СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страноведческое направление в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается один из приёмов работы с естественнонаучной информацией. Отмечается необходимость проведения занимательных занятий «Страноведение» в начальной школе для повышения географической грамотности школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Страноведческое направление в начальной школе»

Штанова Л.Е.

учитель начальных классов

ГБОУ Школа №544, г. Москва


Страноведческое направление в начальной школе


Аннотация: в статье рассматривается один из приёмов работы с естественнонаучной информацией. Отмечается необходимость проведения занимательных занятий «Страноведение» в начальной школе для повышения географической грамотности школьников. Описываются «Листки-заготовки», которые превращаются в страницы школьной книги.

Ключевые слова: страноведение, страноведческое направление, листок-заготовка.


Для гармоничного развития детей, наряду с получением знаний, умений и навыков, необходимо расширять их кругозор. Современные школьники много путешествуют и уже имеют представление о некоторых странах, у них сформирован интерес к путешествиям и странствиям. Чтобы эти знания стали для ребят полезным багажом и обрели форму целостного восприятия мира, в нашей школе проводятся занимательные занятия по страноведению, и сегодня мы поделимся со всеми читателями интересной информацией.

Начиная с 1 класса, мы активно занимаемся проблемами географического, экономического и экологического образования и воспитания. Курс «Окружающий мир» в начальной школе позволяет с честью выполнить свою пропедевтическую роль в школьном естественнонаучном образовании. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования, география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. Самое интересное – это познание многообразия нашего мира. Каждая страна, город, остров, река, озеро уникальны. На планете более 250 стран, несколько тысяч народов.

Страноведение – это географическая дисциплина, занимающаяся изучением территорий (стран и их районов, регионов), систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социально-политической организации, особенностях исторического развития. Изначально отождествлялась с географией в целом. [1, с.245]

Страноведческое направление имеет большое культурологическое значение, обогащает знаниями о странах и народов мира (Страны Европы”, “Страны карлики”, и мн. др.).

На наших занятиях по изучению географического материала мы используем рассказы – путешествия, когда учащиеся воображают себя в роли путешественника и переносятся в соответствующую обстановку, и тем самым географические сведения становятся более убедительными. Занятия проходят очень динамично, весело, с использованием большого количества наглядного материала.

В проведении рассказа – путешествия большое значение приобретает работа с картой. В некоторых случаях бывает полезно сообщить сведения о происхождении того или другого географического названия. Это придает изложению значительный интерес. Положительный момент тот, что ребята пользуются географической терминологией. Особенно интересен рассказ, в основу которого положены личные впечатления, их наблюдения.

При подготовке к рассказу ученики используют «Листок-заготовку», который помогает продумать построение и уточняет географическое содержание рассказа. С помощью дополнительной литературы по плану учащиеся готовят сообщение о стране, в которой можно встретить интересные города, каждый из которых может поделиться своей историей.

Ребята выписывают основные сведения для своего сообщения: название страны, её столицу, географическое положение, описывают природу, раскрашивают флаг, подбирают интересные стихи или загадки про выбранную территорию, перечисляют растительный и животный мир, а также иллюстрируют или приклеивают фотографии, выявляют наиболее типичные географические черты, осмысливание которых приводит к формированию географических понятий.

Рис.1 Шаблон «Листок-заготовка»

Рис.2 Образец «Страница книги»


После знакомства с увлекательными загадками про города и удивительные страны мира со своей культурой и обычаями, мы собираем «Листки-заготовки». Они превращаются в страницы нашей классной книги «Страноведение», с помощью которой можно стать путешественником. Большим путешествовать просто – садятся в поезд и едут, садятся в корабль и плывут, садятся в самолёт и летят. А детям? Ни на поезд, ни на корабль, ни на самолёт одного не пускают. А как же путешествовать во время учебного процесса? Лучше всего по книге!

Используя такой вид работы, мы формируем общеучебные умения и способы деятельности, причём именно те, которые востребованы в естественнонаучных предметах. Основное направление - формирование приёмов работы с естественнонаучной информацией.

Для решения данной задачи на уроках прослеживается акцент на следующие формы организации учебной деятельности:

  • подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

  • оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;

  • самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Леонардо да Винчи писал: «Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов».

Знание особенностей стран: географического положения, природы, населения развивает ум и географическую эрудицию, культуру, формирует образ географического пространства. Земля огромная, поэтому не хватит всей жизни, чтобы узнать все страны, все неизведанные части земли. И во всех уголках Земного шара можно найти что-то новое, любопытное и интересное. Изучайте страноведение!

Список литературы

  1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологического словарь – М., 1983.

  2. Лагутенко Б. Т. Страноведение. — М., 1998.

  3. Страноведение - комплексное изучение стран. Режим доступа: http://ru.wikiversity.org/wiki/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!