Просмотр содержимого документа
««Стилистика и культура речи». Элективный курс»
Шалоболинская средняя образовательная школа №18
Утверждено на заседании
Районного Методического совета:
Протокол №______от___________
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ
(10-11 класс)
«Стилистика и культура речи»
(68 часов)
Составитель: Никонова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Шалоболинской СОШ №18.
Шалоболино
2012 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Элективный курс «Стилистика и культура речи» разработан мною и предназначен для учащихся 10 – 11 классов.
Говорить и писать грамотно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в своей абсолютной грамотности и хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Стилистика начинается там, где есть возможность выбора. Богатство стилистических синонимов, вариантов в русском языке открывает простор для их творческого использования в речи. Нужно только не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все стилистические ресурсы для правильного и образного выражения мысли. Это не просто. Не случайно именно стилистические недочёты в школьных сочинениях, ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы становятся главной причиной низких оценок.
Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки старшеклассников и абитуриентов проверяется в ходе тестирования. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у школьников.
ЦЕЛЬ курса:
Качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
ЗАДАЧИ курса:
обобщить и углубить, расширить знания учащихся по русскому языку за счёт важнейших тем из области стилистики и культуры речи;
активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
совершенствование законов практической стилистики;
овладение высокой культурой речи;
особое внимание уделить трудным случаям правописания.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений, тестов, бесед с привлечением сообщений учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА предполагают:
владение навыками стилистической правки текста;
развитие письменной и устной речи;
развитие логического и абстрактного мышления.
успешно сдать итоговые экзамены по русскому языку в школе (выпускные письменные, ЕГЭ) и вступительные в высшие учебные заведения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название тем курса | часы | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1 - 2. | ПРАВИЛА ХОРОШЕЙ РЕЧИ. (23 часа) Введение. Введение. Поиск нужного слова | 2 | Беседа. | Составление небольшого текста с использованием словарных слов. |
3-5. | Лексическая сочетаемость | 3 | Беседа. Практическая работа | Редактирование сочинений. Тест |
6-7 | Многозначность слов | 2 | Беседа. Практикум | Работа по тестам |
8 | Омонимы | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом. Тест |
9 | Паронимы | 1 | Лекция. Практикум | Практические задания. Тест |
10 | Синонимы | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом. Тест |
11-12 | Антонимы | 2 | Беседа. Практикум | Работа по тестам |
13-14 | Стилистическая окраска слов | 2 | Практикум | Работа с текстом. Тест |
15 | Диалектизмы. Жаргонизмы | 1 | Лекция. Беседа. Исследование. | Работа с текстом. Поисковая работа на примерах текстов и словаря |
16-17 | Устаревшие слова | 2 | Лекция. Беседа. Работа со словарём. | Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста. |
18 | Новые слова | 1 | Лекция. Беседа. | Работа текстов и словаря |
19 | Заимствования в русском языке | 1 | Беседа. Исследование. Некоторых грамматических правил русского языка. | Письменный ответ на вопрос. Тест |
20 | Иностранные слова | 1 | Беседа. Исследование. Некоторых грамматических правил русского языка. | Работа со словарём. |
21-22 | Многословие | 2 | Беседа. | Практические задания. Тест. |
23 | Речевая недостаточность | 1 | Беседа. | Сочинение - миниатюра. |
24 | ТРУДНОСТИ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ ( 11 часов) Части речи Род имен существительных | 1 | Беседа. | Практическая работа. |
25 | Число имен существительных | 1 | Беседа. | Практическая работа. |
26 | Падежи имен существительных | 1 | Беседа. | Практическая работа. |
27 | Формы имен прилагательных | 1 | Беседа. | Практическая работа. |
28-29 | Формы имен числительных | 2 | Беседа. | Практическая работа. |
30-31 | Местоимения | 2 | Беседа. | Работа с текстом |
32-33 | Глаголы | 2 | Беседа. | Работа с текстом |
34 | Стилистика словообразования. Использование суффиксов | 1 | Беседа. Лекция. | Практическая работа. |
35 | СИНТАКСИС (12 часов) Порядок слов в предложении | 1 | Беседа. Лекция. | Работа с текстом |
36 | Согласование сказуемого | 1 | Беседа. | Практическая работа. |
37 | Согласование определения | 1 | Лекция. Практикум | Работа с текстом |
38 | Согласование приложений | 1 | Лекция. Практикум | Работа с текстом |
39 | Управление | 1 | Беседа с привлечением сообщений учащихся. Практическая работа | Составление алгоритма |
40 | Причастный оборот | 1 | Беседа. Практическая работа | Работа с текстом |
41 | Деепричастный оборот | 1 | Беседа. Практическая работа | Работа с текстом |
42 | Отглагольные существительные | 1 | Лекция. Практическая работа | Редактирование текста |
43 | Однородные члены предложения | 1 | Лекция. Практическая работа | Редактирование текста |
44 | Сложносочиненное предложение | 1 | Сообщения учащихся. Составление таблицы | Рассказ. Взаимопроверка и взаимоконтроль |
45-46 | Сложноподчиненное предложение | 2 | Сообщения учащихся. Составление таблицы | Работа по тестам |
47 | ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ ( 7 часов) Как простые слова становятся образными. Эпитеты | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
48 | Образные сравнения | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
49 | Метафоры | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
50 | Метонимия и синекдоха | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
51 | Олицетворение | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
52 | Гипербола | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
53 | Перифразы | 1 | Лекция. Беседа. | Работа с текстом |
54-55 | ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ БОГАТСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА ( 7 часов) Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные, просторечные | 2 | Лекция. Практикум | Практическая работа. Работа со словарём |
56-58 | Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов | 3 | Лекция. Беседа. Практическая работа | Работа со словарём. Составление антонимических пар . |
59-60 | Речевые ошибки во фразеологических оборотах. 1)Когда фразеологизмы не следует употреблять 2) Искажение значения фразеологизмов 3) Контаминация фразеологизмов. Цитируйте фразеологизмы точно | 2 | Беседа. | Работа с текстом. Тест |
| УДАРЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ и ФОНИКА. (4 часа) | | | |
61-62 | Правильное ударение и произношение. | 2 | Беседа. | Практическая работа. |
63 | Как важно звучание речи. | 1 | Беседа | Практическая работа. |
64 | Звукопись | 1 | Беседа | Практическая работа. Тест |
65-67 | Обобщение знаний ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. | 3 | Тест | Анализ работ |
68 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | Подведение итогов | |
Литература:
А.Т. Арсирий – Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., «Просвещение», 1967г.
С.И.Ожегов – Словарь русского языка. М, 2000 г.
А.И.Зарецкий - Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., Учпедгиз, 1961г.
Л.А.Введенская и др.- Русское слово. М., «Просвещение»,1978г.
С.И.Львова – Там, где кончается слово…, М., «Просвещение»,1970г.
М.Т.Баранов и др. – Русский язык. Справочные материалы. М., «Просвещение», 1989г.
А.Н.Боброва – Развитие речи при изучении глагольных форм. Ленинград, Учпедгиз,1963г.
В.А. Мызина – Грамматико - стилистические упражнения при изучении синтаксиса. М., «Просвещение», 1976г.
Н.Е. Сулименко – Стилистические ошибки и пути их устранения. М., «Просвещение»,1966г.
Д.Э.Розенталь и др. – Русский язык. Стилистика и культура речи. М, «Махаон»,2005г.
А.Т.Григорян – Язык мой – друг мой. М, 1976г.
Демонстрационные варианты по ЕГЭ за 2002-2008г.
Подшивка журналов «Русский язык в школе».
Подшивка газет «Русский язык» - 1 СЕНТЯБРЯ».
С.И. Львова, И.П. Цыбулько – ЕГЭ 2009. Русский язык. Сборник заданий. – М.:Эксмо,2008. -192 с.
8