Конспект урока по литературе, 6 класс (урок № 80)
Тема: Стихотворения А.А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. А. Блока; обогатить представления учащихся о лирике как роде литературы и поэзии как форме художественной речи.
Основные виды деятельности: устные сообщения о поэте; чтение главы учебника; выразительное чтение стихотворений; наблюдения над особенностями ритма в стихотворении.
Термины: лирическое стихотворение, лирический герой, адресат, символ, ритм.
Оборудование: учебник по литературе 6 класс (В. Ф. Чертов), портрет поэта.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Мотивация УД. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами «окунёмся» в мир поэзии, познакомимся с творчеством одного из известнейших русских поэтов – Александром Блоком и снова будем анализировать стихотворения. Вашим домашним заданием было узнать о жизни и творчестве писателя, проверим, как вы справились с этим заданием!
2. Актуализация знаний.
Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. А. Блока/ интересные факты.
-
Александр Блок (1880-1921) – поэт, литературный критик, драматург, публицист и переводчик.
-
Первые стихотворения Александр начал сочинять еще в 5-летнем возрасте.
-
Интересен факт, что когда Блоку едва исполнилось 11 лет, он успел написать целый поэтический сборник.
-
В течении 3-х лет Блок учился в петербургском вузе на юридическом факультете, однако позже решил перевестись на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
-
Хотя молодой Александр был сторонником идей большевизма, однажды его посадили в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. Оказаться на воле ему помог Луначарский.
-
Знаете ли вы, что женой Александра Блока была Любовь Менделеева, которая приходилась дочерью великому химику Дмитрию Менделееву?
-
За все 18 лет супружеской жизни, дети в семействе Блоков так и не родились.
-
В честь Блока был назван астероид под номером 2540.
-
Известная поэма Александра Блока «Двенадцать», где автор яро поддерживал большевиков, привела к тому, что множество друзей и знакомых перестали с ним общаться.
-
Незадолго до смерти Блок, в состоянии помутнения, старался избавиться от своей знаменитой поэмы. По словам Владимира Маяковского данная поэма стала основной причиной его помешательства.
-
Со временем Блок разочаровался в революционных идеях. Кроме этого ему не нравилось, что правительство постоянно предоставляло ему новые престижные посты, поскольку такая работа мешала ему заниматься писательской деятельностью.
4. Работа по теме урока.
1.Стр. 118 – чтение стихотворения, ответы на вопросы в учебнике.
В ранних блоковских творениях важное значение приобретает мотив дороги. Лирическому герою «Медленно, тяжко и верно…» предстоит трудный ночной путь, однако он не боится испытаний. Искренняя молитва, символ твердой веры, порождает «безмерную» надежду – залог грядущего успеха.
Анализ произведения:
1.А. Блок, «Лениво и тяжко плывут облака…»
2. Тема – трудный ночной путь; идея – показать, что лирический герой не боится испытаний и может с ними справиться.
3. Жанр – лирическое стихотворение.
4. Художественные приемы:
Эпитеты - синий зной, родимый приют; олицетворения - истомленный лес
Особенно характеризуют состояние природы метафоры - лениво и тяжко плывут облака...
5. Ваше отношение к произведению (дети пишут самостоятельно).
- Теперь, когда мы проанализировали произведение, мы можем снова прочитать стихотворение. Возможно, кто-то по-другому посмотрит на творение А. Блока.
2. Стр. 119, чтение стихотворения, ответы на вопросы в учебнике.
Произведение «Встану я в утро туманное…» А. Блок написал осенью 1901 г. На момент создания стихов автору был 21 год, вот почему в строках так чувствуется задор молодости. Произведение вошло в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что образ «Прекрасной Дамы» поэт нашел в Л. Менделеевой, с которой был знаком с детства. В анализируемом стихотворении героиня предстает пред нами как «желанная подруга» лирического героя.
Анализ стихотворения:
1.А. А. Блок, «Встану я в утро туманное…»
2. Тема – описание туманного утра, обращение к желанной подруге; идея – автор показывает, что даже туманное утро может быть прекрасным, если сердце человека наполнено любовью и радостью.
3. Жанр – лирическое стихотворение.
4. В тексте преобладают эпитеты: «утро туманное», «подруга желанная», «ворота тяжелые», «песни такие весёлые». Также есть метафора: «солнце ударит в лицо». Есть в тексте риторическое обращение и восклицание, адресованные «подруге желанной».
5. Ваше отношение к произведению (дети пишут самостоятельно).
5. Закрепление материала.
Стр. 119 – ответы на вопросы.
6. Рефлексия. Итог урока.
7. Информация о домашнем задании.
Наизусть стихотворение Блока по выбору.
Подготовить биографию или интересные факты о В. В. Маяковском.