- познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
- познакомить с техникой Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа.
- развивать литературную речь учащихся.
- формировать умение работать в группах.
№ п/п | Этап урока (примерные) | Содержание УВЗ | Формируемые УУД. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1. | Организационный момент. 2 минуты. | Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. | Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!». | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Целеполагание, планирование. 4 минуты. | Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна? Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я предлагаю Вам поработать с карточками – заданиями. Текст карточек (на карточках фото о Японии): 1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу. 2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм. 3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости. 4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни). 5. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности. 6. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события. Вопросы: 1. Почему Японию называют страной восходящего солнца? 2. Что отличает Японию от других стран? 3. Что вы еще знаете об этой стране? | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы уч-ся. |
3. | Изучение нового материала. 23 минуты. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их. | Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного. -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью. -вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. | Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют). В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворная форма: хайку. Хайку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном единстве . Хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в одну (строку) и состоящее из трёх ритмических частей. Маленький краб Побежал по ноге. Чистая вода. Веками японцы воспевают красоту цветущей сакуры — японской вишни. Нежные лепестки вишни (сакуры) полюбились настолько, что заняли особое место в культуре этого народа. Для японцев цвет и форма цветков вишни (сакуры) стали символом чистоты и искренности. В некоторых случаях японское слово «цветок» указывает именно на сакуру. На протяжении тысячелетий японцы любуются этими прелестными цветками. Этот народный обычай любоваться цветущими вишнями воспет в многочисленных творениях японской поэзии. Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами. | Слушают, рассматривают слайды презентации. Рассказывают подготовленные сообщения о древнеегипетских символах. Обращаются к параграфу учебника на странице 116, читают, рассматривают иллюстрацию. Просмотр видеофрагмента. | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4. | Закрепление изученного материала. 3 минуты | Проводится чтений хайку написанных детьми | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала. При чтении хайку | Учитель выводит на экран проектора картинки сакуры, | Читают свои стихи | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Заполнение листа самооценки |
5. | Творческий этап 8 минут. | Выполнение практической работы. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка. | Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры. Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима – живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима: Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация). Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур японской вишни. Начинаем накладывать цвета с ветки, далее цветы. - Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над деталями веткой сакуры. А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью. Этапы рисования: набираем на кисточку черную или коричневую гуашь: начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки: на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры. намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ; наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. наши цветы готовы. | Сотрудничают в группе, выполняют задание, оценивают свою работу в листе самооценки. Каждая группа оценивает свою деятельность по критериям. | Творческий подход к выполнению коллективной работы. | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Заполнение листа самооценки. |
6. | Подведение итогов уроков. 2минуты | Подвести итог проделанной работы на уроке. | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Учитель задает вопросы: Ребята, о какой стране мы сегодня говорили? -Какое дерево является символом Японии? Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры. Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Учащиеся формулирует выводы | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | |
7. | Рефлексия. 2 минуты. | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. | -Ребята, вам понравился наш урок? Если вам была интересно поместите свои ветви сакуры на доску и пусть они станут единым деревом. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок. | | Заполнение листа самооценки. Оценка учителя. |
8. | Домашнее задание. 1 минута. | | | Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его | Слушают, записывают домашнее задание | | |