СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А.А. Блока "Двенадцать"»

Стилистические, жанровые и композиционные особенности  поэмы А. А. Блока  «Двенадцать»

Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Цель урока :  показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План  урока: Контраст как основное средство изображения в поэме. Исторические и политические предпосылки создания поэмы. Система образов Единство замысла и композиции Стилистика и жанровое своеобразие поэмы. Образы-символы. Контроль знаний.

Цель урока : показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

План урока:

  • Контраст как основное средство изображения в поэме.
  • Исторические и политические предпосылки создания поэмы.
  • Система образов
  • Единство замысла и композиции
  • Стилистика и жанровое своеобразие поэмы.
  • Образы-символы.
  • Контроль знаний.
«Сегодня я – гений!». Написав поэму «Двенадцать». Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью », - утверждал поэт   «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

«Сегодня я – гений!».

Написав поэму «Двенадцать». Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью », - утверждал поэт

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».

А. Блок (январь 1918 г.)

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..  В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

Контрастность произведения

В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

Контрастность произведения  О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”. О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”. Блоку действительно удалось воплотить то состояние, в котором находилась Россия, и в котором находился поэт в эти дни. Буран, ветер, вьюга, хаос революции, - хаос, из которого должна была, по его мнению, родиться гармония, гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы.

Контрастность произведения

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”.

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”. Блоку действительно удалось воплотить то состояние, в котором находилась Россия, и в котором находился поэт в эти дни. Буран, ветер, вьюга, хаос революции, - хаос, из которого должна была, по его мнению, родиться гармония, гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы.

Контрастность произведения  Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового. Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Контрастность произведения

Основа содержания поэмы −

«буря» в море жизни. Строя ее

сюжет, Блок широко

использует прием контраста:

«Черный вечер./Белый

снег…», - резкое

противопоставление двух

миров – «черного» и «белого»,

старого и нового.

Основа содержания поэмы −

«буря» в море жизни. Строя ее

сюжет, Блок широко

использует прием контраста:

«Черный вечер./Белый

снег…», - резкое

противопоставление двух

миров – «черного» и «белого»,

старого и нового.

Исторические и политические предпосылки создания поэмы

Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Страстное ожидание обновления мира, мечта о светлом будущем и в то же время неясное представление о пути к этому будущему, страх перед приближающейся неизвестностью - всё это определило отношение Блока к революции, которую он принял и приветствовал в своей поэме “Двенадцать”. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано ­в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди ре­волюции? Почему в центре эпического повествования - погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

По мнению литературоведа Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике» .

Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Герои поэмы Герои обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»; Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»; Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность : «зубки блещут жемчугом»­, «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни : «у ей керенки есть в чулке»

Герои поэмы

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

  • Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»;
  • Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»;
  • Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»;
  • Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
  • Подробнее показана Катька. Здесь и внешность : «зубки блещут жемчугом»­, «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни : «у ей керенки есть в чулке»

Единство замысла и композиции  Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами. Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами. Т.е. – поэма представляет собой единое целое, как во внешнем, так и внутреннем своем содержании.

Единство замысла и композиции

Внешне поэма построена в соответствии с названием:

она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к

героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в

центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев,

которые в заключении поэмы, следуя за Христом,

ассоциируются с 12-ю апостолами.

Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами. Т.е. – поэма представляет собой единое целое, как во внешнем, так и внутреннем своем содержании.

Образ Христа  Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого». В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?  Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».  «Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

Образ Христа

Появление Христа, может

быть, залог будущего

света, символ лучшего,

справедливости, любви,

знак веры. Он «и от пули

невредим», и он мертвый

– «в белом венчике из

роз».

«Двенадцать стреляют в

него, пусть «невидимого».

В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

Стилистика,  жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. «Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.  Л. Горелов: «Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-за­рисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

«Двенадцать» - эпическая

поэма , как будто составленная

из отдельных зарисовок,

картинок с натуры, быстро

сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность

сюжета, выразительность

эпизодов, из которых

складывается поэма, передают

неразбериху, которая царила и на

улицах, и в умах.

«Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Л. Горелов: «Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-за­рисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».

«Музыка революции»  « Слушайте музыку революции », − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.  Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с раз­ностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

«Музыка революции»

« Слушайте музыку

революции », − призывал Блок. В

поэме и звучит эта музыка.

Прежде всего, «музыка» у Блока

– метафора, выражение «духа»,

звучание стихии жизни.

Традиционные ямб и хорей

сочетаются с разностопными

размерами, иногда с

нерифмованным стихом.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок.

В поэме и звучит эта музыка.

Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с раз­ностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»  В поэме звучат интонации марша: В очи бьется   Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот - проснется Лютый враг. (гл.ll)  Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул: Нe слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового ­ Гуляй, ребята, без вина!  Часто встречается частушечный мотив: Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба ­- Гуляет нынче голытьба!  Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!  Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: … И у нас было собрание ... ... Вот в этом здании ...  Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

«Музыка революции»

  • В поэме звучат интонации марша .
  • Слышен городской романс .
  • Часто встречается частушечный мотив .
  • Прямо процитирована революционная песня .
  • Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»

В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг. (гл.ll)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:

Нe слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового ­

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба ­-

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

… И у нас было собрание ...

... Вот в этом здании ...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Образы - символы  Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы .  Символика:  цвета : « Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг ; число «двенадцать»; старый мир - «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа. Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.

Образы - символы

Ветер, вьюга, снег –

постоянные блоковские

мотивы .

Символика:

цвета : « Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг ;

число «двенадцать»;

старый мир - «пес безродный»;

новый мир – двенадцать

красногвардейцев, образ Христа.

Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.

«…почему Христос?»   «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преем­ственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

«…почему Христос?»

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преем­ственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Вопросы по теме: Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)? Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока  Л. Дологополова: « Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике ».

Вопросы по теме:

  • Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)?
  • Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока

Л. Дологополова: « Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике ».

Выполните тест:  Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы  А. Блоком в поэме «Двенадцать?   (соедините соответствия стрелками) Частушка Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Солдатская песня Не слышно шуму городского… Городской романс Как пошли наши ребята… Озорная речь Революционный держите шаг! Марш Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!

Выполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы А. Блоком в поэме «Двенадцать? (соедините соответствия стрелками)

Частушка

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Солдатская песня

Не слышно шуму городского…

Городской романс

Как пошли наши ребята…

Озорная речь

Революционный держите шаг!

Марш

Эх, эх, попляши!

Больно ножки хороши!

Проверьте себя Частушка Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Солдатская песня Не слышно шуму городского… Городской романс Как пошли наши ребята… Озорная речь Революционный держите шаг! Марш Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!

Проверьте себя

Частушка

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Солдатская песня

Не слышно шуму городского…

Городской романс

Как пошли наши ребята…

Озорная речь

Революционный держите шаг!

Марш

Эх, эх, попляши!

Больно ножки хороши!

Домашнее задание :выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).

Домашнее задание

  • :выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).
Источники: Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237. С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61. «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94. Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263 WWW.Shahatovo.ru. http://solsand.by.ru./blok − 12. html.

Источники:

  • Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237.
  • С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61.
  • «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94.
  • Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263
  • WWW.Shahatovo.ru.
  • http://solsand.by.ru./blok − 12. html.