Страницы истории моей Родины
5-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мыски 2019
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Петровой К.С.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Страницы истории моей Родины» 5-9 классы составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Страницы истории моей Родины» 5-9 классы составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 4» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Страницы истории моей Родины»
К концу обучения учащегося основного уровня определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Личностные результаты включают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Планируемые метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
2) базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
4) способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
5) умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
7) уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса «Страницы истории моей Родины»
5-й класс (34 ч,)
Что изучает история Отечества (7 ч.)
История человечества, государства, города, человека. Периоды отечественной истории. Понятие «исторический источник». Вещественные и
Письменные исторические источники. Как ведут счет лет в истории. Что
Такое эра, век. Летописи. История имен и прозвищ. Генеалогическое древо
семьи.
Виды деятельности: участие в игре-путешествие, работа с источниками, моделирование генеалогического древа, презентация моделей.
Древняя Русь (9 ч.)
Расселение восточных славян. Занятия славян. Верования восточных Славян. Русь при первых князьях. Кто правил на Руси. Княгиня Ольга. Крещение Руси. Создание славянской письменности. Занятия новгородцев. Новгородское вече. Город Владимир. Архитектура Владимиро-Суздальской земли. Первое упоминание о Москве. Кто такие монголо-татары. Нашествие войск Батыя на Русь. Невская битва. Ледовое побоище, "Князь-полководец Александр Невский.
Виды деятельности: участие в виртуальная экскурсия, составление презентации на тему «Владимиро-Суздальская земля», защита презентаций, работа с анимированной картой.
Культура Древней Руси (5 ч.)
Софийский собор в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор во Владимире. Былинные герои: Илья Муромец, Евпатий Коловрат. Одежда восточных славян разных сословий.
Виды деятельности: работа с иллюстрациями, работа с источниками, работа с репродукциями картин, моделирование древнерусской одежды, презентация моделей.
Московская Русь (8 ч,)
Борьба Москвы с Тверью. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Иконописец Андрей Рублев. Икона «Троица» А. Рублева. Как строился Московский Кремль. Соборы Кремля. Иван Грозный. Опричнина.
Виды деятельности: участие в исторической реконструкции Куликовской битвы, просмотр видеоматериала на тему «Андрей Рублев», работа над проектом “Экскурсия по Кремлю”, защита проекта “Экскурсия по Кремлю”
Региональный компонент (5 ч,)
Родной край в древности (краткая историческая справка). Растительный и животный мир.
Виды деятельности: экскурсия в музей, участие в викторине “Знатоки истории”
6-й класс (34 ч,)
Россия в XVI-XVII веках (8 ч,)
Смутное время. Второе ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков. Земский собор 1613 года. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы. Московский Кремль - резиденция русских царей. Загородный дворец царей. Крепостные крестьяне. Посадский люд. Покорение Сибири. Походы землепроходцев С. Дежнева и Е. Хабарова. Школы в XVI-XVII веках. Славяно-греко-латинская академия.
Виды деятельности: мозговой штурм, работа над мини-проектом «Генеалогическое древо Романовых», работа с картой.
Российская империя (16 ч,)
Каким был царь Петр I. Что изменилось в России при Петре I. Создание русского флота. Ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Положение народа при Екатерине II. Великий полководец А. В. Суворов. Сражение у реки Рымник. Отношения России и Франции накануне Отечественной войны 1812 года. Начало Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Илларионович Кутузов. Николай Раевский. Денис Давыдов. Восстание декабристов. Царствование Николая I. Крымская война 1853-1856 годов. Александр II - царь-освободитель. Отмена крепостного права. Военная реформа. Судебная реформа. Жизнь россиян в XIX - начале XX века. Император Николай II. Свержение самодержавия.
Виды деятельности: просмотр видеоматериала на тему «Царь Пётр и его дела», составление презентации «великий Суворов», участие в виртуальной экскурсии «Галерея героев Отечественной войны 1812 года», участие в игре “Представь сословие”, реконструкция событий правления Николая II, участие в разработке сценария театрализованного представления «Жизнь в Российской империи», участие в театрализованном представлении.
Золотой век русской культуры (5 ч,)
Развитие литературы в XIX веке. Российские композиторы. Павел Третьяков и его галерея. Художники XIX века.
Виды деятельности: создание галереи русских писателей, работа с источниками, участие виртуальная экскурсия, участие в викторине “Умники и умницы”.
Региональный компонент (5 ч,)
Родной край в XVIII-XIX веках
Виды деятельности: экскурсия в музей, опрос, игра “Колесо истории”.
7-й класс (34 ч,)
Наша Родина в первой половине XX века (8 ч,)
В. И. Ленин (Ульянов) и его семья. Октябрьская революция. Что такое Гражданская война. А. И. Деникин. В. К. Блюхер. Кузбасс в годы Гражданской войны. Отряд Петра Сухова. Кольчугинское восстание. Образование СССР. Пятилетние планы. Угольные шахты Кузбасса. Кузнецкий металлургический комбинат. Быт рабочих в 20-30-е годы.
Виды деятельности: работа с источниками, создание карты событий, воссоздание хронологии событий.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (9 ч,)
Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Битва под Москвой. Вера Волошина и Зоя Космодемьянская. Герои-панфиловцы. Герои обороны Сталинграда. Дом Павлова. Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Партизанское движение. Отряд Ковпака. Герои-краснодонцы. Дети и война. Пионеры-герои. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Герои-кузбассовцы. Эвакуированные предприятия. Образование Кемеровской области.
Виды деятельности: составление презентации на тему «Герои битвы за Москву», работа с источниками, составление докладов на тему: «Герои-кузбассовцы», защита докладов.
Наша Родина во второй половине XX века (5 ч,)
И. В. Сталин: культ вождя. Хрущевская «оттепель». Л. И. Брежнев: построение «развитого социализма». Развитие космонавтики. Юрий Гагарин.
Виды деятельности: просмотр видеоматериала «Отец народов», работа с источниками, подготовка виртуальной экспозиции «История российской космонавтики», презентация виртуальной экспозиции.
Россия сегодня (7 ч,)
Наша Родина - Россия. Многонациональная Россия. Города России.
Конституция Российской Федерации. Права человека. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Государственная Дума. История символов России. Российский герб, флаг
и гимн.
Виды деятельности: подготовка к фестивалю «Народы России», фестиваль «Народы России», работа с источниками, составление схемы «Органы государственной власти России».
Региональный компонент (5 ч,)
Родной край в XX веке
Виды деятельности: экскурсия в музей, разработка сценария музыкально-художественной композиции «В жизни всегда есть место подвигу», подготовка, представление музыкально-художественной композиции.
8-й класс (34 ч,)
Нумизматика (11 ч,)
Введение в нумизматику. Функции денег. Источники нумизматики.
Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Русские
монеты и денежное обращение XIV-XVII веков. Русская монетная
система XVII-XIX веков. Денежная реформа Петра I. Денежная
реформа Е. Ф. Канкрина. Денежная система времен революций 1917 года и Гражданской войны. Денежная реформа 1922-1924 годов. Советская денежная Система. Изменения в денежной системе в конце XX века.
Виды деятельности: работа с источниками, просмотр виртуальной экспозиции «Монеты Древней Руси», экскурсия в музей, составление и защита презентации на тему «Деньги царской России».
Геральдика (11 ч,)
Геральдика - наука о гербах. Происхождение гербов. Русская геральдика. Государственный герб Российской империи. Дворянские гербы. Советские гербы. История современного герба России.
Виды деятельности: работа с источниками, работа над проектом на тему «Русская геральдика».
Историческая ономастика (12 ч,)
Историческая ономастика изучает историю собственных имен. Разделы исторической ономастики. Этнонимика как составная часть ономастики. Историческая топонимика. Происхождение имен и фамилий.
Виды деятельности: работа с источниками, поиск происхождения имен и фамилий.
9-й класс (34 ч,)
История города Мыски (17 ч,)
Первые поселения на территории г. Мыски. Занятия и образ жизни жителей г. Мыски. Мыски в годы первых пятилеток, в годы Великой Отечественной Войны. Промышленная отрасль города Мыски. Угольные разрезы Мысков. Инфраструктура города. Мыски - прошлое и настоящее глазами современников.
Виды деятельности: работа с источниками, работа над проектом на тему «Занятия и образ жизни жителей города Мыски», поиск и обработка фотографий, экскурсия по городу, участие в фотовыставке.
История Кузбасса (17 ч,)
Этапы становления города Кемерово: село Щеглово - город Щегловск - город Кемерово - Кемеровская область. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). Знакомство с выдающимися деятелями Кузбасса (писатели, поэты, художники, артисты, врачи, и т.д.) Население Кемеровской области. Народности Кузбасса. История заселения и освоения Земли Кузнецкой (города области). Кузбасс – мой край родной.
Виды деятельности: составление схемы по лекции учителя, составление кроссворда, работа с картой Кемеровской области, участие в подготовке коллективного проекта на тему «Кузбасс – мой край родной».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | Всего |
1. | Что изучает история Отечества | 7 | - | - | - | - | 7 |
2. | Древняя Русь | 9 | - | - | - | - | 9 |
3. | Культура Древней Руси | 5 | - | - | - | - | 5 |
4. | Московская Русь | 8 | - | - | - | - | 8 |
5. | Региональный компонент | 5 | 5 | 5 | - | - | 15 |
6. | Россия в XVI-XVII веках | - | 8 | - | - | - | 8 |
7. | Российская империя | - | 16 | - | - | - | 16 |
8. | Золотой век русской культуры | - | 5 | - | - | - | 5 |
9. | Наша Родина в первой половине XX века | - | - | 8 | - | - | 8 |
10. | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | - | - | 9 | - | - | 9 |
11. | Наша Родина во второй половине XX века | - | - | 5 | - | - | 5 |
12. | Россия сегодня | - | - | 7 | - | - | 7 |
13. | Нумизматика | - | - | - | 11 | - | 11 |
14. | Геральдика | - | - | - | 11 | - | 11 |
15. | Историческая ономастика | - | - | - | 12 | - | 12 |
16. | История города Мыски | - | - | - | - | 17 | 17 |
17. | История Кузбасса | - | - | - | - | 17 | 17 |
| Итого количество часов: | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 170 |
Учебно-тематический план 5-й класс - «Древняя Русь»
№ п/п | Раздел, тем занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
|
| | Теория | Практика | |
Что изучает история Отечества (7 ч) |
1 | Что такое история | | 1 | Игра-путешествие |
2 | Исторические источники | | 1 | Работа с источниками |
3 | Лента времени | | 1 | Моделирование |
4 | Как появились прозвища исторических личностей | 0,5 | 0,5 | Рассказ учителя, игра |
5-6 | Генеалогическое древо | 1 | 1 | Работа с источником, моделирование |
7 | Итоговое занятие по разделу | | 1 | Презентация моделей |
Древняя Русь (9 ч) |
8 | Восточные славяне | | 1 | Виртуальная экскурсия сия |
9-10 | Первые киевские князья | 1 | 1 | Беседа «Как делать проект», работа над мини- проектом (презентация) |
№ п/п | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
| Теория | Практика | |
11 | Путешествие в древний Новгород | | 1 | Работа с источниками |
1 2 | Владимиро-Суздальская земля | | 1 | Работа над мини-проектом (презентация) |
13 | Батыево нашествие | 0,5 | 0,5 | Беседа, работа с источниками |
14 | Борьба со шведскими и немецкими захватчиками | 1 | | Работа с анимированной картой |
15 | Александр Невский | | 1 | Работа над мини-проектом (презентация) |
16 | Итоговое занятие по разделу | | 1 | Защита проектов |
Культура Древней Руси (5 ч) |
17 | Средневековая архитектура | 0,5 | 0,5 | Работа с иллюстрациями, игра |
18 | Былинные герои Древней Руси | | 1 | Работа с источниками, репродукциями картин |
19-20 | Как одевались в Древней Руси | | 2 | Моделирование |
21 | Итоговое занятие по разделу | | 1 | Презентация моделей |
Московская Русь (8 ч) |
22 | Возвышение Москвы | 1 | | Историческая мозаика |
23 | Куликовская битва | | 1 | Историческая реконструкция |
24 | Иван III - «государь всея Руси» | | 1 | Работа над мини-проектом (презентация) |
25 | Андрей Рублев | 1 | | Кинолекторий |
26-27 | Московский Кремль | | 2 | Работа над проектом «Экскурсия по Кремлю» |
28 | Как жила Московская Русь при Грозном царе | 1 | | Просмотр и обсуждение учебного видеофильма |
29 | Итоговое занятие по разделу | | 1 | Защита проекта «Экскурсия по Кремлю» |
Родной край в древности (5 ч) |
30-32 | Родной край в древности | | 3 | Экскурсия в музей 1 |
33-34 | Итоговое занятие по разделу «Древняя Русь» | | 2 | Анкетирование, подготовка к викторине, познавательная викторина «Знатоки истории» |
Страницы истории моей Родины 6 класс (34 ч.)
№ п/п | Название узловой темы и темы уроков | Дата урока | Корректировка | Контроль |
I. | Россия в XVI-XVII веках (8 ч) | | | |
1. | Минин и Пожарский и их славные дела | | | |
2-3. | Первые Романовы | | | Презентация мини-проекта |
4. | Царский двор и его обитатели | | | |
5. | Жизнь людей в деревне и городе | | | |
6. | Землепроходцы | | | |
7. | Как и чему учились наши предки | | | |
8. | Итоговое занятие по теме «Россия в XVII веке» | | | |
II | Российская империя (16 ч) | | | |
9-10. | Царь Пётр и его дела | | | |
11. | Рождение русского флота | | | |
12. | Михаил Васильевич Ломоносов | | | |
13. | Царствование Екатерины Великой | | | |
14. | Великий полководец Суворов | | | Презентация мини-проекта |
15. | Отечественная война 1812 года | | | |
16. | России славные сыны | | | |
17-18. | Царствование Николая I | | | |
19. | Освобождение крестьян и другие изменения в России | | | |
20. | Основные сословия Российской империи | | | Игра «Представь сословие» |
21. | Царствование Николая II и конец Российской империи | | | |
22-24. | Итоговое занятие по теме «Российская империя» | | | |
III | Золотой век русской культуры (5 ч) | | | |
25. | Золотой век русской литературы | | | |
26. | Расцвет русской музыки | | | |
27. | Живопись | | | |
28-29. | Итоговое занятие по теме «Золотой век русской культуры» | | | |
IV | Региональный компонент (5 ч) | | | |
30-32. | Родной край в XVIII-XIX веках | | | |
33-34. | Итоговое занятие по курсу “Страницы истории моей Родины” | | | Игра “Умники и умницы” |
Страницы истории моей Родины 7 класс (34 ч.)
№ п/п | Название узловой темы и темы уроков | Дата урока | Корректировка | Контроль |
I. | Наша Родина в первой половине XX века (8 ч) | | | |
1. | Семья Ульяновых | | | |
2. | Герои Гражданской войны 1 | | | |
3. | Гражданская война в Кузбассе | | | Создание карты событий |
4. | Пятнадцать республик - пятнадцать сестер | | | |
5-7. | Стройки первых пятилеток в нашем крае | | | |
8. | Итоговое занятие по теме «Наша Родина в первой половине XX века» | | | Круглый стол |
II | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (9 ч) | | | |
9. | Герои битвы за Москву | | | Мини-проект |
10. | Сталинградская битва | | | Мини-проект |
11. | 900 дней и ночей | | | |
12. | Партизанское и подпольное движение | | | Мини-проект |
13. | Пионеры-герои | | | Мини-проект |
14. | Герои-кузбассовцы | | | |
15. | Наш край в годы войны | | | |
16-17. | Итоговое занятие по теме «Великая Отечественная война» | | | |
III | Наша Родина во второй половине XX века (5 ч) | | | |
18. | «Отец народов» | | | |
19. | «Оттепель» | | | |
20. | Л. И. Брежнев | | | |
21-22. | Освоение космоса | | | |
IV | Россия сегодня (7 ч) | | | |
23-24 | Российская семья | | | |
25 | Законы страны | | | |
26 | Как Россия управляется | | | |
27-28 | Символы государства | | | моделирование |
29 | Итоговое занятие по теме «Россия сегодня» | | | Презентация моделей |
V | Родной край в XX веке (5 ч) | | | |
30-32 | Родной край в XX веке | | | |
33-34 | Итоговое занятие по курсу «Страницы истории моей Родины» | | | |
Страницы истории моей Родины 8 класс (34 ч.)
№ п/п | Название узловой темы и темы уроков | Дата урока | Корректировка | Контроль |
I. | Нумизматика (11 ч) | | | |
1. | Что изучает нумизматика | | | |
2. | История появления денег | | | |
3. | Монеты Древней Руси | | | |
4. | Появление бумажных денег | | | |
5. | Деньги царской России | | | Мини-проект |
6. | Денежная реформа XIX века | | | |
7. | Деньги революционной России 1917 года | | | |
8. | Советские денежные знаки | | | |
9. | Денежные реформы конца XX века | | | |
10-11. | Итоговое занятие по модулю «Нумизматика» | | | |
II | Геральдика (11 ч) | | | |
12. | Геральдика - наука о гербах | | | |
13. | Виды гербов | | | |
14-17. | Русская геральдика | | | Работа над проектом |
18-20. | Государственные гербы России XX века | | | Работа над проектом |
21-22. | Итоговое занятие по модулю «Геральдика» | | | Защита проектов |
III | Историческая ономастика (12 ч) | | | |
23-24. | Историческая ономастика как вспомогательная историческая дисциплина | | | |
25-27. | История происхождения названий населенных пунктов родного края | | | |
28-29. | История происхождения названий улиц родного города | | | |
30-33. | История происхождения имен и фамилий | | | |
34 | Итоговое занятие курса «Вспомогательные исторические дисциплины» | | | |