СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические фигуры. Автор работы Малыйкина Екатерина, 10 класс, МБОУ "Дубенская СОШ" Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация "Стилистические фигуры" поможет при  подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. К определениям подобраны не только примеры из художественной литературы, но из газетных публикаций, чтобы показать, как  "живут" и "работают"  изобразительно-выразительные  средства в речи.

Просмотр содержимого документа
«Стилистические фигуры. Автор работы Малыйкина Екатерина, 10 класс, МБОУ "Дубенская СОШ" Дубенского муниципального района Республики Мордовия.»

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры

А н а ф о р а  (единоначатие) – повторение слов или оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания. Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди , когда наводят грусть Желтые дожди, Жди , когда снега метут, Жди , когда жара, Жди , когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди , когда из дальних мест Писем не придет… ( К. Симонов)  « А потом… Потом эта война прорвалась вулканом стихов и песен, грустных, мужественных и светлых…»  (« Прими, солдат, поклон земной …» (Л.Егунова, «Новая жизнь» от 27.01.2017 г , общественно-политическая, социально-экономическая, культурно-просветительская газета Дубенского муниципального района Республики Мордовия)

А н а ф о р а (единоначатие) – повторение слов или оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди , когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди , когда снега метут,

Жди , когда жара,

Жди , когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди , когда из дальних мест

Писем не придет… ( К. Симонов)

« А потом… Потом эта война прорвалась вулканом стихов и песен, грустных, мужественных и светлых…» (« Прими, солдат, поклон земной …» (Л.Егунова, «Новая жизнь» от 27.01.2017 г , общественно-политическая, социально-экономическая, культурно-просветительская газета Дубенского муниципального района Республики Мордовия)

Э п и ф о р а (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений)  Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!   ( А.Блок) «Оказывается, для Якубовича, как и для всех участников шоу, все происходящее должно было стать сюрпризом . Например, он даже не знал , какие будут призы » «Торамо для Якубовича» («Столица С» №1 (1263) от 03.01.2017)

Э п и ф о р а (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений)

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

( А.Блок)

«Оказывается, для Якубовича, как и для всех участников шоу, все происходящее должно было стать сюрпризом . Например, он даже не знал , какие будут призы »

«Торамо для Якубовича» («Столица С» №1 (1263) от 03.01.2017)

П а р а л л е л и з м – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика   Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет «В марте девочек называли Виталина и Сумая. В июне в районе появились три Киры и Ясмина… В сентябре двойняшек родители назвали необычно красиво – Агата и Аким. В октябре Богдан, Савелий и Тимофей пополнили копилку редких имен…» ( «Известия Мордовии» от 11 января 2017 г. «Сократ и Клеопатра жили в Ардатовском районе» авт. Валентина Коновалова) ( В. Лебедев – Кумач ).

П а р а л л е л и з м – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет

«В марте девочек называли Виталина и Сумая. В июне в районе появились три Киры и Ясмина… В сентябре двойняшек родители назвали необычно красиво – Агата и Аким. В октябре Богдан, Савелий и Тимофей пополнили копилку редких имен…» ( «Известия Мордовии» от 11 января 2017 г. «Сократ и Клеопатра жили в Ардатовском районе» авт. Валентина Коновалова)

( В. Лебедев – Кумач ).

А н т и т е з а – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия (антонимы), явления, предметы.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика  в названиях произведений : Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Стендаль «Красное и черное» и др. «Как известно, у нас в стране очень много разных благотворительных фондов. Больших и маленьких, известных и не очень …( контекстная, прим. автора )» («Известия Мордовии» от 16.01.2017г., Вл. Кириллов «Смелость города берет!»)

А н т и т е з а – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия (антонимы), явления, предметы.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

в названиях произведений :

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Стендаль «Красное и черное» и др.

«Как известно, у нас в стране очень много разных благотворительных фондов. Больших и маленьких, известных и не очень …( контекстная, прим. автора )» («Известия Мордовии» от 16.01.2017г., Вл. Кириллов «Смелость города берет!»)

 Градация – фигура смыслового повтора посредством накопления синонимов, усиливающих основное значение (восходящая градация ) или ослабляющих основное значение (нисходящая градация ).   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. ( С.Есенин) (восходящая градация)  Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. ( О.Берггольц) (нисходящая градация) «…Ну да, дела, заботы, работа, времени, как всегда, не хватает» «Известия Мордовии» («ИМ» от 16.01.2017 г.) Вл. Кириллов «Смелость города берет!»

Градация – фигура смыслового повтора посредством накопления синонимов, усиливающих основное значение (восходящая градация ) или ослабляющих основное значение (нисходящая градация ).

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. ( С.Есенин) (восходящая градация)

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. ( О.Берггольц)

(нисходящая градация)

«…Ну да, дела, заботы, работа, времени, как всегда, не хватает»

«Известия Мордовии» («ИМ» от 16.01.2017 г.) Вл. Кириллов «Смелость города берет!»

 И н в е р с и я – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика Изумительный наш народ  (И. Эренбург) Душа к высокому тянется (В.Панова). «Прими, солдат, поклон земной …» (Л.Егунова, «Новая жизнь» от 27.01.2017 г)

И н в е р с и я – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Изумительный наш народ

(И. Эренбург)

Душа к высокому тянется (В.Панова).

«Прими, солдат, поклон земной …» (Л.Егунова, «Новая жизнь» от 27.01.2017 г)

Э л л и п с и с – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придать высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.   Наблюдаем, сравниваем Художественная литература  Публицистика  Мужики – за топоры  ( А. Толстой) Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком  ( А. Твардовский).  название статьи «Известия Мордовии» от 1.01.2017 г. «Благодатный огонь – детям и ветеранам»

Э л л и п с и с – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придать высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

Наблюдаем, сравниваем

Художественная литература

Публицистика

Мужики – за топоры

( А. Толстой)

Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком

( А. Твардовский).

название статьи «Известия Мордовии» от 1.01.2017 г. «Благодатный огонь – детям и ветеранам»

 У м о л ч а н и е – оборот речи, заключающийся в том, что автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадываться о невысказанном.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика  Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.    ( А.С. Пушкин)   «Но было время, когда и Александр видел свое будущее не в мундире. Правда, не военного, а…лесничего» ( «ИМ», 11.01.2017, статья В.Пиняевой к 70-летию А.Доронина)

У м о л ч а н и е – оборот речи, заключающийся в том, что автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадываться о невысказанном.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,

Что уж барону время умереть.

( А.С. Пушкин)

«Но было время, когда и Александр видел свое будущее не в мундире. Правда, не военного, а…лесничего»

( «ИМ», 11.01.2017, статья В.Пиняевой к 70-летию А.Доронина)

 Р и т о р и ч е с к о е в о с к л и ц а н и е – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком..   Наблюдаем, сравниваем . Художественная литература    Публицистика Какое лето, что за лето!  Да это просто колдовство! ( Ф.И.Тютчев) « …Нам удалось! А значит, это действительно так : есть оно, наше школьное братство!.. Главное – это то, что мы живем и трудимся правильно!» ( директор Темниковской средней школы №1. Л.П. Полшковой , статья « В Москве мы чувствовали вашу поддержку!», «Известия Мордовия» от 11 января 2017)

Р и т о р и ч е с к о е в о с к л и ц а н и е – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком..

Наблюдаем, сравниваем .

Художественная литература

Публицистика

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

( Ф.И.Тютчев)

« …Нам удалось! А значит, это действительно так : есть оно, наше школьное братство!.. Главное – это то, что мы живем и трудимся правильно!» ( директор Темниковской средней школы №1. Л.П. Полшковой , статья « В Москве мы чувствовали вашу поддержку!», «Известия Мордовия» от 11 января 2017)

 Р и т о р и ч е с к о е о б р а щ е н и е – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику, усилить выразительность речи   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика  Шуми, шуми, послушное ветрило , волнуйся надо мной, угрюмый океан (А.С. Пушкин) Тише, ораторы ! Ваше слово, товарищ маузер  (В. Маяковский).  «Прощай, «Боярышник»! («Столица С» №52 от 27.12.2016)

Р и т о р и ч е с к о е о б р а щ е н и е – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Шуми, шуми, послушное ветрило , волнуйся надо мной, угрюмый океан (А.С. Пушкин)

Тише, ораторы ! Ваше слово, товарищ маузер (В. Маяковский).

«Прощай, «Боярышник»! («Столица С» №52 от 27.12.2016)

 Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика   Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В.Гоголь)  «Все вокруг завхозное?!» («Столица С» о№54 от 27.12.2016г.)

Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В.Гоголь)

«Все вокруг завхозное?!» («Столица С» о№54 от 27.12.2016г.)

  М н о г о с о ю з и е (полисиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно повторяются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения для логического и интонационного их подчеркивания, показа единства перечисляемого.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература   Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы (А.С. Пушкин)    Публицистика   « Моя жена – уроженка Саранска, и наша дочка родилась здесь, и я с удовольствием приезжаю сюда, и город мне нравится – красивый и уютный…» («Столица С» №1 от 3.01.2017 «Возвращение Панченко»)

М н о г о с о ю з и е (полисиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно повторяются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения для логического и интонационного их подчеркивания, показа единства перечисляемого.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы (А.С. Пушкин)

Публицистика

« Моя жена – уроженка Саранска, и наша дочка родилась здесь, и я с удовольствием приезжаю сюда, и город мне нравится – красивый и уютный…»

(«Столица С» №1 от 3.01.2017 «Возвращение Панченко»)

  Б е с с о ю з и е (асиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложения или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… ( А.С.Пушкин).  «Дело в том, что на людей влияют имя, воспитание, религия, темперамент, наследственность…» («Столица «» 31 (1263)3.01.2017, С.Лябушев, саранский астролог)

Б е с с о ю з и е (асиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложения или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… ( А.С.Пушкин).

«Дело в том, что на людей влияют имя, воспитание, религия, темперамент, наследственность…»

(«Столица «» 31 (1263)3.01.2017, С.Лябушев, саранский астролог)

  Парцелляция- стилистический прием ( стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах.   Наблюдаем, сравниваем. Художественная литература  Публицистика «Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин»  (Ю. Бондарев) «И правд – две. И с обеих сторон своя. И каждая из них искренняя и окончательная…» « Столица С» № 1 (1263) от 3 января 2017 г. Сергей Сеничев, поэт ,режиссер и публицист.

Парцелляция- стилистический прием ( стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах.

Наблюдаем, сравниваем.

Художественная литература

Публицистика

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин»  (Ю. Бондарев)

«И правд – две. И с обеих сторон своя. И каждая из них искренняя и окончательная…»

« Столица С» № 1 (1263) от 3 января 2017 г. Сергей Сеничев, поэт ,режиссер и публицист.

Подготовила :Малыйкина Е., учащаяся 10 класса МБОУ «Дубенская СОШ» Дубенского муниципального района Республики Мордовия Руководитель: Айзятуллова Л.А., учитель русского языка и литературы

Подготовила :Малыйкина Е., учащаяся 10 класса МБОУ «Дубенская СОШ» Дубенского муниципального района Республики Мордовия

Руководитель: Айзятуллова Л.А., учитель русского языка и литературы