Стихи в начальной школе на основные правила по русскому языку.
Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ученика начальной школы? Без игровых моментов, занятий это сделать невозможно. Игра значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату.
Весёлые правила в стихах по русскому языку можно применять на разных этапах урока: например, при изучении орфограмм, закреплении и повторении орфографических знаний. Частое использование их на уроках приводит к выводу: правила в занимательной форме легче и проще усваиваются учениками начальных классов, повышается результативность работы при условии постоянного пользования, они быстрее воспроизводятся при необходимости.
1.Сочетанья ча и ща
В слове пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Туча, роща, саранча,
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой а писать!
2.Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулки, и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу –
Я с у пишу и чу и щу.
3.Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
4.Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится…
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
5.Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живёт,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить –
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши!
6.Я в сочетаньях чу и щу
Всегда вставляю букву у,
Но исключенья есть и тут:
Жюри, брошюра, парашют.
7.Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Свечка, печка, строчка,
Булочка и точка.
8.Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник,
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
9.Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать тр…ва, г…ра
И слова м…ря, д…ла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
10.Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
11.С двойной согласной непременно
Пишем мы слова: антенна,
Килограмм, и грамм, и тонна,
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма,
Русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
12.Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.
Злостный, неизвестный,
Местный, устный, честный.
Грустный и ненастный,
Радостный, несчастный.
13.Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный –
Этих слов не забывайте,
Букву т в них не вставляйте!
14.Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на подъём,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъём,
Чтобы съехать вниз потом!