Литературное чтение
Тема. Задачи изучения раздела произведений о нашей Родине. И. С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина».
Ход урока
1.Знакомимся и размышляем.
– Нам предстоит встреча с удивительным миром литературы. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка – художественное слово. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл произведения, его идею, которую хотел донести автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями
Мы продолжаем работать по теме раздела «О нашей Родине».
– Что вы представляете, когда произносите слово Родина?
– Какие пословицы о Родине вы знаете?
- Прочитайте и закончите пословицы.
С родной земли – умри, не… (сходи)
Родина – мать, умей ее… (постоять)
Где родился, там и…. (пригодился)
Родная сторона – мать, а чужая – … (мачеха)
2.Читаем. Отвечаем на вопросы.
А) Перед нами стихотворение Ф. Савинова «Родина». Прочитайте его «про себя».
Феодосий Савинов «Родина»
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, —
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга —
Это русские картины,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
С какими новыми словами вы встретились при чтении стихотворения?
Исполины - великаны. Приволье - широкое, просторное место, раздолье.
Как нужно читать это стихотворение?
Какие слова в тексте рифмуются? (Исполины – картины; моря – моя – соловья; жаворонка - сторонка)
Б) – Сегодня познакомимся с ещё одним стихотворением, которое принесло И. Никитину известность.
Русь
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную.
Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны?
Шатер – высокая крыша.
Державная – государственная.
Нива – засеянное поле.
Брань – война, битва.
Мгла – непрозрачный воздух.
– Как вы понимаете фразу: «Широко… по лицу земли… развернулася»?
– Почему автор называет Русь могучей?
– Как, по-вашему, автор относится к Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней?
– Как нужно читать это стихотворение? ( нараспев, торжественно).
3.Это интересно.
Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным.
4.Сравниваем.
– Что общего у стихотворений Ф. Савинова и И. Никитина?
– Как поэты относятся к своей Родине? Какие чувства выражают в своих произведениях?
– Какие синонимы подобрал Ф. Савинов к слову Родина? И. Никитин?
– Чем отличаются эти стихотворения?
– Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Почему?
6. Итог урока.
Выразительное чтение стихотворений.