« Страны Дальнего Востока в XVI-XVIII вв.
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями развития, искусством Китая и Японии;
План урока:
- «Срединное царство»
- Период династии Цин
- Проникновение европейцев и «закрытие» Китая
- Япония к концу XVI в.
- Сёгунат Токугава
- Проникновение европейцев и «закрытие» Японии
ВОПРОСЫ:
- Какие верования были распространены на территории Индии?
- Что бы вы назвали основой индийской экономики?
- Какими методами действовали европейцы в Индии с момента появления здесь португальцев?
- Расскажите о роли английской Ост-Индской компании в жизни Индии.
Что это за сооружение?
Что это за сооружение?
1.«Срединное царство»
- В раннее Новое время Китай был самым крупным и густонаселенным государством в мире.
- Китайцы считали, что их государство находится в середине вселенной, поэтому называли его «Срединным царством».
- Народы, посланцы которых иногда добирались до Китая, вплоть до середины XIX в. считались варварами.
- Китай всегда являлся крупнейшей по населению страной, обладал всеми необходимыми ресурсами и мало нуждался в контактах с внешним миром.
Конфуцианство
Учение китайского философа Конфуция (551-479 дон. э.)
Конфуций (Кун Фу-цзы) почитался как «учитель 10 тысяч поколений»
Зерно учения составляет идея о перенесении «законов неба» на взаимоотношения в семье, обществе и государстве. Отношения между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями. Они основываются на строгой субординации. Высшая цель всех стремлений - установление и поддержание гармонии, которая является на Земле отражением вечного миропорядка в космосе.
Династия Мин правила с 1368 по 1644 год. В XV-XVI веках Китай переживал экономический подъем: росли города, развивались ремесла и торговля, строились великолепные дворцы, появились мануфактуры.
В соответствии с древними традициями власти очень активно вмешивались в экономические дела. Была сохранена за государством монополия на землю, кроме того, власти контролировали торговлю, производство металлов, предметов первой необходимости соли, чая
Император в Китае был единственным господином для всех. Чиновники были очень образованными людьми. По результатам экзаменов они получали продвижение по службе. Если становилось известно о взяточничестве, то император мог приказать провинившемуся покончить с собой.
Маньчжурское завоевание Китая
Армия повстанцев разгро-мила правительственные войска династии Мин и всту-пила в Пекин. Напуганные китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжур-ской коннице.
В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Ки-тае утвердилась маньчжурс-кая династия Цин , правившая до 1911 г.
- государство
династии Мин
2.Империя Цин
Государство захватили воинственные маньчжуры, которые основали династию Цин (1644-1911).
Вскоре маньчжуры растворились среди китайского населения, но продолжали оставаться чужаками.
В 1724 году всех христианских проповедников изгнали из страны, а церкви разрушили. В 1758 году Китай окончательно закрыл двери для европейцев.
2. Империя Цин
- Расцвет империи Цин связан с именами богдыханов Канси (1654-1722) и Цяньлун (1711-1799).
- Канси — второй и один из наиболее известных богдыханов маньчжурской династии Цин, ему принадлежит особая роль в становлении русско-китайских отношений.
- в 1715 г. тот же Канси позволил основать Русскую православную миссию в Пекине
- В 1708 г. Канси издал указ об укреплении и расширении круговой поруки в городах, как и в деревне, с целью лучшего сбора налогов
- С конца XVII в. в Китае возобновился экономический подъём, прерванный маньчжурским завоеванием.
3. «Закрытие» Китая
Первыми берегов Китая в начале XVI в. достигли португальцы. В 1557 г. им удалось основать первую европейскую колонию на китайской земле — Макао (Аомынь)
Почти триста лет это была единственная иностранная колония на территории Китая
В 1757 г. указом цинского императора все порты, кроме Гуанчжоу, были закрыты для внешней торговли.
Богдыхан цинской династии
3. «Закрытие» Китая
- Так было положено начало изоляции Китая. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах.
- Политика самоизоляции от внешнего мира продолжалась до середины XIX в., когда Китай был насильственно «открыт» для мировой торговли .
Скульптурное изображение Будды
4.Япония к концу XVI в.
- Особой популярностью в Японии пользовалось учение дзэн, пришедшее из Китая.
- Для этого направления буддизма характерно недоверие к знанию, убеждение в том, что истина невыразима в словах, неприятие установленных норм морали.
- Философия дзэн основана на представлении о мгновенном и непосредственном постижении истины, озарении, не требующем никакой предварительной подготовки.
- Дзэн фактически превратился в стиль жизни, оказывавший огромное влияние на японскую культуру, особенно начиная с XIV—XVI вв.
- Под влиянием дзэн особого расцвета достигло садово-парковое искусство Японии
4.Япония к концу XVI в.
- С XV в. в Японии начал распространяться культ чая, влиявший на развитие керамического искусства и производство художественного фарфора.
- Собственная религия японцев называлась синтоизм (от синто — «путь богов»).
- Последователи синтоизма считали, что все люди произошли от богов;
- Главной считалась богиня солнца Аматэрасу, от которой произошли императоры. Поэтому Японию ещё называют Страной восходящего солнца.
- С XII в. в Японии утвердилась власть военных вождей, носивших титул сёгун («полководец»).
- В эпоху сёгунов преобладающее положение в духовной жизни Японии занял буддизм
- До конца XVI в. Японией правили сёгуны из рода Асикага, которые к середине столетия фактически утратили контроль над страной.
5. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в конце XVI - в начале XVII в. победу одержал Иэясу Токугава ( 1542-1616) , подчинивший затем своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна в 1603г. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали пол-новластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.
Основатель системы сёгуната
Иэясу Токугава
5. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
Окончательное утверждение нового режима произошло при третьем сёгуне этой династии —
Иэмицу Токугава
(1623-1651).
После подавления в 1638 г. мощного крестьянского восстания на о. Кюсю он издал свод узаконений, оформивших существующие порядки. Всё население делилось на четыре сословия: воины (самураи), крестьяне, ремесленники, торговцы
Императорский дворец
5. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
- Вся жизнь сословий строго регламентировалась.
- Каждому сословию предписывалось, какие продукты употреблять в пищу, какую одежду носить, как обустраивать дом.
- Особое внимание уделялось положению крестьян. Им запрещалось употреблять в пищу рис, носить одежду из дорогих тканей, иметь оружие, для них устанавливались суммы расходов на свадьбы и похороны, во всём предписывалась умеренность.
- Поведение самураев регламентировалось особым кодексом чести — бусидо, в случае нарушения которого самурай был обязан совершить ритуальное самоубийство — харакири.
- император оставался в своей столице Киото фактически в полной изоляции от внешнего мира.
В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.
Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характера. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии осакского книжного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные высказывания по адресу предков сегуна, владельца магазина казнили.
Иэясу Токугава
6. «Закрытие» Японии
Нападение на английскую
делегацию
к императору Мэйдзи.
Первыми европейцами, достигшими в середине XVI в. берегов Японии, были португальцы. За ними последовали испанцы, голландцы, англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны. Миссионеры проповедовали в стране христианское учение. Центральная власть и знать, усмотрели в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.
Еще до установления сёгуната То-кугавы, в 1542 г., португальские корабли бросили якоря у одного из японских островов. Вслед за этим в Японию прибыл миссионер — католик Франсиск Ксавье. Так произошла встреча Запада с Японией.
С этого времени в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны. ьМиссионеры проповедовали в стране христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.
6. «Закрытие» Японии
- В 1637-1638 гг. на Кюсю произошло крупнейшее в истории Японии крестьянское восстание
- После подавления восстания все европейцы были высланы из Японии, а исповедание христианства запрещено под угрозой смертной казни.
- Указ сёгуна 1639 г. гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменён под страхом смерти»
- Любой иностранный корабль подлежал уничтожению
- Запрещался выезд японцев за пределы страны, уничтожались книги, содержащие какие-либо упоминания о «людях Запада».
Указ сегуна Иэмицу Токугава
6. «Закрытие» Японии
Окуша - гробница первого
сёгуна эпохи Эдо,
Токугавы Иэясу
Самоизоляция Японии объяснялась стремлением оградить традиционную культуру от внешних влияний, причём не только от западных, но и исходящих от её дальневосточных соседей. Япония оставалась «закрытой» до середины XIX в.
Закрепление
Определите, что было общего в этих государствах.
В чем различия данных государств.
Домашнее задание
Подготовить сообщение, презентацию по темам на выбор:
- Искусство Китая.
- Искусство Японии.
- ПАРАГРАФ 28
- Вопросы стр.