СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии работы с художественным текстом

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стратегии работы с художественным текстом»

Особенности работы с различными видами текстов

На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Приёмы технологии в основном одинаково работают на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном — определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Предлагаем наиболее часто используемые в школьной практике приёмы. Первый приём — это «кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «гроздей». Кластеры могут стать ведущим приёмом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

«Грозди» — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг неё планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты — спутники, у них — свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Продолжается работа с данным приёмом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди». Этот приём имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями». Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту стадию, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме или выполнить творческое задание.

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, — это «ИНСЕРТ», маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

• Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

• Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «ИНСЕРТ» и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу. Используем эти приёмы на уроке. Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (ещё до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Возможен и такой этап работы: учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц перед общей дискуссией в классе. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы «?», обеспечивают выход на новые источники информации. На стадии рефлексии следует вернуться к первоначальным записям на доске (кластерам), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием. А можно попросить одну из групп быть ответственной за одно «ответвление» кластера, другие же при этом вносят дополнения.

Ещё одним заданием может стать выявление причинно-следственных связей между смысловыми блоками кластера. Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске (советуем делать это цветным мелком). Заполнение кластера в рабочей тетради может вестись параллельно, а может стать заданием на дом.

Попробуем после прочтения текста сделать записи на доске или в тетради.

Данные приёмы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова; это умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.

ЭФФЕКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

На уроках в старшей школе доминирует лекционная форма подачи материала. Преимущества и недостатки традиционной лекции хорошо известны. Основным недостатком является пассивность в восприятии материала, связанная с однообразием деятельности. Традиционная лекция — яркий пример репродуктивного метода обучения.

Как сделать лекцию не только интересной по содержанию, но и инновационной по методам подачи информации и организации деятельности учащихся? Технология развития критического мышления предлагает свою форму проведения такого урока — эффективную лекцию. В педагогической литературе США эта стратегия носит название «продвинутая лекция».

Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов — осмысление содержания — рефлексия. Для организации деятельности используется приём «Бортовой журнал».

Стадия «вызова» по каждой смысловой единице осуществляется уже известными вам методами: список известной информации, её систематизация, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала.

Бортовой журнал

На стадии осмысления содержания работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-» в зависимости от правильности предположений; второй — записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

На стадии рефлексии (размышления) идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т. е. каждый член пары ведёт записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре.

Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.

Очень важной является итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов), так как она может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т. д.

Стадия рефлексии. Учащиеся работают с бортовым журналом. В последней части лекции можно использовать приём «Дерево предсказаний». Составим дерево предсказаний по теме, которая будет раскрыта в третьей части лекции. Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стадия осмысления содержания. Учащимся предлагается прослушать заключительную часть лекции, продолжив работу с бортовым журналом.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ

С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. С одной стороны, многообразие мультимедийных информационных источников, широкий спектр предлагаемых рекламно-развлекательных программ, не требующих от зрителей или слушателей серьёзных раздумий, напряжения чувств, рождает ощущение «праздника жизни». Кроме того, если судить по анкетам, самое большое место в детском чтении занимает так называемая массовая литература (фантастика, детективы, романы-фэнтези и т. п.), которая, мифологизируя (в современном понимании) незрелый детский ум, уводит его от реалий окружающего мира.

С другой стороны, есть дети, для которых законы взрослого общества не являются тайной за семью печатями: они уже сейчас в полной мере испытали на себе все его неприглядные стороны. И чтение художественной литературы для таких детей, в силу их психологических или физиологических особенностей, не представляет интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где чаще всего изучаются художественные тексты, вызывают сложности у школьников.

На уроках приходится не только читать текст, что для некоторых учащихся бывает трудно, и извлекать предполагаемую информацию, но и анализировать художественную реальность во всём её многообразии, оценивать с разных точек зрения, а зачастую создавать собственный текст, строящийся с учётом особенностей художественного произведения.

Существует, к сожалению, среди учащихся и некоторых родителей заблуждение, что достаточно прочитать и пересказать текст, и знание литературы обеспечено. Дети, добросовестно прочитав заданные на каникулы книги, не могут зачастую самостоятельно проанализировать проблематику того или иного произведения, дать полную характеристику его героям, объяснить собственные впечатления от прочитанного произведения, эмоциональные, интеллектуальные или идейные. Конечно же, одна из задач уроков литературы и русского языка — помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове. Технология развития критического мышления расширяет спектр задач, учителю необходимо обратить внимание на такие аспекты, как присвоение полученных знаний, приобретение опыта решения проблем. Учителя-словесники, поставленные в условия жёсткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приёмов обучения чтению художественной литературы, чутко отзываясь на предлагаемые педагогической наукой инновации.


ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

Чтение с остановками — условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания.

Данный приём учитывает следующее:

• текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);

• текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей;

• задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии

уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Б. Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

При разработке уроков стратегия «чтение с остановками» дополняется другими приёмами технологии на стадии вызова и рефлексии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!