СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стороны горизонта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  рабочей  программе изучению  сторон  горизонта  и  ориентированию  отводится  1  урок.     Главная  задача  урока -  сформулировать  у  учащихся  умения  определять  стороны  горизонта  на  плоскости. 

Просмотр содержимого документа
«Стороны горизонта»


Конспект урока по географии в 5 классе «Стороны горизонта.»

Учитель: Бакшеева Татьяна Николаевна

Тема урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цель урока:

Содержательная:

формировать представления о сторонах горизонта.

Деятельностная :

-формировать практические умения определять стороны горизонта на местности, по плану;

-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;

- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;

- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки с планом местности;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география».

Планируемые образовательные результаты.

уметь объяснять значение понятий: «горизонт», «стороны горизонта», «линия горизонта», «ориентирование»;

определять направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи, карты и местных предметов.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Обще учебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов, синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения.

 




Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Формирование целостного восприятия окружающего мира;

способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию;

развитие познавательных мотивов.

Извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, наблюдений для решения учебной задачи;

освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска.


 

Основные понятия: Горизонт, стороны горизонта ( север, юг, запад, восток,) ориентирование, линия горизонта.

План изучения нового материала.

Возникновение (постановка) проблемной ситуации

Осознание сущности затруднения и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез с попыткой соответствующего обоснования;

Доказательство гипотезы;

Проверка правильности решения проблемной задачи

Технология: проблемного обучения.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Вид урока: традиционный.

Оборудование урока:  презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 3 минуты.

В мире есть четыре брата,
Север юг восток и запад.
Братья эти-страны света,
ну а дом их вся планета.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

- Тогда начнем наш урок

 

Актуализация знаний


 

Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема.  

  Мы  должны  сегодня  успеть  почитать  сказку,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,   рассмотреть новую тему.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу. - А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной   русской народной  сказки. 

  Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь -    Богатым будешь. Узнали сказку?   А мы с вами можем так же ориентироваться в селе  – направо, налево, прямо…

-А в степи, глухом лесу, как нам понять, в каком направлении двигаться?


 



Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.

 

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности

2.Создание проблемной ситуации

постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний

А теперь другая ситуация : Девочка заблудилась в лесу. Она ходила то в одну сторону, то в другую. Она несколько раз вспоминала, что когда пошла рано утром в лес из деревни, солнце ей жгло спину.

Проблемные вопросы:

Скажите, почему девочка не смогла вернуться самостоятельно домой?

 - Есть ли выход из данного положения?

 А важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

 Что нужно знать для того, чтобы уметь  ориентироваться?    

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что такое ГОРИЗОНТ, ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА?

-  Вступают в диалог с учителем , выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Предлагают пути выхода из сложившиеся ситуации.


 

.


 
 

3.Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения.

 

  - Правильно,   надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? 

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта».

  Это  тема  нашего  урока.  Давайте откроем   тетради  и  запишем число и  тему  урока. 

Задача сегодняшнего урока 

 - научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

 Осознание цели предстоящей деятельности.

Записывают тему урока.

4.Доказательство гипотезы (новая тема)

уметь объяснять значение понятий: «горизонт», «стороны горизонта», «ориентирование» «линия горизонта».


 


 выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.


 


 


 


 


 

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи карты и местных признаков.


 


 


 


 


 


 

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.


 





Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать?   

Что такое ГОРИЗОНТ, ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА?

Давайте откроем учебники на странице 78-79, найдем эти определения и запишем их в тетради.

Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?


Основные – 4,

С, Ю, З, В,

Промежуточные – 4

   С- В,  Ю-В,  С-З,   Ю-З.

Проблема: как правильно записать С-В или С.В.

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

•           по звездам;

•           по небесным светилам;

•           по местным признакам.

   Как мы узнаем, где писать С а где Ю , с какой стороны записывается З и В?

- Объяснения учителя;

С и Ю-определяется полюсами земли.

З и В –вращением планеты вокруг своей оси.

Определение сторон горизонта.

Сначала необходимо определить направление на север. Например: ночью по полярной звезде она указывает на север. В солнечный день по тени от предметов, в лесу по мху на стволе деревьев, затем можно определить, где находятся остальные стороны горизонта. Для этого необходимо встать лицом к северу и развести руки в стороны.

Правая рука всегда будет В.

Левая рука будет З.

Сзади Ю.

Определите, как изменяется направление на С.

-  Каждая  сторона  горизонта  имеет  свое  название. Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится учительский стол?

А как можно ориентироваться на местности?

- днем.

-в лесу.

- ночью.

 







Открывают учебник на с78-79. Записывают определения. 

 

Работают с заданиями на определение направлений на плане.

 

 

 Работают с текстом. Пытаются объяснить, как ориентироваться, по местным признакам.



 Слушают, записывают в тетрадь.







 

 

 



 



Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.

 

Самостоятельно определяют положение   на - С   в классе.

Отвечают после поднятия руки.

Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление)

 

Давайте  теперь решим задачи  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     

  1. Какие стороны горизонта являются основными?

А) Юг

Б) Северо-восток

В) Юго-восток

Г) Запад

2) Противоположная сторона Юга?

(Север)

3)Придумайте сами задачу с расставлениям сторон горизонта.





Учащиеся  записывают   и определяют  стороны  горизонта.

Рефлексия

 

Вопросы на повторение.

Какую проблему мы сегодня решили?

Как можно ориентироваться на местности?

Нужно ли это знать и почему?

Что вы не знали до начала урока?

 - Что нового узнали на уроке?

 -  Чему научились?

Вспоминают основные понятия и умения.

Домашнее задание

 

§16 с78-80. По желанию нарисовать рисунок со сторонами горизонта.

Записывают в дневник

 


 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!