Стилистические фигуры
А н а ф о р а (единоначатие) – повторение слов или оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
Жди , когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди , когда снега метут,
Жди , когда жара,
Жди , когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди , когда из дальних мест
Писем не придет… ( К. Симонов)
« А потом… Потом эта война прорвалась вулканом стихов и песен, грустных, мужественных и светлых…» (« Прими, солдат, поклон земной …» (Л.Егунова, «Новая жизнь» от 27.01.2017 г , общественно-политическая, социально-экономическая, культурно-просветительская газета Дубенского муниципального района Республики Мордовия)
Э п и ф о р а (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений)
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
( А.Блок)
«Оказывается, для Якубовича, как и для всех участников шоу, все происходящее должно было стать сюрпризом . Например, он даже не знал , какие будут призы »
«Торамо для Якубовича» («Столица С» №1 (1263) от 03.01.2017)
П а р а л л е л и з м – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет
«В марте девочек называли Виталина и Сумая. В июне в районе появились три Киры и Ясмина… В сентябре двойняшек родители назвали необычно красиво – Агата и Аким. В октябре Богдан, Савелий и Тимофей пополнили копилку редких имен…» ( «Известия Мордовии» от 11 января 2017 г. «Сократ и Клеопатра жили в Ардатовском районе» авт. Валентина Коновалова)
( В. Лебедев – Кумач ).
А н т и т е з а – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия (антонимы), явления, предметы.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
в названиях произведений :
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Стендаль «Красное и черное» и др.
«Как известно, у нас в стране очень много разных благотворительных фондов. Больших и маленьких, известных и не очень …( контекстная, прим. автора )» («Известия Мордовии» от 16.01.2017г., Вл. Кириллов «Смелость города берет!»)
Градация – фигура смыслового повтора посредством накопления синонимов, усиливающих основное значение (восходящая градация ) или ослабляющих основное значение (нисходящая градация ).
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. ( С.Есенин) (восходящая градация)
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. ( О.Берггольц)
(нисходящая градация)
«…Ну да, дела, заботы, работа, времени, как всегда, не хватает»
«Известия Мордовии» («ИМ» от 16.01.2017 г.) Вл. Кириллов «Смелость города берет!»
И н в е р с и я – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Изумительный наш народ
(И. Эренбург)
Душа к высокому тянется (В.Панова).
«Прими, солдат, поклон земной …» (Л.Егунова, «Новая жизнь» от 27.01.2017 г)
Э л л и п с и с – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придать высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.
Наблюдаем, сравниваем
Художественная литература
Публицистика
Мужики – за топоры
( А. Толстой)
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком
( А. Твардовский).
название статьи «Известия Мордовии» от 1.01.2017 г. «Благодатный огонь – детям и ветеранам»
У м о л ч а н и е – оборот речи, заключающийся в том, что автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадываться о невысказанном.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж барону время умереть.
( А.С. Пушкин)
«Но было время, когда и Александр видел свое будущее не в мундире. Правда, не военного, а…лесничего»
( «ИМ», 11.01.2017, статья В.Пиняевой к 70-летию А.Доронина)
Р и т о р и ч е с к о е в о с к л и ц а н и е – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком..
Наблюдаем, сравниваем .
Художественная литература
Публицистика
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
( Ф.И.Тютчев)
« …Нам удалось! А значит, это действительно так : есть оно, наше школьное братство!.. Главное – это то, что мы живем и трудимся правильно!» ( директор Темниковской средней школы №1. Л.П. Полшковой , статья « В Москве мы чувствовали вашу поддержку!», «Известия Мордовия» от 11 января 2017)
Р и т о р и ч е с к о е о б р а щ е н и е – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику, усилить выразительность речи
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Шуми, шуми, послушное ветрило , волнуйся надо мной, угрюмый океан (А.С. Пушкин)
Тише, ораторы ! Ваше слово, товарищ маузер (В. Маяковский).
«Прощай, «Боярышник»! («Столица С» №52 от 27.12.2016)
Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В.Гоголь)
«Все вокруг завхозное?!» («Столица С» о№54 от 27.12.2016г.)
М н о г о с о ю з и е (полисиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно повторяются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения для логического и интонационного их подчеркивания, показа единства перечисляемого.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы (А.С. Пушкин)
Публицистика
« Моя жена – уроженка Саранска, и наша дочка родилась здесь, и я с удовольствием приезжаю сюда, и город мне нравится – красивый и уютный…»
(«Столица С» №1 от 3.01.2017 «Возвращение Панченко»)
Б е с с о ю з и е (асиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложения или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… ( А.С.Пушкин).
«Дело в том, что на людей влияют имя, воспитание, религия, темперамент, наследственность…»
(«Столица «» 31 (1263)3.01.2017, С.Лябушев, саранский астролог)
Парцелляция- стилистический прием ( стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах.
Наблюдаем, сравниваем.
Художественная литература
Публицистика
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин» (Ю. Бондарев)
«И правд – две. И с обеих сторон своя. И каждая из них искренняя и окончательная…»
« Столица С» № 1 (1263) от 3 января 2017 г. Сергей Сеничев, поэт ,режиссер и публицист.
Подготовила :Малыйкина Е., учащаяся 10 класса МБОУ «Дубенская СОШ» Дубенского муниципального района Республики Мордовия
Руководитель: Айзятуллова Л.А., учитель русского языка и литературы