. Какие чувства вы испытали, увидев первый снег?
- Кто из вас помнит, чем пахнет первый снег?
- Давайте все вместе опишем снежинки. Какие они? Как выглядят? С чем мы можем сравнить их?
(слайд8)
(ЛЁГКИЕ, СЛОВНО…пух, пушинки)
(БЕЛЫЕ, КАК … сахар, молоко, вата, мотыльки)
(АЖУРНЫЕ, БУДТО… звёздочки, кружево)
6) Работа по картинам
- Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)
А вот какие картины нарисовали художники мы сейчас посмотрим.
1.А. Пластов «Первый снег»
Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
Как одеты дети?
2.А.Адамов «Зимушка»
3.А.Крюков «Зимняя сказка»
7) Слушание музыки. П.И. Чайковский «Времена Года»
- Я предлагаю вам прогулку по зимнему лесу. Сопровождать вас будет музыкальные отрывки произведения П. И. Чайковского «Времена года»
. А каким вы представите себе лес под эту музыку, вы нам потом расскажете.
- Какая по характеру музыка прозвучала? (плавная, спокойная, неторопливая)
- Нарисуйте словесно картину зимнего леса. Каким вы его представили?
8)Детское творчество.
- Так видели зиму художники, поэты, композиторы. А как вы представляете себе зиму?
Выставка рисунков о зиме
4.Знакомство со стих И.С.Никитина «Встреча зимы»
Скажите, какое время года одушевляет автор в этом произведении?
(Поэт одушевляет зиму)
- Какова тема стихотворения?
(Тема стихотворения - наступление зимы)
Правильно, тема стихотворения – наступление зимы и перемены, принесенные холодным временем года. Поэт показывает, что зима в его краях – не суровая красавица, а долгожданная гостья, которая приносит природе радость, свежесть и легкость.
- Как вы думаете, кто наблюдает за изменениями в природе? (Главный герой, поэт)
- Как меняется погода в глазах главного героя?
(Осенние краски природы плавно переходят в зимние)
Найдите и зачитайте строки о том, что видит герой.
С чем сравнивает поэт первый снег?
- Как вы понимаете слова "снег лежит полотном"?
(Снег сравнивается с полотном, т.е с белой тканью.)
5. Обобщение.
Д авайте обобщим работу на уроке.
6. Итог. Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
-Какое настроение?
-Кому понравился весь урок?
- Давайте устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки с настроением.