СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворные упражнения как средство развития орфографической зоркости младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворные упражнения как средство развития орфографической зоркости младших школьников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ «№6»







Стихотворные упражнения

как средство развития орфографической зоркости младших школьников.








Евсеенкова Анжела Богдановна

учитель начальных классов

специалист высшей категории




2017 год


Содержание


Введение …………………………………………………………………………..3

1.Использование рифмовок на уроках для развития орфографической

зоркости …………………………………………………………………………...5

2.Виды рифмовок ………………………………………………………………..14

3.Методические приёмы работы с рифмовками ………………………….....18

Заключение ………………………………………………………………………30

Литература ……………………………………………………………………....31

Приложение ……………………………………………………………………..32




















2

Введение


До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму.

Н.С.Рождественский писал: «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему и правописание».

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.И.Тихомирова, В.А.Флерова, а также методистов и психологов – М.В.Ушакова, С.П.Редозубова, Л.К.Назаровой и особенно Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма.

3

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.

Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

Для достижения поставленной цели выдвинут ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития орфографической зоркости у младших школьников;

2. Разработать систему приёмов и средств, способствующих развитию орфографической зоркости;

3. Апробировать на практике эффективность приёмов и средств, способствующих развитию орфографической зоркости младших школьников.















4

1.Использование рифмовок на уроках для развития орфографической зоркости.

На уроках русского языка я использую так называемые рифмовки – специфические дидактические упражнения в стихотворной форме. Применение их в качестве занимательных заданий для первоклассников, а также учащихся 2-4-х классов даёт положительные результаты.

Рифмовки коротки и непритязательны, но в 12-16 словах содержится, как правило, такое количество орфограмм, которое трудно сконцентрировать в обычных текстах для чтения и письма, предлагаемых учащимся начальной школы. Причём, объединяя даже не связанные между собой слова единым ритмом, скрепляя их рифмой, словно гвоздиками, рифмовки придают упражнениям осмысленный, привлекательный для детей характер.

Рифмовки – это стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы с определённой дидактической целью. Это упражнения, в которых стихотворная форма используется главным образом в целях обучения младших школьников. Рифмовки помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, облегчая им решение первых учебных задач в школе.

Родились рифмовки от настоящей детской поэзии, вернее, от одного её живого ручейка, составляющего богатство стихотворного творчества А.Барто, Е.Благининой,С.Маршака,С.Михалкова, Я.Козловского,А.Шибаева и многих других лучших наших детских поэтов. А ручеёк этот, всегда заметный, обладает, можно сказать, живительной силой: он помогает детям учиться. Я имею в виду целое направление детской поэзии, связанное так или иначе с нуждами школы, с желанием облегчить её трудности, привить ребёнку интерес к знаниям. Настоящий детский писатель – психолог и педагог – всегда был надёжным и верным помощником школе. Наверное, нет учителя, не знающего стихотворения О.Высотской «Весёлая грамматика», Г.Граубина «Ленительный падеж», С.Михалкова «Сашина каша», С.Маршака

5

«Знаки препинания». Список этих стихов можно продолжить.

Я всегда искала такие стихи, и они надёжно помогали мне в работе с детьми. Однако по-настоящему осознала я необходимость работы со стихами, начав обучать в школе детей шестилетнего возраста. Маленькие школьники оказались на редкость отзывчивы к произведениям народного творчества, особенно к его малым жанрам: потешкам, поговоркам, скороговоркам, загадкам и песенкам, к стихотворным текстам. Мы стали читать эти произведения с первых уроков обучения грамоте. Читали мы первые стихотворные тексты с доски хором. Вернее, читал – то их на первых порах учитель, а дети глазами следили за его чтением. Каждый первоклашка, в меру своей подготовленности к школе, находил в текстах знакомые буквы, радовался встрече с ними, сначала робко, а затем всё смелее и чаще открывал рот и «читал» вместе с учителем. В особом выигрыше были читающие дети. Они чувствовали себя увереннее. Но и всем остальным ученикам процесс коллективного чтения нравился, поэтому урок проходил живо, при хорошей активности и бодром настроении детей.

Например, после знакомства с согласной буквой Н, звуковой и слоговой работы мы «читали» хором с доски стихи А.Шибаева:

«Н» надела поясок,

«И» надела поясок,

Буква «Н» надела ровно,

Буква «И» - наискосок.

Школьники с удовольствием декламировали стихи. Отыскивали знакомые гласные и согласные буквы, называли их. Оказалось, для многих детей в классе почти все буквы были знакомы. Те первоклассники, которые до школы не знали букв, внимательно следили за своими товарищами и постепенно подключались к работе.

Таким образом, эти стихи о буквах, скороговорки и чистоговорки, не только повышают настроение на уроке, не только объединяют и организуют

6

детей своим ритмом, но могут явиться прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита. Читая хором эти понятные и привлекательные для детей стихи, выделяя, знакомые для многих из них буквы, я невольно обращала внимание учеников и на незнакомые. Первоклассники живо интересовались ими, я обводила их цветными мелками и выписывала на доске крупным шрифтом. Мы называли буквы хором, и дети непроизвольно запоминали их. Печатала я на доске небольшие тексты для речевой гимнастики:

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

И опять проводилась примерно такая же работа: читали хором вслух и шёпотом, отрабатывая чёткость артикуляции, отыскивали знакомые и запоминали незнакомые буквы, одновременно анализировали смысловое значение этой скороговорки. Даже перед проведением физкультминутки хором прочитывали небольшое четверостишие, а потом выполняли движения под его коллективную декламацию:

Еле ,еле, еле, еле

Закружились карусели.

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом.

Эти и другие лёгкие, полюбившиеся нам строчки оживляли урок, помогали преодолеть трудности непривычного для многих детей умственного напряжения. Но, кроме того, они помогали учиться, запоминать буквы, сплачивали в совместной работе. Ведь как легко при помощи стихов запоминаются буквы! А как запомнить, что такое гласные и согласные звуки? И мы повторяли рифмованные «запоминалки»:

Э-Ы-У, А-О-И -

звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть

7

И запомнить: звуков – 6

Э-Ы-У, А-О-И –

звуки гласные мои.

Так постепенно чтение становилось средством изучения самого языка, и мы невольно осуществляли на практике одну из заповедей Ш.А.Амонашвили: «Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач».

Конечно, мы читали и прозаические тексты, просто слова и даже слоги, но при чтении рифмовок я чувствовала отклик детей, их интерес к этим упражнениям и вводила в обучение орфографический материал, облечённый в стихотворную форму.

Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает, что начинать орфографическую подготовку следует как можно раньше, а именно в момент обострённого внимания детей к слову, когда оно впервые пишется и читается маленьким учеником. Именно в это время наиболее естественно для детей орфографическое чтение, которое используется как действенный приём развития грамотности учащихся. Именно в это время, в момент первоначального самостоятельного чтения и письма, ребёнку, прежде чем осмыслить слово, необходимо произнести его по частям и в опоре на ударение, проанализировать каждый звук, вглядеться в каждую букву. Становление орфографической зоркости в этот момент может проходить легко и эффективно. Однако ознакомление младших школьников, особенно самых маленьких, с орфографическими трудностями языка должно осуществляться доступными для данного возраста средствами. И здесь рифмованные упражнения стали особенно необходимыми. Дети не без удовольствия и задора читали:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

8

жирафы, мыши и моржи,

машины, шины, камыши -

запомни слоги ЖИ и ШИ.

или

ЧА и ЩА, ЩА и ЧА –

роща, чаща и свеча,

пища, туча, саранча –

с буквой «а» и ЩА и ЧА.

Вот так в процессе работы рифмовки всё активнее использовались на уроках чтения и письма. Работа со стихотворными упражнениями имеет ряд преимуществ.

Прежде всего, это ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма – межпредметно. «Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению своими собственными движениями, к экономной и правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, как у ребёнка возникает чувство согласованности своих и чужих движений, и это чувство начинает сопровождаться у него видимым удовольствием, у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств», - так писал о значении ритма ещё в начале нашего века виднейший педагог Ц.П.Балталон. Рифмованные упражнения и служат действенным средством воспитания у первоклассников чувства ритма, так необходимого им в настоящей и будущей деятельности.

Лужи, лыжи, камыши,

мыши, жимолость, чижи,

шимпанзе, шипы, машина,

шишки, ёжики, пружина.

В слоге ЖИ, в слоге ШИ.

Только букву «И» пиши.

9

Часто при хоровой декламации этой и многих других рифмовок приходилось наблюдать за первоклассниками, сопровождающими чтение, непроизвольным ритмическим движением головы, рук, плеч, лёгким отстукиванием пяткой или носком ноги под партой. Детям хотелось хлопнуть в ладоши, даже подпрыгнуть после окончания чтения. Все эти движения, естественные и разрешённые на уроке, нисколько не мешали в обучении, а хорошо помогали и подтверждали одно из мудрых изречений: «Движение ума ребёнка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки».

Чувство ритма прекрасно помогало ещё и тем, что объединяло класс в коллективном и бодром труде. Голос каждого из учеников, невыразительный и глухой в первые дни обучения, сливался в единый, звонкий ритм стихотворного текста и доказывал преимущества общих усилий. Самые смелые дети сразу имели возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включались в работу, привлечённые общим ритмом коллективного труда. Как будто сам ритм стихотворных текстов «регулировал» работу класса.

Но самое удивительное, - ритм непроизвольно и довольно значительно интенсифицировал процесс обучения. Хорошо известно, как непросто заставить первоклассника читать, не отвлекаясь, первые слова и предложения. Два-три слова прочтёт ученик – и отдых нужен, разрядка, потом ещё два-три слова, - и так за урок едва набирается 20 – 40 слов. Рифмовка своим «волшебным» ритмом как бы «заколдовывала» детей и заставляла читать без отдыха сразу по 8-14 слов:

Лара, Лиза, Лида, Лена,

Гера, Гоша, Галя, Гена,

Соня, Саня и Семён,

Ася, Аня и Антон.

Причём, после чтения рифмовок у детей, как правило, не только не

10


замечалось усталости, а напротив, наблюдались удовлетворение, подъём и желание работать дальше. На уроках прочитывалось материала в 3, в 4 раза больше, чем обычно.

Не менее важно отметить, что ритмические тексты помогли значительно раньше перевести детей от слогового чтения к чтению целыми словами. По-видимому, коллективная декламация, которая как приём довольно часто использовалась на первых этапах обучения, ориентация на ударные слоги при чтении стихов выработали определённый стереотип темпа коллективного чтения, который впоследствии был воспринят большинством учащихся и закреплён ими как индивидуальное умение.

Таковы преимущества, которые даёт учителю работа с ритмическими стихотворными текстами.

А теперь поговорим о значении рифмы, оказавшейся не менее важным средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха первоклассников. Становление чувства рифмы как раз и возможно только на основе прочных фонематических представлений младших школьников, постоянного активного состояния ученика и такой работы на уроке, которая строится на желании детей не только слушать, но создавать свои, пускай поначалу и не совсем совершенные, рифмы. Подбирая их, как музыкальные звуки на мало знакомом инструменте, школьники непроизвольно совершенствуют свой речевой слух, развивая через него потенциальные способности к языку. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы. На уроках я стремилась как можно чаще включать задания по нахождению рифмы в простейших упражнениях. Приведу два фрагмента уроков. Читаем хором с доски запись:

11

Поля Тима

Паша Тома

Петя Толя

Паня . . .

-Ваня! Таня! – наперебой кричат дети. Коллективно из двух предложенных вариантов выбираем один. Дети порываются снова перечитать полученную рифмовку, заодно повторяем правописание большой буквы в именах людей.

Рассматриваем картинку с большим забавным поросёнком, читаем с доски текст с пропусками слов, «сочиняя» свои стихи.

Как у свинки-хрюшки

маленькие . . . /ушки/,

нежный розовый бочок,

круглый, гладкий . . . /пятачок/.

Ходит свинка всех важней

ты придумай кличку ей.

Под картинкой напиши,

как писать ёё, . . . !

-Скажи! – заканчивают дети.

Последние три строчки постепенно и незаметно переключают первоклассников на чисто орфографические задачи: надо не только записать придуманные для хрюшки клички, но и объяснить правило, по которому эти клички написаны. Однако текст с заданиями на подбор рифмы не теряет своей привлекательности даже после решения орфографических задач. Дети ещё раз читают стишок, вслушиваются в рифмованные окончания, примеривая новые слова в рифму, удивляясь и радуясь самым точным и звучным из них.

При такой организации работы развитие фонематического слуха у детей становится не самоцелью, а средством удовлетворения их растущего

12

интереса к языку, средством развития языкового чутья младших школьников.

К.И.Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что никто не требует, чтобы педагоги делали детей стихотворцами, но они обязаны научить их подлинному восприятию стиха. Эти незатейливые рифмовки, наряду с чтением настоящих стихов, создавали в классе такую речевую среду, при которой у всех детей класса пробуждался интерес к подлинной поэзии. Пробуждение это шло через постепенное развитие речевого слуха, чувства ритма, от игры в словесные рифмы, от практического действия со стихотворными учебными текстами.





















13

2. Виды рифмовок

В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, педагог Н. М. Бетенькова разделила на четыре группы и каждой дала своё условное название.

Первую группу составили так называемые рифмовки -«запоминалки».Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Многократное чтение таких рифмовок и непроизвольное заучивание их создает тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются детьми орфографические правила. Вот пример одной из запоминалок:

Сочетанье ЩА и ЧА

в слове пища и свеча,

чаща ,дача и печать

нужно с буквой «А» писать,

потому что ЧА и ЩА

пишут только с буквой «А».

Вторая группа упражнений - это своеобразные рифмовки - «тренажеры», которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Примером упражнений из этой группы может быть следующее: Кошка Маришка,

котёнок Тишка,

щенок Дружок,

цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,

коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша

14

и бычок Гаврюша-

все их клички, до одной,

пишут с буквы прописной!

В этой рифмовке 8 кличек и названий животных, и дети, тренируясь в чтении таких слов, очень легко их запоминают. В упражнение включено предложение, напоминающее детям, как пишутся клички, поэтому такую рифмовку вполне можно отнести и к запоминалкам. Однако главное её назначение - дать детям опыт употребления в речи кличек и названий животных, непроизвольно закрепить орфограммы в памяти первоклассников.

Рассмотрим ещё одну рифмовку тренировочного характера на важную для первоклассников орфограмму «мягкий знак - показатель мягкости на письме»: Лак, лук, лось, лень,

так, тук, ток,тень,

сом, соль, мел, мель,

нос, нёс, ел, ель-

назови, в каких словах

написали мягкий знак.

В рифмовке представлены односложные слова с мягким или твёрдым согласным в конце. Вот некоторые варианты заданий, направленных на орфографическую подготовку первоклассников. После хорового чтения вслух или индивидуального - «жужжащего» дети называют слова с мягким знаком и без него. Можно провести коллективное чтение: девочки хором читают слова с мягким знаком, мальчики - без мягкого. Затем учитель закрывает текст, а ученики сами припоминают слова с мягким знаком на конце. Можно предложить детям две строчки рифмовки для списывания, печатания или диктовки обучающего характера. Заинтересовывал первоклассников и такой вариант проведения этого упражнения. Учитель от имени Незнайки делал ошибки - писал мягкий знак там, где

15

писать его не следует, стирал там, где мягкий знак необходим, и предлагал детям почитать получившуюся рифмовку. Ученики смеялись, наглядно убеждаясь в необходимости мягкого знака для письменной речи. Как видим, варианты заданий к упражнениям тренировочного характера могут быть самыми разнообразными.

Третья группа упражнений - рифмовки - «контролёры». Их отличие от других стихотворных упражнений состоит в том, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля для первоклассников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких упражнений: Все обдумай, не спеши,

а потом уже пиши:

ч_йка, ёж_ки, чиж_,

дач_, щ_ка, камыш_

Знаешь, как писать? Теперь,

так ли думаешь, проверь:

чайка, ёжики, чижи,

дача, щука, камыши.

Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая - настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом: как нужно писать предложенные слова. Вторая часть содержит ответ, даёт возможность ещё раз прочитать слова с выделенными сочетаниями. Следует отметить, что большинство рифмовок - «контролёров» использовалось, как правило, для проверки одной какой - либо орфограммы, ибо усвоение каждой из них требует специальной работы с учащимися. Вот одно из упражнений для контроля над написанием безударных гласных (проверка проводилась устно). М_рской, р_чной, г_ристый,

ст_льной, р_дной, л_систый.

Проверь слова, да не сп_ши,

красиво, грамотно сп_ши.

16

Деление рифмовок на группы имеет условный характер. Многие рифмовки совмещают в себе одновременно задачи запоминания, контроля, а также тренировки в чтении и письме слов с определённой орфограммой. Для учителя важно выявление в каждой из них основного дидактического смысла для наиболее эффективной работы на уроке. Последняя группа упражнений - так называемые «орфографические пятиминутки». Проводятся они с первоклассниками устно в виде соревнования: кто больше орфограмм найдёт: Жимолость, ландыши,

щука, часы,

чудо, машина,

огонь, камыши,

девочка Ира и

мальчик Илья –

сколько здесь правил

нашли вы, друзья?

При выполнении этого упражнения идёт отработка навыков правописания на диапазоне нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость первоклассников. «Орфографические пятиминутки» это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма, в конце или начале занятия. Одну и ту же рифмовку следует использовать многократно, перемежая работой с другими стихотворными упражнениями этой же группы:

Точка, бочка, шишка, друг,

пёсик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма –

кто нашёл все орфограммы?

Если время от времени целенаправленно предлагать детям находить орфограммы в рифмовках и придумывать свои примеры на те же правила, то к концу года ученики легко справляются с этими заданиями.

17

3. Методические приёмы работы с рифмовками.


Как уже указывалось, рифмовки сначала использовались на уроках обучения грамоте. Они помогали изгнать с урока скуку, внести в обучение мажорный тон, облегчить детям усвоение трудных языковых понятий /звук, гласный, согласный, слог, ударение/. Прежде всего рифмовки рассматривались как средство обучения чтению и только потом эти упражнения по выработке этого важного навыка совмещались с пропедевтической работой по формированию навыков грамотного письма. Этап начального обучения чтению, когда ученик вынужден вглядываться в каждую букву, использовался для развития орфографической зоркости первоклассников.

Сразу же определилось одно общее условие, сохранившееся на протяжении всего первого года обучения: рифмованные упражнения на уроках чтения и письма выполнялись детьми преимущественно в устной форме. Устная работа, основанная на зрительных, речедвигательных, слуховых восприятиях стихотворных упражнений, давала возможность начать изучение орфографии без письма, помогала предупреждению ошибок ещё до выполнения учениками письменных заданий в тетрадях, обеспечивала развитие «языкового чутья» первоклассников. В основном работа с рифмовками, содержащими орфографический материал, представляла из себя различные виды чтения: громкое хоровое, поначалу орфографическое слоговое /слоговой состав обозначался учителем дугами/ и только затем – орфоэпическое. Чтение могло быть шёпотное и одними губами – беззвучное, но с чёткой, хорошо выраженной артикуляцией. После чтения практиковалось ясное проговаривание трудных в орфографическом отношении слов.

Н.С. Рождественский писал : « … Не подсказывающее произношение

учителя помогает усвоить ту или иную орфограмму, а правильное понимание

18

слова, его составных частей и правильное произношение... Значит надо уже знать написание, чтобы орфографически произнести слово». Поэтому чёткое орфографическое проговаривание насыщенных орфограммами рифмовок и стало важным методическим требованием, о котором ещё К.Д.Ушинский писал, что «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания». Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как пропуск, замена, перестановка букв, не говоря уже о чисто орфографических написаниях.

Для работы с рифмованными упражнениями, содержащими грамматико- орфографический материал, характерны следующие общие особенности:

- преимущественно устное выполнение упражнений /только с середины учебного года, наряду с устной работой, детям постепенно предлагаются письменные задания/;

- включение орфографического проговаривания на уроках чтения и письма, обязательное послоговое прочитывание трудных в орфографическом отношении слов;

- визуальное предъявление этих упражнений на первых порах обучения.

Для первичного чтения рифмовку печатаем, ясно «выцвечивая» орфограммы особым шрифтом или цветным мелом. В такой записи стихотворное упражнение предлагается учащимся на нескольких уроках подряд или с перерывом в 1-2 дня. Дети учатся проговаривать слова орфографически, по аналогии с прочитанным подбирают собственные примеры на данное правило /ЖИ-ШИ, большая буква в именах людей, Ь как показатель мягкости и т.д./.

На втором этапе, когда дети уже знают правильное написание орфограмм в рифмовке, она печатается по-другому. На месте орфограмм ставятся точки или правильные написания закрываются цветными

19

кружочками / «зажигаются огоньки» над сомнительными написаниями/. В это время дети устно называют буквы, которые следует вставить вместо пропущенных орфограмм, или, пользуясь средствами обратной сигнализации, показывают учителю нужную букву или сочетание на карточке. В это же время рифмовка предлагается детям и для индивидуального чтения.

На третьем этапе запись меняется. Ученики получают для чтения упражнение, в котором наряду с правильно обозначенной орфограммой имеется вариант её неправильного написания, так, например:

ща ча ча ча

Пи- щя , чя- йник , чя- шка , чя-й

Как напишешь? Отвечай!

У кого-то могут возникнуть возражения против такой записи слов, в которой детям предложен выбор слога. Стоит ли давать первокласснику неправильные написания?

Во-первых, избежать полностью зрительного восприятия неправильного написания слов в жизни никогда не удаётся: в исправленном виде ошибка сохраняется в тетради ученика, он может видеть её у соседа по парте или даже на доске в письме одного из своих товарищей. Поэтому вряд ли стоит преувеличивать значение зрительного восприятия неправильных написаний /как, впрочем, и значение безошибочного письма, т.к. оно может быть результатом копирования, а не сознательного усвоения орфограмм/.

Самое важное, чтобы ошибка стала предметом анализа, разбора и даже средством обучения грамотному письму. Не зря говорят: «На ошибках учатся», «Научен горьким опытом».

Д.Н.Богоявленский в работе «Психология усвоения орфографии» убедительно обосновывает несостоятельность принципа «недопущения неправильного образа слова» при обучении детей. Он писал: «Важнейшее значение приобретают конкретные условия деятельности, в которой

20

происходит столкновение ученика с ошибкой... При работе над ошибками неправильному восприятию противопоставляется объяснение, как и почему надо писать иначе... и победителем оказывается интеллектуальная деятельность, связанная с осознанием ошибки».

Поэтому использование на уроке, начиная с первого класса, дидактического материала, содержащего в себе задания по выбору правильного ответа из двух возможных вариантов, представляется весьма полезным. Такой подход способствует обострению орфографической зоркости у младших школьников. Д.Н.Богоявленский писал: «…не «утайка» ошибки от ученика, а привлечение к ней активного внимания, не бесконечное переписывание, а глубокая работа над осознанием ошибки - таковы пути, которые ведут…к ликвидации главных причин ошибок». К тому же, Д.Н.Богоявленский приводит результаты исследований психологов по обучению учащихся двумя различными методами: «допускающими видение ошибок» и «предупреждающими восприятие ошибочного написания». Важно подчеркнуть, что результаты обучения младших школьников методами, «допускающими видение ошибок», направленными на анализ неправильных написаний, были значительно лучшими /почти в два раза/ по сравнению с обучением, максимально предупреждающим ошибки детей. Конечно упражнения такого типа, особенно на первых порах, вызывают у детей определённые затруднения.

Однако подобная запись в рифмовках- «контролёрах» даётся только тогда, когда ученики поработали с «запоминалками», упражнениями- «тренажёрами», неплохо усвоили, как пишутся сочетания ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ. Помимо интереса первоклассников к упражнениям, содержащим выбор написания, у детей наблюдалось «обострение» орфографической зоркости, т.к. орфографическая зоркость предполагает также умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим /собственные ошибки и чужие/. Уже в первом классе в своих письменных работах и тетрадях товарищей дети

21

без напоминания учителя искали ошибки, проявляли интерес к их исправлению. Так ошибки можно целенаправленно использовать в интересах обучения младших школьников грамотному письму.

Рассмотрим применение упражнений по конкретной орфограмме, например «ЖИ» и «ШИ», на уроках русского языка и проследим за усложнением заданий в зависимости от этапа прохождения материала.

На уроках обучения грамоте работа строится таким образом. После анализа твёрдых звуков и показа букв Ж и Ш дети читали специальные рифмовки тренировочного характера. Приведу их в двух вариантах:

1. ШИ – ЖИ 2. ЖИ - ШИ

ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ

ШИ - ЖИ - ШИ ШИ – ЖИ - ШИ

мыши, лыжи,

уши, лужи,

малыши. и чижи.


ЖИ да ШИ ЖИ да ШИ

ЖИ да ШИ ЖИ да ШИ

шип, шиповник, шило, шина

камыши. и ножи.

По существу данные рифмовки являются чистоговорками, они развивают артикуляционные навыки, тренируют речевой аппарат младших школьников. Упражняясь по ним, дети от слоговой работы плавно переходят к чтению целыми словами. Немаловажно и то, что под влиянием практики чтения детям «открывается» правило написания важных орфограмм.

В это время рифмовки печатаются на доске с чётким выделением изучаемых сочетаний, узким столбиком, по одному – два слова в строке. Детям легко читать оформленный таким образом материал, тем более что его можно разнообразить за счёт перестановки отдельных слогов и

22

слов внутри тех же самых рифмовок. Это легко сделать, не переписывая их, а лишь показывая указкой последовательность слогов и слов для чтения.

Можно использовать и такой вариант чтения данных упражнений, когда детям предлагается поиграть «в рифму» или определить, кто из них самый внимательный. Для этого на одном из уроков после первичного чтения упражнения некоторые слова или слоги в нём стираются, и дети называют их сами по догадке или по памяти.

Вызывает большой интерес у первоклассников чтение слогов, слов и рифмованных упражнений с подстановкой знаков препинания, особенно когда у детей наблюдается эмоциональный спад, усталость. Учитель мелом на доске подставляет в конце каждой строчки знаки препинания, а ученики, изменяя интонацию в соответствии с заданием учителя, читают выразительно, громко, а главное с удовольствием. Упражнение снова приобретает характер новизны.

Таким образом, одновременно с формированием навыка чтения, дети получают достаточную практику зрительных наблюдений за выделенными на доске сочетаниями, и можно переходить к чтению упражнений – «запоминалок»:

ЖИ и ШИ ЖИ и ШИ –

ЖИ и ШИ – такие слоги,

букву И что всегда

всегда пиши к ребятам строги.

ШИШКИ, ЁЖИКИ, ЧИЖИ. ЖИ и ШИ

Ты запомни ЖИ и ШИ -

ЖИ и ШИ. слоги правильно пиши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши и моржи,

кружи, дружи, служи, спеши –

запомни слоги ЖИ и ШИ.

23

Печатая рифмовки на доске, сочетания по-прежнему выделялись цветным мелом или особым шрифтом, ученики декламировали «запоминалки» и теперь уже сами подбирали слова на данное правило. Потом дети читали рифмовку и поднимали сигнальную карточку с нужным сочетанием над головой:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши и моржи,

шиповник, шины, камыши,

машины и карандаши,

кружить, служить, дружить и жить,

спешить, смешить, шипеть и шить.

Здесь много слов на ЖИ и ШИ –

всегда их правильно пиши.

Данное упражнение, которое сначала читалось хором, содержит уже двадцать одно слово с орфограммами ЖИ и ШИ. Это упражнение тренировочного характера даёт первоклассникам представление о лексическом разнообразии слов на трудное правило. При повторном чтении упражнение печаталось с пропуском орфограмм, и дети находили слова с интересующими сочетаниями, выделяя их в слове голосом.

И, наконец, после такой работы ученикам предлагалась запись рифмовок со словами, содержащими выбор написания:

Ты, пожалуйста, скажи,

как напишешь ЖИ и ШИ

жи жи

в слове ё-жы-ки, у-жы,

жи ши ши

лу-жы, шы -шки, камы-шы,

Сочетанья ЖИ и ШИ

с И напишешь или с Ы?

24

Всё обдумай, не спеши,

да людей не насмеши.

После окончания букварного периода на уроках чтения все данные выше рифмовки снова читаются. Дети декламируют их с разной силой голоса /громко, нормально, тихо/, читают то радостно, то сердито, а то ласково. Часто проводятся «орфографические пятиминутки». Для этого подбираются не только рифмованные упражнения, но и отрывки читаемых на уроке стихов и рассказов писателей и поэтов, в которых имеются интересующие сочетания:

Говорит мышонок Мурке:

-Ну, тогда сыграем в жмурки

Завяжи глаза платком

И лови меня потом.

/М. Маршак/

Она с утра лежит не лая,

Она собака пожилая

Ей надоело лаять, злиться...

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На пролетавшего грача.

/А. Барто/

Отыскать нужные орфограммы в таких текстах гораздо труднее, чем в специально составленных рифмовках.

Теперь рассмотрим, как применять те же самые рифмованные упражнения на уроках русского языка.

На уроках письма, когда рука ещё плохо слушается ребёнка, когда слабые каллиграфические навыки не позволяют первоклассникам много писать, используется всё тот же приём чтения стихотворных упражнений. Осваивая написание букв и соединений, первоклассники быстро утомляются,

25

им требуется разрядка, смена видов деятельности. Декламация рифмовок, отвлекая детей от технических трудностей, как бы направляет их внимание на другую, не менее важную сторону письма - орфографическую подготовку, осуществляемую пока что в устной форме. Например, после письма заглавных букв Ж или Ш дети читают или проговаривают такие строчки:

С заглавной буквы без сомненья

Начинаем предложенья,

Имя папы, мамы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Мы старались, мы писали

Чтоб слова легко читали.

Эта незатейливая рифмовка даёт возможность повторить правила написания большой буквы в начале предложения и в именах собственных, напоминает детям, для чего надо ясно и чётко писать в тетрадях, т.е. помогает закладывать и развивать мотивацию красивого письма. Одновременно рифмовка выводит на новые задания: составить предложение, которое начиналось бы с заглавной буквы Ж или Ш, женские и мужские имена, клички животных.

На уроках письма регулярно читаются всё те же чистоговорки, «запоминалки», рифмовки тренировочного характера, что и на чтении, с целью развития артикуляционных способностей детей, их зрительных и слуховых восприятий.

Другим приёмом на уроках было печатание. Это помогает осуществлению всё той же смены деятельности на уроке. Письмо рукописными буквами требует от первоклассников большего напряжения, чем печатание букв. В то же время печатание по существу является тем же письмом, только другим, печатным шрифтом.

26

Печатая слова из рифмовки: «лужи, лыжи, чижи», дети одновременно со звукобуквенным анализом усваивали традиционные написания данных орфограмм. Характерной особенностью на уроке письма было сочетание работы по усвоению графических написаний с целенаправленной орфографической пропедевтикой.

Лужи, лыжи и ужи,

шины, ёжики, чижи.

Эту рифмовку можно печатать с детьми неоднократно, планируя работу на нескольких уроках письма. Задания могут быть самые разнообразные: научиться произносить её наизусть и выписать слоги ЖИ и ШИ из слов; напечатать только слова с сочетанием ЖИ /ШИ/; напечатать из рифмовки 2-3 слова /любых, по желанию учащихся/; выписать только слова, обозначающие названия животных; напечатать рифмовку по памяти, по слуху.

Особенно хочется сказать о письме с ошибками. Предложения или слова с ошибками /допущенными Незнайкой или другими игровыми персонажами/ появляются на уроках письма только к концу букварного периода, когда те или иные орфограммы уже неплохо усвоены большинством учащихся класса.

К концу букварного периода представления детей о лексическом разнообразии трудных в орфографическом плане слов значительно обогащаются. Так способом запоминания рифмовок с сочетаниями «ЖИ-ШИ» устанавливается запас порядка 15-20 слов. Но знание правил и примеров на эти правила ещё не значит полная гарантия грамотного письма. Эта истина хорошо известна каждому учителю. Поэтому методика работы с рифмованными упражнениями на уроках русского языка усложняется.

Итак, накопив достаточный опыт выполнения стихотворных упражнений на уроках письма и чтения, дети приходят на уроки русского языка. «Старый» материал, прочитанный в период обучения грамоте, становится надёжным помощником в трудном деле овладения прочными

27

знаниями. Диапазон методических приёмов работы с рифмовками на уроках русского языка довольно широк. Так, приводимую уже «запоминалку»

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши и моржи,

кружи, дружи, служи, спеши –

запомни слоги ЖИ и ШИ

можно предлагать детям в различных вариантах, например:

- полное или частичное списывание с карточки или доски с заданием: вставить пропущенные сочетания ЖИ и ШИ;

-письмо по памяти с опорой на схемы, регулирующие постепенное нарастание трудности задания. По этой рифмовке возможны такие варианты схем:

__ЖИ,__ЖИ,__ЖИ,__ЖИ, или ____,____,____,____,

ЖИ__,__ШИ и __ЖИ, ____,____ и ______,

__ЖИ,__ЖИ,__ЖИ,__ШИ- ____,____,____,____ -

запомни слоги ЖИ и ШИ ____ ____ ЖИ и ШИ

-зрительные, зрительно - слуховые или слуховые предупредительные или объяснительные диктанты обучающего характера:

-выборочное письмо на основе диктовки, списывания или комментированное письмо:

-составление словосочетаний и предложений с одним из орфографически трудных слов рифмовки по выбору учащихся.

Как правило, эта работа проводится во втором классе в период формирования навыка по написанию данной орфограммы, поэтому предложенные выше упражнения, разнообразят виды работ на уроке, чередуясь с заданиями учебника.

В третьем и четвёртом классе работа с этими рифмовками может быть продолжена. Главная её особенность заключается в том, что орфографически насыщенные рифмованные упражнения становятся как бы фоном для более

28

сложной грамматической работы учащихся. Так, по той же рифмовке можно

рекомендовать следующие задания:

-поставить имена существительные в единственном числе, определив род, понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие;

-выписать в один столбик существительные, а в другой глаголы;

-поставить глаголы, данные в рифмовке в неопределённой форме;

-придумать с этими глаголами предложения, поставив их в 3 лице единственного числа;

-подобрать пословицы с данными глаголами.

Из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий к таким, казалось бы, простым упражнениям практически безграничны.

Здесь кратко описана методика работы лишь над одной орфограммой ЖИ-ШИ. Однако нетрудно теперь представить возможность применения рифмованных упражнений при изучении других важных написаний русского языка.













29

Заключение


Итак, проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их питомцев остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как я полагаю, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, то есть в использовании более эффективных приемов.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигли довольно высокого уровня сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.








30

Литература


1.Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – СПБ.: Тритон, 1997.

2.Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1994.

3.Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1973.

4.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

5.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996.

6.Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М., 1998.

7.Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1960.

8.Соболева О. Л., Агафонов В. В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ – Пресс, 1995.

9.Шашкова В. Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся //Начальная школа. – 2000. - №8. – с. 48-50

10.Шибаев А. А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.












31

Приложение

Мягкий знак – показатель мягкости

Что за буква, кто узнает:

звука не обозначает,

может только показать,

как согласную читать:

ЛОС КОН ВЕС ХОР

ЛОСЬ КОНЬ ВЕСЬ ХОРЬ

СОЛ МОЛ ШАР ЖАР

СОЛЬ МОЛЬ ШАРЬ ЖАРЬ

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится,

Вот что может получится,

если будем забывать

мягкий знак в словах писать.


Осень, осенью, деньки,

мальчик, окунь, окуньки,

колья, стулья и скамья,

Крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

служит в речи мягкий знак?

32

День – деньки,

Пень – пеньки,

Огоньки и окуньки,

Тень и зелень,

Мель и ель,

И сосулька, и капель.

Здесь не зря во всех словах

Написали мягкий знак.

Кто из вас, ребята, знает,

Что тот знак обозначает?

Разделительный мягкий знак


Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в словах стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

перед Я,Ю,И.Е,Ё.


ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ и РУЧЬИ

ЧЬИ, ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ, ВОРОБЬИ

СЕМЬЯ, и БРАТЬЯ, и ЖИЛЬЁ,

СКАМЬЯ, и ЛИСТЬЯ, и БЕЛЬЁ,

КОЛОСЬЯ, ВЬЮГА и РУЖЬЁ

ВАРЕНЬЕ, ПЬЕСА и КОПЬЁ

В ТАКИХ СЛОВАХ СТОЮ,

ДРУЗЬЯ,

я перед Е,Ё,И,Ю,Я.



33

Безударные гласные в корне слов


Безударный гласный звук,

Разберешься с ним не вдруг:

Г_ра, м_ря, тр_ва, д_ла –

Как правильно писать слова?

Чтобы не было сомнения,

Ставьте звук под ударение:

горы, море, травы, дело,

а теперь пишите смело!


Безударный гласный,

Стоп!

Писать опасно!

Чтоб развеять все сомнения,

ставьте звук под ударенье,

Гора – горы, дела – дело,

а теперь пишите смело.


Б_говой, б_гун, б_жать,

нал_жался да л_жать,

закр_чал, перекр_чал,

зам_лчал иль пром_лчал –

КОРЕНЬ ТЫ В СЛОВАХ НАЙДИ,

ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ НАЗОВИ,

УДАРЕНИЕ ПОСТАВЬ,

БУКВЫ ПРАВИЛЬНЫЕ ВСТАВЬ.



34

Гр_да, ц_на, ск_ла, в_сна,

к_за, стр_ла, ст_на, с_сна,

м_ста, з_мля, ст_ляр, с_ва –

проверить надо все слова,

поставить звук под ударенье,

потом списать стихотворенье.


Безударные гласные, не проверяемые ударением

В словах запомни букву «А»

Багаж, вагон, газета,

пальто, завод, ракета,

капуста да малина,

квартира да машина.


МАГАЗИН, БАЗАР, БАТОН,

ПАССАЖИР, БАГАЖ, ВАГОН,

ОБЛАКА, ТРАМВАЙ, ГАЗЕТА,

КАРАНДАШ, АРТИСТ БАЛЕТА.


КАСТРЮЛЯ, КАПУСТА, АРБУЗ и СТАКАН,

КАРТИНА, КАРТОН, КАРАНДАШ и БАНАН,

АВТОБУС, МАШИНА, ГАРАЖ и БАЛКОН –

Пиши с буквой А, как и слово ЗАКОН!


В словах запомни букву О

КОРОВА, ОГОРОД, ПОТОМ, ВОРОНА,

ПОРТРЕТ, КОСТЁР и МОЛОКО –

В словах запомни букву О.

35

Восток, гореть, пожар, костёр,

вокзал, потом, портрет, шофёр,

шоссе, солома, хорошо –

в словах запомни букву О.


КОРЗИНА, КОТЛЕТА, КОПЕЙКА, КОРЫТО,

КОРОВА, ГОРОХ, КОЛОБОК и КОПЫТО,

МОРКОВЬ, ОГОРОД, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР,

СОЛОМА, ВОКЗАЛ, КОЛЕСО и ШОФЁР.


ВОРОНА, СОРОКА, СОБАКА, КОМАР,

БОЛОТО, КОСТЁР, ПОРОСЁНОК, ПОЖАР,

ДОРОГА, ЛОПАТА, ТОПОР, КОЛЕСО –

пишите всегда только с буквою О.


С буквой Е умей писать:

инженер, метро, тетрадь,

чемодан, четыре, чёрный,

жёлтый, шёлковый, учёный,

север, иней и декабрь,

и берёза, и сентябрь.


С буквой И умей писать.

ДИВАН, ПИАНИНО, РИСУНОК, ПИОН,

ПИНГВИН, СИРОТА, КИПЯТОК и БИДОН,

ГИРЛЯНДА, ФИАЛКА, СИРЕНЬ и ЛИМОН,

МИЛИЦИЯ, МИТИНГ, ПИЛОТ, МИЛЛИОН,

МИНУТА, НИГДЕ, НИКОГДА, НИКУДА –

все с И – безударною пишут всегда.

36

Перенос слов


Я сейчас вам расскажу, как слова переношу:

зи-ма, по-жар, ко-за, ко-мар,

зима, пожар, коза, комар,

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ

А теперь попробуй сам,

Раздели слова: лиса, петушок, трава, коса.

По слогам слова скажи и в тетрадке запиши.


Для переноса разделить

Нас попросили «ПЯТЬ» и «ПИТЬ»

Не разделил никто из нас.

Какой сегодня дружный класс!

Все молодцы, не подкачали,

Все сразу правило узнали:

Слова такие – «пять» и «пить»

Нельзя на слоги разделить!

Ни букву П, ни ЯТЬ, ни ИТЬ

от слов нельзя нам отделить.


-ЗАЙКА, ЛЕЙКА, ЧАЙКА, МАЙКА

Отвечай-ка мне, Незнайка,

Как со строчки на строку

их перенести могу?

-ЗА-ЙКА, ЛЕ-ЙКА, ЧА-ЙКА, МА-ЙКА!

-Эх не зря же ты Незнайка!

37

Раскричался даже Зайка:

Переносится: Не-знай-ка!

Переносим только ЛЕЙ-КА,

только ЧАЙ-КА,

только МАЙ-КА,

Не позорь себя, НЕ-ЗНАЙ-КА,

А запомни: ЗАЙ-КА,

ЗАЙ-КА!


Правописание слов с двойными согласными


Двойные согласные

С двойной согласной непременно

Пишут: класс, шоссе, антенна,

килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна.


Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис, и рассказ,

пассажир, шоссе, программа,

группа, касса, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.


Анна, Инна, Эмма, класс,

телеграмма и рассказ,

касса, русский, группа, тонна,

пассажир, шоссе, колонна.


38

Орфографические пятиминутки


Кошечка Пушинка,

девочка Маринка,

курочка Пеструшка:

поросёнок Чушка –

жили, не тужили,

чай из чашек пили...

Ну, а вы, друзья мои,

сколько правил здесь нашли?


Булочка, чашка, чайник, чаёк,

кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья –

сколько здесь правил

нашли вы, друзья?


Почка, бочка, шишка, друг,

пёсик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма –

кто нашёл все орфограммы?


Горка, горочка, гора,

под горою есть нора.

В той норе живёт лиса,

среди всех лесов – краса!

О лисе той не тужите...

Сколько правил здесь, скажите?


39

Чашка, шишка и пружина,

кочка, строчка и машина,

кошка Муська, бык Буран,

конь Орлёнок, пёс Уран,

гриб, корова, лось, лиса,

Анна, ванна, чудеса,

щука, чаша, почка, класс –

сколько правил здесь для вас?


Мыши, чайка, конь, машина,

ручка, Жучка, щучка, шина,

свечка, девочка, скамья,

аккуратная семья.


Зайка, койка, змейка,

мойка, майка, лейка,

дуй, пей, лей, май,

думай, радуй, не зевай!


Чайкин чай из чашки пил,

к Мише Мишину ходил,

а у Миши были наши –

Клаша Клашина с Наташей,

Саша Сушин, Саша Сашин и

Геннадий Простоквашин.

Я рифмовку дал не зря –

сколько правил здесь, друзья?



40

Мыши, лыжи, пень, часы,

воробьи, лиса, весы,

котик Васька, пёс Пушок –

сколько правил здесь, дружок?


Солю, солью,

коньки, семья –

сколько правил

здесь, друзья?


Жили – были дед и внучка,

кот Пушок, собака Жучка,

свинка Чуня и козлята –

сколько правил здесь, ребята?


Незнайка принёс нам сегодня, плакат

Спросить захотелось ему у ребят,

Как пишутся эти слова, объясните

и правильно буквы в словах напишите:

л_жи, луж_, ч_щ_, тен_,

ч_до, ш_на, бере_, ден_,

малыш_, _осква, кон_ки,

щ_ка, рощ_, огон_ки.


Мыши, шишки, дача,

воробьи, задача,

котик Васька, пёс Пушок -

сколько правил здесь, дружок?


41

Шубка, шапка и мороз,

мальчик Коля, кот Барбос,

солнце, ласточка, весна,

класс, ребята, тишина.

Много разных орфограмм

отыскать придётся вам.


Чашка, ложка, банька, зайка,

котик Васька и Незнайка,

точка, дочка, телеграмма –

кто нашел все орфограммы?


Таблицы с элементами какографии

Разве можно без улыбки

видеть Кузины ошибки.

Пишет Кузя – первоклассник:

КОД ПУШОК - БОЛЬШОЙ ПРОКАСНИК,

ОН ОПЯТ ЗАБРАЛСЯ В БАНКУ,

СЕЛ У БАБУШКИ СМЕТАНКУ.

Быстро Кузе помогайте,

да ошибки исправляйте.


Разве можно без улыбки

видеть Кузины ошибки.

Он в тетрадке написал:

«корондаш, портфел, пинал,

ручьки и тетратки у меня в порятке».

Быстро Кузе помогите,

да ошибки все найдите.

42

Разве можно без улыбки

видеть Кузины ошибки:

Я ХАДИЛ СЕГОДНЯ В ЛЕЗ,

ТАМ НА ДЕРЕВО ЗАЛЕС,

А ПОТОМ СПУСКАЛСЯ ВНИС

ДА НЕЧАЯННО ПОВИЗ.

Быстро Кузе помогайте,

да ошибки исправляйте.


Разве можно без улыбки

видеть Кузины ошибки.

Пишет Кузя, наш дружок:

«сел варенье код пушок,

он конфекту сел, а булкой

поделился с другом булькой».

Быстро Кузе помогите,

да ошибки все найдите.


Разве можно без улыбки

видеть Кузины ошибки:

«Налител я на сугроп

и расшиб сегодня лоп,

очень болно и обидно,

глас под шышкою не видно».

Быстро Кузе помогайте,

да ошибки исправляйте.




43

Здесь ошибки отыщите,

в чём причина их, скажите:

Лыжы мы купили,

по лыжне хадили,

да не накотались,

лыжы вдрук сламались!


Что не знает наш Незнайка,

Ну-ка, быстро угадай-ка:

«Жыл у Пульки песик булка –

знаю это точьно я.

А Авоска и Небоска –

закадычьные друзя!»


Я пишу в тетрадь: карова,

а корова – нездорова!

Я пишу: сабака фомка,

а собака лает громко.

Я пишу: бильчонок тишка,

а бельчонок целит шишкой

прямо в лоб мне и кричит:

ЛУЧШЕ ПРАВИЛА УЧИ!


Непроизносимые согласные


Непроизносимые согласные

-сТн-, -зДн-, -рДц-, -Лнц-, -Вств-

Поздний, звёздный и окрестный,


44

здравствуй, областной и местный,

сердце, солнце и участник,

чувство, лестница и праздник.

Научись слова читать и

запомни, как писать.


-сТн-

Грустный, радостный, несчастный

и прелестный, и ненастный,

злостный, постный, частный, местный

неизвестный, устный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме

в них Т вставляйте.

-СН-

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву «Т» в них

НЕ вставляйте.


Разделительный твёрдый знак


Было «сели»,

стало «съели».

Догадаться вы сумели,


45

почему случилось так?

-Кто виновник?

-Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже,

без него писать не сможем:

съезд, съедобный, объяснение

и подъезд, и объявление.


Большая буква в именах собственных


Имена, фамилии,

клички, города –

все с заглавной буквы

пишутся всегда.

Начинает буква

важные слова:

Иванова Анна,

Киев и Москва.


Кошка Пушинка

Собака Смешинка

Петух Крикун

Козёл Бодун

Воробей Тишка

Поросёнок Гришка

Пеструшка синичка

Как пишется кличка?



46

Имена, фамилии,

названья городов

нас писать учили,

я писать готов:

Вера Соколова,

Коля Комаров,

Ира Образцова,

Петя Бурлаков.


Всех ребят мы уважаем,

имя буквой выделяем:

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

и Серёжа, и Андрей.


Имена на буквы В-Ф

Вова, Витя, Валя, Веня,

Фира, Фима, Флора, Феня,

Фрося, Фрида и Фаина,

Варя, Вера, Валентина,

Фёдор, Феликс, Флор и Филя,

Вася, Вадик, Владик, Виля.


Незнакомые имена

Агния, Аврора, Ада,

Зульфия, Олимпиада,

Каролина и Илонна,

Магдалина, Ирма, Нонна,

47

Агриппина, Изабелла,

Ефросинья, Сарра, Белла,

Анжелика и Алиса,

Евдокия и Анфиса.


Сколько ж есть ещё вокруг

Незнакомых мне подруг!

Марта, Берта, Алевтина,

Маргарита, Клементина...

Перечислить всех нельзя –

Вот как много их, друзья.


Почитаем имена.

Мила Тома Лена

Миля Тима Лёня

Маша Толя Лида

Маня Таня Лина

Надя Ада Вика

Нюра Аля Вера

Ната Ася Вася

Нина Аня Ваня


Как напишешь имена

Антонина Ильина,

Костя Колеватов,

Алексей Игнатов,

да Ирина, да Илья –

это все мои друзья!

48

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ча и ща, ча и ща –

Роща, чаща, и свеча –

Пища, туча, саранча –

с буквой а ища и ча.


Пища, чаща, роща, куча,

саранча, кочан и туча,

дача, гуща и свеча –

все слова на ча и ща.


Сочетанья ща и ча

В словах пища и свеча,

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,


Чаща, дача и печать -

Нужно с буквой а писать


Щука, чум, ищу, молчу –

Я слова учу, учу.

Чу да щу, чу да щу

я пятёрку получу.


Не стучу, не пищу,

не ворчу и не кричу,

а учу да учу.

все слова на щу и чу:

чум, чудак, чулок, чурбан,

49

щука, чудо и чулан.


Я грамотно писать хочу,

слова на чу и щу учу:

чулок, и чудо, и чугун,

чудак, и щука, и ворчун,

чумазый, чучело, чурбан,

чудесный, чувства и чулан,

кричу, ворчу, ищу, тащу –

я с у пишу и чу, и щу!


Правописание чн и чк.

Козочка, горочка,

33 пригорочка.

Ой чк! чк! чк!

Кочка, почка, звездочка.


Елочка и белочка,

тучка, щучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

шуточка, минуточка,

дочка, прибауточка,

булочка и строчка,

свечка, печка, точка!


Речка, ночка, строчка,

точка, кочка, дочка,

срочный, булочный, ночной,

50

точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

где чн, а где чк.


Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,

будь внимательным мой друг,

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй:

«зуб» - на «зубы»,

«лед» - на «льды» -

будешь грамотным и ты.


- Где растёт морковь?

- На грядках.

- Буквы пишут где?

-В тетрадках.

-Чистим что мы?

-Чистим зубки.

-Одеваем в холод?

- Шубки.

-Любим все?

-Снежки, салазки.

-А читаем часто?

-Сказки.

Звук согласный проверяй,

рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? –

Нет грядок.

51

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили - зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждем снежинок и салазок.

И побольше чудных сказок.


Обед, завод, медведь, кровать,

отряд, народ, этаж, тетрадь,

нож, стриж, снег, гараж,

лошадь, пруд, труд, шалаш.


Рыбка, грудка, кружка, гладко,

травка, сетка и тетрадка,

крышка, лапка, лодка, ласка,

книжка, ложка, утка, сказка.


Ложка, лодка, рыбка, грядка,

шутка, утка и тетрадка,

книжка, крышка и рубашка,

травка, сетка, промокашка.


Дружки, снежки, рожки, прыжки,

сапожки, рожки, пирожки,

лужки, флажки и ложки,

кружки и поварешки.

Мышка, кошка, глазки, лапки,

дружба, книжки и тетрадки,

шубка, шапка и сапожки,

и березка и сережки.

52


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!