Тема урока: «Cтолярные соединения»
Цели урока:
дидактическая:- способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;
развивающая: -способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);
воспитательная:- способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств;
Оборудование: приспособления и инструменты: ножовка столярная для поперечного пиления, ножовка обушковая, рубанок, стамески, долото, киянка, рейсмус, линейка измерительная металлическая, штангенциркуль, карандаш, угольник столярный.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент -3 мин.
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку, (карточки трех цветов: красный цвет-настроение плохое, желтый цвет - так себе и зеленый цвет- хорошее настроение)
II. Изучение новой темы -35 мин
Учитель: Среди различных способов соединения древесины наиболее распространены (из-за их надежности и прочности) шиповые соединения. Однако они относятся к числу самых сложных соединений.
2.1. Актуализация знаний по теме «Способы соединения изделий из древесины»
Учитель: Какие вы знаете способы соединения деталей из древесины?
Учащиеся называют соединения- разъёмные и неразъёмные ,приводят примеры.
- В каких случаях применяются соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах, клеевые соединения?
- Приведите примеры применения этих соединений.
- Сделайте сравнительный анализ соединений на гвоздях, шурупа, клеевых и шиповых соединений выделите их преимущества и недостатки.
В результате учащиеся приходят к выводу, что качественное изготовление большинства столярных изделий невозможно без применения шиповых соединений, более прочных, чем соединения ни гвоздях и шурупах.
2.2. Рассказ учителя о шиповых соединениях.
Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые для брусков, угловые серединные (тавровые), угловые ящичные для досок.
Столярное соединение образуется из шипа и проушины.
Шип- это выпиленный выступ на торце или боковине деревянной детали;
Проушина-это отверстие, выпиленное выступ на торце или боковине деревянной детали;
Гнездо- это отверстие, полученное в заготовке путём долбления долотом:
- Чем отличается гнездо от проушины?
- Какие виды шиповых соединений используют чаще всего?
- Из каких основных элементов состоит любое шиповое соединение?
2.3.Расчет шипового соединения
В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные, тройные и т.д. При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм – двойные, свыше 80 мм – тройные и многократные.
2.4.Проблемная ситуация
-Для чего при соединении увеличивают число шипов, уменьшая их толщину? Учащиеся приходят к выводу , что увеличение площади сопряжения шипов и проушин увеличивает прочность всего соединения.
- Как можно повысить производительность ручного труда при изготовлении шипового соединения? (применение шаблона, применение сверла, разделение труда).
-С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании проушины?
-С какой стороны от разметочной линии должно проходить полотно пилы при запиливании шипа?
2.6. Физкультминутка- 2 мин.
«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
«Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед.
Темп медленный. Повторить 3 раза.
«Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты.
Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз.
III. Практическая работа- 35 мин.
3.1. Водный инструктаж Перед началом практической работы учащиеся вспоминают правила техники безопасности при работе с режущим инструментом:
Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.
Затем приступают к выполнению работы в парах. Самостоятельно распределяют обязанности каждого, составляют план совместной работы.
-Выбор материала для изделия.
-Определение местоположения шипа и проушины.
-Разметка шипа и проушины.
- Запиливание шипа и проушины.
- Выдалбливание проушины.
-Подгонка и соединение шипа и проушины.
3.2. Текущий инструктаж Во время самостоятельной работы учитель делает целевые обходы, обращая внимание учащихся на правильность использования учащимися учебно-технической документации, инструктирует учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
Корректировка хода практической работы.
Контроль за соблюдением правил безопасной работы.
3.3.Закключительный инструктаж. Учитель подводит итоги практической работы, анализирует выполнение практического задания учащимися. Разбирает типичные ошибки и характерные недостатки, рассматривает пути их предупреждения и устранения.
IV. Закрепление изученного материала- 5 мин.
v. Подведение итогов урока-3 мин.
-Сообщается о достижении целей урока;
- Оценивается результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
-Выставляется отметки в классный журнал и в дневники учащихся.
VI. Уборка рабочих мест и помещения- 2 мин.
-проветривание помещения;
-влажная уборка;