STEAM проект «История транспорта»
Симонова Елена Анатольевна
Удмуртская республика, Глазов
Воспитатель высшей категории
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №30»
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM- подхода в образовании.
STEАM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Для реализации STEAM практики применения ТИКО конструктора мы использовали метод проектов. Сегодня пойдет речь об одном из проектов, который мы реализовали с детьми подготовительной группы, о результатах проекта и выводах, сделанных после окончания проекта.
Тема нашего проекта «История транспорта», проект краткосрочный, реализовывался в течении месяца. Образовательная организованная деятельность по проекту проводилась 2 раза в неделю по 30 минут.
Главной целью данного проекта является развитие познавательного интереса воспитанников к истории транспорта.
Задачи проекта:
развитие STEАM навыков
раскрыть перед детьми удивительный, многообразный рукотворный мир
показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.
открыть перед детьми перспективу: как можно изменить предмет, сделать его еще лучше.
развитие у детей ретроспективного взгляда, как средства восприятия и познания окружающего предметного мира
умение применять творческие механизмы реализации замысла
На первом этапе реализации проекта мы осуществили постановку проектной задачи, рассказали о существующих музеях транспорта. Познакомили с историей транспорта на Руси. В процессе получения новой информации дети делились своими впечатлениями, задавали вопросы, знакомились с предоставленной информацией на иллюстрациях, в энциклопедиях, на виртуальных экскурсиях.
Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?".
Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "транспорт?»; "Чем пользовались люди до изобретения транспорта?"; "Какими были первые транспортные средства?"; "Каких видов бывает транспорт?";
Второй этап предусматривал конструирование объектов из конструктора ТИКО по теме проекта. Детям было предложено сконструировать модель транспортного средства, которое их больше всего заинтересовало.
Прежде чем приступить к моделированию объекта, детям были предоставлены образцы моделей транспорта, дети, рассматривая, отметили особенности сборки планируемой модели и распределились, кто какую модель конструирует. Дети с большим энтузиазмом взялись за сборку своих моделей. Работая инициативными группами, дети внутри своей группы обсуждали свою задумку и выстраивали алгоритм сборки выбранной модели. Сконструировав объект, проверяли его на функциональность, прочность и мобильность.
На третьем этапе дети презентовали свои модели и рассказывали о своей работе. Показывали как можно обыграть созданную ими модель.
В процессе реализации этого проекта три группы детей конструировали разные виды транспорта. В результате получилась целая ТИКО коллекция «Едем, плаваем, летаем» в которую входят:
В ходе реализации проекта дети познакомились с историей транспорта, с машинами помощниками и сферами их применения, конструировали модели и представляли их.
В процессе конструктивно-исследовательской деятельности у детей повысилась познавательная активность и любознательность, обогатилась память детей, активизировались мыслительные процессы, т.к. постоянно у детей возникала необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
В ходе исследования детям предоставляется, возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - само выражаться. Процесс работы над проектом позволил детям учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. Работа приносила удовлетворение детям, так как они видели результат своего собственного труда и значимость своей работы.
Прежде чем сконструировать тот или иной вид транспорта дети изучали историю, сферу применения, затем конструировали модель, с которой знакомились. Рассчитывали масштаб конструкции, подбирали стиль и цветовую гамму (по возможности), прочность и функциональность тико-моделей. Подбирали дополнительные материалы для своих моделей.
Данный проект:
открыл возможности формирования жизненного опыта у детей
стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении
Таким образом мы видим, что применение STEАM практики конструктора ТИКО не только оказывает положительное влияние на общее развитие детей, но расширяет их кругозор, дополняет знания детей и находит положительный отклик у детей.
технология | характеристика | Описание практики |
S | наука | Дети через наблюдение, рассматривание иллюстраций, энциклопедий и виртуальных экскурсий, тикомоделирования исследовали виды транспорта, знакомились с ними, как с технической моделью. Дети знакомились с техническими характеристиками той или иной модели транспорта через конструктивную практику. |
T | технология | Дети знакомились с историей транспорта на Руси, отмечали технические возможности первого транспорта. Знакомились с различными транспортными моделями. В процессе знакомства с моделью отмечали особенности сборки. Каждая группа детей обсуждала свою задумку и выстраивала алгоритм сборки выбранной модели. Сконструировав объект, дети проверяли его на функциональность, прочность и мобильность. Презентовали свои модели и рассказывали о своей работе. Показывали как можно обыграть созданную ими модель. |
E | инжиниринг | В процессе создания модели у детей формируется умение конструировать. |
А | искусство | Дети осваивают умение моделирования, сочетания цветов, чтоб модель выглядела эстетично |
M | математика | обогащается память детей, активизируются мыслительные процессы, т.к. постоянно у детей возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. |
S | сделай сам | Дети вовлечены в такие виды деятельности как: проектная: посредством конструктивной деятельности у детей повышается познавательная активность и любознательность, творческое и логическое мышление игровая: дети обыгрывали свои модели в сюжетно-ролевых играх: «Аэропорт», «Мы агрономы», «Путешествие вокруг света». речевая: дети составляли описательные рассказы о своих моделях, строили диалоги при обсуждении модели и реализации замысла, делились своими впечатлениями. познавтельно-исследовательская: дети закрепляли свои знания о видах транспорта и исследовали технические возможности транспорта элементарная технически-инженерная: дети сконструировали по замыслу гидравлическую машину. коммуникативная: дети взаимодействовали между собой, договаривались, обсуждали будущую модель. |
Список использованной литературы.
1."ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ" Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста /Санкт-Петербург, НПО «Рантис», 2019.
2. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.
3. Парциальная программа «STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин- М.: ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2018
4. «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули.» / Михалева Оксана Владимировна, https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=13538