Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Методическая разработка
учебно-воспитательного занятия
«Сто дорог-одна твоя».
Составитель: педагог-организатор
I квалификационной категории
Меренкова Елена Александровна
Методические указания
РДШ
Данное занятие по профориентации рассчитано на 12 обучающихся 5 классов. При проведении занятия требуется подготовка педагога, со стороны участников занятия предварительной подготовки не требуется.
В ходе занятия ученики будут работать по группам, и выполнять индивидуальное задание.
Перед началом занятия ребята берут эмблемы человечков разных цветов. Так образуются 4 команды по 3человека. Затем, команды рассаживаются напротив стрелки своего цвета.
Цель занятия: познакомить учащихся с разными видами профессий.
Задачи:
1.Дать представление об основных видах рабочих профессий и показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
2. Способствовать формированию желания у учащихся развивать свои способности.
3. Воспитывать уважительные и добрые отношения к людям разного рода профессий.
Оборудование: столы, стулья , бумажные человечки- эмблемы (12шт), пластмассовые человечки (5шт), пластмассовые стрелки (12 шт), конверты с заданиями (8шт),инструменты и элементы рабочей формы (строителя, модельера, садовника, повара), конверты (8 шт), корзинки 4 штук, искусственные цветы, конструктор домика, картинки одежды и продуктов, фломастеры, листы
Наглядность: презентация к мероприятию, мультфильм
Вводная часть
1. Приветствие. Организационный момент.
(слайд 1)
Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Меня зовут Елена Александровна. Давайте улыбнемся и мысленно пожелаем друг другу удачи на занятии. Мне бы хотелось, чтобы вы на занятии были активными, дружными, и внимательными.
-А начать я хочу свое занятие с притчи.
(слайд 2)
Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее.
Один сказал: учитель нужнее всего. Без образования прогресс остановится.
Второй философ сказал: без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий.
Музыканты и художники делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий философ.
II. Основная часть
-Ребята, вы догадались о чём мы с вами будем говорить? (ответы детей)
Правильно, о профессиях!
(слайд 3)
-А какая же профессия самая важная и лучшая? Давайте попробуем в этом
разобраться. И ответить на этот вопрос в конце занятия.
-Скажите, пожалуйста, что вы видите на столе перед собой в центре? (человечек, стрелки)
- Как вы думаете, что могут обозначать эти стрелки, направления? (ответы детей)
- Давайте представим, что каждая стрелочка - это дорога или путь. Посмотрите, как много дорог перед человеком.
- А почему на человечке вопросительный знак? Какой перед ним стоит вопрос? В чем он затрудняется? (ответы детей)
Наш человек не знает, по какому пути пойти.
(слайд 4)
-Существует такое выражение «Сто дорог - одна твоя». Как вы считаете, о чем это выражение? (ответы детей)
- На самом деле это выражение говорит о множестве существующих в мире профессий. Порою выбрать свой путь бывает очень трудно. И перед человеком встаёт вопрос: по какой дороге пойти, какую выбрать себе профессию.
-А что же такое профессия? (ответы детей). Хорошо.
-А вот как объясняет герой мультфильма «Навигатум» Леха своему младшему брату, что же такое профессия. Внимание на экран.
(идет мультфильм)
(слайд 5)
-Совпали ваши мнения, ребята?
Действительно, профессия - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь профессионально
- А давайте вместе вспомним, какие есть профессии в мире? А у ваших родителей какие профессии? (ответы детей)
(слайд 6)
Есть на свете много профессий,
И важны они все нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат, рабочий.
Все профессии очень разные –
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные.
Могут стать для кого-то судьбой.
-Вот о некоторых из них мы сегодня не только поговорим, но и попробуем себя в роли представителей этих профессий. (слайд 7)
- А о каких именно – вы узнаете, собрав слово из букв. Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что это не соревнование, а коллективно творческое дело. И если вы выполнили задание, поднимите указательный палец. Так я буду знать, что ваша команда готова.
-А сейчас возьмите конверт под №1, достаньте буквы и составьте слово - профессию.
(На это вам дается 1 минута). (слайд 8)
- Молодцы, быстро справились с заданием. И так, ребята, какие профессии у вас получились? (строитель, модельер, повар, садовник.).
Мир профессий многообразен, а эти профессии – самые знакомые и необходимые.
И все дальнейшие задания будут связаны с родом деятельности этих профессий.
- В каждой профессии есть своя отличительная атрибутика, начиная от техники, инструментов, рабочей одежды, заканчивая рабочим местом.
- Перед вами на столе находятся орудия труда и элемент рабочей формы. Участнику каждой команды под № 1, нужно будет подойти к столу, выбрать себе те инструменты и элементы экипировки (рабочую форму), которые соответствует вашей профессии. Затем возвращаетесь, надеваете головной убор и называете инструменты и элементы одежды, которые вы взяли.
-Итак, приступаем. Участники, подходим.
-Я вам предлагаю выполнить следующее задание, которое так и называется
«Собери профессию».
(слайд 9)
- По моей команде вы открываете конверт под №2, достаёте его содержимое и прикрепляете на фигурки стоящие у вас на столах.
-Задание понятно? Тогда приступаем.
(Время для этого испытания 2минуты)
(слайд 10)
- Молодцы, ребята. Вы все отлично знаете свои профессии и поэтому также отлично справились с моим заданием.
Музыкальная физминутка. Внимание на экран
- А чем же занимаются люди ваших профессий, какими качествами должны они обладать. Это мы попробуем выяснить, когда выполним мое третье задание, которое называется «Интеллектуалы». (слайд12)
Задание заключается в следующем: вам необходимо составить синквейн на ваши профессии.
-Вы знаете, что такое синквейн?
(слайд 13)
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк: написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, о котором пойдет речь
2 строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие
3 строка – три глагола, описывающие действия в данном понятии
4 строка –предложение из 4слов, раскрывающее суть темы (отношение к теме)
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
-Для этого задания вам понадобятся листочки и фломастеры, которые получат у меня участникам команд под № 2. Прошу вас.
(на прохождение интеллектуального испытания 2минуты)
(слайд 14)
-Время вышло, зачитываем свои ответы.
-Молодцы, ребята. Таким образом, вы сделали своего рода рекламу своим профессиям.
- Ну и, наконец, давайте представим с вами, что вы уже выбрали профессии строителя, повара, садовника, модельера. Приобрели необходимые навыки. И вот теперь вы нам их продемонстрируете.
(слайд15)
-Для последнего задания, которое называется «Творческий проект» участник под № 3 подойдут ко мне, выберут себе набор предметов для своей профессии, возвращается к команде, и слушает мое задание.
-Садовники должны будут посадить клумбу цветов согласно схеме.
- Повара должны будут отобрать продукты для блюд по составленному меню и прикрепить их на отдельную посуду.
-Модельерам предлагаю создать 3 коллекции одежды: для работы, для прогулки и вечернюю одежду. Все коллекции необходимо будет приклеить на отдельные листы.
- А строителям я предлагаю построить дом по подготовленному проекту.
Это задание команда выполняет сообща.
(время, отведенное на это задание 3минуты.)
(слайд 16)
-Давайте продемонстрируем результат своих творческих проектов.
-Дом построен? (да), клубы посажены? (да), коллекции готовы? (да), блюдо готово? (да). Замечательно!
-Вот вы и попробовали себя в роли представителей этих 4-х профессий
(слайд17)
III. Рефлексия.
- А теперь пусть участник команды под №1 возьмет человечка и поставит его напротив стрелки своего цвета. (Открываю профессии: строитель, модельер, повар, садовник)
-На самом деле их гораздо больше: говорят, что в мире существует более 10тыс профессий.
-Самыми важными и нужными считаются (открываю врач, пожарный, полицейский, учитель)
-Но вы же понимаете, что их гораздо больше. (Открываю программист, нефтяник, лётчик, актёр.)
-Ребята, а какую из этих профессий выбрали бы вы?
-Чтобы ответить на мой вопрос, я попрошу вас снять свои эмблемы и прикрепить на ту стрелку, к той профессии, которую вы считаете самой лучшей и важной, из представленных.
-Спасибо. Садитесь.
-Вот мы и ответили на наш вопрос: какая профессия самая важная и лучшая. Самая лучшая и важная профессия та, которая вам нравится, которую вы выберете себе сами.
(слайд 18)
IV. Заключение.
-А завершить свое занятие хотелось бы словами К.Д. Ушинского: «Если вы
правильно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
- На этом наше занятие окончено. Большое спасибо всем за участие. До свидания.
Приложение 1.
На каждой стрелке написать профессии: повар, строитель, садовник, модельер, учитель, пожарный, полицейский, врач, программист, нефтяник, летчик, актер
Приложение 2 Составить слово из букв
ПОВАР
СТРОИТЕЛЬ
САДОВНИК
МОДЕЛЬЕР
Приложение 3. Собери профессию
Модельер
Повар
Садовник
Повар
Приложение 4. Интеллектуалы
СИНКВЕЙН
на профессию
_____________________________________________________
( одно существительное, о котором пойдет речь)
_____________________________________________________
(два прилагательных, характеризующее данное понятие)
_____________________________________________________
(три глагола, описывающие действия в данном понятии)
_____________________________________________________
(предложение из 4слов, раскрывающее суть темы (отношение к теме))
_____________________________________________________
(заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом, синоним))
Приложение 5. Творческий проект
Д
ля модельеров
Для поваров
МЕНЮ
на обед
борщ
пюре с кусочком рыбы
компот яблочно-грушевый
Д
ля садовников
Д
ля строителей