СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стимулирование творческой активности детей, через изучение краеведения в объединении «Волшебный клубок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение, пропаганда  и возрождение народного творчества вязания,  с народными традициями, культурой и самобытностью кубанского народа, на примере объединения "Волшебный клубок".

Просмотр содержимого документа
«Стимулирование творческой активности детей, через изучение краеведения в объединении «Волшебный клубок»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр творчества «Радуга»

муниципального образования Тимашевский район











Выступление по теме:

Стимулирование творческой активности детей, через изучение краеведения в объединении «Волшебный клубок»













Подготовила педагог

дополнительного образования

высшей категории

Кондрыко Ирина Николаевна








2017г.

Стимулирование творческой активности детей, через изучение краеведения в объединении «Волшебный клубок»


Слайд 1. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.

На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант, педагог способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ребенка.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства.

Передо мной стоят задачи - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

     Слайд 2. Сегодня я представляю вам тему по которой я работаю: Стимулирование творческой активности детей, через изучение краеведения в объединении «Волшебный клубок».

    Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край - так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

     Актуальность изучения краеведения, работ народных умельцев в современном обществе очевидна. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов дополнительного образования социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.                          

Слайд 3. Основной целью моей работы является стимулирование творческой активности детей, приобщение молодого поколения к национальной культуре. Ведь как гласит народная мудрость: наше сегодня как никогда наше будущее. Моя задача - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого члена коллектива.

Слайд 4. На протяжении многих лет веду работу по ознакомлению детей с кубанской культурой в области вязания. Годами накапливался определенный опыт: какие-то темы заинтересовывали детей в большей степени, какие-то в меньшей. Методом проб и ошибок складывался стержень преподавания предмета в области вязания.

В настоящее время во многих областях России сложилась собственная система приобщения детей к традиционному народному искусству, в которой предпочтение отдается местным народным художественным промыслам. Большое внимание я уделяю изучению, пропаганде и возрождению народного творчества, вязанию, которое тесно связано с народными традициями, культурой и самобытностью кубанского народа.

Слайд 5. Вязание – это именно тот вид рукоделия, который позволяет подобрать «ключик» к любому ребенку, не только к отличнику, но и к тем, на кого и дома, и в школе махнули рукой.

Не секрет, что у многих учащихся в трудовом обучении результативность больше, чем в других областях. В какой-то мере это объясняется большей доступностью его содержания (не формулы и правила, а все из жизни). Моя задача – заметить и поддержать таких детей в трудной жизненной ситуации.

Слайд 6. В моей программе прописаны элементы изучения краеведения, с детьми мы изучаем работы наших местных умельцев, а такой материал собран краеведческом музее «Истоки» Центра творчества.

Такие занятия, беседы, дискуссии проводятся в той части среды, которая помогает стимулированию желаемой деятельности. Обстановка в музее даёт детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Слайд 7. Перед началом работы, согласно программы, идём в наш музей. Когда рассказываю историю вязания, где говорится, что девочки из казачьих семей учились вязать и вышивать с 5-6 лет, и к 15 годам своими руками готовили себе приданое, украшенное вышивкой или связанное крючком и спицами, это вызывает у детей улыбку, недоверие. А при показе образцов рушников, подзоров, скатертей, предметов быта – соглашаются, заинтересовываются.

Слайд 8. Для занятий вязанием не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования, достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг, покопаться в бабушкиных сундуках и комодах, совершить пешую прогулку в музей. И тогда малая родина откроет детям массу своих тайн и таких фактов, которые вызовут гордость за её историю и народную культуру.

На своих занятиях стараюсь использовать интересные исторические рассказы, весёлые частушки, привожу малоизвестные факты народных традиций, обычаев, использую наглядные пособия, рисунки и схемы, показываю предметы быта, выполненные в стиле народных традиций.

Слайд 9.Так при изучении темы «Варежки» дети узнают происхождение слов рукавица и варежка и что, это разные вещи, рукавицы шьют, а варежки вяжут. Узнаём старинный русский обычай – где во время сватовства рукавицам отводилась роль оберега. И каких только названий не придумали мастерицы для своих варежек - Варега, исподка, даренка, свиданка, постовка.

Детей очень заинтересовали варежки-постовки ведь они были непростые, двупалые – для большого и указательного пальца, чтобы солдатам в холод было удобно держать ружьё в годы войны. И мы решили узнать, как было дело у нас в Краснодарском крае по сбору тёплых вещей для фронта. И в нашем музее нашли такую информацию: что Роговской район, а так назывался в те годы наш район подготовил на фронт 50 варежек и 50 носков. Так шаг, за шагом мы и познаем нашу историю, в которой ещё для нас много неоткрытых фактов.

Слайд 10. При внедрении народной культуры на занятиях выбираю самые разные материалы: пряжу, ткань, мех, шерстяные волокна, нитки, бисер, бумагу и т.д. Что позволяет развить творческие способности учащихся.

Данный опыт позволяет показать учащимся всю красоту и многообразие искусства вязания, познакомить с укладом жизни народа Кубани и России, при этом выбранная и выполненная работа должна быть по силам ученика и соответствовать его навыкам и возрастным особенностям.

Для оптимизации образовательного процесса использую компьютерные технологии, позволяющие учащимся углубить знания, полученные ранее. Как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет дать учащимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в материал занятия.

Слайд 11. При изучении тем «Обвязка изделий кружевом» и «Ажурная салфетка» я опираюсь на подлинный материал, собранный в музее «Истоки». Исследуя и анализируя кружево вязания крючком на территории Кубани, мы с детьми выделили характерные особенности: распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие геометрического и растительного орнамента создаваемого на основе вышивок. Совместно с детьми стараемся восстановить схемы узоров и связать данный узор, используя его при обвязке рушника или салфетки.

В музейной экспозиции «История и культура кубанского казачества» - собраны материалы по истории заселения ст. Роговской, истории казачьей формы и одежды. Имеется богатая коллекция роговской керамики, хозяйственного инвентаря, предметов домашнего быта и украшений.

Учащиеся берут в руки экспонаты, начинают исследовать, познавать, пробовать каковы они в действии. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей, они получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое. Любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора.

 Например - рассматривая лампаду для освещения, невольно возникает вопрос, в каких трудных условиях и с каким материалом приходилось мастерицам работать.

Слайд 12. Чтобы  учение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению, своей  главной задачей  считаю создать для каждого ребенка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой  обстановки,  вызвать  у  детей желание творить. В моей программе прописан раздел «Вязаная игрушка», который является для детей самым любимым.

Игрушки являются для ребенка теми предметами, которые не только вызывают разнообразные чувства, но и являются смыслом детской жизни. Тематическое разнообразие игрушек дает возможность активизировать индивидуальные интересы, склонности и способности детей.

Слайд 13. И для того, чтобы процесс создания предметно-развивающей среды был успешным использую проектную деятельность.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются дети, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Сейчас у нас в работе творческий проект по теме: «Коза – дереза не длинная коса» защита которого состоится в мае месяце на стажировочной площадке, где учащаяся представит свою работу и проект.

Был нами подготовлен один из проектов средней продолжительности.

Так в декабре месяце 2016 года учащаяся объединения заняла 1 место в муниципальном этапе краевого конкурса «Семейные экологические проекты» подготовив проектную работу «Золотая пчёлка», а в феврале 2017 года были подведены краевые итоги в Эколого-биологическом Центре в городе Краснодаре, где наш проект «Золотая пчёлка» занял 1 место. Проект носил экологическую направленность и являлся призывом к подрастающему поколению: беречь нашу планету и всё живое.

Слайд 14. Мной был разработан инновационный проект «Сказка – как источник творчества детей». Это был долгосрочный проект на весь учебный год.

Цель проекта: формирование и развитие основ художественной культуры учащихся посредством сказки, и в процессе совместной деятельности создание видеоролика сказки «Рукавичка».

Проект групповой состоит из 4 этапов. Каждый этап проекта предусматривает единую поэтапную структуру.

В ходе проекта вырабатывается умение каждого участника заниматься коллективной деятельностью, слушать мнение других, развивается способность самовыражения, дети учатся работать с игрушками, как героями сказок, участвовать в театральных постановках перед учащимися младшего школьного возраста. Этот видео-ролик стал хорошим стимулом работы для детей 1 и 2 года обучения, теперь они вяжут игрушки, при этом сами придумывают и обыгрывают сюжеты и сказок, показывая их дома и на занятиях.

Слайд 15. Важно чтобы проект вызывал в учащихся энтузиазм, увлекал и, шел от сердца. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны, поэтому любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, дети должны выполнять самостоятельно: спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам.

Данный видеоролик может быть использован для просмотра в объединениях Центра творчества и в детских садах.

Просмотр видеоролика «Рукавичка».

Слайд 16. Большое воспитательное влияние оказывают на учащихся награды за творческие достижения.

Слайд 17. Показателем результативности нашей работы являются победы детей в конкурсах и выставках муниципального, регионального, федерального, всероссийского и международного значения.

Слайд 18. В заключении, мне хотелось бы сказать, что и история края и прикладное искусство – есть развивающаяся и перспективная область знаний для моих учащихся. Ведь перед нами ещё много неизведанного, где малая родина откроет детям массу своих тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и народную культуру.

Слайд 19.Спасибо за внимание!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!