II.Мотивация деятельности и актуализация знаний. (1 мин.) | -Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую иногда называют очень странно – “Страна – наоборот”. И для этого у нее есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу. – О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, вы правы. Удивительный сосед есть у России на востоке – это Япония. Она называлась когда-то И звучно, и кратко – Ямато. Теперь во всем мире зовётся Страной восходящего солнца. Считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют «страной восходящего солнца». (слайды 1-4) | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | Устные ответы |
III.Формулирование темы урока, постановка цели. (1 мин.) | -Я думаю, что очень интересно узнавать что-либо новое о далеких странах. -Ребята, кто может предположить какая тема нашего урока? (Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии) (Слайд 5) -Как вы думаете, какая цель нашего урока? Сегодня мы постараемся узнать и запомнить новые интересные сведения об удивительной стране, а особенно подробно остановимся на художественной культуре Японии. И целью нашего урока является изучение культурных традиций Японии, а также создание коллективной работы на тему «Художественный образ Японии». Итак, давайте отправимся в путешествие по далекой самобытной стране, а сопровождать нас в путешествии будет легкая японская музыка. | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности | Устные ответы |
IV.Беседа, объяснение, показ. (16 мин.) | Япония – красивая страна. Она расположена на четырех островах и со всех сторон омывается морем. Здесь много живописных рек, стремительных водопадов, огнедышащих гор – вулканов. На севере Японии так же, как и у нас выпадает снег, зато на юге зимы не бывает никогда. Там круглый год цветут цветы, тепло.(слайд 6) Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Часто, проходя мимо деревьев, опавших листьев, мы не обращаем на них внимания, а японцы способны увидеть красоту даже в обычном опавшем листочке или сосновой иголочке и любоваться ими часами. (Учитель читает детям стихи) Конец осенним дням. Уже раскрыла руки Каштана скорлупа. (Басё) | Гляжу – опавший лист Опять взлетел на ветку. То бабочка была. | Над ручьем целый день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. (Тиё-ни) | Старый пруд… Прыгнула в воду лягушка. Плеск в тишине. | Многообразны приметы времени и жизни. Когда с дерева падает один лист, близится осень. Но сегодня у нас не осенний листопад, сегодня у нас весна – сезон благоухания сакуры. Это дерево – символ японской весны. Она похожа на нашу вишню, но плоды ее очень мелкие и несъедобные.(слайд7-8) С давних пор в цветении декоративной вишни японцам видится радость жизнеутверждения весенних сил после зимней стужи. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своей многочисленностью, но и недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветра. Прекрасно цветение сакуры.(слайд 9-10) - Ребята, а кто из вас видел, как цветет вишня? Какие ваши впечатления? Какая она? Давайте вместе полюбуемся этим чудом природы. (слайд 11. видео Цветение сакуры) - Сегодня на уроке мы тоже можем создать цветущую вишню, посмотрите как это просто Учитель показывает таблицу с изображением ветки сакуры, вырезает цветы и приклеивает их на ветку.(слайд 12) - А сейчас я предлагаю продолжить путешествие и отправиться из нашего чудесного сада в японский поселок. Мы входим в японский поселок с узкими улочками, с черепичными седлообразными крышами домов. Фасад дома традиционно обращен к саду: ручей, скалы, глыбы камней, возле дома слегка изогнутый мост, пруд.(слайд 13,14) Взаимосвязь японского жилища и воды – явление органичное. Об этом есть народная японская поговорка: «У кого терраса подле воды, тот раньше других луну увидит». (слайд 15 видео Архитектура Японии) Японский домик сделать очень просто. Он симметричной формы и состоит из простых фигур. По построению напоминает наш домик, но только уголки крыши немного закругленные. Учитель показывает таблицы с конструкцией японского дома и вырезает его, сложив лист пополам. Затем показывает, как можно украсить домик.(слайд 16) -Мы с вами продолжим наше путешествие и обратим внимание на японский пейзаж, посмотрим на картины японских художников. Ребята, какие особенности техники исполнения рисунка вы видите? Японские художники часто рисовали свои пейзажи в серо-белом цвете. (слайд 17, 18) -Ребята, кто знает, почему во многих своих пейзажа японские художники изображают большую гору, кто скажет как она называется? (Гора (вулкан) Фудзияма, находится на острове Хонсю, Фудзи (так ее называют японцы), считается священным местом для японцев, ее высота почти 3 800 метров (слайд 19-20) . Обычно в своих картинах художники изображают горы в серо-белой дымке, которая создает впечатление пространства. Итак, как же можно изобразить японский пейзаж? (Учитель показывает на листе, приклеенном к доске, карандашом изображение пейзажа).(слайд 21) Необычная природа, необычная архитектура заставляют нас задуматься, что же за люди живут в этой чудесной стране? (слайд 22) Как и все народы мира, японцы воспевают женщину как символ красоты, мира, нежности. Многие японские художники извлекли из красок и света дивные образы японок и подарили их нам (слайд 23). В чем же отличие образа японской женщины от образов русских красавиц? В чем своеобразие ее внешности? Давайте внимательно вглядимся в образ японской женщины. Тонкий овал лица, узкие миндалевидные удлиненные глаза, густые соболиные брови, чуть приподнятые вверх, словно от удивления. Особую грациозность японским женщинам придает одежда – кимоно. (Параллельно объяснениям учитель одевает бумажную куклу). Кимоно кроится по геометрическим формам и шьется по единому образцу. Полы кимоно не застегиваются, а запахиваются (слайд 24, 25). Женщины подпоясывают кимоно широким поясом-оби, который завязывают на спине большим бантом. (слайд 26) У состоятельных людей кимоно шелковое, у бедных – полотняное. Очень длинные рукава кимоно служат карманами. Надевая кимоно, японская женщина строго следует старинному этикету. Искусная прическа также придает ей грациозность. Прическа сложная, с лентами, дорогими шпильками, цветами. (слайд 27,28) Обувью японским женщинам служат деревянные гэта – сандалии. (слайд 29) Дополнением к японскому костюму является веер, который представляет собой произведение искусства, и соломенный зонт. (слайд 30-33)(Учитель показывает таблицы последовательности изображения японской женщины).(слайд 34) | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке. Познавательные: научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, анализировать, искать наиболее целесообразные способы решения задач. Коммуникативные: умеют слушать учителя, коллективно анализировать изделие, наблюдать | Устные ответы |
VII.Технологический этап. Выполнение практической работы (Работа в группах) (19 мин.) | - А теперь, ребята, я предлагаю вам создать небольшой кусочек Японии – выполнить коллективное панно. Для этого нам нужно разбиться на четыре группы: (слайд 36) I группа – «Архитекторы» - изображают пейзаж. II группа – «Садовники» - изображают и вырезают ветку цветущей сакуры. III группа – «Строители» - вырезают и украшают Японские домики. IV группа – «Художники» - изображают и вырезают фигурки японских женщин. Каждая группа получает наглядный материал для выполнения задания. После выполнения своей работы учащиеся собирают панно (наклеивают домики, фигурки, ветку с цветами на выполненный пейзаж). ЗАВЕРШАЕМ | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать | Выполнение работ |
VIII.Контрольно-оценочный этап. (2мин.) | Соотнесение цели урока и его результатов. Учащиеся прикрепляют готовую работу на доску. - Итак, ребята, работа завершена! Спасибо! Проводится анализ выполненной работы. Ребята, у каждого из вас есть лист самооценки. Оцените пожалуйста свою работу на уроке по шкале успешности, поставьте любой знак в овале возле цифры. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом ри- сунке. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | Оценивание, самооценка учащихся за работу на уроке. Устные ответы |