Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа - интернат
ст-цы Костромской
Открытый урок по столярному делу.
6 класс.
Тема. «Столярный инструмент:
виды, назначение».
Учитель: Долженко Е. П.
Тема: «Столярный инструмент: виды, назначение»
Цели. Знакомство с основным столярным инструментом, его назначением и безопасными приемами работы с ним.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструментам и материалам.
Способствовать формированию и развитию первоначальных навыков работы со столярным инструментом.
Способствовать запоминанию основной терминологии.
Оборудование. Верстак столярный с комплектом столярного инструмента, инструкции по техники безопасной работы в школьных мастерских, мультимедийное оборудование, презентация к материалу урока.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение пройденного материала.
Правила безопасности в столярной мастерской.
3. Опрос по правилам техники безопасности.
III. Основная часть урока.
Слайд 1 (с комментариями учителя) Профессия столяра очень важная. Каждый мужчина должен уметь забить гвоздь, отремонтировать сломанную мебель, изготовить простейшие столярные изделия. Стать «мастером своего дела», может каждый. Для этого надо долго и упорно учиться, приобретать навыки столярного дела. Давайте вспомним, какие столярные инструменты вы знаете? И для чего они предназначены?
Организация рабочего места (слайд 2).
Рабочее место - участок площади мастерской, закрепленной за учащимися и оснащенной в соответствии с выполняемой работой, оборудованием, приспособлениями и материалами.
Правильно организованное рабочие место является началом успеха выполняемой столярной работы.
Физкультминутка.
«Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты.
Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох.
Повторить 5 раз.
Основные виды ручного столярного инструмента (слайд 3-8).


Назначение столярных инструментов.
Для выполнения столярных работ применяют режущий и измерительный инструмент.
Инструментов для выполнения столярных работ много. Некоторые их них вам уже известны. Есть инструменты, которые мы относим к режущим, а есть к измерительным.
Для ручной обработке древесины на столярном верстаке применяют различные режущие и измерительные инструменты, а также приспособления. К режущим инструментам относят: струги (рубанки, шерхебели, фуганки). Пилы (продольного, поперечного, смешанного пиления). Дрели со свёрлами, стамески, долота т.д. Для выполнения столярных работ используют ударный инструмент молоток, а также киянку. Измерительными инструментами столяра являются: линейка, циркуль, транспортир, угольник. Разметочным инструментом является карандаш, рейсмус, разметочный циркуль и т.п.
Рубанок (струг) – режущий инструмент плотника и столяра. Им строгают древесину. Столяры и плотники пользуются стругами разных видов, но устройство у них почти у всех одинаковое.
Ручные пилы бывают поперечные двуручные, ножевые (ножовки) и лучковые. Пила представляет собой стальную ленту (полотно) с нарезанными на ней треугольными зубьями. Полотно пилы снабжено ручками либо закреплено в специальном станке.
Существуют пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Отличаются такие пилы формой режущих зубьев, расстоянием между ними, углом заточки, способами заточки и разводки.
Коловорот – ручная дрель – инструмент для ручного сверления отверстий в дереве, металле.
Сверло – режущий инструмент для получения отверстий в древесине, металле и других конструкционных материалов. Различают свёрла перовые, центровые, спиральные. Кроме того, свёрла бывают с коническими и цилиндрическими хвостиками.
Стамеска - столярный режущий инструмент, которым подрезают подгоняемые детали; используют для изготовления мелких фасонных деталей, получения углублений и других работ.
Молотки и киянки – инструмент, дошедший до нас из каменного века. Еще древние люди осознали полезность и необходимость молотка. Он служил им и орудием защиты, и инструментом, с помощью которого можно было расколоть орех, раздробить кость, забить в землю деревянный кол. Молоток и сейчас остается одним из главных инструментов у людей, имеющих профессию, связанную с обработкой конструкционных материалов.
О нем сложена вот такая загадка.
Тит на работу вышел,
Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит – крепко станет.
Это – молоток. Инструмент для нанесения ударов. Молотки могут быть как по форме, размеру, так и по весу разные. Всё зависит от рода выполняемых при помощи его работ.
Киянки также являются древним инструментом. Выполнена она полностью из древесины твердых пород (береза, дуб, вяз, акация, яблоня, груша и т.д.). Предназначена она для выполнения сборки деревянных изделий, а также долбёжных работ.
Любой мастер не может обходиться без инструмента, при помощи которого размечают и отмеряют заготовки, а также контролируют размеры. Посмотрим на некоторые из них.
Линейка металлическая измерительная – инструмент для определения линейных размеров, а также для отсчёта показаний кронциркулей и нутромеров.
Карандаш – инструмент, предназначенный для выполнения разметки на поверхности древесины.
Рейсмус – разметочный инструмент для процарапывания на поверхности древесины линий, параллельных строганной поверхности или чисто отрезанному торцу.
Разметочный циркуль – используется для разметки окружностей, откладывания одинаковых отрезков.
Шаблон – в технике: приспособление или инструмент для проверки правильности формы ряда готовых изделий; образец, по которому изготовляются однородные изделия.
Столярный угольник и треугольник – контрольный инструмент для проверки прямых углов и нанесения прямых линий под углом 90 градусов при разметке древесины.
К группе режущих инструментов также относят и напильники.
Напильник – режущий инструмент, который предназначен для опиливания поверхности древесины вручную. Напильники различаются по форме поперечного сечения (круглые, полукруглые, квадратные, плоские, ромбические и т.д.).
IV Закрепление.
Назвать столярные инструменты и рассказать о их применении (на слайдах появляются изображения столярных инструментов в зашумленном пространстве, учащиеся называют столярные инструменты, рассказывают об их применении и назначении).
V. Оценивание учащихся (комментированное).
VI. Домашнее задание.
Изучить основные виды столярных инструментов.