СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6-Б классе Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в утро туманное…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе 6 класс на тему : Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…»,

«Встану я в утро туманное…»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6-Б классе Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в утро туманное…»»


Урок литературы в 6 классе

Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…»,

«Встану я в утро туманное…»

Дата 04.02.2025

Цели: Контролируемые элементы содержания

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. АллегорияА.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*

Предметные умения

Находить в тексте художественные средства (в том числе сравнение, эпитет, метафору, олицетворение), объяснять их роль в создании поэтического образа

Выразительно читать вслух целые произведения и их фрагменты в соответствии с лексико-синтаксическим строением текста и его смыслом, соблюдать правильную интонацию

Характеризовать выраженное в стихотворении настроение

Личностные результаты

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения

Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред

Функциональная грамотность

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этап 1/БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Мотивирование на учебную деятельность

Предложите учащимся вспомнить портреты и стихотворения поэтов, которые были изучены в этом учебном году. Обратите внимание на фамилии художников, кисти которых принадлежат эти портреты.

Вариант: вывести задания на интерактивную доску и фронтально обсудить ответы с классом, что даст возможность произвести скрытую диагностику знаний, полученных ранее. На финальном этапе работы с кейсом задайте проблемные вопросы:

  • Какое стихотворение мы не изучали?

  • С творчеством какого поэта мы не знакомились в этом учебном году? 

Ответ связан с портретом и стихотворением А. А. Блока.

Диагностическая работа


Перед тобой портреты поэтов, написанные русскими художниками. Соотнеси имена художников с портретами, которые они написали.






2. Актуализация опорных знаний

Предложите учащимся посмотреть видеоролик «Жизнь и творчество А. А. Блока». В ходе просмотра учащиеся должны выполнить интерактивные задания, содержащиеся в видеоролике.


Этап 2/БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предложите учащимся прослушать аудиозапись стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…» в исполнении В. Бохона и ответить на вопросы:

  • О чем стихотворение? Определите его тему.

  • Как с темой стихотворения связан эпиграф?

  • Стихотворение написано в 1899 году. Какие события личной жизни поэта нашли отражение в этом стихотворении?

  • В какой строке произведения содержится его основная мысль, идея?

  • С помощью каких средств передается душевное состояние главного героя?

  • В каких строках содержится кульминация стихотворения?

  • Благодаря каким художественным средствам поэт создает картину бури и «холода сырого»?

  • Как актеру удается усилить эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя?

В процессе обмена мнениями учащиеся анализируют стихотворение и делают выводы.

Прослушай аудиозапись стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…» в исполнении В. Бохона и ответь на вопросы.
  • О чем стихотворение? Определите его тему.

  • Как с темой стихотворения связан эпиграф?

  • Стихотворение написано в 1899 году. Какие события личной жизни поэта нашли отражение в этом стихотворении?

  • В какой строке произведения содержится его основная мысль, идея?

  • С помощью каких средств передается душевное состояние главного героя?

  • В каких строках содержится кульминация стихотворения?

  • Благодаря каким художественным средствам поэт создает картину бури и «холода сырого»?

  • Как актеру удается усилить эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя?


Этап 3/БЛОК 3. Применение изученного материала

1.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.

Задание направлено на проверку усвоения материала по теории литературы, а также навыка анализа лирического произведения. Предложите учащимся внимательно изучить стихотворение

А. А. Блока «О, как безумно за окном…» и выполнить задания. Рекомендуется индивидуальная работа с последующим обсуждением ответов в классе.


1. При помощи чего передаются чувства лирического героя?

риторических вопросов

эпиграфа

описания состояния природы

2. Какой фонетический прием помогает читателю «услышать» звуки бури? 3. Ответь на вопрос. Запиши свой ответ в 3‒5 предложениях. Каково внутреннее эмоциональное состояние лирического героя стихотворения?

2.Выполнение заданий ГИА (этот модуль включаем в план урока в основной и старшей школе)

Предложите учащимся прослушать аудиозапись стихотворения  А. А. Блока «Летний вечер» и выполнить тестовые задания. Акцентируйте внимание на актерском исполнении, которое помогает понять настроение и чувства лирического героя, создает атмосферу летнего вечера в деревне.


1. Прослушай стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» и выполни тестовые задания.

Продолжи фразу: «А. А. Блок воплотил в стихотворении ».

свои чувства после разлуки с Л. Менделеевой

яркие впечатления лета в Шахматове

чувство радости, переполнявшее его во время учебы в университете

2. К какому виду лирики относятся две первые строфы стихотворения?

философская лирика

пейзажная лирика

гражданская лирика


3. К какому виду лирики относится третья строфа стихотворения?

философская лирика

гражданская лирика

пейзажная лирика


4. К какому жанру относится стихотворение?

элегия

послание

ода

3.Развитие ФГ

Кейс направлен на развитие образного мышления. Предложите учащимся сопоставить строки стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» с иллюстрациями, которые соответствуют изображаемому поэтом пейзажу. Задайте вопрос: «Соответствует ли получившаяся галерея изображений тому, что вы представляли при первичном чтении стихотворения?»


Вспоминая пройденное: художники, поэты, стихотворения

Перед тобой строки стихотворения А. Блока «Летний вечер». Перемести изображения в соответствующие ячейки схемы-кластера с текстовой информацией.


Этап 4/БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

1.Диагностика или самодиагностика.

Предложите учащимся выполнить задания. Диагностика направлена на отработку знаний средств художественной выразительности


1. Какое средство художественной выразительности содержится в выделенных жирным шрифтом словах?

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет! . . . . . .


2. Какое средство художественной выразительности содержится в словах «воспаленные взоры», «пустынные веси», «буйным ветром», «змеиных кудрях»?

гипербола

олицетворение

эпитет

метафора


3. Какое средство художественной выразительности, выделенное жирным шрифтом, содержится в данных строках?

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

многосоюзие

лексический повтор

анафора


4. В каких строках содержится инверсия?

«Принимаю пустынные веси!»

«Никогда не откроешь ты плечи»

«Утро в завесах темных окна»

«И приветствую звоном щита!»


Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Что ещё я хочу узнать…….

2. Домашнее задание:выучить одно наиболее понравившееся стихотворение