СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде.

Просмотр содержимого документа
«Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской Области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира по теме «Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси»,

проведенного студенткой 42 группы

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла

Макаровой Ларисой Сергеевной











Учитель:_______________/Кузнецова М. А./

Дата проведения: 15.02.19

Оценка:______________











Орёл, 2019

Тема урока: «Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: «открытие» нового знания

УМК: «Школа России»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Ученик будет знать: основные события связанные с Древней Русью.

Ученик будет уметь: определять основные события связанные с Древней Русью.

Метапредметные:

Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации.

Оборудование и ресурсы: учебник Окружающий мир 4 класс (2 часть),  Плешаков А.А.; наглядный материал.


План урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

  3. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

  4. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

  5. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

  8. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас буду вести я. Меня зовут Лариса Сергеевна. Садитесь, пожалуйста!

Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.

Обучающиеся высказывают свои предположения; проверят свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

-возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Опрос учащихся по вопросам:

  • Как было организовано управление в Древней Руси?

  • За какие заслуги мы чтим князя Владимира?

  • В чём значение принятия Русью христианства?

Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси»

Выполняют тест, работаю в парах.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные УУД:

-фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия.

  1. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.

Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?

-Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать».

-В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?

Отвечают на вопросы.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Отправляемся в путешествие по Древней Руси.

В коммуникативной форме уточняют тему урока, ставят цель, составляют план достижения цели.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

  1. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране.

Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город)

Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!»  Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию , группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. 
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Физкультминутка

Мы город построить поможем,
Стены зданий  по кирпичику сложим, 
Лопатой клумбы  покопаем покопаем, 
Цветов насажаем,
Мост поднимем, фонари повесим,
А потом себе похлопаем:
МОЛОДЦЫ какие!

Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода) Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47) .

Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов , что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов. 

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. 

От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Чтение статьи учебника стр. 48-52.

Учитель: В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.

С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»

И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?

Учитель: «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.

Чтение статьи учебника стр. 53-57.

Выполняют задание в учебнике.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-Как назывался центр древнего русского города? (Центр город был обычно укреплен и назывался кремлем)

-Что располагалось внутри кремля? (Внутри кремля располагал княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь)

-Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд)

-Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе (Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы)

-Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень-озера? (Великий Новгород)

-Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники)

-Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружейник, ювелиры, камнерезы, кожевники)

-Кто управлял городом? (Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)

-Что стало известно благодаря работе археологов? (Новгородцы ходили по деревянным мостовым. Их настилали с 10 по 15 век - 500 лет.)

-Какое еще открытие сделали археологи? (Древние новгородцы писали на бересте)

-Что такое береста?(Березовая кора)

-Чем писали на бересте? (Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками – писалами)

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

C.17, № 1, 2,3,4 Прочитайте.

№4.Рассмотрите схемы городов.

Схема, какого города изображена на первом рисунке? (На первом рисунке схема города Киева)

-На какой реке стоит город Киев? (На Днепре)

-Назовите главные архитектурные постройки в Киеве? (Золотые ворота, Софийский собор, Львовские ворота, Софийские ворота)

Подпишите на этой схеме названия реки и главных архитектурных сооружений?

Схема, какого города изображена на втором рисунке? (На втором рисунке схема города Новгорода)

-На какой реке стоит город Новгород? (На реке Волхов)

-Назовите главные архитектурные постройки в Киеве? (Кремль Никольский монастырь, Духов монастырь, Зверин монастырь, Торг, Павлов монастырь)

Подпишите на этой схеме названия реки и главных архитектурных сооружений?

Взаимопроверка по учебнику.

Самостоятельно выполняют задание на карточке.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).


  1. Включение в систему знаний повторение (5 мин).

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Назовите города Древней Руси.(Киев, Новгород)

Назовите архитектурные сооружения этих городов.


Отвечают на вопросы викторины.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

познавательные:

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала; уметь классифицировать геометрические фигуры, обосновывать классификацию.

коммуникативные:

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Какова тема была нашего урока?(Страна Городов)

-Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли?

Продолжите фразы:

На уроке я узнал …

На уроке мне запомнилось …

Домашнее задание:

Прочитать текст и ответить, но вопросы «Проверь себя» (с. 46-54).

Проводят самооценку собственной учебной деятельности.


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;