СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи русских поэтов о зиме урок литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стихи русских поэтов о зиме урок литературного чтения»

МБОУ «Криушинская СОШ»












Открытый урок литературного чтения


Тема: «Стихи русских поэтов о зиме»













Выполнила

Золотова Ольга Алексеевна

учитель начальных классов










с. Криуша -2021г.


Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства с произведениями русских поэтов о зиме.

 Задачи: учиться видеть красоту слова, уметь находить изобразительные средства языка; формировать умение замечать сходства и различия в стихотворных произведениях; воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус, чувство прекрасного.

УУД:

Предметные: умеют объяснять мир: называть основные особенности  зимы, как  времени года;  умеют определять своё отношение  к миру: оценивать правильность поведения людей   в природе.

Личностные: понимать  ценность человека как  разумного существа, стремящегося  к познанию мира и самосовершенствования, имеют адекватное представление  об учении  и поведении  в процессе  учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:  высказывают своё  предположение  на основе  иллюстративного  и литературного материала.

Познавательные: находят ответы на вопросы, используя иллюстративный материал, свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии.

Коммуникативные: совместно решают  поставленные задачи, обдумывают,

договариваются о плане действий в группе, паре.


Оборудование:

ПК, проектор; презентация, "Загадки о зиме"; портреты поэтов; раздаточный материал (стихотворения на отдельных листах – для работы в группах; снежинки – для оценивания); музыкальная запись пьеса П.И.Чайковского «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года»


Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Психологический настрой

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!



2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

  1. Показ кадров из мультфильмов. (слайд 2)

- Посмотрите на экран.

- Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)

- Что объединяет эти кадры?

- В какое время года происходят действия в мультфильмах?

Сформулируйте тему урока.

- Как вы думаете, что поможет нам раскрыть тему нашего урока? (Стихи, музыка, картины, наблюдения)

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово зима.

  1. Составьте Кластер сосульки, мороз, снег, иней, метель, вьюга, снежинки –ЗИМА (слайд3)

3.Совместное открытие новых знаний.

  1. Отгадывание загадок.

– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.

а) Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)

б) Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)

в) А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)

2) Сообщения детей о каждом месяце


3)Вывод о зиме.

Наша русская природа богата и красива в любое время года. Но зима – это особое время года. Всё становится вокруг белым, чистым, искрящимся, всё изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идёт волшебница - зима». Ходит зима по нашей земле в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, надела на них белоснежные шапки и варежки. А рябинки, осинки и березки заботливо укрыла белыми пуховыми платочками.

Чудесная получилась картина!




А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.


Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.


Рисует по утру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.


Именно ею, русской зимою, восхищались художники, музыканты, писатели, поэты.

Именно ей, русской зиме, посвящали свои замечательные произведения.

Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.

- Ребята, как вы думаете, что делают писатели для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)

- А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих

стихотворениях.


4)Чтение стихов о зиме

Дети рассказывают стихотворения.

А.С. Пушкин Вот север тучи нагоняя»

«Вечор, ты помнишь»

Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою»

И.А.Бунин «Первый снег»

С.Есенин «Береза».

С.Есенин «Поет зима-аукает


5)Наблюдения.

- Ребята, назовите признаки зимы. (похолодание, снегопад, короткие дни)

- Да, считается, что зима приходит с первым снегом. Какие чувства вы испытали, увидев первый снег?

- Кто из вас помнит, чем пахнет первый снег?

- Давайте все вместе опишем снежинки. Какие они? Как выглядят? С чем мы можем сравнить их?

(слайд8)

(ЛЁГКИЕ, СЛОВНО…пух, пушинки)

(БЕЛЫЕ, КАК … сахар, молоко, вата, мотыльки)

(АЖУРНЫЕ, БУДТО… звёздочки, кружево)

6) Работа по картинам

- Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)

А вот какие картины нарисовали художники мы сейчас посмотрим.

1.А. Пластов «Первый снег»

Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?

Как одеты дети?

2.А.Адамов «Зимушка»

3.А.Крюков «Зимняя сказка»

7) Слушание музыки. П.И. Чайковский «Времена Года»


- Я предлагаю вам прогулку по зимнему лесу. Сопровождать вас будет музыкальные отрывки произведения П. И. Чайковского «Времена года»

. А каким вы представите себе лес под эту музыку, вы нам потом расскажете.

- Какая по характеру музыка прозвучала? (плавная, спокойная, неторопливая)

- Нарисуйте словесно картину зимнего леса. Каким вы его представили?

8)Детское творчество.


- Так видели зиму художники, поэты, композиторы. А как вы представляете себе зиму?

Выставка рисунков о зиме

4.Знакомство со стих И.С.Никитина «Встреча зимы»

 Скажите, какое время года одушевляет автор в этом произведении?

(Поэт одушевляет зиму)

- Какова тема стихотворения?

(Тема стихотворения - наступление зимы)

Правильно, тема стихотворения – наступление зимы и перемены, принесенные холодным временем года. Поэт показывает, что зима в его краях – не суровая красавица, а долгожданная гостья, которая приносит природе радость, свежесть и легкость.

- Как вы думаете, кто наблюдает за изменениями в природе? (Главный герой, поэт)

- Как меняется погода в глазах главного героя?

(Осенние краски природы плавно переходят в зимние)

Найдите и зачитайте строки о том, что видит герой.

 С чем сравнивает поэт первый снег?

- Как вы понимаете слова "снег лежит полотном"?

(Снег сравнивается с полотном, т.е с белой тканью.)


5. Обобщение.

Д авайте обобщим работу на уроке.









6. Итог. Рефлексия

- Что понравилось на уроке?

-Какое настроение?

-Кому понравился весь урок?

- Давайте устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки с настроением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!