СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение Б.Л.Пастернака,,Гамлет,, в свете лермонтовской литературной традиции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Для Б.Л.Пастернака величайшие поэты,,золотого века,, русской литературы Ф.Тютчев и М.Ю Лермонтов были ,,вечными спутниками,,.Эти ,,спутники,, сравнивались многими поэтами и писателями,,серебряного века,,,в частности-Д.С.Мережковским,с Вергилием,сопровождавшим Данте в странствиях по аду и раю.Они становятся  своего рода  покровителями и наставниками поэтов первой половины ХХ века,духовных наследников Серебряного века.

    У Пастернака сфомировалось особое отношение к Лермонтову,которое во многом определялось воспитаниеми судьбой Бориса Пастернака . Тексты жизни и творчестеа  Лермонтова стали в первой половинеХХв.особенно актуальными  благодаря статье Мережковского ,,Лермонтов.Поэт сверхчеловечества.,,Эти слова Мережковского можно отнести и кк поэзии Б.Л. Пастернака,поскольку стихотворения ,,Мело,мело по всей земле,, , ,,Я дал  разьехаться домашним,, , ,,Никого не будет в доме,кроме сумерек.,, ,,Гул затих,я вышел на подмостки,, можно повторять,повторять как заученные молитвы,порой не задумываясь,не вчитываясь в глубинные смыслы проникновенных строк.                           

    Однако эти глубинные смыслы часто сказываются связанными именно с творческим наследием Лермонтова.Проанализируем знаменитое стихотворение Пастернака ,,Гул затих,я вышел на  подмостки,,.Уже первые его строки задают читателям и литературоведам загадку:                                             

Гул затих. Я выщел на подмостки.                                                                                                                                                   

Прислонясь к дверному косяку.                                                                                                                                     

Я ловля в далеком отголоске                                                                                                                                          

Что случилось на моем веку.                                                                                                                                         

     Однако далее  В стихотворении фигурирует дверной косяк, к которому прислонялся лирический герой,названный Гамлетом. В ,,Словаре символов,, Керлота о двери и  дверном косяке сказано,что с символической точки зрения  они-зеркальное отражение мистического центра.                                               

      Следовательно,прислонившись  к двери, лирический герой этого стихотворения  уподобляются актеру,наблюдающего за зрителями,и в тоже время совершается некий ритуал,очень ваьный и для актера,и для поэта.                                                                                                                                                                        

   ,,Быть или не быть?,,                                                                                                                                                     

        В переводе  Пастернака  Гамлет оказывается перед следующим выбором:,,терпеть безропотно позор судьбы/иль нужно оказать сопротивление?,,                                                                                                     

        Гамлет в пастернаковском переводе ищет несколько иного ответа на вопрос:быть-значит,беьропотно смириться и терпеть,не быть-оказать сопротивление.                                                             

        В  стилистике сталинской эпохи  Гамлет спрашивал не только о том, стоит ли отомстить за смерть отца а как выжить в условиях подавления личностей и репресий.Пастернак говорил ко мне хорошо относятся.                                                                                                                                                                            

         Совпадение с Лермонтовым  идет речь  поэта-пророка,,Лермонтов в жизни один ,в творчестве идет к людям,пусть не доходит но идет.                                                                                                                      

       Однако драма, о которой говорится в стихотворении Пастернака,,Гамлет,,,страшнее лермонтовской духовной гибели бездействующего поэта,чьи стихи подобны  покрывшемуся  ржавчиной  кинжалу. В исторической драме сталинского периода были иные правила: любой ценой сохранить гибнувшую, уничтожаемую властью культуру.                                                                                                                                 

        Апухин  говорит  о неистребимой скуке  жизни ,которую нужно ,,пережить,,,Пастернак о-глубоком драматизме эпохи . У Апухина мы находим иронию ,у пастернака-осознание непоправимой трагичности той эпохи в которой ему пришлось жить.                                                                                             

Именно    благодаря   сравнению со строками лермонтовского стихотворения  <<Пророка>>,герой которого   наказан людьми за Божий дар,,Он горд был, не ужился с нами.,,                                                      

     Поэт,как писал А. Блок ,-это <<дитя добра и света>>,<<в нем –свободы торжест торжество,,.Можно сказать, что переживание Лермонтова,погружение в его творчество,было для  Пастернака    своеобразным постижением самого себя, обращением как к поэтическому так и к экзистенциальному феномену поэтического ремесла.                                                                               

 

 

     Для Б.Л.Пастернака величайшие поэты,,золотого века,, русской литературы Ф.Тютчев и М.Ю Лермонтов были ,,вечными спутниками,,.Эти ,,спутники,, сравнивались многими поэтами и писателями,,серебряного века,,,в частности-Д.С.Мережковским,с Вергилием,сопровождавшим Данте в странствиях по аду и раю.Они становятся  своего рода  покровителями и наставниками поэтов первой половины ХХ века,духовных наследников Серебряного века.

    У Пастернака сфомировалось особое отношение к Лермонтову,которое во многом определялось воспитаниеми судьбой Бориса Пастернака . Тексты жизни и творчестеа  Лермонтова стали в первой половинеХХв.особенно актуальными  благодаря статье Мережковского ,,Лермонтов.Поэт сверхчеловечества.,,Эти слова Мережковского можно отнести и кк поэзии Б.Л. Пастернака,поскольку стихотворения ,,Мело,мело по всей земле,, , ,,Я дал  разьехаться домашним,, , ,,Никого не будет в доме,кроме сумерек.,, ,,Гул затих,я вышел на подмостки,, можно повторять,повторять как заученные молитвы,порой не задумываясь,не вчитываясь в глубинные смыслы проникновенных строк.                           

    Однако эти глубинные смыслы часто сказываются связанными именно с творческим наследием Лермонтова.Проанализируем знаменитое стихотворение Пастернака ,,Гул затих,я вышел на  подмостки,,.Уже первые его строки задают читателям и литературоведам загадку:                                             

Гул затих. Я выщел на подмостки.                                                                                                                                                   

Прислонясь к дверному косяку.                                                                                                                                     

Я ловля в далеком отголоске                                                                                                                                          

Что случилось на моем веку.                                                                                                                                         

     Однако далее  В стихотворении фигурирует дверной косяк, к которому прислонялся лирический герой,названный Гамлетом. В ,,Словаре символов,, Керлота о двери и  дверном косяке сказано,что с символической точки зрения  они-зеркальное отражение мистического центра.                                               

      Следовательно,прислонившись  к двери, лирический герой этого стихотворения  уподобляются актеру,наблюдающего за зрителями,и в тоже время совершается некий ритуал,очень ваьный и для актера,и для поэта.                                                                                                                                                                        

   ,,Быть или не быть?,,                                                                                                                                                     

        В переводе  Пастернака  Гамлет оказывается перед следующим выбором:,,терпеть безропотно позор судьбы/иль нужно оказать сопротивление?,,                                                                                                     

        Гамлет в пастернаковском переводе ищет несколько иного ответа на вопрос:быть-значит,беьропотно смириться и терпеть,не быть-оказать сопротивление.                                                             

        В  стилистике сталинской эпохи  Гамлет спрашивал не только о том, стоит ли отомстить за смерть отца а как выжить в условиях подавления личностей и репресий.Пастернак говорил ко мне хорошо относятся.                                                                                                                                                                            

         Совпадение с Лермонтовым  идет речь  поэта-пророка,,Лермонтов в жизни один ,в творчестве идет к людям,пусть не доходит но идет.                                                                                                                      

       Однако драма, о которой говорится в стихотворении Пастернака,,Гамлет,,,страшнее лермонтовской духовной гибели бездействующего поэта,чьи стихи подобны  покрывшемуся  ржавчиной  кинжалу. В исторической драме сталинского периода были иные правила: любой ценой сохранить гибнувшую, уничтожаемую властью культуру.                                                                                                                                 

        Апухин  говорит  о неистребимой скуке  жизни ,которую нужно ,,пережить,,,Пастернак о-глубоком драматизме эпохи . У Апухина мы находим иронию ,у пастернака-осознание непоправимой трагичности той эпохи в которой ему пришлось жить.                                                                                             

Именно    благодаря   сравнению со строками лермонтовского стихотворения  <<Пророка>>,герой которого   наказан людьми за Божий дар,,Он горд был, не ужился с нами.,,                                                      

     Поэт,как писал А. Блок ,-это <<дитя добра и света>>,<<в нем –свободы торжест торжество,,.Можно сказать, что переживание Лермонтова,погружение в его творчество,было для  Пастернака    своеобразным постижением самого себя, обращением как к поэтическому так и к экзистенциальному феномену поэтического ремесла.                                                                               

 

 

     Для Б.Л.Пастернака величайшие поэты,,золотого века,, русской литературы Ф.Тютчев и М.Ю Лермонтов были ,,вечными спутниками,,.Эти ,,спутники,, сравнивались многими поэтами и писателями,,серебряного века,,,в частности-Д.С.Мережковским,с Вергилием,сопровождавшим Данте в странствиях по аду и раю.Они становятся  своего рода  покровителями и наставниками поэтов первой половины ХХ века,духовных наследников Серебряного века.

    У Пастернака сфомировалось особое отношение к Лермонтову,которое во многом определялось воспитаниеми судьбой Бориса Пастернака . Тексты жизни и творчестеа  Лермонтова стали в первой половинеХХв.особенно актуальными  благодаря статье Мережковского ,,Лермонтов.Поэт сверхчеловечества.,,Эти слова Мережковского можно отнести и кк поэзии Б.Л. Пастернака,поскольку стихотворения ,,Мело,мело по всей земле,, , ,,Я дал  разьехаться домашним,, , ,,Никого не будет в доме,кроме сумерек.,, ,,Гул затих,я вышел на подмостки,, можно повторять,повторять как заученные молитвы,порой не задумываясь,не вчитываясь в глубинные смыслы проникновенных строк.                           

    Однако эти глубинные смыслы часто сказываются связанными именно с творческим наследием Лермонтова.Проанализируем знаменитое стихотворение Пастернака ,,Гул затих,я вышел на  подмостки,,.Уже первые его строки задают читателям и литературоведам загадку:                                             

Гул затих. Я выщел на подмостки.                                                                                                                                                   

Прислонясь к дверному косяку.                                                                                                                                     

Я ловля в далеком отголоске                                                                                                                                          

Что случилось на моем веку.                                                                                                                                         

     Однако далее  В стихотворении фигурирует дверной косяк, к которому прислонялся лирический герой,названный Гамлетом. В ,,Словаре символов,, Керлота о двери и  дверном косяке сказано,что с символической точки зрения  они-зеркальное отражение мистического центра.                                               

      Следовательно,прислонившись  к двери, лирический герой этого стихотворения  уподобляются актеру,наблюдающего за зрителями,и в тоже время совершается некий ритуал,очень ваьный и для актера,и для поэта.                                                                                                                                                                        

   ,,Быть или не быть?,,                                                                                                                                                     

        В переводе  Пастернака  Гамлет оказывается перед следующим выбором:,,терпеть безропотно позор судьбы/иль нужно оказать сопротивление?,,                                                                                                     

        Гамлет в пастернаковском переводе ищет несколько иного ответа на вопрос:быть-значит,беьропотно смириться и терпеть,не быть-оказать сопротивление.                                                             

        В  стилистике сталинской эпохи  Гамлет спрашивал не только о том, стоит ли отомстить за смерть отца а как выжить в условиях подавления личностей и репресий.Пастернак говорил ко мне хорошо относятся.                                                                                                                                                                            

         Совпадение с Лермонтовым  идет речь  поэта-пророка,,Лермонтов в жизни один ,в творчестве идет к людям,пусть не доходит но идет.                                                                                                                      

       Однако драма, о которой говорится в стихотворении Пастернака,,Гамлет,,,страшнее лермонтовской духовной гибели бездействующего поэта,чьи стихи подобны  покрывшемуся  ржавчиной  кинжалу. В исторической драме сталинского периода были иные правила: любой ценой сохранить гибнувшую, уничтожаемую властью культуру.                                                                                                                                 

        Апухин  говорит  о неистребимой скуке  жизни ,которую нужно ,,пережить,,,Пастернак о-глубоком драматизме эпохи . У Апухина мы находим иронию ,у пастернака-осознание непоправимой трагичности той эпохи в которой ему пришлось жить.                                                                                             

Именно    благодаря   сравнению со строками лермонтовского стихотворения  <<Пророка>>,герой которого   наказан людьми за Божий дар,,Он горд был, не ужился с нами.,,                                                      

     Поэт,как писал А. Блок ,-это <<дитя добра и света>>,<<в нем –свободы торжест торжество,,.Можно сказать, что переживание Лермонтова,погружение в его творчество,было для  Пастернака    своеобразным постижением самого себя, обращением как к поэтическому так и к экзистенциальному феномену поэтического ремесла.                                                                               

 

 

     Для Б.Л.Пастернака величайшие поэты,,золотого века,, русской литературы Ф.Тютчев и М.Ю Лермонтов были ,,вечными спутниками,,.Эти ,,спутники,, сравнивались многими поэтами и писателями,,серебряного века,,,в частности-Д.С.Мережковским,с Вергилием,сопровождавшим Данте в странствиях по аду и раю.Они становятся  своего рода  покровителями и наставниками поэтов первой половины ХХ века,духовных наследников Серебряного века.

    У Пастернака сфомировалось особое отношение к Лермонтову,которое во многом определялось воспитаниеми судьбой Бориса Пастернака . Тексты жизни и творчестеа  Лермонтова стали в первой половинеХХв.особенно актуальными  благодаря статье Мережковского ,,Лермонтов.Поэт сверхчеловечества.,,Эти слова Мережковского можно отнести и кк поэзии Б.Л. Пастернака,поскольку стихотворения ,,Мело,мело по всей земле,, , ,,Я дал  разьехаться домашним,, , ,,Никого не будет в доме,кроме сумерек.,, ,,Гул затих,я вышел на подмостки,, можно повторять,повторять как заученные молитвы,порой не задумываясь,не вчитываясь в глубинные смыслы проникновенных строк.                           

    Однако эти глубинные смыслы часто сказываются связанными именно с творческим наследием Лермонтова.Проанализируем знаменитое стихотворение Пастернака ,,Гул затих,я вышел на  подмостки,,.Уже первые его строки задают читателям и литературоведам загадку:                                             

Гул затих. Я выщел на подмостки.                                                                                                                                                   

Прислонясь к дверному косяку.                                                                                                                                     

Я ловля в далеком отголоске                                                                                                                                          

Что случилось на моем веку.                                                                                                                                         

     Однако далее  В стихотворении фигурирует дверной косяк, к которому прислонялся лирический герой,названный Гамлетом. В ,,Словаре символов,, Керлота о двери и  дверном косяке сказано,что с символической точки зрения  они-зеркальное отражение мистического центра.                                               

      Следовательно,прислонившись  к двери, лирический герой этого стихотворения  уподобляются актеру,наблюдающего за зрителями,и в тоже время совершается некий ритуал,очень ваьный и для актера,и для поэта.                                                                                                                                                                        

   ,,Быть или не быть?,,                                                                                                                                                     

        В переводе  Пастернака  Гамлет оказывается перед следующим выбором:,,терпеть безропотно позор судьбы/иль нужно оказать сопротивление?,,                                                                                                     

        Гамлет в пастернаковском переводе ищет несколько иного ответа на вопрос:быть-значит,беьропотно смириться и терпеть,не быть-оказать сопротивление.                                                             

        В  стилистике сталинской эпохи  Гамлет спрашивал не только о том, стоит ли отомстить за смерть отца а как выжить в условиях подавления личностей