СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворениях русских поэтов 19 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить во внеурочное время. Разработка содержит биографический материал о русских поэтах 19 века

Просмотр содержимого документа
«Стихотворениях русских поэтов 19 века»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Поэтический вечер.

Ребята, поэзия возвращает нас к устной традиции поэтических чтений, содействует восстановлению диалога с другими видами искусства. Такими, как живопись, музыка, театр.

Родная природа — неисчерпаемый источник поэзии. Так еще Константин Паустовский в своем очерке «Алмазный язык» писал: «Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, вязами и старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из — под куста лощины». Эта тема актуальна, мы знаем, что 2017 год признан годом экологии, и видеть прекрасное в природе нас учат наши русские поэты. Пейзажная лирика передает настроение, чувства человека, созвучна его душе. Природа открывает нам нам особый философский смысл. Природа у Федора Тютчева, как считает поэт, способна говорить «неземными языками»: «Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык».

Сегодня мы поговорим о поэтах 19 века, попробуем понять философский смысл некоторых произведений.

Слайд. Федор Иванович Тютчев по праву признан мастером пейзажно — философской лирики. Он родился в 1803 году в усадьбе Овсуг Орловской губернии, в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными традициями. Отец Иван Тютчев отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством. Мать Екатерина Львовна происходила из семейства Толстых, была впечатлительной и умной женщиной. Федор Тютчев получил хорошее домашнее образование, учился в Московском университете.

Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано в июне 1849 года в селе Овсуг, по дороге из Петербурга. Поэт описывает природу через призму лирических переживаний, включает себя в мир природы. В этом стихотворении он мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается. Гроза — одно из самых символичных явлений природы для поэта, символизирует молодость, духовное очищение, земля наполняется светом и сияньем: «и в сияньи потонула вся смятенная земля». Две стихии, небо и земля, неразрывно связаны, подчеркивается связь человека и бытия вселенной. На смену грозе обязательно приходит солнце, заливая своим сияньем весь мир. (Чтение стихотворения).

Слайд. Афанасий Афанасьевич Фет — один из самых замечательных русских поэтов — пейзажистов. В течение своей жизни испытывал трудности, связанные с незаконным рождением. Мальчик не мог получить фамилию отца Афанасия Неофитовича Шеншина. Ребенок Шарлотты Фет, родившийся в 1820 году в Новоселках орловской губернии, был незаконно записан в метрических документах сыном Шеншина. Когда этот факт всплыл в 1834 году, Афанасия отправили учиться в немецкий частный пансион. Уже тогда в глубине души будущего юного поэта рождался тот свет, который вскоре станет его торжеством в борьбе с жизненым мраком: «В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность». Афанасий Фет получил хорошее образование, учился в Московском университете, сначала на юридическом факультете, затем — на историко-филологическом (словесном) отделении философского факультета. Учился 6 лет. Позднее императором Александром Вторым был подписан указ о присоединении отставного гвардии штаб-ротмистра Афанасия Фета к роду отца его Шеншина. Последние 19 лет жизни Афанасий Афанасьевич носил эту дорогую ему фамилию.

Лирика Афанасия Фета переполнена чувствами. Природа наградила его чувствительностью к красоте, которую он понимает как некий вечный закон. Идеальную духовность поэт видит в живом реальном мире. Афанасий Фет хочет познать тайны бытия, задумывается над вопросами мирозданья, но не всегда получает ответ: «Что ж я узнал? Пора узнать, что в мирозданье, куда ни обратись, - вопрос, а не ответ». (Прослушивание стихотворения).

Фет отстаивает «невольность, непосредственность поэзии», а в отношении себя прямо говорит об «исключительно интуитивном характере» своих поэтических приемов. Неудивительно поэтому, что он искал музыкальные способы в выражении не только поэтического слова, но и в излиянии своей души, в высказывании мыслей и чувств. Поэту зачастую не хватает слов и силы, пусть даже детской, чтобы передать то, что наполняет душу: «Хочу и не могу- ни передать того ни другу, ни врагу, что буйствует в груди прозрачною волною». Он писал: «Дело поэта найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струну нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ». Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом!» - лирическое создание, которое составляет сердцевину фетовского творчества. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» - воскликнет под впечатлением этих строк критик Василий Боткин. (Чтение стихотворения).

В стихотворении «Еще майская ночь..» поэт не может скрыть своего наслаждения красотой природы. В словах «Благодарю, родной полночный край!» выражается вся сила любви и признательности родному краю. (Чтение стихотворения)

Одним из самых глубоких и значительных стихотворений стало стихотворение «Учись у них, у дуба, у березы..». Наслаждение красотой природы предвещает не только будущие жизненные радости, но и вспышку творческих сил. Поэт считает, что земная жизнь человека схожа с жизнью природы, в которой случаются холода и метели, наносящие глубокие раны. Но верить нужно все же весне, которая откроет переболевшей душе тепло и «новые откровения». Пережившие мучения достойны встретить тепло и радость жизни. Они способны понять мгновения красоты как самые ценные дары жизни. (Чтение стихотворения).

Николай Алексеевич Некрасов. Отец будущего великого поэта был властным человеком со сложным характером. Примечательно, что мать Некрасова, Елена Закревская, вышла замуж против воли своих родителей. Будущий писатель также пойдет против воли отца, будет терпеть крайнюю нужду. У Некрасова было 13 братьев и сестер. Во вступлении к стихотворению Николая Некрасова «Железная дорога» источником поэтического вдохновения становится осенняя природа, поэт восхищается увиденной картиной: в ней нет безобразья, «все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю!».(Чтение стихотворения)

Евгений Абрамович Баратынский. Родился в 1800 году. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с Александром Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Поэт не ошибся, говоря о себе: «И как нашел я друга в поколенье, читателя найду в потомстве я». В стихотворении «Весна, весна! Как воздух чист!» переданы смена весенних чувств и настроениий поэта. Поэт встречает весну ликующим восторженным гимном. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Евгений Баратынский рисует весну словами, которые помогают ощутить её приход, почувствовать её краски, звуки, запахи. Весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.

В стихотворении «Чудный град порой сольется..» возникает тонкое сравнение образа летучих облаков с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Поэтические мечты, навеянные природой, могут быть легко разрушены суетой мира обыденного, бытового.

Яков Петрович Полонский (1819 — 1898) — наш земляк, родился в городе Рязани. Отец его был небогатым дворянином. В своих воспоминаниях «Старина и мое детство» он очень хорошо описал подробности первых лет своей жизни, безотчетную любовь к своей матери, пробуждение и становление характера. Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.  Будущий поэт учился в рязанской гимназии. А позже поступил на юридический факультет Московского университета. Его стихотворения печатались в «Отечественных записках» и «Москвитянине». Яков Полонский был знаком с Афанасием Фетом. Сохранились фотографии (слайд).

В стихотворении «По горам две хмурых тучи..» главными образами, как и в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», являются Тучи, гром, молния и земля. Однако эти предметы и явления под пером поэта становятся одухотворёнными, оживают. Размышляя о стихотворении Я. П. Полонского, можно сделать выводы, что лирический пейзаж у поэта причудливый, необычный: горы, пустыня, скала горючая. В стихотворении много глаголов-олицетворений, которые делают изображённую картину живой и запоминающейся. Интересна и звуковая гамма. Читатель словно слышит звуки вечерней грозы в горах, которые создаются лексикой и аллитерациями. Стихотворение похоже на маленький поэтический рассказ о ссорящихся тучах, пожалевших застонавшую скалу. Однако в образах природы поэт видит отражение человеческих отношений.

В стихотворении «Посмотри - какая мгла..» восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. В образе месяца прослеживаются переживания и чувство одиночества самого автора: вдали от дома он лишен возможности сиять. 


Афанасий Фет - стихи 
Солнце нижет лучами в отвес,
И дрожат испарений струи
У окраины ярких небес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!

Чтоб в лицо и в горячую грудь
Хлынул вздох твой студеной волной,
Чтоб и мне было сладко вздохнуть;
Дай устами и взором прильнуть
У корней мне к воде ключевой!

Чтоб и я в этом море исчез,
Потонул в той душистой тени,
Что раскинул твой пышный навес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!

…...................

Тебя не знаю я. Болезненные крики
На рубеже твоем рождала грудь моя,
И были для меня мучительны и дики
Условья первые земного бытия.

Сквозь слез младенческих обманчивой улыбкой
Надежда озарить сумела мне чело,
И вот всю жизнь с тех пор ошибка за ошибкой,
Я всё ищу добра - и нахожу лишь зло.

И дни сменяются утратой и заботой
(Не всё ль равно: один иль много этих дней!),
Хочу тебя забыть над тяжкою работой,
Но миг - и ты в глазах с бездонностью своей.

Что ж ты? Зачем? - Молчат и чувства и познанье.
Чей глаз хоть заглянул на роковое дно?
Ты - это ведь я сам. Ты только отрицанье
Всего, что чувствовать, что мне узнать дано.

Что ж я узнал? Пора узнать, что в мирозданьи,
Куда ни обратись, - вопрос, а не ответ;
А я дышу, живу и понял, что в незнаньи
Одно прискорбное, но страшного в нем нет.

А между тем, когда б в смятении великом
Срываясь, силой я хоть детской обладал,
Я встретил бы твой край тем самым резким криком,
С каким я некогда твой берег покидал. Афанасий Фет.

…................

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.


Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч. Яков Полонский.


«Не то, что мните вы, природа…» Фёдор Тютчев

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Тебя не знаю я. Болезненные крики
На рубеже твоем рождала грудь моя,
И были для меня мучительны и дики
Условья первые земного бытия.

Сквозь слез младенческих обманчивой улыбкой
Надежда озарить сумела мне чело,
И вот всю жизнь с тех пор ошибка за ошибкой,
Я всё ищу добра - и нахожу лишь зло.

И дни сменяются утратой и заботой
(Не всё ль равно: один иль много этих дней!),
Хочу тебя забыть над тяжкою работой,
Но миг - и ты в глазах с бездонностью своей.

Что ж ты? Зачем? - Молчат и чувства и познанье.
Чей глаз хоть заглянул на роковое дно?
Ты - это ведь я сам. Ты только отрицанье
Всего, что чувствовать, что мне узнать дано.

Что ж я узнал? Пора узнать, что в мирозданьи,
Куда ни обратись, - вопрос, а не ответ;
А я дышу, живу и понял, что в незнаньи
Одно прискорбное, но страшного в нем нет.

А между тем, когда б в смятении великом
Срываясь, силой я хоть детской обладал,
Я встретил бы твой край тем самым резким криком, С каким я некогда твой берег покидал. Афанасий Фет.

................



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!