СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»

Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.»

Класс: 4 класс

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии (методы, приёмы): словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа.

Цели:

  1. Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с образом художественной культуры Японии.

  2. Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников.

  3. Вызвать интерес учащихся к японской поэзии, помочь открыть красоту и художественное видение природы Японии.

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;

- учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;

- познакомить с техникой Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа.

2. Развивающие:

- развивать эстетический вкус учащихся;

- развивать художественное видение окружающего мира;

- развивать литературную речь учащихся.

3.Воспитательные:

- воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

- формировать умение работать в группах.

УУД.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хайко», «Алла прима».

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.



п/п

Этап урока

(примерные)

Содержание УВЗ

Формируемые УУД.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

Оценка

1.

Организационный момент.

2 минуты.

Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!».

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Целеполагание, планирование.

4 минуты.


Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Личностные: мобилизация внимания.

Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна? Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я  предлагаю  Вам  поработать с карточками – заданиями. Текст карточек (на карточках  фото о Японии):

1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».  Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца  Аматерасу.

2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

3.  В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

4.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей.  В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

5. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.

6. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события. Вопросы: 1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Что отличает Японию от других стран?
3. Что вы еще знаете об этой стране?



Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы уч-ся.


3.

Изучение нового материала.

23 минуты.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их.


Познавательные:

-извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного.

-самостоятельное выделение в тексте необходимой информации,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью.

-вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.


Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют).

В японском  характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворная форма: хайку.

Хайку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном единстве

. Хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в одну (строку) и состоящее из трёх ритмических частей. Маленький краб
Побежал по ноге.
Чистая вода.
Веками японцы воспевают красоту цветущей сакуры — японской вишни. Нежные лепестки вишни (сакуры) полюбились настолько, что заняли особое место в культуре этого народа. Для японцев цвет и форма цветков вишни (сакуры)  стали символом чистоты и искренности. В некоторых случаях японское слово «цветок» указывает именно на сакуру. На протяжении тысячелетий японцы любуются этими прелестными цветками.
Этот народный обычай любоваться цветущими вишнями воспет в многочисленных творениях японской поэзии.

Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами.




Слушают, рассматривают слайды презентации.

Рассказывают подготовленные сообщения о древнеегипетских символах.


Обращаются к параграфу учебника на странице 116, читают, рассматривают иллюстрацию.

Просмотр видеофрагмента.

Готовность к восприятию новых знаний

Словесная оценка учителя

4.


Закрепление изученного материала.

3 минуты

Проводится чтений хайку написанных детьми

Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала.

При чтении хайку

Учитель выводит на экран проектора картинки сакуры,

Читают свои стихи

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.


Заполнение листа самооценки

5.

Творческий этап

8 минут.

Выполнение практической работы.


Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима – живопись по сырому.

Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).

  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур японской вишни.

  3. Начинаем накладывать цвета с ветки, далее цветы.

- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над деталями веткой сакуры.

А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.

Этапы рисования:

  • набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:

  • начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:

  • на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.

  • намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;

  • наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка

  • черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.

  • наши цветы готовы.


Сотрудничают в группе, выполняют задание, оценивают свою работу в листе самооценки.

Каждая группа оценивает свою деятельность по критериям.

Творческий подход к выполнению коллективной работы.

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Заполнение листа самооценки.


6.

Подведение итогов уроков.

2минуты



Подвести итог проделанной работы на уроке.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений

Учитель задает вопросы:

Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?

-Какое дерево является символом Японии?

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы


Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Учащиеся формулирует выводы


Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.



7.

Рефлексия.

2 минуты.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

-Ребята, вам понравился наш урок?

Если вам была интересно поместите свои ветви сакуры на доску и пусть они станут единым деревом.

Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок.



Заполнение листа самооценки.

Оценка учителя.

8.

Домашнее задание.

1 минута.



Выполнить дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его

Слушают, записывают домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!