УРОК 10
Тема: страницы жизни и творчества Ф. И. ТЮТЧЕВА, А.А.ФЕТА
Цели: пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева; раскрыть духовный мир поэта; выяснить, каково было отношение к поэту его современников.
познакомить учащихся с поэтической судьбой А. А. Фета; помочь понять причину непростых отношений поэта с собратьями по перу; выделить основные темы и особенности фетовской лирики
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Или еще одно тютчевское стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Знамениты романсы на стихи Тютчева: «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870), посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
Романсы можно прослушать в записи.
В чем же необычность судьбы Ф. И. Тютчева – человека и поэта?
II. Детство и юность поэта, начало литературной деятельности, длительная служба на чужбине.
Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.
Домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству. С 12 лет Тютчев занимался переводами.
С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении. В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.
С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.
За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.
Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».
1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.
III. Чтение стихотворений поэта (по выбору учащихся).
IV. Сообщение учителя (краткие сведения).
О женщинах Ф. И. Тютчева
1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В 1838 году умирает жена поэта, не пережив трагедии – пожара на судне «Николай I» (на этом судне она с детьми возвращалась из России). Поэт тяжело пережил горе, поседел за одну ночь.
Вскоре поэт женился вторично на красавице Эрнестине Дёрнберг, урожденной Пфеффель.
В 1850 г. начался роман Тютчева с Е. Денисьевой, 24-летней девушкой, родственницей инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались дочери поэта. Денисьева самоотверженно и преданно любила Тютчева. Их 14-летняя связь обсуждалась и осуждалась высшим петербургским обществом. На трех детях лежало клеймо «незаконности». Денисьева умерла от чахотки в 1864 г. Пережитую трагедию поэт запечатлел в стихах. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики в русской и мировой литературе. «Дни сочтены, утрат не перечесть», – написал Тютчев, видя, как быстро редеет круг дорогих и близких ему людей.
Жизнь и творчество А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (Варламов) и др.
Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его современник – поэт А. Жемчужников:
Памяти Шеншина-Фета
Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. В чем же «пленительность» стихов Фета?
2. Почему его судьбу называют одновременно счастливой и печальной?
II. Новый материал.
1. Начало жизненного пути А. А. Фета
Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего поэта Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.
Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.
Образование. Учился в немецком пансионе в г. Верро, начал сочинять стихи. Московский университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.
2. Основные этапы творческой биографии А. А. Фета
Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.
Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» [30. С. 228].
Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.
Выразительное чтение стихотворений.
Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» [5]. Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.
Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.
Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.
Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Выразительное чтение стихотворений о природе.
Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)
Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.
Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.
Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» [15].
Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.
Переводческая деятельность Фета. Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:
Неизбежно, В мир стремлений,
Страстно, нежно Преклонений
Уповать, И молитв;
Без усилий Радость чуя,
С плеском крылий Не хочу я
Залетать Ваших битв.
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы:
1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?
2) Что поражало современников в характере поэта?
3) В чем суть теории «чистого искусства»?
4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?
2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.
4