СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Столетняя война

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА      

Цели и задачи: указать хронологические рамки и причины Столетней войны, характеризуют места сражений, обстоятельств, участников войны; представляют характеристику Жанны д,Арк и объясняют , почему её имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду.

Понятия и термины: Арбалет, партизанская война, народная освободительная война.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя. 

- На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их (Англия и Франция). И выяснили, что в 13–14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

- Между Францией и Англией произошла самая долгая в истории война – Столетняя война.

- Записываем тему урока.

- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”?

- Зачем нам изучать историю войн?

III. Целеполагание.

- Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248–1254гг) 

Работа с документом. Задание №1

Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

- И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!

Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей.)

Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?

IV. Изучение нового материала.

- Вспомните, на что обращают внимание при изучении войн и военных действий?

2. Изучение темы в соответствии с планом.

1.Хронологические рамки.

- Назовите и запишите в тетрадь хронологические рамки войны.

- Сколько лет длилась Столетняя война?

- Почему война получила такое название Столетней?

2.Страны-участницы войны (обучающиеся, опираясь на знания, полученные ранее, определяют страны - участницы войны). Англия и Франция.

3.Причины войны. Повод.

- Назовите отличия причины от повода к войне.

Причины- это те цели, которые преследуют страны, вступая в вооруженную борьбу. Повод - это некая ситуация, которая служит удобным моментом к началу боевых действий; предлог для начала войны.

Задание 1 группе. Работая с документом, выяснить причины войны

Задание 2 группе. Работая с документом, выяснить повод к войне

Причины войны: (записать в  тетрадь)

1.Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны (см. карту).

2.Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. (см. карту).

3.Война – способ обогащения для феодалов.

Повод?(династические споры, конфликт)

- Английский король Эдуард III был по материнской линии внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. В 1328 году умер последний представитель прямой ветви Капетингов Карл IV. На престол был коронован Филипп VI (династия Валуа). Эдуард заявил о своих правах на французский трон и решил силой оружия добиваться французского престола. 

4. Готовность стран к войне.

Работа с учебником. Параграф 20, пункт "Армии двух стран". Изучив текст, подготовьте ответ на вопрос "Какая из армии была боеспособнее и почему?"

ВЫВОД: Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы.

5.Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.

Задание: по ходу рассказа учителя заполнить таблицу "Основные события Столетней войны". Места основных сражений дети находят на карте.

Этапы Столетней войны.

- Столетнюю войну можно разделить на 4 этапа.

1 этап. 1337 – 1360 гг. Война началась с морских набегов французов и англичан.

- Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. И в 1340 году произошло морское сражение при Слейсе берегов Фландрии.

- Англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по- французски, ибо съела уже много французов».

- Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане захватили ее и начали наступление на Париж.

- Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси в 1346 г.Французы потерпели сокрушительное поражение. Под контроль Англии перешли Нормандия и Фландрия.

В 1347 г. состоялась битва при КалеСообщение ученика "Подвиг граждан Кале".

- Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.

- Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард 3 поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем».

- Из подвластной ему Аквитании, он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северную область Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница.

- Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый. Хронист сообщает, в этой битве погиб весь свет Франции: из 5-6 тысяч погибших составляли рыцари. В плен к англичанам попали самые знатные господа вместе с королем. На севере и на юге стали хозяйничать англичане.

-В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

2 этап. 1369 – 1396гг.

- Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

- И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 году было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны.

- Но положение во Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на больного, слабоумного короля Карла VI между феодальными группировками, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский.Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно!

3 этап. 1415 – 1424 гг.

- В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.

- Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. По мирному договору 1420 года королем Франции был объявлен английский король Генрих (младенец). Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

 

Сто лет побед не видела Франция Сто лет страну лихорадит война. Сто лет земля кровоточит под пальцами, Сто лет Луара от гари черна. Сто лет народ наш - и воин, и мученик, Вторит рыданьям монахинь и дев. Сто лет нас топчут английские лучники, Лилию мнет геральдический лев.

 

- Сын Карла VI бежал из Парижа и продолжил войну. Вокруг него сплотились ВСЕ патриоты Франции. Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

Что такое партизанская война? (ответы детей).

- Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг. В 1428 году англичане осадили Орлеан.

- Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

- Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

Жанна Д, Арк – народная героиня французского народа.

- И именно Жанна уговорила Карла на коронацию в г. Реймсе, воодушевила войско французское, укрепила волю к борьбе народа, с Жанной была снята осада г. Орлеана в 1429г.

- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны Д’ Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола.

- Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)

5. Каков результат? Завершение и итоги войны.

- Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей).

- Опираясь на полученные знания в ходе уроке, назовите итоги войны.

Итоги:

А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,

б) создание сильного национального государства

в) усиление королевской власти во Франции

Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

- Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.

- Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)

IV. Рефлексия.

- Составьте синквейн по теме урока.

V. Домашнее задание: параграф 20

 

Просмотр содержимого документа
«Столетняя война»

ТЕМА УРОКА: СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Цели и задачи: указать хронологические рамки и причины Столетней войны, характеризуют места сражений, обстоятельств, участников войны; представляют характеристику Жанны д,Арк и объясняют , почему её имя сохранилось в памяти поколений; читают историческую карту с опорой на легенду.

Понятия и термины: Арбалет, партизанская война, народная освободительная война.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя. 

- На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их (Англия и Франция). И выяснили, что в 13–14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

- Между Францией и Англией произошла самая долгая в истории война – Столетняя война.

- Записываем тему урока.

- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “война”?

- Зачем нам изучать историю войн?


III. Целеполагание.

- Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248–1254гг) 

Работа с документом. Задание №1

Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

- И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!

Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей.)

Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?

IV. Изучение нового материала.

- Вспомните, на что обращают внимание при изучении войн и военных действий?

2. Изучение темы в соответствии с планом.

1.Хронологические рамки.

- Назовите и запишите в тетрадь хронологические рамки войны.

- Сколько лет длилась Столетняя война?

- Почему война получила такое название Столетней?

2.Страны-участницы войны (обучающиеся, опираясь на знания, полученные ранее, определяют страны - участницы войны). Англия и Франция.

3.Причины войны. Повод.

- Назовите отличия причины от повода к войне.

Причины- это те цели, которые преследуют страны, вступая в вооруженную борьбу.
Повод - это некая ситуация, которая служит удобным моментом к началу боевых действий; предлог для начала войны.

Задание 1 группе. Работая с документом, выяснить причины войны

Задание 2 группе. Работая с документом, выяснить повод к войне

Причины войны: (записать в тетрадь)

1.Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны (см. карту).

2.Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. (см. карту).

3.Война – способ обогащения для феодалов.

Повод?(династические споры, конфликт)

- Английский король Эдуард III был по материнской линии внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. В 1328 году умер последний представитель прямой ветви Капетингов Карл IV. На престол был коронован Филипп VI (династия Валуа). Эдуард заявил о своих правах на французский трон и решил силой оружия добиваться французского престола. 

4. Готовность стран к войне.

Работа с учебником. Параграф 20, пункт "Армии двух стран". Изучив текст, подготовьте ответ на вопрос "Какая из армии была боеспособнее и почему?"

ВЫВОД: Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы.

5.Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.

Задание: по ходу рассказа учителя заполнить таблицу "Основные события Столетней войны". Места основных сражений дети находят на карте.

Этапы Столетней войны.

- Столетнюю войну можно разделить на 4 этапа.

1 этап. 1337 – 1360 гг. Война началась с морских набегов французов и англичан.

- Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. И в 1340 году произошло морское сражение при Слейсе берегов Фландрии.

- Англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по- французски, ибо съела уже много французов».

- Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане захватили ее и начали наступление на Париж.

- Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси в 1346 г.Французы потерпели сокрушительное поражение. Под контроль Англии перешли Нормандия и Фландрия.

В 1347 г. состоялась битва при КалеСообщение ученика "Подвиг граждан Кале".

- Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.

- Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард 3 поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем».

- Из подвластной ему Аквитании, он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северную область Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница.

- Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый. Хронист сообщает, в этой битве погиб весь свет Франции: из 5-6 тысяч погибших составляли рыцари. В плен к англичанам попали самые знатные господа вместе с королем. На севере и на юге стали хозяйничать англичане.

-В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

2 этап. 1369 – 1396гг.

- Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

- И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 году было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны.

- Но положение во Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на больного, слабоумного короля Карла VI между феодальными группировками, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский.Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно!

3 этап. 1415 – 1424 гг.

- В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.

- Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. По мирному договору 1420 года королем Франции был объявлен английский король Генрих (младенец). Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.



Сто лет побед не видела Франция
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара от гари черна.
Сто лет народ наш - и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,
Лилию мнет геральдический лев.



- Сын Карла VI бежал из Парижа и продолжил войну. Вокруг него сплотились ВСЕ патриоты Франции. Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

Что такое партизанская война? (ответы детей).

- Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг. В 1428 году англичане осадили Орлеан.

- Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

- Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

Жанна Д, Арк – народная героиня французского народа.

- И именно Жанна уговорила Карла на коронацию в г. Реймсе, воодушевила войско французское, укрепила волю к борьбе народа, с Жанной была снята осада г. Орлеана в 1429г.

- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны Д’ Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола.

- Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)

5. Каков результат? Завершение и итоги войны.

- Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей).

- Опираясь на полученные знания в ходе уроке, назовите итоги войны.

Итоги:

А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,

б) создание сильного национального государства

в) усиление королевской власти во Франции

Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

- Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.

- Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)

IV. Рефлексия.

- Составьте синквейн по теме урока.

V. Домашнее задание: параграф 20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!