Технологическая карта мероприятия
Предмет: литература
Класс: 9Б, 11К классы (Козлова И.А., Шишлова Н.В.)
Тип: литературная гостиная.
Тема: «Странник с русскою душою» (К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)
Цель: формирование национальной идентичности на примере творчества М. Ю. Лермонтова.
Задачи
Образовательные: приобщить к русской классической литературе; расширить представления о творчестве М.Ю. Лермонтова, используя произведения русской литературы, живописи, музыки; углубить знания о деятельности писателя в истории; расширить кругозор учащихся.
Развивающие: развитие умения выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов; развитие творческих способностей учащихся, способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух; формирование потребности к чтению.
Воспитательные: формирование национальной идентичности, потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи; воспитание уважительного отношения к произведениям русской поэзии, живописи, музыки, более глубокого осознания своей культуры.
УУД:
Личностные УУД: прослеживание судьбы героев и ориентацию в системе личностных смыслов; сравнение образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности к подвигам и достижениям её граждан; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведений литературы, живописи, музыки и исторических лиц.
Коммуникативные УУД: умение представить себя устно и письменно, в режиме диалога культур показать знание иностранного языка; отождествление себя с героями произведения; соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; воссоздание картины событий и поступков персонажей; формулирование высказываний, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе, используя аудиовизуальные средства; проявление позитивных навыков общения в полиэтническом обществе.
Познавательные УУД: умение находить сходство и различие между образами , созданными в произведениях искусства и историческими лицами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию; развитие творческого отношения к процессу обучения.
Планируемые результаты:
1) уметь представить себя устно и писменно;
2) уметь представлять в режиме диалога культуры знания иностранного языка;
3) владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
4) владеть разными видами речевой деятельности(монологи, диалоги, чтение...), лингвистической и языковой компетенциями;
5) владеть приемами действий в ситуациях общения;
6) иметь позитивные навыки общения в обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;
7) формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;
8) отождествлять себя с героями произведений, уметь соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды, мнения, воссоздавать картины событий и поступков персонажей;
Предметные:
Знать творчество М.Ю. Лермонтова.
Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, проявлять творческие способности, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.
Личностные: осознание эстетической ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной идентичности,
Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Межпредметные связи: музыка, история, МХК, искусство, французский, технология.
Ресурсы: Интернет, научная и художественная литература.
Основные: компьютер, проектор, экран, презентация.
Дополнительные: словари, печатные издания.
Форма: фронтальная
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные, проектные.
Сценарий
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья, мы собрались сегодня, чтобы поговорить о великом поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове. В 2014 году мы празднуем 200 лет со Дня его рождения.
Презентация портрета
Ведущий 2. Эпиграфом нашего мероприятия станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
Ведущий 3. Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
Читает Лепшеева Анастасия.
Константин Бальмонт. Лермонтов (музыкальный фон – звучит дудака)
Опальный ангел, с небом разлученный,
Унывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездомных странный брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной.
На празднике – как призрак похоронный,
В затишьи дней – тревожащий набат,
Нет, не случайно он среди громад
Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.
Где мог он так красиво умереть,
Как не в горах, где небо в час заката -
Расплавленное золото и медь,
Где ключ, пробившись, должен звонко петь,
Но также должен в плаче пасть со ската,
Чтоб гневно в узкой пропасти греметь…
Ведущий 4. М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Мы погрузимся в поэтический мир и насладимся его стихами, предлагаем совершить путешествие по страницам жизни поэта.
Читает Ковалёва Антонина.
Личность Михаила Юрьевича Лермонтова до сих пор остается загадкой. Каким он был? Как его образ отразился в его творчестве? Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок русской культуры XIX века. Раскрыть эту загадку мы попытаемся через его творчество, через воспоминания современников, через знакомство с оценкой критиков.
Лучше всего творческий человек раскрывает свой внутренний мир через этический идеал, проявляющийся в его произведениях. Понять Лермонтова-человека можно только прочитав его поэтическую исповедь.
Исповедь Лермонтова — это его стихотворения и поэмы, драмы и роман «Герой нашего времени». Особенно ранняя лирика похожа на дневниковые записи. В стихотворениях этого периода поэт пытается раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека, поэтому они носят исповедальный характер.
Паруликов Никита в образе М.Ю.Лермонтова выходит и читает стихи.Зажигаются 27 свечей.
Нет, я не Байрон, я другой,
ещё неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
но только с русскою душой
Ведущий 1. Кумирами эпохи романтизма были Наполеон и Байрон. Они не могли не привлекать Лермонтова – романтика, который дважды сопоставлял свой жизнь с жизнью Байрона. В 1830 году он писал:
И Байрона достигнуть я б хотел.
У нас одна душа, одни и те же муки;
О если б одинаков был удел!
Ведущий 2. Лермонтов жаждет одного: сходства с жизнью и поэзией Байрона. Но уже в 1832 году восемнадцатилетний юноша напишет:
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник…
Ведущий 3. Это стихотворение — решительный отрыв себя от литературного жребия Байрона. Признанием «но только с русскою душой» Лермонтов устанавливает свою кровную связь с народом и осознает необходимость соподчинения дела поэта верховным задачам строительства культуры своего народа.
Ведущий 4. По мнению В.Солоухина, «демонизм и байронизм Лермонтова были юношеской позой, душа же его была верх чистоты, доброты, мягкости, ранимости».
Презентация о родителях.
Ведущий 1. Трагические страницы биографии поэта.
Люди, знавшие Лермонтова в его отроческие и юношеские годы, заметили, что он редко говорил о своих родителях, об их взаимоотношениях. А.З.Зиновьев, готовивший 12-летнего Лермонтова к поступлению в Благородный пансион при Московском университете, пишет так: «Миша не понимал противоборства между бабушкой и отцом».
Ведущий 2. Однако это «противоборство», болью отзывавшееся в душе Михаила Юрьевича, рано заставило его задуматься о сложности людских отношений, о тяжёлой судьбе гонимого человека, каким он видел своего отца.
Описывая в «Эпитафии» похороны отца, Лермонтов так говорит о его и своей участи:
Паруликов Никита читает стихи.
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал,
Но понимаем был одним.
Ведущий 3. В отце и в самом себе юный поэт увидел «две жертвы жребия земного».
Шишлов Максим читает
Ужасная судьба отца и сына –
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названием гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Ведущий 3. Эти строки написаны семнадцатилетним Лермонтовым. Они словно стон вырываются из души юноши. Беспощадна судьба к поэту. Будто сама природа восстала против рода Лермонтовых. Восстала и извела.
Ведущий 4. Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева была из знаменитого рода Столыпиных, богатого, плодовитого, а у неё самой подрастала одна Машенька, вышедшая в 17 лет замуж за отставного капитана Лермонтова. И всё повторилось: и единственный ребёнок, и болезни, и безысходная тоска, породившая чахотку. В 22 года она умерла; сыну ещё трёх лет не было; бабушке было 44.
Ведущий 1. Ещё в 1815 году Е.А.Арсеньева дала Юрию Петровичу Лермонтову письменное обязательство выплатить ему 25 тысяч рублей в течение года, если тот оставит сына у неё до его совершеннолетия. Мальчику — всего лишь 3 года.
Ведущий 2. К чему этот экскурс в раннее детство поэта? По-разному можно воспринимать всё то, что уготовила нам судьба. Казалось бы, как в трёхлетнем возрасте можно осознать в полной мере горькую утрату матери, разлуку с отцом? Но Лермонтов — особенный ребёнок. Его гениальность не оспаривает никто.
Ведущий 3. Рано потеряв родителей, Лермонтов нашёл в бабушке человека, ему одному посвятившего всю свою жизнь.
«Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него не жалела ничего»,— пишет первый биограф поэта. В её доме «церковные праздники встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю. К Пасхе заготовлялись крашеные яйца в громадном количестве… На Троицу и Семик ходили в лес со всей дворней и Михаил Юрьевич впереди всех». Когда любимый Мишель болел, уста Елизаветы Алексеевны шептали молитвы.
Ведущий 4. В год смерти отца Лермонтов написал о себе и своих родителях горькие строки в автографе стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю»:
Паруликов Никита читает стихи.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я....
Ведущий 1. Лермонтов не мог помнить рано умершей матери. «Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней» — гласила надпись на памятнике матери поэта, похороненной в Тарханах. Но Михаилу Юрьевичу казалось, что в нём живёт воспоминание об её голосе. «Когда я был трёх лет, — записал он в 1830 году, — то была песня, от которой я плакал.... Её певала мне покойная мать».
Ученица поёт песню "Колыбельная"
Ведущий 2. Со слов тарханских старожилов первый биограф поэта писал о его матери: «Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепьяно, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».
Озерова Ирина читает
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Паруликов Никита читает стихи.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Ведущий 3. Невозможность общения отец и сын Лермонтовы старались возместить перепиской, которая, к сожалению, до нас не дошла. Сохранилось лишь завещание Юрия Петровича, в котором он писал сыну: «...ты одарён способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчёт Богу!...ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание...»
Ведущий 4. По юношеским стихотворениям Лермонтова, и в особенности по ранним его пьесам, легко увидеть, сколько душевных мучений перенес он.
Студент Юрий Волин, герой лермонтовской трагедии «Люди и страсти» (1830), говорит о себе: «Я здесь как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею».
Презентация портрета поэта
Ведущий 1. Удивительно! Но исследователи утверждают, что ни на одном портрете лицо Лермонтова не повторяется. А каким видели Лермонтова его современники. Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат М. Ю. Лермонтова. Семилетнего Акима бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, взяла к себе в Тарханы, и с тех пор он постоянно жил вместе с Михаилом. Это был один из самых близких друзей поэта.
Силаков Александр читает
Мы вместе прискакали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с этого времени мне живо помнится смуглый, с чёрными блестящими глазками Мишель, в зелёной курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличающийся от прочих...
Дом был всегда битком набит, у бабушки было три сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой... на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями... Мишель был великим мастером делать из талого снега человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарён способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...
Когда прожили мы два года, в 1827 году бабушка поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания, а через год и меня привезли к ним. В Мишеле я нашёл большую перемену, он был уже не дитя, ему минуло 14 лет, он учился прилежно...
Ведущий 2. Нет мемуариста, который бы при описании М.Ю.Лермонтова не упомянул о его глазах. Художник М.Е.Меликов запомнил его с «пламенными, но грустными по выражению глазами».
Ведущий 3. Писатель И.И.Панаев замечает «...умные и пронзительные чёрные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго».
Ведущий 4. «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое,— говорит И.С.Тургенев, — какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ».
Ведущий 1. Вглядимся в портреты М.Ю.Лермонтова, их писали разные люди. При жизни поэта были известны работы: Ф.О.Будкино (1834), П.Е.Заболотского (1837, 1840). Позднее появились портреты Лермонтова, написанные А.И.Клюндером (1938), К.А.Горбуновым (1941). Сохранились автопортреты поэта.
Ведущий 2. На всех портретах одно остаётся неизменным. Необычно высокое светлое чело и большие проникновенно-грустные глаза заслоняют собой остальные черты. Сразу возникает образ глубокой и печальной думы, и ощущаешь «сумерки души» поэта.
Презентация о любви
Ведущий 3. Перевернём страничку нашего альманаха, следующая страница «О любви».
Паруликов Никита читает .
«Кто мне поверит, что я знал любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет... Один раз я вбежал в комнату. Она была тут и играла с кузиною в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чём ещё не имел понятия, тем не менее, это была страсть сильная, хотя и ребяческая; это была истинная любовь; с тех пор я ещё не любил так...».
Ведущий 4. Вспоминая через пять лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в тетрадку: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Однако суровая жизнь с малых лет расстраивала ему эту «музыку сердца».
Ведущий 1. Волнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Сушкова, красивая, умная, ироничная, юношеское увлечение поэта летом 1830 года.
Ведущий 2. Поэт очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел, безусловно, комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить и быть любимым делал его личную жизнь невыносимой.
Ведущий 3. Но с годами облик его менялся: гений преображал его: огромные пламенные глаза, высокое, прекрасное чело, наконец, «серьёзная мысль», именно она ещё более одухотворяла его благородную внешность.
Ведущий 4. Наталья Фёдоровна Иванова - знакомая Лермонтова, его юношеское увлечение. Ободренный в начале знакомства с ней её вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упрёки в обмане, мотивы неверия в прочность женского чувства.
Лукина Александра читает «Когда я унесу в чужбину...».
Ведущий 1. В женском обществе поэт чувствовал себя легко и свободно. Современники рассказывают нам о Лермонтове как о мастере любовной игры. Из воспоминаний графини Растопчиной: «Он забавлялся тем, что сводил с ума женщин с целью потом их покидать и оставлять в тисках ожидания... Казалось, он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность».
Ведущий 2. В 1831 году Лермонтов познакомился с Варенькой Лопухиной, сестрой друга своего Алексея. Компания аристократической молодежи собиралась ехать в Симонов монастырь к всенощной. Уселись на длинные «линейки», запряженные шестеркой лошадей и покатились вверх по Арбату веселым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной... Вспоминает троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей.
Силаков Александр читает
"Будучи студентом (Московского университета), он был страшно влюблён в молоденькую, милую, умную, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину: это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку, ей было 15-16 лет»
Ведущий 3. С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединенные прогулки в аллеях средневекового парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым
Ведущий 4. А летом того года Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения.
Ведущий 1. Чувством любви было переполнено и сердце поэта.
(Звучит соната № 14 «Лунная» Бетховена)
Орлов Никита читает «Она не гордой красотою» (1832 г.),
Ведущий 2. И вдруг, как гром среди ясного неба: Варенька выходит замуж. Тяжело перенес Лермонтов это известие. В Москву полетело злое, полное язвительных намеков письмо: «Госпожа Углицкая мне также сообщила, что мадмуазель Barbe выходит замуж за господина Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но во всяком случае, я желаю им жить в супружеском согласии до серебряной свадьбы».
Ведущий 3. За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство невосполнимой утраты.
Ведущий 4. Что же все-таки произошло? Почему «милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая» Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях «бесцветного» господина Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?
Ведущий 1. Выходя замуж за сорокалетнего Бахметева, она сразу всех освобождала: Лермонтова - от каких-либо обязательств, родных - от дальнейших забот о ее судьбе, себя - от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь. Весной 1838 г. Лермонтов напишет письмо Марии Лопухиной и вложит в конверт стихи.
Сальникова Дарья «Молитва» (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)
Ведущий 2. Летом 1841 г. в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И даже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет ...
Савенков Владислав «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1841 ).
Ведущий 3. В.А. Лопухина - Бахметева пережила Лермонтова на десять лет. Она умерла в 1851 г., 36 лет от роду и похоронена в Москве, в соборе Донского монастыря. Так разрешилась еще одна драма.
О лирике
Ведущий 4. Обратимся к лирике поэта. Каждый читатель находит в поэзии М.Ю. Лермонтова близкое себе, видит его то сдержанным и страстно откровенным, то бунтующим и усталым, то доверчивым и презрительным. Нас поражают мятежная энергия и жажда тишины, сливающиеся в поэте.
Ведущий 1. В лирике М.Ю. Лермонтова с необычайной яркостью обнаруживается двойственность сознания героя — тяготение к идеальному миру, к совершенной красоте, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование в морали «света», в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия, сознание безнадежности своей мечты. В центре лирических произведений оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления.
Киселёв Даниил читает
«Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слёзы... упоение любви, трепет разлуки, радость свидания... пламенная вера, мука душевной пустоты... борьба полноты чувства с разрушающею силой рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — всё, всё в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад»,— такие грани лирики М.Ю.Лермонтова отмечает В.Г.Белинский.
Ведущий 2. В светском обществе настороженно, недружелюбно относились к поэту. Из воспоминаний И. С. Тургенева: «Я видел Лермонтова на балу Благородного собрания в Петербурге. Ему не давали покоя ни минуты, то и дело приставали к нему, брали за руки, одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества».
Ведущий 3. Из письма Лермонтова к Марии Лопухиной.
Паруликов Никита читает
«Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части... Весь тот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью, самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими, как величайшей победой. Тем не менее я скучаю... Я возбуждаю любопытство, меня домогаются, меня всюду приглашают, и мало-помалу я почитаю находить всё это крайне наносным... несомненно, нигде нет столько подлости и смешного»
Губанова Оксана читает на французском языке
Ведущий 4. Писатель А.М.Меринский вспоминал: «В обществе Лермонтов был очень злоречив, но душу имел добрую...» В стихотворении «1831-го июня 11 дня» М.Ю.Лермонтов выразительно передаёт «диалектику души человеческой».
Горохова Анастасия читает
Есть время – леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чём.
Ведущий 4. В стихотворении «1831-го июня 11 дня» поэт признаётся Горохова Анастасия читает
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нём заключено?
Огонь иль сумрак там — ей всё равно.
Ведущий 1. 28 января Лермонтов написал первые 56 строк стихотворения «Смерть поэта», этого поэтического некролога. Он появился за сутки до смерти поэта: 28-го Пушкин был ещё жив. 29 января в Петербурге стихотворение переписывалось в сотнях экземпляров, выучивалось наизусть.
Паруликов Никита читает. На фоне музыки звучит стихотворение «Смерть поэта».
Березуцкая Кристина читает.
«Мне казалось, что я слышу громкий, серебристый смех Пушкина. Это стихи, которые сочинил на его смерть некий господин Лермонтов, гусарский офицер. Я нахожу их такими прекрасными, в них так много правды и чувства...»,- вспоминает Софья Карамзина.
Ведущий 2. Стихотворение, явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. Испытание славой, да ещё столь ранней (поэту не было и 23 лет), - тяжелое испытание. Однако Лермонтов «гордо, стыдливо и благородно» принял как восторг перед его талантом, так и как гонение, выпавшее на его долю.
Липарташвили Артур читает
«Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он содержал его при главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшем участии, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он называть не захотел».А. Бенкендорф
Лунин Владислав читает.
Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону». Николай I
Презентация о Кавказе
Ведущий 3.Когда-то на вопрос Катеньки Сушковой о том, какую карьеру изберет бабушка своему внуку, Елизавета Алексеевна ответила: «А какую он хочет, матушка, лишь бы он не был военным». Но как часто происходит в жизни: то, чего мы больше всего не хотим, как правило, и случается. Четвертая страница литературного альманаха называется "Кавказ в жизни Лермонтова."
Песня горцев
Ведущий 4. В начале 1832 года Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в лейб-гвардии Гусарский полк. В конце 1834 года его произвели в корнеты.
Ведущий 1. 1837 год. Военный министр Чернышов отношением за № 100 сообщил высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова, за сочинение известных вашему сиятельству стихов, перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк и отправить на Кавказ».
Ведущий 2. Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявит себя как мужественный офицер, за что и будет награждён золотой саблей с подписью «За храбрость». Смерть станет ходить по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба. Еще раз бабушка добьется для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит трехмесячный отпуск. В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ.
Ведущий 3. И снова дуэль. И опять, как в случае с Пушкиным, друзья не смогли удержать его в Пятигорске от рокового шага. Да и были ли у него там друзья.
Ведущий 4. Понимал ли Мартынов, какой человек стоит перед ним на обрыве, ведь Мартынов не Дантес. Неужели Лермонтов видел в нём врага?
Ведущий 1. Эти условия дуэли - непременно стреляться до трех раз и пистолеты самого крупного калибра! Зачем стоял Лермонтов у барьера с пистолетом, поднятым вверх? Или он хотел еще раз испытать свою судьбу? Это остается загадкой. Весьма вероятно, что умелая, скрытая рука жандармов сделала свое черное дело. Трагедия свершилась.
Ведущий 2. Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не смолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 15/ 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?
Ведущий 3. Глухо дошла в Петербург весть о смерти поэта. ПИСЬМО Н. МОЛЧАНОВА К Вадиму Васильевичу ПАССЕКУ О ПОСЛЕДНИХ
ДНЯХ И ГИБЕЛИ ЛЕРМОНТОВА
Бесчетвертный Роман читает.
Пятигорск, 27-го июля 1841 г.
Письмо мое, добрый и любезный Вадим Васильевич, встретит вас в Пятигорске. Последние дни пребывания моего здесь были весьма печальны: смерть Лермонтова.
О Лермонтове, о кончине его, вы узнаете здесь все точно. Бедный поэт! Проживи он далее, что было бы! Иустин Евдокимович привез ему от бабушки его гостинца и письма. В тот же вечер мы видели Лермонтова. Он пришел к нам и все просил прощенья, что не брит. Человек молодой, бойкий, умом остер. Лермонтов с жадностью расспрашивал о московских знакомых. По уходе его Иустин Евдокимович много раз повторял:«Что за человек! Экой умница, а стихи его — музыка, но тоскующая».
Через несколько дней Лермонтова убили.
Теперь, когда уже нет его, хочется о нем сказать многое. У этого большого человека была душа ребенка.
Ведущий 4. Ему шел 27 год. Убийство - всегда убийство, и нет для него оправданья. Но, убивая Лермонтова, убивали не только человека - вычеркивали блестящую главу из русской национальной истории.
Стародубцева Виктория читает
Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотомщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
(И. Кобзев)
Яковлев Александр читает
Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне: « Замолчи!»?
(Б. Леонтьеву)
Ведущий 1. Поэта похоронили в Пятигорске. В метрической книге кладбищенской церкви бала сделана запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов убит на дуэли. ПОГРЕБЕНИЕ ПЕТО НЕ БЫЛО». Однако по свидетельству Лорера тело было погребено со всеми обрядами, христианскими и воинскими.
Ведущий 2. 27марта 1842года, получив высочайшее позволение императора, Е.А.Арсеньева увезла прах Лермонтова в свинцовом засмолённом гробу в село Тарханы. 5 мая состоялось погребение в семейном склепе.
Стихотворение о Лермонтове читает ученик Витовтов Дмитрий
Паруликов Никита читает « Сон»
Список использованных источников информации
1. Андреев-Кривич С.А. Всеведенье поэта. — М.: Советская Россия, 1978.
2. Архангельский А.Н. Учебник литературы для общеобразовательных учреждений. 10 класс. — М.: Дрофа, 2012.
3. Венок Лермонтову: Юбилейный сборник. — М, 1914 // www.my-lermontov.ru
4. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. — М.: Художественная литература, 1986.
5. Горохов А. Духовная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова // www.my-lermontov.ru
6. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Русская литература и православие. — М., 1996.
7. Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова // Русская мысль. — 1914. — №10.
8. Злобина Т.А., Малиновский А.А. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать. — М.: Вербум-М, 2004.
9. Захаров В. Предвосхищение. Молитвенная память. — М.: Пересвет, 2004.
10. Кормилов C.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — 2 изд. — М.: Издательство МГУ, 1998.
11. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2003.
12. Красильников Р.Л. Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. — Вологда: Легия, 2001.
13. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т. I. — М.: Правда, 1988.
14. Лермонтовская энциклопедия /Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), гл. ред. В.А. Мануйлов. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
15. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43
имени Г.К. Жукова» города Курска
Мероприятие по духовно - нравственному воспитанию
Предмет: литература
Класс: 9Б, 11К классы (Козлова И.А., Шишлова Н.В.)
Тип: литературная гостиная.
Тема: «Странник с русскою душою» (К 200-летию со дня рождения
М.Ю. Лермонтова)
Цель: формирование национальной идентичности на примере творчества М. Ю. Лермонтова.
Учитель Козлова Ирина Александровна
Шишлова Наталья Викторовна
Курск 2016