СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стилистика и культура речи». Элективный курс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
««Стилистика и культура речи». Элективный курс»


Шалоболинская средняя образовательная школа №18



Утверждено на заседании

Районного Методического совета:

Протокол №______от___________

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ

(10-11 класс)



«Стилистика и культура речи»

(68 часов)






Составитель: Никонова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Шалоболинской СОШ №18.




Шалоболино

2012 г.



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Элективный курс «Стилистика и культура речи» разработан мною и предназначен для учащихся 10 – 11 классов.

Говорить и писать грамотно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в своей абсолютной грамотности и хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Стилистика начинается там, где есть возможность выбора. Богатство стилистических синонимов, вариантов в русском языке открывает простор для их творческого использования в речи. Нужно только не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все стилистические ресурсы для правильного и образного выражения мысли. Это не просто. Не случайно именно стилистические недочёты в школьных сочинениях, ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы становятся главной причиной низких оценок.

Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки старшеклассников и абитуриентов проверяется в ходе тестирования. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у школьников.


ЦЕЛЬ курса:

Качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.


ЗАДАЧИ курса:

  • обобщить и углубить, расширить знания учащихся по русскому языку за счёт важнейших тем из области стилистики и культуры речи;

  • активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

  • совершенствование законов практической стилистики;

  • овладение высокой культурой речи;

  • особое внимание уделить трудным случаям правописания.


ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений, тестов, бесед с привлечением сообщений учащихся.


РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА предполагают:

  • владение навыками стилистической правки текста;

  • развитие письменной и устной речи;

  • развитие логического и абстрактного мышления.

  • успешно сдать итоговые экзамены по русскому языку в школе (выпускные письменные, ЕГЭ) и вступительные в высшие учебные заведения.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название тем курса

часы

Формы и методы обучения

Форма контроля



1 - 2.

ПРАВИЛА ХОРОШЕЙ РЕЧИ. (23 часа)

Введение. Введение. Поиск нужного слова




2



Беседа.


Составление небольшого текста с использованием словарных слов.

3-5.

Лексическая сочетаемость


3

Беседа.

Практическая работа

Редактирование сочинений. Тест

6-7

Многозначность слов


2

Беседа. Практикум

Работа по тестам

8


Омонимы


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом. Тест

9

Паронимы


1

Лекция. Практикум

Практические задания. Тест

10

Синонимы


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом. Тест

11-12

Антонимы


2

Беседа. Практикум

Работа по тестам


13-14


Стилистическая окраска слов



2


Практикум


Работа с текстом. Тест


15


Диалектизмы.

Жаргонизмы



1


Лекция. Беседа. Исследование.

Работа с текстом. Поисковая работа на примерах текстов и словаря



16-17



Устаревшие слова




2



Лекция. Беседа. Работа со словарём.

Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста.


18

Новые слова


1

Лекция. Беседа.

Работа текстов и словаря



19



Заимствования в русском языке




1

Беседа. Исследование. Некоторых грамматических правил русского языка.



Письменный ответ на вопрос. Тест


20


Иностранные слова



1

Беседа. Исследование. Некоторых грамматических правил русского языка.


Работа со словарём.

21-22

Многословие


2

Беседа.

Практические задания. Тест.

23

Речевая недостаточность

1

Беседа.

Сочинение - миниатюра.





24

ТРУДНОСТИ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ

( 11 часов)

Части речи

Род имен существительных






1





Беседа.






Практическая работа.


25

Число имен существительных


1

Беседа.


Практическая работа.


26

Падежи имен существительных


1

Беседа.


Практическая работа.


27

Формы имен прилагательных


1

Беседа.


Практическая работа.


28-29

Формы имен числительных


2

Беседа.


Практическая работа.


30-31

Местоимения


2

Беседа.


Работа с текстом

32-33

Глаголы


2

Беседа.


Работа с текстом



34

Стилистика словообразования. Использование суффиксов



1



Беседа. Лекция.



Практическая работа.



35

СИНТАКСИС

(12 часов)

Порядок слов в предложении


1


Беседа. Лекция.


Работа с текстом

36

Согласование сказуемого


1

Беседа.


Практическая работа.



37

Согласование определения


1

Лекция. Практикум

Работа с текстом

38

Согласование приложений



1


Лекция. Практикум


Работа с текстом

39

Управление




1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Практическая работа

Составление алгоритма

40

Причастный оборот


1

Беседа. Практическая работа

Работа с текстом

41

Деепричастный оборот


1

Беседа. Практическая работа

Работа с текстом


42

Отглагольные существительные



1

Лекция. Практическая работа

Редактирование текста


43

Однородные члены предложения



1

Лекция. Практическая работа

Редактирование текста


44

Сложносочиненное предложение



1

Сообщения учащихся. Составление таблицы

Рассказ. Взаимопроверка и взаимоконтроль


45-46

Сложноподчиненное предложение



2

Сообщения учащихся. Составление таблицы


Работа по тестам



47

ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ

( 7 часов)

Как простые слова становятся образными. Эпитеты





1



Лекция. Беседа.



Работа с текстом

48

Образные сравнения


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом

49

Метафоры


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом

50

Метонимия и синекдоха


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом

51

Олицетворение


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом

52

Гипербола


1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом

53

Перифразы

1

Лекция. Беседа.

Работа с текстом






54-55

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ БОГАТСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

( 7 часов)

Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов.

Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные, просторечные





2






Лекция. Практикум












Практическая работа.


Работа со словарём





56-58

Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов






3





Лекция. Беседа. Практическая работа











Работа со словарём. Составление антонимических пар

.










59-60

Речевые ошибки во фразеологических оборотах.

1)Когда фразеологизмы не следует употреблять

2) Искажение значения фразеологизмов

3) Контаминация фразеологизмов. Цитируйте фразеологизмы точно








2






Беседа.






Работа с текстом. Тест


УДАРЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ и ФОНИКА. (4 часа)




61-62

Правильное ударение и произношение.

2

Беседа.

Практическая работа.


63


Как важно звучание речи.



1


Беседа

Практическая работа.



64


Звукопись


1


Беседа


Практическая работа.

Тест



65-67

Обобщение знаний

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.




3



Тест

Анализ работ

68


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ


1


Подведение итогов




Литература:


  1. А.Т. Арсирий – Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., «Просвещение», 1967г.


  1. С.И.Ожегов – Словарь русского языка. М, 2000 г.


  1. А.И.Зарецкий - Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., Учпедгиз, 1961г.


  1. Л.А.Введенская и др.- Русское слово. М., «Просвещение»,1978г.


  1. С.И.Львова – Там, где кончается слово…, М., «Просвещение»,1970г.


  1. М.Т.Баранов и др. – Русский язык. Справочные материалы. М., «Просвещение», 1989г.


  1. А.Н.Боброва – Развитие речи при изучении глагольных форм. Ленинград, Учпедгиз,1963г.


  1. В.А. Мызина – Грамматико - стилистические упражнения при изучении синтаксиса. М., «Просвещение», 1976г.


  1. Н.Е. Сулименко – Стилистические ошибки и пути их устранения. М., «Просвещение»,1966г.


  1. Д.Э.Розенталь и др. – Русский язык. Стилистика и культура речи. М, «Махаон»,2005г.


  1. А.Т.Григорян – Язык мой – друг мой. М, 1976г.


  1. Демонстрационные варианты по ЕГЭ за 2002-2008г.


  1. Подшивка журналов «Русский язык в школе».


  1. Подшивка газет «Русский язык» - 1 СЕНТЯБРЯ».


  1. С.И. Львова, И.П. Цыбулько – ЕГЭ 2009. Русский язык. Сборник заданий. – М.:Эксмо,2008. -192 с.

8