СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Страна Оригамия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена программа кружка по дополнительному образованию.

Просмотр содержимого документа
«"Страна Оригамия"»

















Программа дополнительного образования



«Страна Оригамия»

























Кочанова Е.В.



Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Одним из древних, но не стареющих искусств является японское искусство складывания из бумаги. Это искусство имеет огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В настоящее время мир оригами необычайно широк и разнообразен. Он включает в себя науку и технологию, культуру и искусство, творчество и ремесло, социологию и психологию.

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Таким образом, складывание оригинальной поделки- становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Вид программы- модифицированная.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

  • формировать умения следовать устным инструкциям;

  • обучать различным приемам работы с бумагой;

  • обогащать словарь ребенка специальными терминами;

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

  • формировать культуру поведения в социуме.



























Этапы реализации


Образовательная программа по оригами адаптирована для её восприятия детьми, данного возраста.

Весь курс обучения условно поделён на две ступени. Каждый год обучения представляет собой определённую ступень развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей обучающихся.

В то же самое время, каждая ступень является самостоятельной, логически завершённой стадией обучения, воспитания и развития детей. Полученные на первом году обучения знания, умения и навыки закрепляются и совершенствуются на втором году обучения.

На первом году обучения происходит знакомство детей с искусством складывания бумаги. Складывание бумаги – это не только получение ребёнком готовой поделки, что, без сомнения, является самым важным итогом процесса складывания:

  • это и навыки аккуратного, чёткого сгибания бумаги в нужных направлениях;

  • это и знание элементов квадрата, и умение правильно применять эти знания при складывании фигур оригами - определять и намечать в бумажном квадратике диагональные складки, средние линии, находить центр квадрата;

  • это и умение ориентироваться в многообразии специальных терминов, приёмов, способов складывания бумаги в определённых направлениях и в определённой последовательности.

На первом этапе знакомства с оригами детям необходимо научиться складывать основные базовые формы оригами. Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами – это основное, что должны будут усвоить обучающиеся на первом году обучения. На основе знаний о базовых формах оригами строится вся последующая учебная деятельность.

На втором году обучения происходит закрепление знаний, умений и навыков по складыванию базовых форм оригами и изготовления на их основе классических моделей оригами на более высоком уровне.

Большое значение на втором году обучения отводится самостоятельному складыванию моделей оригами с использованием схем и чертежей. Акцентируется внимание на условных знаках оригами и складках «гора» и «долина».

Используются возможности компьютерной графики и Интернет - сайтов, посвящённых искусству оригами.

Происходит знакомство с авторами книг по оригами, складываются авторские модели оригами. Уделяется более пристальное внимание ознакомлению обучающихся с культурой изучаемого предмета: оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.







Организационные принципы

Программа рассчитана на 2 года и ориентирована на детей 10-12 лет. В кружок «Страна Оригамия» принимаются все желающие учащиеся данного возраста.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 12 человек, состав учащихся – постоянный.

Режим организации занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, общее количество часов за год – 72 ч. Занятия проводятся регулярно, согласно расписанию.






































Прогнозируемые результаты

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся:

Должен знать:

• что такое оригами;

• историю возникновения оригами;

• основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;

• приемы складывания модулей;

• правила техники безопасности.

Должен уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой;

• Составлять композицию из готовых поделок.

Оригами :

• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• активизирует мыслительные процессы.

Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.













Отслеживание результатов реализации программы

Проходит в процессе анализа и оценки работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей, посредством анкетирования детей, при организации выставок детского творчества.

Оценка детских работ происходит по следующим критериям:

  • выполнение практического задания или упражнения ;

  • оригинальность;

  • использование теоретических знаний в практической работе;

  • культура работы в материале;

  • собственное отношение к работе (через аккуратность и законченность работы).

Отслеживание развития коммуникативных способностей происходит методом наблюдения и документальной фиксации.











































Учебно-тематический план

Первый год обучения


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теоритические

Практические



1

Вводное занятие

2

2


2

Базовые формы оригами

4

2

2

2.1.

«Треугольник»

2

1

1

2.2.

«Водяная бомбочка»

2

1

1

3.

Модели оригами «Классический минимум»

8

4

4

3.1.

Тюльпан

2

1

1

3.2

Лотос

2

1

1

3.3

Коробочка

2

1

1

3.4.

Голубь

2

1

1

4.

«Осенние мотивы» оригами

8

2

6

4.1.

Кленовый лист

2

1

1

4.2.

Журавль

1


1

4.3.

Осенний букет

5

1

4

5.

«Праздничное» оригами

«Новый год!»

12

2

10

5.1.

Еловая веточка

4

1

3

5.2.

Новогодняя Елка

6

1

5

5.3.

Снежинка

2


2

6.

«Подводный мир» оригами

11

2

9

6.1

Кит

2

1

1

6.2.

Аквариум

9

1

8

7.

«Пасхальные мотивы» оригами

10

2

8

7.1.

Пасхальное яйцо

2

1

1

7.2.

Пасхальный заяц

8

1

7

8.

«Весенние мотивы» оригами

12

2

10

8.1.

Цветочное ассорти

3

1

2

8.2.

Вазы

9

1

8

9

Лето с оригами

3

1

2

9.1.

Бабочка

2

1

1

9.2.

Лягушка

1


1

10

Итоговое занятие

2


2


Итого часов:

72

19

53


Учебно-тематический план

Второй год обучения


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теоритические

Практические



1

Вводное занятие

2

2


2

Базовые формы оригами

4

2

2

2.1.

«Дверь»

2

1

1

2.2.

«Дом»

2

1

1

3.

Модели оригами «Классический минимум»

8

4

4

3.1.

Тюлень

2

1

1

3.2

Гриф

2

1

1

3.3

Ветряная мельница

2

1

1

3.4.

Параход

2

1

1

4.

«Осенние мотивы» оригами

8

2

6

4.1.

Перелетные птицы

2

1

1

4.2.

Утка

1


1

4.3.

Осенний букет

5

1

4

5.

«Праздничное» оригами

«Новый год!»

12

2

10

5.1.

Рождественский венок

4

1

3

5.2.

Снеговик

6

1

5

5.3.

Рождественский колокольчик

2


2

6.

«Подводный мир» оригами

11

2

9

6.1

Дельфин

2

1

1

6.2.

Аквариум

9

1

8

7.

«Пасхальные мотивы» оригами

10

2

8

7.1.

Пасхальная открытка

2

1

1

7.2.

Пасхальный заяц

8

1

7

8.

«Весенние мотивы» оригами

12

2

10

8.1.

Цветы к празднику

3

1

2

8.2.

Вазы

9

1

8

9

Лето с оригами

3

1

2

9.1.

Стрекоза

2

1

1

9.2.

Лягушка

1


1

10

Итоговое занятие

2


2


Итого часов:

72

19

53

Содержание программы


Первый год обучения



Название темы


Формы работы

Содержание темы


Вводное занятие





Беседа

Составление списков

Согласование режима работы кружка

Знакомство с детьми

Материалы для работы

Техника безопасности на занятиях

Знакомство с искусством оригами

Знакомство с основными направлениями деятельности кружка в течение года


Базовые формы оригами


Индивидуальная

Знакомство с основами оригами

Базовые формы оригами «Треугольник», «Водяная бомбочка»

Знакомство с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги

Модели оригами

«Классический минимум»



Индивидуальная


Складывание наиболее простых в изготовлении традиционных (классических) моделей оригами на основе изученных базовых форм

«Классический минимум»

Тюльпан из «Водяной бомбочки»;

Коробочка обыкновенная;

цветок Лотос; Голубь .


«Осенние мотивы» оригами


Индивидуальная

Изготовление журавля.

Изготовление осеннего букета.

«Праздничное» оригами

«Новый год!»



Групповая, индивидуальная

Изготовление веточки еловой.

Изготовление Новогодней Елки.

Изготовление снежинок.

«Подводный мир»

оригами



Индивидуальная ,групповая

Изготовление кита

Изготовление аквариума с подводными обитателями

«Пасхальные мотивы» оригами

Групповая, индивидуальная

Изготовление пасхального яйца.

Изготовление

Пасхального зайца.

«Весеннее » оригами


Индивидуальная




Изготовление букета из весенних цветов.

Изготовление различных ваз.

Лето с оригами

Индивидуальная


Изготовление бабочки

Изготовление лягушки

Итоговое занятие

Групповая, индивидуальная

Оформление альбома работ учащихся

Мини-сочинение « Оригами для меня- это …»



































Содержание программы


Второй год обучения



Название темы


Формы работы

Содержание темы


Вводное занятие




Беседа




Составление списков

Согласование режима работы кружка

Материалы для работы

Техника безопасности на занятиях

Знакомство с искусством оригами

Знакомство с основными направлениями деятельности кружка в течение года

Базовые формы оригами


Индивидуальная

Знакомство с основами оригами

Базовые формы оригами «Дверь», «Дом»

Знакомство с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги

Модели оригами

«Классический минимум»



Индивидуальная


Складывание наиболее простых в изготовлении традиционных (классических) моделей оригами на основе изученных базовых форм

«Классический минимум»

Тюлень, Пароход , Гриф


«Осенние мотивы» оригами


Индивидуальная

Изготовление перелетных птиц.

Изготовление осеннего букета.

«Праздничное» оригами

«Новый год!»



Групповая, индивидуальная

Изготовление рождественского венка.

Изготовление Новогодней Елки.

Изготовление рождественского колокольчика.

«Подводный мир»

оригами



Индивидуальная ,групповая

Изготовление кита

Изготовление аквариума с подводными обитателями

«Пасхальные мотивы» оригами

Групповая, индивидуальная

Изготовление пасхальной открытки .

Изготовление

Пасхального зайца.

«Весеннее » оригами


Индивидуальная




Изготовление букета из весенних цветов.

Изготовление различных ваз.

Лето с оригами

Индивидуальная


Изготовление стрекозы

Изготовление лягушки

Итоговое занятие

Групповая, индивидуальная

Оформление альбома работ учащихся

Мини-сочинение « Оригами для меня- это …»














































Методическое обеспечение программы

Способы и формы работы с детьми

На каждом занятии присутствуют индивидуальная и групповая формы работы, почти занятия носят практический характер, но для выполнения нового элемента необходим теоретический материал.


Форма занятий

Основы учебной деятельности, основы знаний закладываются в первые годы обучения, следовательно, образовательная программа по оригами должна учитывать потребность школьника в приобретении знаний и, одновременно, возрастные особенности обучающихся.

Основная форма учебного процесса – «кабинетная» учебная деятельность. По структуре – это типовые уроки, подразделённые на: подготовительный период, повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление изученного, постановку новой задачи, контроль и оценку, заключительный период.

Содержательность урока определяется специфичностью предмета, направленностью программы и особенностями авторской методики. Особое внимание уделяется самым коротким, но очень ёмким моментам в начале и в конце урока – организационному и заключительному моментам, в течение которых в наибольшей степени проявляется форма коллективной деятельности, совместной работы по подготовке к уроку и его завершению. На этих стадиях решаются многие проблемы воспитательного характера. Одна из главных воспитательных задач на этих этапах – согласованные действия каждого учащегося (что позволяет экономить время и усилия и педагога, и обучающихся) на достижение общего результата.

В отличие от традиционных уроков, на занятиях по оригами нет «отстающих учеников»; конечный результат - сложенная своими руками модель оригами.

Отличительной особенностью занятий можно считать также и требования, предъявляемые к индивидуальной домашней работе. Домашних заданий нет, как нет и необходимости подготовки к новому уроку. Однако, отсутствие обязательных «заданий на дом» не означает их полного отсутствия. Детям предлагается дома, в качестве тренировки, сложить по памяти модели оригами, которые складывались на уроке, самостоятельно поработать по рекомендованным для «домашнего изучения» книгам, создать, по желанию, творческую работу на определенную тему или подумать над тем, как можно «усовершенствовать или украсить» изделие, изготовленное на уроке.

По итогам урока могут оформляться выставки: тематические, сезонные, текущие. Создание выставок происходит в рамках урока – отдельного времени на создание и оформления выставок не отводится.

Систематичность занятий, доступность изложения материала, последовательное наращивание сложности заданий, иллюстративно - демонстрационное методическое обеспечение занятий – всё должно соответствовать цели и задачам образовательной программы и содействовать воспитанию стремления школьников к познанию и творчеству.



Методы организации образовательного процесса

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный метод (беседа, рассказ.);

  • наглядный метод (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу );

  • практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.







































Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

  • Схемы складывания изделий

  • Белая бумага

  • Двухсторонняя цветная бумага

  • Цветной картон

  • Линейки

  • Ножницы


Дидактические материалы:

• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

• Схемы создания изделий оригами (для каждого учащегося) ;

• Образцы изделий;

• Альбом лучших работ детей.





































Список литературы

Источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

  3. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

  4. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

  5. Макарова Н.Р. Тайна бумажного листа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М. «Мозаика-синтез», 1998.

  6. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

  7. Интернет сайт: www.origami-school.narod.ru







































Список литературы

для обучающихся и их родителей

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

  2. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир, 1997

  3. Е.Конти Оригами

  4. Проснякова Т.И. Забавные фигурки, 1999