СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистика русской речи планирование элективного курса для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка для элективного курса по русскому языку рассчитанная на 34 часа. 

Просмотр содержимого документа
«Стилистика русской речи планирование элективного курса для 9 класса»



Министерство Образования и Науки Кабардино – Балкарской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Эльбрусского района МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза





«Стилистика русской речи»



Программа элективных курсов для учащихся

9-х классов по русскому языку



Составлена учителем:

Макаренко Г.В.

МОУ «Гимназия №5»,

г.Тырныауза, КБР





2011-2012 г.г.



Пояснительная записка.

Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточным временем, отведенным в школьной программе по русскому языку как в среднем, так и в старшем звене, а в связи с модернизацией образования в структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения у учащихся, следовательно, возрастает актуальность данной программы. Программа предназначена для обучающихся 9-го класса с ориентацией на гуманитарный профиль и имеет теоретико-практическую направленность.

Целью предметно-ориентированного курса является углубление и расширение содержания предмета «Стилистика» и содействие в самоопределении профилирующего направления обучающихся.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  • ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;

  • расширить и углубить знания учащихся о языковых средствах с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения;

  • научить определять фонетические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля;

  • формировать навыки использования учащимися разнообразных стилистических средств языка;

  • формировать умение создавать текст разных стилей.

Программа опирается прежде всего на конкретные представления о неязыковых факторах, связанных с понятием «стиль». Поэтому работа над этим понятием начинается с раскрытия узуального смысла слова «стиль», сходства стилеобразующих качеств явлений, свойств, действенной роли в типизации характеристик (в архитектуре, музыке, живописи, в общественном поведении личности и пр.). Затем выясняется общность понятий «стиль» в жизни, литературоведении, языкознании. Последовательно выявляется содержание понятия «стилевые черты» как средства образования текста определенного функционального стиля (научного, разговорного, языка художественной литературы и др.).

Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление: личное речевое творчество, анализ текста.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

  • понимать назначение стилистики как учебной дисциплины;

  • овладеть знаниями о стилистической дифференциации языка;

  • повысить стилистическую компетенцию;

  • уметь пользоваться справочной литературой в целях получения нужной информации о стилистических фактах языка;

  • уметь создавать текст различного стиля.

Программа курса по выбору общим объемом 34 часа изучается в течение полугодия. Курс рассчитан на 2 часа в неделю лекционно-практических занятий в 9 классе.































Содержание программы элективного курса «Стилистика русской речи».

Теория

Практика

Стиль в нашей жизни (в одежде, убранстве помещения, в архитектуре, живописи, музыке, в поведении человека). Стиль как способ выражения единства цели, обстановки(ситуации), условий, использования, назначения предмета или явления.

Устное описание иллюстративного материала.

Этимология слова «стиль». Понятие «стиль» в литературоведении и языкознании. Понятие «стилевые черты». Общие «стилевые черты» текста: логика, экспрессия, образность.

Сопоставление текстов, в том числе и ученических сочинений, написанных на одну тему, но в разных стилях: научном, деловом и т.д. – с целью выявления общих черт.

Свободные стилевые черты текста: официальность-неофициальность, краткость-пространность, образность - необразность, эмоциональность -неэмоциональность.

Сопоставление текстов на уровне лексики, морфологии, синтаксиса.

Функциональные стили речи. Общее понятие. Книжные и разговорные стили речи. Экстралингвистические признаки разговорного стиля. Жанры разговорной речи. Общие стилевые черты текста разговорного стиля. Свободные стилевые черты. Лингвистические признаки текста разговорного стиля: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

Анализ текста научного стиля из учебников русского языка, физики и т.д.; из словарей и справочников. Выявление стилистических особенностей лексических, морфологических, синтаксических категорий. Создание текстов научного стиля.

Экстралингвистические признаки разговорного стиля. Жанры разговорной речи. Общие стилевые черты текста разговорного стиля. Свободные стилевые черты. Лингвистические признаки текста разговорного стиля: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

Анализ лексики и синтаксиса в тексте.

Стилистические оттенки имени существительного, имени прилагательного, местоимения в текстах разговорного стиля разных жанров.

Наблюдение над стилистическими функциями частей речи в текстах разговорного стиля разных жанров ( в том числе в художественном произведении); самостоятельное написание текстов разных жанров в разговорном стиле.

Стилистические оттенки глагола и наречия в текстах разных жанров и стилей.

Анализ текста. Использование глаголов и наречий с разной стилистической окраской в собственных сочинениях.

Синонимы как средство стилистической дифференциации.

Составление синонимических рядов, выявление общеупотребительных слов и слов-синонимов. Связанных с конкретным стилем речи; сравнение собственной стилистической характеристики слов с их характеристикой в толковых словарях и словарях синонимов.

Архаизмы, диалектизмы, профессионализмы. Их использование в книжной и разговорной речи.

Выявление стилистических функций архаизмов, диалектизмов, профессионализмов в произведениях (архаизмы в поэзии Пушкина, диалектизмы у Гоголя, профессионализмы у Шолохова). Сочинения разных жанров, посвященные выбору жизненного пути, по темам, сформулированным самими учащимися.

Образные средства в художественных произведениях: эпитеты, сравнения, метафоры. Их определение, содержание (семантика) и грамматические особенности образования.

Анализ тропов в поэзии русских писателей. Опыт создания собственных художественных текстов (поэтический этюд, рассказ, дневниковые записи и пр.). Сочинения по ассоциации с представлениями и жизненным опытом на основе зрительных и слуховых впечатлений.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки как стилистическое средство (существительные, прилагательные, наречия с суффиксами уменьшительно-ласкательной, уничижительной, иронической, эмоциональной окраски).

Наблюдение над функциональной ролью слов с суффиксами эмоциональной оценки, использование таких слов в создаваемых высказываниях (фразах).

Стилистические средства синтаксиса в научной, разговорной речи.

Сопоставление синтаксиса текстов научного и разговорного стилей.

Учебно-тематический план.



Тема занятий

Всего

Лекции

Практика

Форма контроля

1

Введение в предмет Понятие «Стиль». Стиль в нашей жизни.

2

1

1

Описание иллюстративного материала.


2

Этимология слова «Стиль». Понятие «Стиль» в литературоведении и языкознании.

2

1

1

Сопоставление текстов.

3

Свободные «стилевые черты» текста: официальность, неофициальность; краткость, пространность; образность, безобразность; эмоциональность, неэмоциональность.

2

1

1

Анализ текста.

4

Функциональные стили речи.

2

1

1

Анализ текста.

5

Экстралингвистические признаки разговорного стиля.

4

2

2

Создание текстов разговорного стиля.

6

Стилистические оттенки имени существительного, имени прилагательного, местоимения в текстах разговорного стиля разных жанров.

4

2

2

Анализ текста.

7

Стилистические оттенки глагола и наречия в текстах разных жанров и стилей.

2

1

1

Сочинение с использованием глаголов и наречий с разной стилистической окраской.

8

Синонимы как средство стилистической дифференциации

2

1

1


9

Архаизмы, диалектизмы, профессионализмы. Их использование в книжной и разговорной речи.

4

1

3

Работа с текстом.

10

Образные средства в художественных произведениях: эпитеты, сравнения, метафоры. Их определение, содержание и грамматические особенности образования

4

2

2

Анализ текста

11

Слова с суффиксами эмоциональной оценки как стилистическое средство.

2

1

1


12

Стилистические средства синтаксиса в научной, разговорной речи.

4

2

2

Создание текстов.


Итого:

34

16

18




Литература для учащихся.



  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М., 1971.

  2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова Н.В. Русский язык. Справочные материалы.- М., 1992.

  3. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика.- М., 1978.

  4. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э. Н. и др. Стилистика русского языка.- Л., 1989.

  5. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: в 2 т.- М., 1970.

  6. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка.- М., 1987.

  7. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи.- М., 1980.

  8. Лингвистический энциклопедический словарь.- М., 1990.

  9. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся.- М., 1964.

Литература для учителя.

  1. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи.- М., 1976.

  2. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. – М., 1976.

  3. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.

  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.

  5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1978.

  6. Капинос.В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом.- М., 1991.

  7. Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики.- Л., 1981.

  8. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка.- М., 1983.

  9. Одинцов В.В. Стилистика текста.- М., 1980.

  10. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка.- М., 1989.

  11. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах.- М., 1975.

  12. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи.- М., 1976.

  13. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование научных произведений.- М., 1988.

  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.- М.. 1996.

  15. Русский язык в школе № 5\1993, с. 93-101.

  16. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений.- М., 1976.

  17. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности.-М., 1974.

  18. Солганик Г.Я. Синтаксические стили.- М., 1991.

  19. Стилистика газетных жанров\ Под ред. Д.Э. Розенталя.- М., 1981.

Отзыв о результатах практического применения программы

элективного курса «Стилистика русского языка»

Программа элективного курса составлена Макаренко Г.В. учителем МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза и предназначена для обучающихся 9-го класса с ориентацией на гуманитарный профиль и имеет теоретико-практическую направленность. Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточным временем, отведенным в школьной программе по русскому языку как в среднем, так и в старшем звене, а в связи с модернизацией образования в структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения у учащихся, следовательно, возрастает актуальность данной программы.

Целью предметно-ориентированного курса является углубление и расширение содержания предмета «Стилистика» и содействие в самоопределении профилирующего направления обучающихся. Программа опирается прежде всего на конкретные представления о неязыковых факторах, связанных с понятием «стиль». Поэтому работа над этим понятием начинается с раскрытия узуального смысла слова «стиль», сходства стилеобразующих качеств явлений, свойств, действенной роли в типизации характеристик (в архитектуре, музыке, живописи, в общественном поведении личности и пр.). Затем выясняется общность понятий «стиль» в жизни, литературоведении, языкознании.

Для лучшего усвоения курса учитель использует сочетание теоретического материала и практических работ, среди которых предусматривается чтение лекций, проведение практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается создание текстов разных стилей. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях.

Программа содержит необходимые разделы: пояснительную записку с целями, основное тематическое содержание, список литературы. Содержание программы соответствует поставленным целям в пояснительной записке. Сочетание теоретического курса и практических работ обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию детей. Практические задания ориентированы на интеллектуальную деятельность учащихся, включающую анализ, синтез, сопоставление: личное речевое творчество, анализ текста.

Рецензент: Жеттеева Л.Х. – методист кафедры русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Тырныауза.

6