Подготовка к олимпиаде по английскому языку (ВсОШ): из опыта работы
Олимпиада по английскому языку дает шанс ее участникам «сверить часы» в плане подготовки к ЕГЭ по английскому языку, а, в случае успешного выступления, баллы для поступления на профильные специальности. Участие в олимпиаде выявляет уровень владения аспектами изучаемого языка, сформированности УУД, особенно метапредметных УУД. Поэтому очень важно продумать стратегии подготовки для эффективного участия. В своей разработке хотелось бы поделиться опытом подготовки обучающихся к олимпиаде.
Без дополнительных тестов на выявление уровня владения языком можно выполнить задания школьного этапа прошлых лет и провести анализ с видеоразбором и для дальнейшего планирования работы занести результаты в данную таблицу:
Раздел | Максимальное количество баллов | Результат ученика | Задания, в которых есть ошибки |
Listening | | | |
Reading | | | |
Use of English | | | |
Writing | | | |
В соответствии с результатами далее необходимо составить индивидуальный план подготовки, который работает на одного-двух учеников.
Индивидуальный план подготовки к Олимпиаде по английскому языку
Каждый день выполнять один тест из архива олимпиад для развития навыков решения, хронометража, выявления сильных и слабых сторон.
Систематическое выполнение тестов даёт правильное понимание заданий и формата олимпиады.
Кроме систематического выполнения тестов, необходимо читать на английском языке с целью расширения словарного запаса и страноведческих знаний. Для этого я рекомендую следующие сайты:
https://learnenglishteens.britishcouncil.org/
https://youtube.com/@bbcworldservice?si=PH4mlvjGZyyolABi
https://www.cambridgeenglish.org/learning-english/
На самом деле, ресурсов множество, далее ученик может сам выбрать то, что для его личной подготовки подходит.
Все Олимпиады занимают длительное время для подготовки, поэтому важно заранее начать подготовку, как минимум за 1-2 месяца, или сопровождать ученика с 5 класса и до окончания школы.
Необходимо развивать в участниках навыки многозадачности, особенно в заданиях на аудирование. Здесь нужно понимать, что хронометраж и понимание очень важны, и ориентировать на понимание текстов с первого раза. Для этого важно развивать listening skills. Обычно предлагаю стать 100% потребителями (слушателями) новостей, подкастов и пр. на английском языке без субтитров. Ресурс для подготовки:
https://learnenglish.britishcouncil.org/skills/listening
При развитии навыков чтения очень важно понимать различные задачи, которые предстоит решить: чтение с полным пониманием, выявление основной идеи, деталей, skimming, matching headings. Самый важный совет – читать тексты, или просто читать на английском языке. Для этого предлагаю работать со следующими ресурсами:
https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading https://www.englishclub.com/reading/
https://www.esl-lounge.com/student/reading.php
Конкурс Use of English является наиболее сложным из всех конкурсов олимпиады. Задания конкурса традиционно делятся на лексико-грамматические и задания на проверку социокультурной компетенции обучающихся.
Для заданий на трансформацию следует учитывать следующее:
А. При выполнении задания попытаться угадать какую грамматическую конструкцию, фразовый глагол или устойчивое выражение expected.
Б. Обращать внимание на правильное написание слов – орфографические ошибки в данном задании учитываются.
В. Обращать внимание на количество слов, которое нужно вставить – пересчитывать вставленные слова.
Г. Обращать внимание на ключевое слово – оно дается в задании в той форме, в которой оно должно быть использовано в трансформированном предложении.
Д. В задании Writing необходимо понимать правила написания письменных работ: Introduction/Main Body/Conclusion. Также надо систематически писать, например, эссе разных видов, блог, дневник итд. Кроме того, необходимо научить правильному подсчету слов и знать стили formal/informal (какие слова и структуры характеризуют каждый из этих стилей), иметь в запасе логические связки.
Ключевое слово при подготовке – Immersion!!!
Очень важно соблюдать режим работы при подготовке к Олимпиаде, общих советов нет, можно воспользоваться советами психолога, работающего в данном направлении.