Министерство Образования и Науки Кабардино – Балкарской Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Эльбрусского района МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза
«Стилистика русской речи»
Программа элективных курсов для учащихся
9-х классов по русскому языку
Составлена учителем:
Макаренко Г.В.
МОУ «Гимназия №5»,
г.Тырныауза, КБР
2011-2012 г.г.
Пояснительная записка.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточным временем, отведенным в школьной программе по русскому языку как в среднем, так и в старшем звене, а в связи с модернизацией образования в структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения у учащихся, следовательно, возрастает актуальность данной программы. Программа предназначена для обучающихся 9-го класса с ориентацией на гуманитарный профиль и имеет теоретико-практическую направленность.
Целью предметно-ориентированного курса является углубление и расширение содержания предмета «Стилистика» и содействие в самоопределении профилирующего направления обучающихся.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;
расширить и углубить знания учащихся о языковых средствах с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения;
научить определять фонетические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля;
формировать навыки использования учащимися разнообразных стилистических средств языка;
формировать умение создавать текст разных стилей.
Программа опирается прежде всего на конкретные представления о неязыковых факторах, связанных с понятием «стиль». Поэтому работа над этим понятием начинается с раскрытия узуального смысла слова «стиль», сходства стилеобразующих качеств явлений, свойств, действенной роли в типизации характеристик (в архитектуре, музыке, живописи, в общественном поведении личности и пр.). Затем выясняется общность понятий «стиль» в жизни, литературоведении, языкознании. Последовательно выявляется содержание понятия «стилевые черты» как средства образования текста определенного функционального стиля (научного, разговорного, языка художественной литературы и др.).
Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление: личное речевое творчество, анализ текста.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
понимать назначение стилистики как учебной дисциплины;
овладеть знаниями о стилистической дифференциации языка;
повысить стилистическую компетенцию;
уметь пользоваться справочной литературой в целях получения нужной информации о стилистических фактах языка;
уметь создавать текст различного стиля.
Программа курса по выбору общим объемом 34 часа изучается в течение полугодия. Курс рассчитан на 2 часа в неделю лекционно-практических занятий в 9 классе.
Содержание программы элективного курса «Стилистика русской речи».
Теория | Практика |
Стиль в нашей жизни (в одежде, убранстве помещения, в архитектуре, живописи, музыке, в поведении человека). Стиль как способ выражения единства цели, обстановки(ситуации), условий, использования, назначения предмета или явления. | Устное описание иллюстративного материала. |
Этимология слова «стиль». Понятие «стиль» в литературоведении и языкознании. Понятие «стилевые черты». Общие «стилевые черты» текста: логика, экспрессия, образность. | Сопоставление текстов, в том числе и ученических сочинений, написанных на одну тему, но в разных стилях: научном, деловом и т.д. – с целью выявления общих черт. |
Свободные стилевые черты текста: официальность-неофициальность, краткость-пространность, образность - необразность, эмоциональность -неэмоциональность. | Сопоставление текстов на уровне лексики, морфологии, синтаксиса. |
Функциональные стили речи. Общее понятие. Книжные и разговорные стили речи. Экстралингвистические признаки разговорного стиля. Жанры разговорной речи. Общие стилевые черты текста разговорного стиля. Свободные стилевые черты. Лингвистические признаки текста разговорного стиля: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические. | Анализ текста научного стиля из учебников русского языка, физики и т.д.; из словарей и справочников. Выявление стилистических особенностей лексических, морфологических, синтаксических категорий. Создание текстов научного стиля. |
Экстралингвистические признаки разговорного стиля. Жанры разговорной речи. Общие стилевые черты текста разговорного стиля. Свободные стилевые черты. Лингвистические признаки текста разговорного стиля: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические. | Анализ лексики и синтаксиса в тексте. |
Стилистические оттенки имени существительного, имени прилагательного, местоимения в текстах разговорного стиля разных жанров. | Наблюдение над стилистическими функциями частей речи в текстах разговорного стиля разных жанров ( в том числе в художественном произведении); самостоятельное написание текстов разных жанров в разговорном стиле. |
Стилистические оттенки глагола и наречия в текстах разных жанров и стилей. | Анализ текста. Использование глаголов и наречий с разной стилистической окраской в собственных сочинениях. |
Синонимы как средство стилистической дифференциации. | Составление синонимических рядов, выявление общеупотребительных слов и слов-синонимов. Связанных с конкретным стилем речи; сравнение собственной стилистической характеристики слов с их характеристикой в толковых словарях и словарях синонимов. |
Архаизмы, диалектизмы, профессионализмы. Их использование в книжной и разговорной речи. | Выявление стилистических функций архаизмов, диалектизмов, профессионализмов в произведениях (архаизмы в поэзии Пушкина, диалектизмы у Гоголя, профессионализмы у Шолохова). Сочинения разных жанров, посвященные выбору жизненного пути, по темам, сформулированным самими учащимися. |
Образные средства в художественных произведениях: эпитеты, сравнения, метафоры. Их определение, содержание (семантика) и грамматические особенности образования. | Анализ тропов в поэзии русских писателей. Опыт создания собственных художественных текстов (поэтический этюд, рассказ, дневниковые записи и пр.). Сочинения по ассоциации с представлениями и жизненным опытом на основе зрительных и слуховых впечатлений. |
Слова с суффиксами эмоциональной оценки как стилистическое средство (существительные, прилагательные, наречия с суффиксами уменьшительно-ласкательной, уничижительной, иронической, эмоциональной окраски). | Наблюдение над функциональной ролью слов с суффиксами эмоциональной оценки, использование таких слов в создаваемых высказываниях (фразах). |
Стилистические средства синтаксиса в научной, разговорной речи. | Сопоставление синтаксиса текстов научного и разговорного стилей. |
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятий | Всего | Лекции | Практика | Форма контроля |
1 | Введение в предмет Понятие «Стиль». Стиль в нашей жизни. | 2 | 1 | 1 | Описание иллюстративного материала. |
2 | Этимология слова «Стиль». Понятие «Стиль» в литературоведении и языкознании. | 2 | 1 | 1 | Сопоставление текстов. |
3 | Свободные «стилевые черты» текста: официальность, неофициальность; краткость, пространность; образность, безобразность; эмоциональность, неэмоциональность. | 2 | 1 | 1 | Анализ текста. |
4 | Функциональные стили речи. | 2 | 1 | 1 | Анализ текста. |
5 | Экстралингвистические признаки разговорного стиля. | 4 | 2 | 2 | Создание текстов разговорного стиля. |
6 | Стилистические оттенки имени существительного, имени прилагательного, местоимения в текстах разговорного стиля разных жанров. | 4 | 2 | 2 | Анализ текста. |
7 | Стилистические оттенки глагола и наречия в текстах разных жанров и стилей. | 2 | 1 | 1 | Сочинение с использованием глаголов и наречий с разной стилистической окраской. |
8 | Синонимы как средство стилистической дифференциации | 2 | 1 | 1 | |
9 | Архаизмы, диалектизмы, профессионализмы. Их использование в книжной и разговорной речи. | 4 | 1 | 3 | Работа с текстом. |
10 | Образные средства в художественных произведениях: эпитеты, сравнения, метафоры. Их определение, содержание и грамматические особенности образования | 4 | 2 | 2 | Анализ текста |
11 | Слова с суффиксами эмоциональной оценки как стилистическое средство. | 2 | 1 | 1 | |
12 | Стилистические средства синтаксиса в научной, разговорной речи. | 4 | 2 | 2 | Создание текстов. |
| Итого: | 34 | 16 | 18 | |
Литература для учащихся.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М., 1971.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова Н.В. Русский язык. Справочные материалы.- М., 1992.
Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика.- М., 1978.
Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э. Н. и др. Стилистика русского языка.- Л., 1989.
Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: в 2 т.- М., 1970.
Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка.- М., 1987.
Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи.- М., 1980.
Лингвистический энциклопедический словарь.- М., 1990.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся.- М., 1964.
Литература для учителя.
Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи.- М., 1976.
Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. – М., 1976.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.
Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1978.
Капинос.В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом.- М., 1991.
Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики.- Л., 1981.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка.- М., 1983.
Одинцов В.В. Стилистика текста.- М., 1980.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка.- М., 1989.
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах.- М., 1975.
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи.- М., 1976.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование научных произведений.- М., 1988.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.- М.. 1996.
Русский язык в школе № 5\1993, с. 93-101.
Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений.- М., 1976.
Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности.-М., 1974.
Солганик Г.Я. Синтаксические стили.- М., 1991.
Стилистика газетных жанров\ Под ред. Д.Э. Розенталя.- М., 1981.
Отзыв о результатах практического применения программы
элективного курса «Стилистика русского языка»
Программа элективного курса составлена Макаренко Г.В. учителем МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза и предназначена для обучающихся 9-го класса с ориентацией на гуманитарный профиль и имеет теоретико-практическую направленность. Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточным временем, отведенным в школьной программе по русскому языку как в среднем, так и в старшем звене, а в связи с модернизацией образования в структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения у учащихся, следовательно, возрастает актуальность данной программы.
Целью предметно-ориентированного курса является углубление и расширение содержания предмета «Стилистика» и содействие в самоопределении профилирующего направления обучающихся. Программа опирается прежде всего на конкретные представления о неязыковых факторах, связанных с понятием «стиль». Поэтому работа над этим понятием начинается с раскрытия узуального смысла слова «стиль», сходства стилеобразующих качеств явлений, свойств, действенной роли в типизации характеристик (в архитектуре, музыке, живописи, в общественном поведении личности и пр.). Затем выясняется общность понятий «стиль» в жизни, литературоведении, языкознании.
Для лучшего усвоения курса учитель использует сочетание теоретического материала и практических работ, среди которых предусматривается чтение лекций, проведение практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается создание текстов разных стилей. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях.
Программа содержит необходимые разделы: пояснительную записку с целями, основное тематическое содержание, список литературы. Содержание программы соответствует поставленным целям в пояснительной записке. Сочетание теоретического курса и практических работ обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию детей. Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление: личное речевое творчество, анализ текста.
Рецензент: Жеттеева Л.Х. – методист кафедры русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза.
6