Конспект урока по географии в 5 классе «Стороны горизонта.»
Учитель: Бакшеева Татьяна Николаевна
Тема урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цель урока:
- Содержательная:
формировать представления о сторонах горизонта.
- Деятельностная :
-формировать практические умения определять стороны горизонта на местности, по плану;
-формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;
- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;
- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки с планом местности;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать у обучающихся интерес к предмету «география».
Планируемые образовательные результаты.
уметь объяснять значение понятий: «горизонт», «стороны горизонта», «линия горизонта», «ориентирование»;
определять направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи, карты и местных предметов.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Обще учебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов, синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения.
Программные требования
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Формирование целостного восприятия окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию; развитие познавательных мотивов. | Извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия. | Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска. |
Основные понятия: Горизонт, стороны горизонта ( север, юг, запад, восток,) ориентирование, линия горизонта.
План изучения нового материала.
Возникновение (постановка) проблемной ситуации
Осознание сущности затруднения и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез с попыткой соответствующего обоснования;
Доказательство гипотезы;
Проверка правильности решения проблемной задачи
Технология: проблемного обучения.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Вид урока: традиционный.
Оборудование урока: презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент 3 минуты. |
В мире есть четыре брата, Север юг восток и запад. Братья эти-страны света, ну а дом их вся планета. - Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок | |
Актуализация знаний |
| Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. - А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в селе – направо, налево, прямо… -А в степи, глухом лесу, как нам понять, в каком направлении двигаться? |
Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы. На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности |
2.Создание проблемной ситуации |
постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний | А теперь другая ситуация : Девочка заблудилась в лесу. Она ходила то в одну сторону, то в другую. Она несколько раз вспоминала, что когда пошла рано утром в лес из деревни, солнце ей жгло спину. Проблемные вопросы: Скажите, почему девочка не смогла вернуться самостоятельно домой? - Есть ли выход из данного положения? А важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться? Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ? Что такое ГОРИЗОНТ, ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА? | - Вступают в диалог с учителем , выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Предлагают пути выхода из сложившиеся ситуации. . |
3.Поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования; |
выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения. | - Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта». Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока. Задача сегодняшнего урока - научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. | Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока. Осознание цели предстоящей деятельности. Записывают тему урока. |
4.Доказательство гипотезы (новая тема) |
уметь объяснять значение понятий: «горизонт», «стороны горизонта», «ориентирование» «линия горизонта». выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения. определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи карты и местных признаков. планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
| Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ? Что для этого нужно знать? Что такое ГОРИЗОНТ, ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА? Давайте откроем учебники на странице 78-79, найдем эти определения и запишем их в тетради. Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их? Основные – 4, С, Ю, З, В, Промежуточные – 4 С- В, Ю-В, С-З, Ю-З. Проблема: как правильно записать С-В или С.В. Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют: • по звездам; • по небесным светилам; • по местным признакам. Как мы узнаем, где писать С а где Ю , с какой стороны записывается З и В? - Объяснения учителя; С и Ю-определяется полюсами земли. З и В –вращением планеты вокруг своей оси. Определение сторон горизонта. Сначала необходимо определить направление на север. Например: ночью по полярной звезде она указывает на север. В солнечный день по тени от предметов, в лесу по мху на стволе деревьев, затем можно определить, где находятся остальные стороны горизонта. Для этого необходимо встать лицом к северу и развести руки в стороны. Правая рука всегда будет В. Левая рука будет З. Сзади Ю. Определите, как изменяется направление на С. - Каждая сторона горизонта имеет свое название. - Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится учительский стол? А как можно ориентироваться на местности? - днем. -в лесу. - ночью. |
Открывают учебник на с78-79. Записывают определения. Работают с заданиями на определение направлений на плане. Работают с текстом. Пытаются объяснить, как ориентироваться, по местным признакам.
Слушают, записывают в тетрадь.
Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности. Самостоятельно определяют положение на - С в классе. Отвечают после поднятия руки. |
Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление) |
| Давайте теперь решим задачи и потренируемся в определении сторон горизонта. Какие стороны горизонта являются основными? А) Юг Б) Северо-восток В) Юго-восток Г) Запад 2) Противоположная сторона Юга? (Север) 3)Придумайте сами задачу с расставлениям сторон горизонта. |
Учащиеся записывают и определяют стороны горизонта. |
Рефлексия |
| Вопросы на повторение. Какую проблему мы сегодня решили? Как можно ориентироваться на местности? Нужно ли это знать и почему? Что вы не знали до начала урока? - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? | Вспоминают основные понятия и умения. |
Домашнее задание |
| §16 с78-80. По желанию нарисовать рисунок со сторонами горизонта. | Записывают в дневник |