СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Столярные соединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Cтолярные соединения»

Просмотр содержимого документа
«Столярные соединения»

Тема урока: «Cтолярные соединения»

Цели урока:

дидактическая:- способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;

развивающая: -способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);

воспитательная:- способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств;

Оборудование: приспособления и инструменты: ножовка столярная для поперечного пиления, ножовка обушковая, рубанок, стамески, долото, киянка, рейсмус, линейка измерительная металлическая, штангенциркуль, карандаш, угольник столярный.

Тип урока: комбинированный урок



Ход урока

I. Организационный момент -3 мин.

приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку, (карточки трех цветов: красный цвет-настроение плохое, желтый цвет - так себе и зеленый цвет- хорошее настроение)

II. Изучение новой темы -35 мин

Учитель: Среди различных способов соединения древесины наиболее распространены (из-за их надежности и прочности) шиповые соединения. Однако они относятся к числу самых сложных соединений.

2.1. Актуализация знаний по теме «Способы соединения изделий из древесины»

Учитель: Какие вы знаете способы соединения деталей из древесины?

Учащиеся называют соединения- разъёмные и неразъёмные ,приводят примеры.

- В каких случаях применяются соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах, клеевые соединения?

- Приведите примеры применения этих соединений.

- Сделайте сравнительный анализ соединений на гвоздях, шурупа, клеевых и шиповых соединений выделите их преимущества и недостатки.

В результате учащиеся приходят к выводу, что качественное изготовление большинства столярных изделий невозможно без применения шиповых соединений, более прочных, чем соединения ни гвоздях и шурупах.

2.2. Рассказ учителя о шиповых соединениях.

Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые для брусков, угловые серединные (тавровые), угловые ящичные для досок.



Столярное соединение образуется из шипа и проушины.

Шип- это выпиленный выступ на торце или боковине деревянной детали;

Проушина-это отверстие, выпиленное выступ на торце или боковине деревянной детали;

Гнездо- это отверстие, полученное в заготовке путём долбления долотом:

- Чем отличается гнездо от проушины?

- Какие виды шиповых соединений используют чаще всего?

- Из каких основных элементов состоит любое шиповое соединение?



2.3.Расчет шипового соединения

В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные, тройные и т.д. При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм – двойные, свыше 80 мм – тройные и многократные.

2.4.Проблемная ситуация

-Для чего при соединении увеличивают число шипов, уменьшая их толщину? Учащиеся приходят к выводу , что увеличение площади сопряжения шипов и проушин увеличивает прочность всего соединения.

Как можно повысить производительность ручного труда при изготовлении шипового соединения? (применение шаблона, применение сверла, разделение труда).

-С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании проушины?

-С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании шипа?

2.6. Физкультминутка- 2 мин.

«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

«Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. 
Темп медленный. Повторить 3 раза.

«Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты. 
Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз.

III. Практическая работа- 35 мин.

3.1. Водный инструктаж Перед началом практической работы учащиеся вспоминают правила техники безопасности при работе с режущим инструментом:

  • Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;

  • Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;

  • Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;

  • Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;

  • Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;

  • Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;

  • По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.

  • Затем приступают к выполнению работы в парах. Самостоятельно распределяют обязанности каждого, составляют план совместной работы.

-Выбор материала для изделия.

-Определение местоположения шипа и проушины.

-Разметка шипа и проушины.

- Запиливание шипа и проушины.

- Выдалбливание проушины.

-Подгонка и соединение шипа и проушины.

3.2Текущий инструктаж Во время самостоятельной работы учитель делает целевые обходы, обращая внимание учащихся на правильность использования учащимися учебно-технической документации, инструктирует учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

Корректировка хода практической работы.

Контроль за соблюдением правил безопасной работы.

3.3.Закключительный инструктаж. Учитель подводит итоги практической работы, анализирует выполнение практического задания учащимися. Разбирает типичные ошибки и характерные недостатки, рассматривает пути их предупреждения и устранения.

IV. Закрепление изученного материала- 5 мин.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Чему вы научилась?

  • Где вам пригодится это?

  • Где применяют шиповое соединение?

v. Подведение итогов урока-3 мин.

-Сообщается о достижении целей урока;

- Оценивается результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

-Выставляется отметки в классный журнал и в дневники учащихся.

VI. Уборка рабочих мест и помещения- 2 мин.

-проветривание помещения;

-влажная уборка;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!