Конспект урока по литературе, 6 класс (урок № 80)
Тема: Стихотворения А.А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. А. Блока; обогатить представления учащихся о лирике как роде литературы и поэзии как форме художественной речи.
Основные виды деятельности: устные сообщения о поэте; чтение главы учебника; выразительное чтение стихотворений; наблюдения над особенностями ритма в стихотворении.
Термины: лирическое стихотворение, лирический герой, адресат, символ, ритм.
Оборудование: учебник по литературе 6 класс (В. Ф. Чертов), портрет поэта.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Мотивация УД. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами «окунёмся» в мир поэзии, познакомимся с творчеством одного из известнейших русских поэтов – Александром Блоком и снова будем анализировать стихотворения. Вашим домашним заданием было узнать о жизни и творчестве писателя, проверим, как вы справились с этим заданием!
2. Актуализация знаний.
Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. А. Блока/ интересные факты.
Александр Блок (1880-1921) – поэт, литературный критик, драматург, публицист и переводчик.
Первые стихотворения Александр начал сочинять еще в 5-летнем возрасте.
Интересен факт, что когда Блоку едва исполнилось 11 лет, он успел написать целый поэтический сборник.
В течении 3-х лет Блок учился в петербургском вузе на юридическом факультете, однако позже решил перевестись на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
Хотя молодой Александр был сторонником идей большевизма, однажды его посадили в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. Оказаться на воле ему помог Луначарский.
Знаете ли вы, что женой Александра Блока была Любовь Менделеева, которая приходилась дочерью великому химику Дмитрию Менделееву?
За все 18 лет супружеской жизни, дети в семействе Блоков так и не родились.
В честь Блока был назван астероид под номером 2540.
Известная поэма Александра Блока «Двенадцать», где автор яро поддерживал большевиков, привела к тому, что множество друзей и знакомых перестали с ним общаться.
Незадолго до смерти Блок, в состоянии помутнения, старался избавиться от своей знаменитой поэмы. По словам Владимира Маяковского данная поэма стала основной причиной его помешательства.
Со временем Блок разочаровался в революционных идеях. Кроме этого ему не нравилось, что правительство постоянно предоставляло ему новые престижные посты, поскольку такая работа мешала ему заниматься писательской деятельностью.
4. Работа по теме урока.
1.Стр. 118 – чтение стихотворения, ответы на вопросы в учебнике.
В ранних блоковских творениях важное значение приобретает мотив дороги. Лирическому герою «Медленно, тяжко и верно…» предстоит трудный ночной путь, однако он не боится испытаний. Искренняя молитва, символ твердой веры, порождает «безмерную» надежду – залог грядущего успеха.
Анализ произведения:
1.А. Блок, «Лениво и тяжко плывут облака…»
2. Тема – трудный ночной путь; идея – показать, что лирический герой не боится испытаний и может с ними справиться.
3. Жанр – лирическое стихотворение.
4. Художественные приемы:
Эпитеты - синий зной, родимый приют; олицетворения - истомленный лес
Особенно характеризуют состояние природы метафоры - лениво и тяжко плывут облака...
5. Ваше отношение к произведению (дети пишут самостоятельно).
- Теперь, когда мы проанализировали произведение, мы можем снова прочитать стихотворение. Возможно, кто-то по-другому посмотрит на творение А. Блока.
2. Стр. 119, чтение стихотворения, ответы на вопросы в учебнике.
Произведение «Встану я в утро туманное…» А. Блок написал осенью 1901 г. На момент создания стихов автору был 21 год, вот почему в строках так чувствуется задор молодости. Произведение вошло в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что образ «Прекрасной Дамы» поэт нашел в Л. Менделеевой, с которой был знаком с детства. В анализируемом стихотворении героиня предстает пред нами как «желанная подруга» лирического героя.
Анализ стихотворения:
1.А. А. Блок, «Встану я в утро туманное…»
2. Тема – описание туманного утра, обращение к желанной подруге; идея – автор показывает, что даже туманное утро может быть прекрасным, если сердце человека наполнено любовью и радостью.
3. Жанр – лирическое стихотворение.
4. В тексте преобладают эпитеты: «утро туманное», «подруга желанная», «ворота тяжелые», «песни такие весёлые». Также есть метафора: «солнце ударит в лицо». Есть в тексте риторическое обращение и восклицание, адресованные «подруге желанной».
5. Ваше отношение к произведению (дети пишут самостоятельно).
5. Закрепление материала.
Стр. 119 – ответы на вопросы.
6. Рефлексия. Итог урока.
7. Информация о домашнем задании.
Наизусть стихотворение Блока по выбору.
Подготовить биографию или интересные факты о В. В. Маяковском.