СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стороны горизонта. Ориентирование.Урок географии 5 класс УМК «СФЕРЫ» Технология критического мышления

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Комбинированный. Главной задачей является создание ситуации для развития способностей учащихся самостоятельно анализировать, сопоставлять информацию о способах ориентирования на местности.

Просмотр содержимого документа
«Стороны горизонта. Ориентирование.Урок географии 5 класс УМК «СФЕРЫ» Технология критического мышления»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАХОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЕРЕЗОВКА»








Стороны горизонта. Ориентирование.




Урок географии 5 класс

УМК «СФЕРЫ»


Технология критического мышления






Учитель географии: Герда Г. М.




2014 – 2015 уч. г.


Технологическая карта урока

Дата: 17.12.2014

Тема:

Стороны горизонта. Ориентирование.

Цель:

Формирование представлений о способах ориентирования на местности

Задачи:

Создание ситуации для развития способностей учащихся самостоятельно анализировать, сопоставлять информацию о способах ориентирования на местности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Горизонт, стороны горизонта, ориентирование, компас, азимут. Способы ориентирования.

Планируемый результат


Предметные

УУД


В познавательной сфере:

- давать определение горизонт, линия горизонта, ориентирование, азимут, компас

- уметь анализировать иллюстрации

«Способы ориентирования», схемы «Основные и промежуточные стороны горизонта»

- уметь определять стороны горизонта при помощи компаса, определять азимут.

- уметь вести диалог с одноклассниками

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль географических знаний о видах изображения земной поверхности


Личностные: самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – постановка вопросов, формулирование своих затруднений

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

Предметные – понимание значимости умения ориентироваться на местности

Логические: осуществление анализа объектов с целью выделения признаков, выбора оснований и критериев сравнения

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Формы работы

Индивидуальная, парная

Ресурсы урока

Презентация, учебник, рабочий лист, атласы, компасы, компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

мотивационный

цели

содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации










Работа на рабочих листах

















Проблемная ситуация


Приветствие:

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Улыбнитесь друг другу.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

- ребята, мы изучаем блок «Виды изображений земной поверхности». Что вы уже знаете по данной теме? Чему научились?

Проверим!

Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.

- Абсолютная высота – это превышение точек земной поверхности над уровнем моря? Да.

- На карте показана относительная высота? Нет.

- Нивелир – это прибор для измерения расстояний? Нет.

- Абсолютная высота исчисляют от уровня Балтийского моря? Да.

- Горизонтали – это линии на карте с одинаковой абсолютной высотой? Да.

- Если промежутки между соседними горизонталями большие, то склон пологий. Если горизонтали близки друг к другу, то склон крутой? Да.

- Изобаты – это линии на карте, соединяющие точки с одинаковой глубиной? Да.

- Кто ни разу не ошибся?

Молодцы!

Теперь проверим ваши умения.


1.Сравните абсолютные высоты точек А, Б и В, и расположите их в порядке возрастания их абсолютных высот.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв



2. Туристы поднимаются на гору Малиновская по маршруту, обозначенному стрелкой. На каком из отрезков пути, обозначенных цифрами, их пути подъем будет наиболее крутым?


1)

1

2)

2

3)

3

4)

4



3. Расстояние между колодцем и отдельно стоящим деревом 250 м. Покажите при помощи условных знаков расположение этих объектов в масштабе 1:5000.

- Кто справился с заданием?

- У кого вызвало затруднения?

- Как получилось у соседа по парте? Почему изобразили по-разному?

- Какое условие необходимо, чтобы у всех было одинаково?

- Необходимо знать в каком направлении расположены данные объекты относительно друг друга.



Цель:

Этап учебнопознавательной деятельности

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний




























Блок самостоятельного получения знаний (работа с различными источниками информации)


Выход на новое знание


- Сформулируйте тему урока. Возьмите рабочие листы и запишем тему.

- А какова цель нашего урока? Что вы хотите узнать и чему хотите научиться сегодня на уроке? Давайте запишем и ее в рабочий лист. Для того чтобы достичь цели нашего урока нам нужно наметить план урока, слушаю ваши варианты:

  1. Теоретический этап (ознакомление с основными терминами темы)

  2. Практический этап (работа с приборами, картой, планом местности)

Посмотрите на список терминов и понятий. Слайд 3

Запишите их в таблицу.

Дайте определение данных терминов, какой термин записали в 3 колонку? (азимут)

Знаю определение понятий

Имею представление, но определение не назову

Не знаю








Сравните с определениями на слайде. Слайд 4

Запишите в словарик терминов.


- Что означает ориентирование?

- Нахождение сторон горизонта. Назовите основные стороны горизонта. Слайд 5

- Чтобы более точно ориентироваться существуют промежуточные стороны горизонта. Слайд 6

- Как ещё можно ориентироваться на местности? Слайд 7

Устали? Отдохнём немого.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.


- Определите стороны горизонта в классе. Затрудняетесь?

- Правильно. Что нам поможет?

- Компас.

- Выполните задание в рабочих листах.

Работа с текстом учебника с. 40-41 Слайды 8,9

Что такое «Компас»? __________________________________________________________________________________

Где и когда был изобретен компас?_______________________________________________________________________

Почему стрелка компаса покрашена черно-красным цветом? _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Что означает сориентировать компас?

Что такое азимут? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическая работа:

  1. Отметь стороны горизонта

  2. Сориентируй компас

  3. Определи направления:

на доску ____________

на дверь ___________

на среднее окно _______





д/з п.14

А) Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: 1 : 10 000. Масштаб: в 1 см – 100 м.

1. Направление (Н) – СВ, расстояние (Р) = 300 м, азимут (А) = ?
2. Н – ЮВ, Р = 300 м, А = ?
3. Н – З, Р = 400 м, А = ? 
4. Н – Ю, Р = 500 м, А = ?
5. Н – В, Р = 400 м, А = ?
6. Н – С, Р = 500 м, А = ?


Этап рефлексии

Оценка результатов деятельности

Осознание себя в процессе деятельности


Подводим итог нашего урока

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!